Презентация по географии на тему Воды суши. Реки

Тема:  §30.Воды суши. Реки. Цель: Расширение  и углубление  знаний о реках  на примере рек России. Тип урока: изучение нового материала в форме виртуального путешествия. Вид урока: комбинированный Задачи:   - закрепить  понятия «река», «исток», «устье», «приток», «речная долина», «речная  система»; - определить виды рек в зависимости от форм рельефа ,их исток, устье, направление течения;  -познакомить с особенностями рек России в зависимости от ГП.      -учить определять цель  урока; -развиват...
Раздел География
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя школа №10 имени А.С.Пушкина»

Конспект урока географии в 6 классе по теме «Реки»

учитель географии Дудышева Т.В.

6 класс. Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

Тема: §30.Воды суши. Реки.

Цель: Расширение и углубление знаний о реках на примере рек России.

Тип урока: изучение нового материала в форме виртуального путешествия.

Вид урока: комбинированный

Программно-технические средства на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Учебные пособия: учебники, рабочие тетради, физическая карта РФ, атласы.

Задачи:

образовательные

- закрепить понятия «река», «исток», «устье», «приток», «речная долина», «речная система»;

- определить виды рек в зависимости от форм рельефа ,их исток, устье, направление течения;

-познакомить с особенностями рек России в зависимости от ГП.

развивающие:

-учить определять цель урока;

-развивать устную речь, логику, внимание, память, желание участвовать в процессе обучения;

-способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать;

- продолжить формировать навыки работы с текстовым источником информации, тематическими картами в атласах, физической картой России.

воспитательные

-обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, развивать навыки работы в парах;

-учиться оценивать свои результаты и одноклассников.

До начала урока на доске открыта презентация, видеоролики, подготовлены физическая карта России и атласы 6 кл., на партах разложены конверты с заданиями на группы из 3 чел.

Конспект урока.

Этап урока/

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Ход урока:

Организационный момент

2 мин.



  • приветствие;

  • проверка отсутствующих;

  • проверка готовности к уроку;

слайд №1

домашнее задание: §30,ответить на вопросы.



  • приветствие;

  • проверка отсутствующих;

  • проверка готовности к уроку;

  • записывают в дневники домашнее задание, настраиваются на работу.





(см. презентацию)

Изучение нового материала-25 мин.















































































Закрепление

8 мин.



Рефлексия

7 мин.











Итог 3 мин.

слайд №2 .

  • Предлагаю ученикам самостоятельно определить тему урока по загадкам.

  • Тема открывается

слайд №3.

  • Прошу определить цель урока.

  • Корректирую ответы учеников, объявляю цель и форму работы на уроке.

Прежде чем начнётся наше путешествие, к нему надо хорошо подготовиться. Путешествовать сегодня будем по рекам России. Итак, что нам нужно для путешествия?(отвечают ученики). Понадобятся учебники, атласы, физическая карта России, презентация и нужно вспомнить все основные понятия, связанные с реками ,на физической карте РФ проложить туристический маршрут. Начинаем подготовку к путешествию.

  • Открываем учебник на стр.87.§30.

слайд № 4 Что изображено на фото?. Как вы думаете, что такое долина?

Что же такое река? Найдите определение в учебнике. Читаем.

Разберём определение.

Река - водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле реки. Что происходит с водой? Водный поток, значит вода в движении, она течёт и имеет скорость. Углубление или русло - пониженная часть речной долины.

слайд №5

  • Разбираем строение реки. С чего начинается река?(стишок-ответ).Что может быть истоком?Куда река впадает? Как называется место впадения реки? Найдите в тексте определения. Покажите на картинке главное русло реки.

Как определяется длина реки? Если ученики затрудняются ответить, задаю вопрос-подсказку: как правильно показывать на карте длину реки? (от истока к устью). Что такое приток? Найдите в тексте определение. Как определить правый и левый притоки?

От чего зависит направление и скорость течения реки? (от форм рельефа, уклона).

Что такое рельеф? Все неровности земной поверхности).В зависимости от форм рельефа, уклона поверхности реки бывают горные и равнинные. А это значит, что и характер течения рек будет различным. Горные реки быстрые и бурные, а равнинные текут спокойно, плавно. Фото рек (по щелчку) на этом же слайде. Откройте учебники на стр.92.Вспомним характеристику горных рек. Назовите особенности горных рек. Теперь на стр.91 прочитаем характеристику равнинных рек и тоже определим их особенности. Молодцы. Посмотрите на слайд и определить самую длинную реку РФ, найдите эти реки на карте атласа.

***********

Цель нашего путешествия определена, основные понятия вспомнили, прокладываем наш тур.маршрут

слайд №6

можно начинать путешествие, во время которого вам предстоит не только узнать интересную информацию, но и применить основные знания, умения и навыки при прохождении этапов нашего маршрута. Туристический маршрут начинам с родных мест!

Включаю шуточный видеоролик.

Закружила голову звонкая капель

Холодно не холодно, на носу апрель

Под прозрачной корочкой быстрая река

Наберу ведёрочко я из родника.

Ой, река-река разливалася

Возле Шуи я истрадалася.

Ах, как хочется мир мне изучить

По российским рекам я хочу проплыть!!!



  • Включаю видеоролик с моим участием на участке реки Шуя в Прионежском районе п.Шуя. -2 мин.

Видеофильм.

Даю краткую характеристику реки.

Шуя - крупная и полноводная река Южной Карелии (в переводе с карельского - "глубокая"). Берет начало в северо-восточной оконечности оз. Суоярви, течёт по Суоярвскому, Пряжинскому и, последние несколько километров, по Прионежскому районам Карелии и впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера. Основные притоки реки: Сяпся, Кутижма, Чална, Вилга, и др. Река питается болотными водами, ручьями и цвет воды характерный, коричневый. Это необычная река по своему характеру. Общая протяженность реки около 194 км., скорость течения до 1 м/с. Ширина до 20-25м.Река имеет пороги. Главной особенностью реки является то, что она меняет направление течения 15-20 раз в год. Это объясняется изменениями в питании озера подземными источниками. При его уменьшении уровень озера понижается, и река пополняет его водными запасами.

После просмотра задаю вопросы.

Ребята, вы познакомились с рекой Шуя. Опишите её характер. Что такое пороги? Давайте найдём определение в учебнике на стр.92. п.5. Посмотрите на слайды и убедитесь, что река имеет пороги, а это замечательные места для рафтинга. Этим и привлекает к себе Шуя туристов.

слайд №7

слайд №8

В какой республике РФ течёт река?

Какова длина реки?

Откуда река берёт начало? Куда впадает?

Назовите особенности реки. Чем привлекает туристов?

Молодцы.

Слайд № 9.А теперь нас ждет Великая река Волга. Второй этап нашего путешествия.

Слайд №10

Откройте в атласе Физическую карту России на стр.20. Откройте конверт и выполните задание.

Внимательно прочитайте текст о Волге. Волга - река, протекающая в Европейской части России на территории 11 областей и 4 республик. Относится к бассейну Каспийского моря.

В верховье река Волга протекает с северо-запада на юго-восток, далее от города Казань направление реки меняется на южное. Около Волгограда русло реки поворачивает на юго-запад.
Река Волга начинается на Валдайской возвышенности из ключа в поселке Волговерховье Осташковского района Тверской области. Возле города Волгоград Вогоградской области начинается дельта Волги. А в 60 км от города Астрахань Астраханской области река Волга впадает в Каспийское море.

Река Волга одна из наиболее крупных рек на Земле и самая большая в Европе. Её длина 3530 км
Также Волга является самой большой в мире рекой, впадающей во внутренний водоем.

Название реки «Волга» происходит от старославянского слова - волога, влага.

Определите и покажите на карте исток, устье, направление течения и притоки Волги.( группа по 3 ученика).

Слайд №11,12

Река Волга - это центральная водная артерия России. Река расположена в Европейской части страны. На реке Волга от истока к устью расположены четыре города-миллионера: Нижний Новгород, Казань,Самара,Волгоград. Река Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путём. Река Волга используется людьми в самых разнообразных целях. Прежде всего, она имеет важное хозяйственное значение, как транспортная магистраль. Также на реке осуществляются пассажирские перевозки и экскурсии на теплоходах. Рассмотрите дельту Волги. Опишите её.

Слайд №13,14.

Последний этап нашего путешествия -река Лена. Посмотрите небольшой видеоролик «р.Лена».(Рассказываю о Ленских столбах).

Определите её ГП, исток, направление течения, притоки по атласу. В чём сходство и различия с р.Волгой?

Маршрут прошли, с заданиями справились. Молодцы. Наше путешествие завершается. Во время нашего путешествия мы закрепили основные понятия по теме «Реки». Давайте проверим, как усвоили строение речной системы. Открываю флипчарт «Речная система» или learningapps.org/1159242 2-4 ученика работают (один у доски, другой задаёт вопросы по схеме).

Предлагаю вам оценить нашу работу на уроке.

Слайд №15. Задаю вопросы каждому ученику.

Над чем работали?

Как спланировали работу?

Уложились во времени или нет?

Что нового узнали?

Чему научились?

Что получилось? Что не получилось?

Над чем нужно работать?

Если остаётся время, предлагаю ученикам выполнить задание в форме синквейна (раздаю распечатки с заданием).

Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка - тема или предмет (одно существительное);

2 строка - описание предмета (два прилагательных);

3 строка - описание действия (три глагола);

4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Можно изобразить рисунком.

Подводим итог. Определяем самых активных «туристов» и оцениваем их работу.

Слайд №15.

Все спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.



Угадывают тему урока.

Записывают в рабочие тетради число и тему урока.

Формулируют цель урока, предлагают разные варианты.





Открывают учебник. Один ученик читает определение «река».



Читают определение,

анализируют.





Отвечают на вопросы, дополняют.



Два ученика (ученицы) читают п. 4 «Реки равнинные и горные». Выделяют особенности рек.





















Смотрят видео.

























Ученики отвечают.



Смотрят фильм.





























Читают текст. Отвечают на вопросы.

















Проверяем по слайдам усвоенный материал о р.Шуя.













Выполняют задание в конвертах.





Возле карты РФ работают ученики (2-3) и определяют направления течения реки, притоки, длину (по тексту).

























































Выполняют задание .Беседуем





Слушаем ответы учеников. Подводим итоги. Объявляю оценки.















































© 2010-2022