УМК География Денисовского района

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ « Свердловская средняя школа»













ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ ДЕНИСОВСКОГО РАЙОНА»

В 9 КЛАССЕ

(34 часа)























2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведение является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В современном школьном образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии и биологии родного края. Краеведческий материал создаёт благоприятную основу для воспитания у учащихся любви к родной природе, земле, своему краю. Изучение краеведческого материала носит конкретный характер, более близко и понятно школьникам, стимулирует познавательные способности, помогает постичь разнообразие и единство природы.

Цель курса: способствовать формированию у учащихся активной жизненной и гражданской позиции, пониманию важности изучения географии и биологии своего края.

Содержание курса направлено на то, чтобы позволить учащимся осознать уникальность Денисовского района, его значимости в жизни нашей области.

Изучение курса позволит проникнуться гордостью за культурное наследие и людей, живущих на нашей земле. Курс позволит продолжить развитие практических навыков в решении учебных задач, навыков логического мышления, публичных выступлений, умения сопоставлять разные источники информации, делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Изучение курса должно способствовать формированию у учащихся активной жизненной и гражданской позиции. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.

Содержание курса отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Следовательно, курс интегративный, вбирающий в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов: биологии, географии, истории краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов.

Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную или коллективную работу учащихся, что позволяет активизировать их творческие способности, умение пользоваться знаниями, полученными при изучении других предметов. Всё это будет способствовать реализации задач обучения географии и биологии.

Основные задачи курса:

  1. сформировать знания о природных особенностях родного края; о современном социально-экономическом состоянии и перспективах развития района;

  2. развивать умение пользоваться источниками географического и биологического содержания;

  3. вырабатывать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;

  4. развивать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески её перерабатывать;

  5. иметь своё мнение, уметь отстаивать его в любой ситуации;

  6. создать основу для развития патриотизма и любви к родному краю;

  7. выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем.

Принципы построения программы: научность, доступность, дифференцированность, практическая направленность.

Содержание программы



Тема 1. Введение (1 час)

Цели и задачи курса "Краеведение": знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.

Тема 2. Географическое положение Денисовкого района, его границы (2 часа)

Географическое положение Денисовского района, его географические координаты. Пограничные области. Определение положения района на градусной сетке. Координаты крайних точек района.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте крайних точек района, пограничных областей».

Тема 3. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (3 часа)

Основные формы рельефа.

Изучение по картам особенностей рельефа своей местности и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.

Значение рельефа.

Основные месторождения полезных ископаемых. Использование минеральных богатств района.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых Денисовского района».

Тема 4. Климат.(3 часа)

Погода и факторы климатообразования. Температурный режим, осадки. Климатические ресурсы. Агроклиматические ресурсы.

Практическая работа: «Наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды»

Тема 5. Внутренние воды. (2 часа)

Реки. Озера. Водохранилища. Значение воды и ее использование в народном хозяйстве.

Практическая работа: «Обозначение на контурной карте рек и озер Денисовского района»

Тема 6. Почвы. (2 часа)

Типы почв. Земельные ресурсы.

Тема 7. Растительный мир (3 часа)

Типы растительности района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания.

Тема 8. Животный мир. (2 часа)

Животный мир Денисовского района, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона.

Тема 9. Орнитофауна. (2 часа)

Мир птиц.

Экскурсия:

- в природу по родному краю.

.

Творческие работы:

1. Растения и животные района, занесённые в Красную книгу.

2. Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.

3. Проблемы охраны и преобразования природы Денисовского района.

Тема 10. История образования Денисовского района. (2 часа)

История образования и становления Денисовского района.

Тема11. Общая характеристика населения. Социальная сфера. (3 часа)

Население Денисовского района. Медицина. Образование. Культура. Исторические и культурные памятники. Физкультура и спорт.

Экскурсии:

  • в краеведческий музей села Денисовка.

Тема12. Промышленность района и сельское хозяйство. (3 часа)

Промышленные предприятия. Энергетика. Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства. Переработка с/х продукции.

Творческая работа: "Крупнейшие предприятия района и их специализация"

Экскурсия на предприятие, знакомство с историей развития предприятия, с производимой продукцией. Выступления сотрудников предприятия: "Мир профессий и профессиональных требований"

Тема13. Транспорт. (2 часа)

Автомобильный, железнодорожный транспорт.

Тема 14. Экология. (2часа)

Основные задачи в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Обобщение знаний, подведение итогов. (1 час)

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины;

  • объекты историко-культурного наследия своего края;

  • традиционные и новые методы географических исследований своей местности;

  • основные компоненты изучения краеведения;

  • особенности формирования Денисовского района исела Денисовка, даты основания;

  • географические явления и процессы, характерные для природы Денисовского района , компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

  • особенности географического положения объектов природы Денисовского района;

  • минералы и полезные ископаемые, характерные для территории района;

  • характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа района;

  • особенности гидрографической сети края, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов;

  • основные метеоэлементы района проживания;

  • особенности растительного и животного мира, почв района, их использование человеком;

  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

уметь:

описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;

находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Денисовского района;

приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашего района, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения;

определять: на местности, плане и карте Денисовского района расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения фенологических наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;

  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельной работы по поиску географической и биологической информации о своей местности из различных источников.

Методические рекомендации по изучению курса.

В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

  1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.

  2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.

  3. Проведение картографического анализа.

  4. Выполнение фотографий.

  5. Составление тезисного плана беседы.

  6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

  7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

  8. Проведение экскурсий по школьному музею и районному краеведческому музею.

Тематический план

Тема урока

Часы

Основные вопросы

Форма проведения

1

Введение.

1

История образования Денисовского района, его площадь, современная граница.

Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства Денисовского района.

Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в развитии края.

Дискуссия

2

Географическое положение Денисовкого района, координаты

2

Географическое положение Денисовского района, его географические координаты. Пограничные области. Определение положения района на градусной сетке. Координаты крайних точек района.

Практическая работа

3

Рельеф и полезные ископаемые

3

Основные формы рельефа.

Изучение по картам особенностей рельефа своей местности и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения

Значение рельефа.

Подземные кладовые нашего края. Основные месторождения полезных ископаемых. Использование минеральных богатств района.

Практическая работа

4

Климат.

3

Погода и факторы климатообразования. Температурный режим, осадки. Климатические ресурсы.

5

Внутренние воды.

2

Воды. Водный режим. Реки. Озера. Значение воды и ее использование в народном хозяйстве.

Практическая работа

6

Почвы.

2

Типы почв. Земельные ресурсы.

7

Растительный мир.

3

Типы растительности района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения района, занесённые в Красную книгу.

Экскурсия.

8

Животный мир.

2

Животный мир Денисовского района, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Использование и охрана животного мира. Животные района, занесённые в Красную книгу.

Экскурсия.

9

Орнитофауна.

2

Мир птиц. Обитатели водоёмов.

Экскурсия.

10

История образования Денисовского района.

2

История образования и становления Денисовского района.

11






Общая характеристика населения. Социальная сфера.

3

Население Денисовского района. Медицина. Образование. Культура. Исторические и культурные памятники. Физкультура и спорт.

Экскурсия.

12

Промышленность района и сельское хозяйство.

4

История развития промышленности. Энергетика. Машиностроение. Промышленные предприятия.

Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства. Переработка с/х продукции.

Творческая работа. Экскурсия.

15

Транспорт.

2

Автомобильный, железнодорожный, транспорт

Лекция.

16

Экология.

2

Экологические проблемы района. Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.

Лекция.

Экскурсия.

17

Обобщение знаний, подведение итогов.

1

Эссе.


Итого:

34



© 2010-2022