- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему Атмосферное давление 6 класс
Урок по географии на тему Атмосферное давление 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лаврентьева Л.Ф. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект урока по географии на тему: « Атмосферное давление» 6 класс
Учитель географии МКОУ «Углянская СОШ» Лаврентьева Людмила Фёдоровна
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ее закрепления средствами технологии проблемного обучения.
Задачи:
1) Сформировать представление об атмосферном давлении (в результате учащиеся смогут научиться решать задачи по атмосферному давлению);
2) Научиться устанавливать причинно-следственные связи между атмосферным давлением, высотой местности и температурой воздуха.
3)Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
4) Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.
5)Создать условия для совершения учащимися «малых открытий».
Тип урока - урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
В уроке использованы следующие педагогические технологии:
проблемное обучение, технология личностно - ориентированного обучения, технология обучения в сотрудничестве, развивающее обучение, здоровьесберегающее обучение.
Оборудование: учебник, карточки, приборы, оборудование для опытов, климатическая карта мира, презентация, ПК.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Введение в урок Фронтальный опрос учитель организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний. Задает вопросы по ранее изученному материалу: Слайд
1. Что такое атмосфера?
2. Какие различия в нагревании земной поверхности вы знайте?
3. Прибор для определения температуры воздуха.
4. Причины, влияющие на изменение температуры.
5. Как изменяется температура воздуха с высотой?
6. Почему температура меняется в течение суток? Года?
3.Актуализация знаний Работа в парах. Какая пара правильно и быстрее посчитает и даст ответ. Слайд
1) Как определить среднюю температуру?
2) Определите среднегодовую температуру по данным: -12, -10, -5, +5, +7,+11, +16, +17, +10, +4, -1,-8
3) Определите среднегодовую температуру для Сингапура: +21, +20, +21, +21, +21, +21, +20, +20, +20, +21, +22, +23
4 ) Для Стокгольма: -2, -2, 0.+4, +10, +14, +17, +16, +12, +6, +2, 0
5) На высоте 8 км термометр показал -18 градусов. Какая температура у поверхности Земли?
6) Какова высота горы, если у подножья +26, а на вершине -10 градусов?
4 .Целеполагание и мотивация
Учитель показывает прибор барометр и задаёт вопрос: «Что это, по-вашему, и для чего предназначено?»
Предлагает учащимся озвучить цели урока, задачи, пояснить важность данной темы. После выслушанных версий и предложений вместе с классом формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. Нам надо определить понятие «атмосферное давление», как оно изменяется, объяснить изменения атмосферного давления и научиться решать задачи на его определение.
5.Изучение нового материала
Учитель задаёт вопросы:
1) Ребята, а вы знайте вес своего тела?
2) Как вы считаете, воздух имеет вес? Если да, то какой?
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ:
1) Если воздух имеет вес, значит, он давит на поверхность, над которой находится?
2) Задает вопрос о том, чувствуют ли дети, как воздух давит им на ладонь? Если нет, то почему?
3) А когда все же люди ощущают атмосферное давление?
Постановка опыта. Оказывается, воздух имеет вес. Проделаем опыт: положите линейку на край стола, так чтобы один край свешивался, а теперь несильно ударьте по этому краю пальцем. Проследите, как далеко улетела линейка.
Усложним опыт: прикройте ту часть линейки, что лежит на столе листом бумаги и повторите удар по свободному концу линейки. Что произошло? Постарайтесь самостоятельно объяснить эксперимент.
Итак, воздух имеет вес, масса 1 м3 воздуха над уровнем моря весит примерно 1кг 300г.
-Так что же такое атмосферное давление? Дайте определение. После высказываний учащихся работа с учебником.
На 1 кв см поверхности воздух давит с такой же силой как гиря 1кг 33г. На человека воздух давит силой 15 тонн.
-Почему мы этого не замечаем?
Итальянский ученый Э. Торричелли в 1634 году изобрел прибор, который состоит из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с ртутью. Рассказ ученика о Торричелли и его изобретении. Опережающее задание. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул ее. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не изменялась.
- Это было в пункте А (рисунок в учебнике и на слайде).
- Ученый поднялся на уровень В, уровень ртути в трубке опустился, в точке С ртуть начала подниматься по трубке, а в точке Д она сильно опустилась и вылилась в сосуд.
- Возникает вопрос -Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?
- Как ответил Торричелли? (Ученики выдвигают версии)
Стеклянную трубку высотой 1 метр он разделил на 1000 делений (1 мм). Слайд, Рис Этот прибор называется ртутный барометр. Ртутные барометры самые точные, но громоздкие и хрупкие. Позднее был изобретен барометр - анероид. Слайд, Рис.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного
Работа с учебником. Найдите показатели нормального, пониженного и повышенного атмосферного давления. На слайде показаны данные, выберите из них повышенное и пониженное давление и запишите их в схему: 740, 765, 730, 776, 735, 750.
Атмосферное давление
Пониженное нормальное повышенное
Вопрос: «Как резкие перепады давления влияют на здоровье метеочуствительных людей»?
С помощью текста учебника установите ПСС между атмосферным давлением, высотой местности и температурой воздуха. Работа в группах
-Сформулируем первую закономерность изменения давления: с увеличением высоты над уровнем моря давление снижается.
Слайд
- Вторая закономерность: атмосферное давление меняется не только с высотой. Почему воздушный шар поднимается вверх? Чем вы это можете объяснить?
Слайд
- Давление теплого воздуха меньше, чем холодного.
Физкульминутка
Работа с климатической картой мира.
Изобары - линии одинакового давления на карте.
Какие выводы вы можете сделать? Ответы по рядам, чей ряд быстрее и правильнее сформулирует. Проговаривают, записывают в тетрадь.
-
Воздух имеет вес, поэтому оказывает давление на земную поверхность.
-
Атмосферное давление измеряется с помощью барометра, единицей измерения атмосферного давления является миллиметр ртутного столба.
-
Нормальное атмосферное давление над уровнем моря при температуре 0 градусов составляет 760 мм рт ст.
-
На каждый километр подъема атмосферное давление понижается на 100 мм рт ст.
Рефлексивно-оценочная часть. Работа по карточкам - решение задач. Первые 3 человека (давшие правильный ответ), получают «5».
Закрепление материала. Слайд задачи
-
На уровне моря давление составляет 760 мм рт ст, на высоте 3000м… (460 мм)
-
Какое давление будет на высоте 800 м, если у берега 760 мм (640 мм).
-
Какое давление будет на высоте 1100м. если у берега моря 770мм (660мм).
Проверяем правильность ответов.
6.Рефлексия Учитель - Задает вопросы:
-
Что вы узнали на уроке и чему научились в ходе работы?
-
Что понравилось?
-
Что показалось сложным?
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
У меня получилось…
Ученики Отвечают на вопросы учителя. Анализируют собственную деятельность.
7. Домашнее задание п.. ответы на вопросы. Работа с понятийным аппаратом. По желанию
Ответить на вопрос:
«Почему дым из заводских труб поднимается вверх, а не остается на месте?»
Опыт со стаканом и водой:
Чтобы убедиться, что воздух давит на все предметы необходимо налить полный стакан воды и прикрыть его листом бумаги, прижать стакан ладонью. Затем перевернуть стакан и убрать ладонь от листа. Что произойдет при этом? Объясните. При этом вода из стакана не выльется, хотя держать мы его будем вверх дном. /Это давление воздуха прижимает лист к краям стакана и удерживает воду/.