Сценарий ролевой игры по экологии На пороге экологической катастрофы

Основная цель ролевой игры "На пороге экологической катастрофы" :  расширить   представления детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность, побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, к бережному отношению к природе, способствовать формированию активной общественной поз...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« На пороге экологической катастрофы»

Устный журнал «Эко»

(ролевая игра по экологии)

Цели:

расширить представления детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность, побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, к бережному отношению к природе, способствовать формированию активной общественной позиции.

Подготовительная работа с детьми: распределить материалы устного журнала, сделать одну ксерокопию текста сценария и разрезать материал на части.

Оборудование:

- компьютер или диапроектор для демонстрации слайдов;

- фотографии, картинки, слайды с изображением природы, выставка рисунков.

Оформление:

на доске эпиграф:


Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово

Кл.рук: -Здравствуйте, дорогие участники заседания журнала «Эко», журналисты, гости и все присутствующие! Сегодняшнее наше заседание посвящено проблемам охраны природы во всём мире и в России и приурочено к 22 апреля -Международному Дню Земли.

История возникновения Дня Земли берёт своё начало в 40-х гг.19 столетия, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг переехал со своей семьёй на постоянное место жительства в штат Небраска. Здесь он увидел просторы прерий с одинокими деревьями, которые были обречены стать строительным материалом и топливом для переселенцев. Семья Мортон занялась посадкой диких деревьев и кустарников. Вскоре у неё появилось много последователей.

22 апреля 1989г. Вблизи небольшого американского городка Санта - Барбара произошёл разрыв нефтепровода, повлекший загрязнение значительной части территории. В ликвидации последствий этого экологического бедствия приняло участие всё население городка и многие добровольцы из других городов Америки. Тогда американский ученый - эколог профессор Денис Хейс обратился к американской и мировой общественности с призывом отмечать 22 апреля как День Земли и вносить посильный вклад в озеленение и благоустройство территорий родной планеты и её природных памятников. Его инициатива была широко поддержана администрациями национальных парков Америки, которые приняли решение проводить ежегодно в период с 18 по 22 апреля международную акцию «Марш парков», заканчивающуюся 22апреля праздником Дня Земли. В России этот день отмечается с 1994г.

- Итак, предлагаем вашему вниманию устный выпуск журнала «Эко». В переводе на русский язык слово «эко» обозначает «дом», «среда обитания».

-Познакомьтесь, пожалуйста с содержанием сегодняшнего номера «На пороге экологической катастрофы». Катастрофа - это очень страшное слово. Как вы его понимаете? Попробуйте найти синонимы для этого слова.

Мозговой штурм (Что такое катастрофа?) (Неповторимая беда, крушение, авария, трагедия, трагическое событие).

- Правильно. А экологическая катастрофа - это крушение жизни на Земле. Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека. Чему и посвящён наш устный журнал, который подготовила группа журналистов, репортёров из нашего класса.

Передаю слово главному редактору Бугаковой Ангелине.

II. Устный журнал «Эко»

- Здравствуйте уважаемые слушатели.

В сегодняшнем номере есть такие рубрики: « Природа взывает о помощи», « И станет мачехой Земля», « Доходы из отходов», « Экопрожектор», «Чудо по имени Природа», «Преступления против природы», «Как помочь природе?»

-Итак, открываем первую страницу журнала «Природа взывает о помощи» - так называется редакционная статья, которую подготовил ( ).

« Природа взывает о помощи»

Как яблоко на блюдце

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный наказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:

  • Загрязнение атмосферы;

  • Загрязнение вод Мирового океана;

  • Загрязнение почв;

  • Парниковый эффект;

  • Радиоактивное загрязнение;

  • Истребление флоры и фауны.

Промышленность, котельные, транспорт - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всём мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. Радиоактивное излучение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение, проникая в организм живых организмов, вызывает в них различные мутации. И наконец, истребление флоры и фауны. Учёные считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека. Но наибольшую угрозу существованию Земли несёт современное ядерное оружие. Оно может уничтожить всё живое на планете.

-В чём же выход? Как помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознаёт себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.


« И станет мачехой Земля»


Ведущий: - Великий учёный В.И. Вернадский писал, что «человек становиться геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось. Вот результаты экологической экспертизы. С ними вас познакомят (______________________________________).

Выходят 2 «эксперта», по очереди читают данные своей экспертизы.

  1. Э.: Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн.гектаров.

  2. Э.: Каждый год Земля теряет 26 млрд тонн плодородного слоя пахотных земель.

  1. Э.: Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн.га.

  2. Э.: А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн.га леса.

  1. Э.: Тысячи озёр под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мёртвыми.

  2. Э.: За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете. Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс.видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

  1. Э.: Появляются растения и животные- мутанты: летом 2006 года сообщалось о появлении водорослей - убийц, медуз - убийц.

  2. Э.: Создаётся угроза самого человека.

  1. Э.: Так, например в России среди 7- летних детей здоров только каждый 4- й, а среди 17- летних- каждый 7-й.

  2. Э.: За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.

  1. Э.: Половина юношей призывного возраста непригодна к службе в армии по состоянию здоровья.

  2. Э.: С 70-х годов на 50% возросла частота сердечно- сосудистых и онкологических заболеваний.

  1. Э.: Дети в возрасте до года умирают в России чаще, чем в США.

  2. Э.: Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.

  1. Э: В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.

  2. Э.: Но прежде чем заботиться о своём здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

Эксперты садятся на свои места.

«Доходы из отходов»


  1. Вед: Проблеме переработки мусора посвящён репортаж с мусорной свалки, который подготовили_______________________________________. «Доходы из отходов» - так они назвали свой репортаж.

  2. Вед: Мусорная свалка за селом представляет собой ужасное зрелище. Горы разнообразного мусора, рад которыми летают тучи ворон и голубей, страшная вонь, крысы, а на фоне всего этого- люди без определённого пола и возраста, которых привела сюда нужда.

  1. Вед: Такую картину можно наблюдать и дальше, но вот если возле свалки построить завод по переработке мусора, то картина измениться. Чтобы ядовитые вещества не проникали в сточные воды и не травили природу, дно котлована, куда будет свозиться мусор нужно устлать специальным материалом, бентафиксом. Вот приезжает мусоровоз и сливает мусор в бункер. Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими. Отходы, которые невозможно переработать, собирают в пакеты и вывозят. Всё остальное идёт в переработку.

  2. Вед: Металл отделяет магнитный сепаратор. Потом металлический лом прессуют и продают заводам. Полиэтиленовые бутылки бросают в машину, наподобие мясорубки, и через секунду из этих бутылок получается фарш - гранулы. Из этих гранул можно опять делать бутылки, игрушки и даже одежду. Очень много на свалке автомобильных шин. Раньше их сжигали, отравляя воздух ядовитым зловонным дымом. А теперь из этих шин можно производить самую настоящую нефть.

  1. Вед: Во всём мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. «Мусор приносит золото»,- считают те, кто знает, что такое экологическая культура.

«Экопрожектор»

Вед: _________________________ провели экологический рейд по улице, на которой расположена наша школа. Какие же факты высветил «Экопрожектор»?

Текст отчёта:

Время проведения-

Цель рейда- оценить уровень экологической культуры жителей нашего микрорайона.

  1. Первое, что бросается в глаза,- большое количество стеклянных и полиэтиленовых бутылок на газонах и возле деревьев.

  2. Второе- отсутствие урн и мусорных корзин на тротуарах.

  3. Третье- огромное количество мусора возле жилых домов, на стадионе.

  4. Четвёртое- кучи мусора , кучи листьев. Их не вывозят, а сжигают на месте, хотя это категорически запрещено санэпидстанцией.

  5. Пятое- почти все жители пасут своё хозяйство на стадионе.

  6. Шестое- большое количество бездомных кошек и собак на улице.

- Эти факты говорят о том, что у многих жителей нашего небольшого района отсутствует экологическая культура.

«Чудо по имени Природа»

Вед: Чтобы отвлечься от таких мрачных картин, которые мы с вами увидели на нашей улице, давайте окунёмся в прекрасный мир Природы. В этом нам поможет фоторепортаж, который подготовил___________________________________________________________________________.

(Включается музыка, на экране компьютера сменяются слайды, фоторепортёр комментирует изображения).


«Преступления против природы»

Вед: В рубрике «Экологический криминал» вас ждёт интервью с юристом, которое подготовил ______________________________________________________________________________________

и назвал « Преступления против природы».

Корр: Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом написано в Конституции Российской Федерации. Какие же наказания предусмотрены тем, кто нарушает это право? С этим вопросом обратился к специалисту в области экологического права, юристу.__________­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________

Юрист: Тот, кто нарушает это право, несёт ответственность: материальную, административную, дисциплинарную или уголовную. В Уголовном кодексе РФ есть целая глава, которая называется «Экологические преступления». В этой главе рассматривается три вида экологических преступлений:

  1. Нарушение правил экологической безопасности- всё, что связано с производством, хранением, переработкой вредных и отравляющих веществ.

  2. Преступления против неживой природы - загрязнение атмосферы, вод, почвы.

  3. Преступления против живой природы - нарушение правил охоты, рыболовства, вырубка лесов, разрушение среды обитания животных.

Корр: А кто следит за соблюдением этих законов?

Юрист: За соблюдением этих законов следит экологическая милиция. Но ей должен помогать народ. В Европе каждый житель чувствует свою ответственность за состояние окружающей среды и сообщает обо всех преступлениях против природы, а у нас, в России, многие пока считают, что природа неисчерпаема.

Корр: Можете ли вы привести примеры наказаний за экологические преступления?

Юрист: И в России, и за рубежом фирмы, которые нарушают экологические законы, платят крупные штрафы. Так, например, в 1989г.крупнейший штраф на сумму 125 млн долларов заплатила компания Exxon. Её танкер потерпел крушение у побережья Аляски, в результате чего произошла утечка нефти. Эта была на тот момент крупнейшая авария супертанкера. В результате было загрязнено около 1,6 тыс.км побережья Аляски, уничтожено огромное количество животных, птиц и рыб. В Китае торговля мехами исчезающих животных карается длительным тюремным заключением. В Израиле за незаконную торговлю животными можно получить 3 года тюремного заключения. В России за незаконную добычу животных и растений также придётся заплатить крупный штраф или лишиться свободы на длительный срок. В последнее время в России ужесточены наказания за экологические преступления.

Корр: Что могут сделать школьники для борьбы с экологическими преступлениями?

Юрист: Нужно осознать, что экологические преступления направлены против нас, против нашего здоровья. И не стесняться сообщать обо всех случаях загрязнения или унижения природы. Но чтобы увидеть эти нарушения, нужна экологическая грамотность.

Корр: Мы благодарим нашего гостя и прощаемся с ним до следующего выпуска журнала.

« Как помочь природе?»

Вед: А теперь приглашаем вас в наш дискуссионный клуб. Сегодня тут будет обсуждаться вопрос « Как помочь природе?». Я передаю слово ведущему клуба- классному руководителю- Головченко М.В.

Кл.рук: Ребята, вы познакомились с некоторыми материалами экологического журнала. Предлагаю вам обсудить три вопроса. Первый: « Человек- часть природы или её властелин?»

(Ответы детей)

Кл.рук: Мы выслушали полярные точки зрения. Наверное, каждая точка имеет право на существование. Человек, безусловно, часть природы. Конечно, он приспосабливает природу к своим нуждам и приспосабливается к природе сам. Об этом очень мудро сказал английский учёный Фрэнсис Бекон: «природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».

- Теперь предлагаю вам обсудить ещё один вопрос: Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество её предотвратить?

(Ответы детей)

Кл.рук: В основном все- таки все согласились, что экологическая катастрофа- это не выдумка учёных, а реальная угроза человечеству. В чём же спасение?

Некоторые учёные так отвечают на этот вопрос : « Экологическая грамотность и культура» Как вы понимаете, что это такое?

(ответы детей)

Кл.рук: Представим себе, что мы все уже экологически грамотные и культурные люди. Что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

(ответы детей)

Кл.рук: Спасибо всем участникам дискуссии. Надеюсь, этот разговор заставит вас более серьёзно и ответственно относиться к природе, к сожалению многие не знают законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

- А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

1-я группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

2-я обращение военным.

3-я к фермерам и крестьянам.

4-я обращение письмо ученикам нашей школы.

(Включается музыка, в течении 5 минут дети пишут обращения).

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения).

Спасибо , надеюсь ваши слова будут услышаны.

Заключительная беседа.

- Спасибо ребятам, которые подготовили сегодняшний выпуск журнала «Эко». Надеюсь, что все поняли, как важны для вас экологическая грамотность и экологическая культура. Знание и выполнение законов природы- важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко(читает).

- О чем здесь говорит поэт?

(ответы детей)

- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

(ответы детей)

- Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Подведение итогов. (рефлексия)

- Экологическая катастрофа, экологическая культура, экологическая грамотность - вот содержание нашего сегодняшнего разговора. Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами устного журнала? Тревога? Ощущение опасности? Вера и разум в совесть человека? Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу?

(ответы детей)















« На пороге экологической катастрофы»

Устный журнал «Эко»

(ролевая игра по экологии)


















Подготовил:

классный руководитель 7»Б» класса

Головченко Марина Васильевна





8

© 2010-2022