- Преподавателю
- География
- Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»
Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гольцова Ю.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
10 класс
Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»
Цели: сформировать представление о факторах распространения организмов на Земле; ввести понятия «биосфера», «широтная зональность», «высотная зональность».
Задачи:
Образовательные:
-
Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе.
-
Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с доской, таблицами и коллекциями.
-
Продолжить развитие умений составлять схематические рисунки и объяснять их смысл.
Развивающие:
-
Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере и круговоротах веществ в природе. Развитие коммуникативных умений при работе в малых группах.
Воспитательные:
-
Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах.
-
Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.
Оборудование: презентация к уроку, учебники, тетради
Ход урока
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания (тест)
-
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Земли - биосферу (био - жизнь).
Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около 2 трлн т. Это огромная величина, но она ничтожно мала в сравнении с массой земной коры - одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается, в общем, постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством самовоспроизведения. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диа- толия за восемь дней образовала бы биомассу, равную массе Земли. Всего за восемь дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максимальное пространство.
Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд т биологической продукции. За 3 млрд лет своего существования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.
- Заполните, используя материал учебника на с. 142, схему в тетради.
- Определите границы биосферы. (От озонового слоя до глубины 3 км в земной коре.)
Учение о биосфере создал русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945), русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биогеохимии. Он был организатором многих научных учреждений.
(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение о В.И. Вернадском.)
Владимир Иванович Вернадский
В.И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался прежде всего историей.
В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции В.М. Бехтерева, В.В. Докучаева, И.М. Сеченова.
В университете на него произвели большое впечатление лекции А.Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д.И. Менделеева. Его личность и идеи оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.
Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой обширной научной дисциплины и стал В.И. Вернадский.
В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь в 1906 г. он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится директором Геологического и минералогического музея Академии наук.
Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему. Он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа как единый организм.
Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Его работы дали возможность поставить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.
В честь Вернадского Академия наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы по геохимии и минералогии.
Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)
Вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли на Земле эти условия одинаковые? (Нет.)
Какие области на Земле имеют более благоприятные условия? (Ближе к экватору.)
На Земле наблюдается изменение природных условий с широтой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны.
Откройте учебники на с. 144, перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.
Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)
Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)
Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах. (Высотная поясность.)
Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гумбольдт.
(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение об А. Гумбольдте.)
Александр Гумбольдт
С детства Александр фон Гумбол ьдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.
В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия начинается его деятельность как исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку, вулканы Мексики. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняется растительность.
Путешествие продолжалось пять лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.
Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.
Он стал одним из основоположников современной географии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климат; исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.
4.Закрепление нового материала
Нижняя граница биосферы располагается:
а) на дне Мирового океана;
б) на глубине 3 км в земной коре;
в) на границе мантии и земной коры.
Какие организмы появились раньше?
а) бактерии;
б) растения;
в) животные;
г) грибы.
Назовите самую обитаемую часть биосферы:
а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) поверхность литосферы.
Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?
Дополните предложение.
Главной причиной высотной поясности является...
5.Домашнее задание
§ 13пересказ, подготовить реферат по теме.