Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс

Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»

Цели: сформировать представление о факторах распростране­ния организмов на Земле; ввести понятия «биосфера», «широтная зональность», «высотная зональность».

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе.

  • Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с доской, таблицами и коллекциями.

  • Продолжить развитие умений составлять схематические рисунки и объяснять их смысл.

Развивающие:

  • Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере и круговоротах веществ в природе. Развитие коммуникативных умений при работе в малых группах.

Воспитательные:

  • Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах.

  • Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.

Оборудование: презентация к уроку, учебники, тетради

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (тест)

  3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы будем изучать четвертую оболочку Зем­ли - биосферу (био - жизнь).

Если взвесить все живое вещество на планете, оно составит около 2 трлн т. Это огромная величина, но она ничтожно мала в сравнении с массой земной коры - одна стотысячная доля и даже меньше. Однако если масса земной коры остается, в об­щем, постоянной, то живое вещество обладает уникальным, только ему присущим свойством самовоспроизведения. Живые клетки размножаются, воспроизводят сами себя. У некоторых организмов способность размножаться исключительно велика. Если бы не было никаких препятствий, крохотная водоросль диа- толия за восемь дней образовала бы биомассу, равную массе Зем­ли. Всего за восемь дней! Так велика сила жизни в ее стремлении захватить максимальное пространство.

Каждый год живое вещество биосферы воспроизводит около 250 млрд т биологической продукции. За 3 млрд лет своего сущест­вования общая биомасса живого вещества должна была бы в сотни раз превысить массу земной коры. Однако сила биосферы не в ее массе, а в огромном разнообразии.

- Заполните, используя материал учебника на с. 142, схему в тетради.

Тема урока: «Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере»

- Определите границы биосферы. (От озонового слоя до глу­бины 3 км в земной коре.)

Учение о биосфере создал русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945), русский естествоиспытатель, минералог, основопо­ложник современной геохимии и биогеохимии. Он был органи­затором многих научных учреждений.

(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение о В.И. Вернадском.)

Владимир Иванович Вернадский

В.И. Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. В детстве он увлекался прежде всего историей.

В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского универси­тета, где слушал лекции В.М. Бехтерева, В.В. Докучаева, И.М. Се­ченова.

В университете на него произвели большое впечатление лек­ции А.Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Д.И. Менделеева. Его личность и идеи оказа­ли заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.

Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из тра­диционной описательной дисциплины переходит в динамичную форму геохимии - науку о геологической истории, круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой обшир­ной научной дисциплины и стал В.И. Вернадский.

В 1885 г. он закончил университет. Через пять лет стал за­ведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Мос­ковском университете. Здесь в 1906 г. он избран академиком. В 1911 г. его деятельность в стенах Московского университета прервалась, он переезжает в Петербург и становится дирек­тором Геологического и минералогического музея Академии наук.

Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую био­логическую систему. Он впервые сформулировал понятие био­сферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа как единый организм.

Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера. Его работы дали возможность поставить проблему взаимодей­ствия человека и природы, следом за этим возникла наука эко­логия.

В честь Вернадского Академия наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие ра­боты по геохимии и минералогии.

Что необходимо для жизни животных и растений? (Свет, тепло, влага.)

Вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли на Земле эти условия одинаковые? (Нет.)

Какие области на Земле имеют более благоприятные усло­вия? (Ближе к экватору.)

На Земле наблюдается изменение природных условий с ши­ротой. В направлении от полюсов к экватору последовательно располагаются разные природные зоны.

Откройте учебники на с. 144, перечислите природные зоны по порядку от полюсов к экватору.

Почему происходит смена природных зон, какое условие изменяется? (Тепло.)

Где еще на Земле происходит последовательное изменение температуры? (В горах.)

Прочтите в учебнике, как называется явление изменения природных зон в горах. (Высотная поясность.)

Впервые о высотной поясности заговорил Александр Гум­больдт.

(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение об А. Гумбольдте.)

Александр Гумбольдт

С детства Александр фон Гумбол ьдт пристрастился к изучению заморских растений, их было много в парке, окружавшем замок, где жила его семья. Еще в юности он начал путешествовать.

В 1799 г. ему удалось получить разрешение посетить испанские владения в Южной Америке. С этого путешествия начинается его деятельность как исследователя природы. Он изучал природные зоны Южной Америки, реки Ориноко, Рио-Негру, Амазонку, вулканы Мексики. Он поднимался в горы Анды, наблюдал, как с высотой меняется растительность.

Путешествие продолжалось пять лет. Обработанные записи, рисунки, описание самого путешествия заняли 300 томов, они печатались на протяжении 25 лет.

Вторым путешествием Гумбольдта была поездка в Россию. Его интересовали полезные ископаемые российских недр.

Он стал одним из основоположников современной геогра­фии. Гумбольдт разделил морской и континентальный климат; исследовал морские течения. Он считал необходимым изучать взаимосвязи природных явлений.

4.Закрепление нового материала

Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне Мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

Какие организмы появились раньше?

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.

Назовите самую обитаемую часть биосферы:

а) атмосфера;

б) гидросфера;

в) поверхность литосферы.

Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

Дополните предложение.

Главной причиной высотной поясности является...

5.Домашнее задание

§ 13пересказ, подготовить реферат по теме.

© 2010-2022