Рабочая программа 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан



РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол № 1от 26 августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Тлянче-Тамакская

СОШ"_________/ Л.Д.Исхакова

Введено приказом № 60

от 26 августа 2015года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ


ДЛЯ 9 КЛАССА

Количество часов в неделю 2

Количество часов в год 68


Составитель: Фахриев Альфис Ахнафович



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР____________ Г.У. Габидинова

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от 26 августа 2015г. № 1

Руководитель МО _________ Р.А. Яхина










2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089); закона Республики Татарстан «Об образовании»; учебного плана МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Х. Шарипова» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа составлена согласно на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования География - Москва «Просвещение» 2010. Программа ориентирована на использование учебника: В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011 год, 287.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение географии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» - это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Характеристика предмета:

География России. Население и хозяйство - общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в Интернет ресурсах, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.






Содержание образовательной программы.

Учебно-тематическое планирование.

9 класс 68 часов год (2 часа в неделю)


Распределение часов по темам:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

1 час

2

Раздел I. Особенности экономико-географического положения России.

2 часа

3

Раздел II. Население России.

5 часов

4

Раздел III. Хозяйство России.

Экономика Российской Федерации (6 часов).

Машиностроительный комплекс (4 часа).

Научный комплекс (1 час).

Топливно-энергетический комплекс (4 часа).

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (6 часов).

Агропромышленный комплекс (4 часа).

Инфраструктурный комплекс (2 часа).

27 часов

5

Раздел IV. Регионы России.

Территориальная организация и районирование России (2 часа).

Центральная Россия (3 час).

Северо-Западная Россия (1 час).

Европейский Север (2 часа).

Европейский Юг - Северный Кавказ (2 часа).

Поволжье (2 часа).

Урал (2 час).

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (4 часа).

Новые Независимые государства (2 часа).

20 часов

20

Раздел V. География Татарстана.

13 часов

Всего:

68 часов

Предусмотрено 12 практических работ и 1 контрольная работа.

Введение (1 час).

Источники географической информации.

Уметь использовать различные источники географической информации.

Раздел I. Особенности экономико-географического положения России (2 часа).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и других государств.

Границы России. Государственные границы России: виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья, оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового культурного наследия в России.

Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических, экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)

Раздел II. Население России (5 часов)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и се отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды населения России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и основные религии России. Россия - многонациональное государство.

Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграций на территории страны. Причины, порождающие миграции. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения, факторы, их определяющие.

Раздел III. Хозяйство России (экономика и межотраслевые комплексы РФ) (27час.)

Экономика Российской Федерации (6 часов).

Особенности развития хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.

Первичный сектор экономики. Состав и особенности отраслей первичного сектора. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России: оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса - важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины - традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав ТЭКа, его место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи топливных полезных ископаемых, система нефте- и газопроводом.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭКа. ТЭК и охрана окружающей среды.

Практическая работа №2. Чтение и анализ тематических отраслевых карт.

Машиностроительный комплекс (4 часа).

Машиностроение. Состав машиностроения, его мест и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятии. География науко- трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Практическая работа №3. Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.

Научный комплекс (1 час).

География науки. Наука: состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Топливно-энергетический комплекс (4 часа).

Лесная промышленность. Состав лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья. География важнейших отраслей. Продовольственная проблема в России.

Легкая промышленность. Состав легкой промышленности, ее место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Практическая работа №4. Комплексная характеристика (вариант - сравнительная характеристика), промышленного центра (промышленного узла), промышленного района.

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (6 часов).

Металлургия. Состав металлургии, ее место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия; факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс (4 часа).

Особенности агропромышленного комплекса, сельского хозяйства России. Животноводство. Растениеводство.

Практическая работа №5. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России.

Инфраструктурный комплекс (2 часа).

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География социальной сферы. Состав социальной сферы, ее место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: состав и роль в современном обществе. Географии жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства России.

Раздел IV. Регионы России (20 часов)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы районирования. Виды районирования: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное. экологическое и др.

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения: влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Новые Независимые Государства (2 чача).

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Особенности территориальной организации хозяйства. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Природно-хозяйственные внутренние различия.

Практическая работа №6. Комплексная характеристика одного из районов страны.

Практическая работа №7. Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.

Раздел V. География Татарстана (13 часов)

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Оценка природных ресурсов и их использование. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Практическая работа №8. Работа на контурных картах «Электроэнергетика РТ.

Практическая работа №9. Работа на контурных картах «Машиностроение. Металлообработка. Нефтяная промышленность РТ.

Практическая работа №10. Работа на контурных картах «Нефтяная и нефтехимическая промышленность РТ.

Практическая работа №11. Работа на контурных картах «АПК РТ.

Практическая работа №12. Характеристика одного экономического района РТ.

Итоговая контрольная работа №1.





УТВЕРЖДАЮ

Директор «Тлянче - Тамакская СОШ»

___________ / Л.Д. Исхакова/

Календарно - тематическое планирование

Фахриева Альфиса Ахнафовича

учителя географии для 9 класса на 2015-2016 учебный год

План составлен согласно на основе федерального компонента государственного стандарта

основного общего образования

География - Москва «Просвещение» 2010.


Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов

в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

Контрольных работ

Зачетов

Тестовых заданий

Практических работ

Экскурсии

География

9

68

2

1

10

12

1

В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство», М., Дрофа, 2011 г.

А.С. Тайсин «География Татасртана», К., Просвещение,

20 г.

Методическая тема на 2015/2016 учебный год


Районная

Школьная

Учителя

Совершенствование качества образования через компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.

«Создание оптимальных условий для развития личности с учетом его возможностей и познавательных интересов, получения им качественного образования, позволяющего успешно самореализоваться в современном обществе».

Развитие мотивации, познавательной активности на уроках географии


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ГЕОГРАФИИ

(68 часов - 2 часа в неделю)

№ п/п



Название раздела, тема уроков


Планируемые сроки по плану




Фактические сроки по плану



Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы


Знания

Умения

Общие учебные умения, навыки и способы

деятельности

Первая четверть - 17 часов.

1

1.

Введение (1 ч)

03.09.


Источники географической информации.


Использовать различные источники географической информации.



Раздел I. Особенности экономико-географического положения России (2ч)

2

2.

Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение

07.09.


Сформировать представление об особенностях ЭГП и геополитического положения России.

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Субъекты РФ, их различия

Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве.

3

3.

Политико-административное устройство России

10.09.

Раздел II. Население России (5ч)

4

4.

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна.

14.09.


Сформировать знания о характере и этапах заселения и освоения современный территории России. Познакомить с понятиями «численность населения»,«естественный прирост», сформировать знания об изменении численности и естественного прироста населения СССР и России.

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, гео-я народов и религий страны. Миграции, эмиграции, депортации, иммиграция.

Города, типы населенных пунктов, зоны расселения

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)».

5

5.

Миграция населения. Расселение населения.

17.09.

Сформировать знания о миграциях населения в СССР и России, внешних и внутренних миграциях населения.

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

6

6.

Городское и сельское население. Расселение населения

21.09.

Сформировать знания о социальном составе населения России и характере его расселения.

7

7.

Рынок труда, занятость населения России.

24.09.

Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».

8

8.

Итоговой урок по теме «Население России»

28.09.

Обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме.

Раздел III. Хозяйство России (27 часов)

Экономика Российской Федерации (6 часов)

9

9.

Хозяйство России

01.10.

Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «сфера», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс».

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.

Практическая работа №2. «Чтение и анализ тематических отраслевых карт».

10

10.

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России.

05.10.


Определить перспективы развития России.

11

11.

Структура экономики России

08.10.

Сформулировать представление об особенностях структуры хозяйства России.

12

12.

Проблема ресурсной основы экономики России

12.10.


Сформировать знания о природно-ресурсном потенциале России, проблемах добывающей промышленности.

13

13.

Научный комплекс - вершина экономики России.

15.10.


Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие «технополис».

14

14.

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.

19.10.

Показать проблемы, существующие в современной экономике России. Объяснить их причины и возможные пути решения проблем.


Машиностроительный комплекс (4 часа)

15

15.

Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России.

22.10.


Определение значения и состава машиностроительного комплекса. Изучение проблем машиностроения и пути их решения.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

16

16.

Факторы размещения отраслей машиностроения.

26.10.

Познакомить с географией и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация», «кооперирование».

Тестирование.

17

17.

География машиностроения

29.10.

Практическая работа №3. «Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности».

Вторая четверть - 14 часов.

18

1.

Военно-промышленный комплекс

09.11.

Изучить структуру ВПК, сформировать представление о роли ВПК в экономике России. Проанализировать карты и определить географию ВПК. Обсудить проблемы ВПК. Дать понятие о конверсии.

Научный комплекс (1 час)

19

2.

Научный комплекс

12.11.

Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие «технополис».

Образование и наука. НИОКР: современные состояние и проблемы.

Тестирование

Топливно-энергетический комплекс (4 часа)

20

3.

Роль и особенности ТЭК

16.11.

Показать значение ТЭК, дать понятие о топливно-энергетическом балансе.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России.

Тестирование

21

4.

Топливная промышленность

19.11.


Сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа.

Практическая работа №4. «Комплексная характеристика (вариант - сравнительная характеристика), промышленного центра (промышленного узла), промышленного района».

22

5.

Электроэнергетика России

23.11.

Дать определение понятиям «электроэнергетика», «энергосистема». Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их расположением. Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.

23

6.

Итоговой урок по теме «ТЭК России»

26.11.

Обобщение.

Тестирование.

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (6 часов)

24

7.

Состав и значение комплекса

27.10.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Составление характеристики одной их металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной их баз химической промышленности по картам и статис. материалам.

Тестирование

25

8.

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

03.12.

Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определение понятиям «комбинат», «металлургическая база».

26

9.

Цветная металлургия

07.12.

Изучить особенности металлургии легких и тяжелых цветных металлов. Определить ведущие факторы размещения предприятий и цветной металлургии и металлургические базы.

27

10.

Химико-лесной комплекс

10.12.

Изучить особенности химической и лесной промышленности. Показать их значение в экономике России. Формировать умение составлять схему межотраслевых связей химической промышленности. Сформировать представление о ЛПК.

28

11.

География химико-лесного комплекса.

14.12.

29

12.

Итоговой урок по теме «комплексы конструкционных материалов».

17.12.


Тестирование

Агропромышленный комплекс (4 часа)

30

13.

Состав и значение АПК.

21.12.

Познакомит с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о Земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности.

31

14.

Земледелие и животноводство

24.12.

Изучить животноводство, растениеводство и его зональную специализацию.

Практическая работа №5. «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России».

Третья четверть - 20 часов.

32

1.

Пищевая и легкая промышленность

11.01.

Изучить особенности размещения предприятий пищевой и легкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей.

33

2.

Территориальная организация

14.01.

Расширить знания о влиянии на размещение АПК различных природных факторов.


Инфраструктурный комплекс (2 часа)

34

3.

Состав инфраструктурного комплекса

18.01.

Развитие понятия «инфраструктура»,сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Тестирование

35

4.

Связь, сфера обслуживания. Роль транспорта. Виды транспорта.

21.01.

Определение значения транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить особенности всех видов транспорта. Сформировать представление о видах связи и уровни ее развития. Показать состав сферы услуг и географию сферу услуг.

Заполнение таблицы «Виды транспорта».

Раздел IV. Регионы России. (27 часов)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

36

5.

Районирование территории России

25.01.

Познакомить учащихся с причинами районирования России, определить условия, влияющие на специализацию района. Изучить подходы к районированию территории и виды районирования. Сформировать представление об экономических районах России и их составе. Дать определение понятиям «экономический район», «отрасль специализации», «федеральный округ».

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.

37

6.

Проблемы экономического районирования

28.01.

Центральная Россия (3 часа)

38

7.

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы.

01.02.

Познакомить с составом Центрального района и особенностями его экономико-географического положения. Сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа.

Особенности ЭГП, ресурсные базы, населения, специализация хозяйства района.

Изучение внешних территориально - производственных связей Центральной России.

39

8.

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России.

04.02.

Сформировать представление о главных чертах современного хозяйства Центральной России. Изучить специализацию Центральной России.

40

9.

Народные промыслы Центральной России.

08.02.

Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Центрального района, а также влиянием природных условий на занятия населения. Дать понятие об «отхожем промысле», «кустарном промысле».

Практическая работа №6. «Комплексная характеристика одного из районов страны».

Северо-Западная Россия (1 час)

41

10.

Общая характеристика Северо-Западной России

11.02.

Определить особенности ЭГП района и роль Санкт-Петербурга в хозяйстве района. Изучить специализацию Северо-Западного района.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Европейский Север (2 часа)

42

11.

ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и население.

15.02.

Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского севера.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района

43

12.

Хозяйство Европейского Севера

18.02.

Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района. Определить проблемы и пути их решения. Дать представление об этапах развития экономики района.

Европейский Юг - Северный Кавказ (2 часа)

44

13.

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы.

22.02.

Дать оценку ЭГП Северного Кавказа, определить особенности природных условий и природных ресурсов района.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на северном Кавказе.

45

14.

Население и хозяйство района.

25.02.

Изучить национальный состав. Определить отрасли специализации района и их территориальную структуру.

Практическая работа №7. «Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации».

Поволжье (2 часа)

46

15.

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

29.02.

Показать роль Волги в развитии экономики. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики.


Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

47

16.

Население и хозяйство.

03.03.

Сформировать представление о размещении населения. Определить отрасли специализации Поволжья и факторы их размещения. Показать важные проблемы Волги.

Урал (2 часа)

48

17.

Географическое положение, природные условия и ресурсы

07.03.

Показать значение Урала в хозяйстве страны, сравнить ЭГП Урала и Поволжья. Дать оценку природных ресурсов для развития экономики Урала.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Составлять характеристику района

49

18.

Население и хозяйство района

10.03.

Познакомить с отраслями специализации Урала и факторами их развития. Определить состояние экономики Урала и проблемы.

Определение тенденции хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.

Тестирование


Восточный макрорегион - Азиатская Россия (4 часа)

50

19.

Восточный макрорегион - Азиатская Россия. Западная Сибирь

14.03.

Познакомить с отраслями специализации Западной Сибири и факторами их развития. Определить состояние экономики З.Сибири и проблемы

Особенности ЭГП, население, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества.

Изучение и оценка природных условий З.Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики одного из ПТК В.Сибири.

51

20.

Экономика Восточной Сибири

17.03.

Познакомить с отраслями специализации В.Сибири и факторами их развития. Определить состояние экономики В.Сибири и проблемы

Четвертая четверть - 17 часов.

52

1.

Дальний Восток: особенности развития

31.03.

Познакомить с отраслями специализации Д. Востока и факторами их развития. Определить состояние экономики Д. Востока и проблемы

Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Д. Востока

53

2.

Итоговой урок по теме «Восточная Сибирь»

04.04.

Тестирование.

Новые Независимые Государства (2часа)

54

3.

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии.

07.04.


Тестирование

55

4.

Закавказье и Азиатский Юго - Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии.

11.04.


Раздел V. География Татарстана (13 часов)

56

5.

География РТ. Введение. ЭГП РТ.

14.04.

Сформировать представление об особенностях ЭГП РТ

ЭГП РТ, транспортно-географическое положение РТ.

Составлять характеристику района

57

6.

Численность и естественный прирост населения РТ. Национальный состав и структура населения.

18.04.

Сформировать знания о численности населения РТ, его изменении во времени, об основных народах проживающих на ее территории.

Численность и естественный прирост в РТ, причины изменения во времени. Современная демография. Основные нации.

58

7.

Социальный состав населения

21.04

Сформировать знания о социальном составе РТ

Соотношение городского и сельского населения на различных этапах освоения территории РТ. Расселение населения.

59

8.

Народное хозяйство РТ. Общая характеристика народного хозяйства РТ. Внешние экономические связи.

25.04.

Сформировать знания об отраслевой структуре экономики РТ, внутри-республиканских экономических связей, специализация хозяйства РТ, развития средних и малых предприятий. Внешние экономические связи.

Отрасли специализации, особенности добывающей промышленности РТ. Различия отраслей по значению в экономике РТ. Факторы и принципы размещения отраслей промышленности РТ. Внешние экономические связи РТ.

60

9.

Общая характеристика промышленности. Электроэнергетика РТ.

28.04.

Сформировать знания о развитии промышленности РТ, ее проблемах. Структура электроэнергетики.

Проблемы добывающими и перерабатывающими отраслей. Размещение основных производств в РТ. Электроэнергетика в РТ. Топливные ресурсы. Основные проблемы.

Составлять характеристику района

Практическая работа №8. Работа на контурных картах «Электроэнергетика РТ»

61

10.

Машиностроение и металлообработка. Нефтяная промышленность.

Химическая и нефтехимическая промышленность РТ. Строительная промышленность.

02.05.

Сформировать знания о структуре и размещении машиностроения, металлообработки и нефтяной промышленности в РТ

Сформировать знания об особенностях размещений предприятий нефтехимической и химической промышленностей.

Нефтяная промышленность, ее размещение и проблемы. Значение машиностроения для хозяйства республики. География машиностроения и металлообработки.

Состав отраслей химической промышленности. Сырьевая база строительной промышленности.

Составлять характеристику района.

Практическая работа №9. «Работа на контурных картах «Машиностроение. Металлообработка. Нефтяная промышленность РТ», №10 « Работа на контурных картах «Нефтяная и нефтехимическая промышленность РТ»

62

11.

АПК РТ. Растениеводство и животноводство.

05.05.


Сформировать знания о составе и значении АПК в хозяйстве РТ. Размещение отраслей с/х - земледелия и животноводства.

Отраслевой состав и значение АПК для хозяйства РТ. Основные отрасли животноводства и распределение его по территории РТ.

Составлять характеристику района

Практическая работа №11. «Работа на контурных картах «АПК РТ»

63

12.

Пищевая и легкая промышленность в РТ.

12.05.

Сформировать знания о структуре и размещении предприятий пищевой и легкой промышленности.

Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Кожевенно-обувная, текстильная, меховая, швейная промышленность.

64

13.

Транспорт РТ.

16.05.


Сформировать знания о значении и составе транспорта РТ.

Типы дорог, современное состояние. Основные транспортные магистрали. Ж\Д и автомобильный транспорт - основные грузопотоки. Воздушный и трубопроводный и водный транспорт, их значение. Крупные аэропорты и речные порты. Экологические проблемы транспорта.

Все о транспортном производстве РТ.

65.

14.

Итоговая контрольная работа.

19.05.

Применить знания в письменной речи.

Контрольная работа №1.

66.

15.

Экономические районы РТ. Северо-запад РТ

23.05.

Сформировать знания об особенностях Севера-Запада РТ, природных ресурсах, их освоения, территориальная структура и специализация района.

ЭГП района, природные ресурсы, промышленность, специализация. Население. Трудовые ресурсы.

Сформировать знания об особенностях Севера-Запада РТ, природных ресурсах, их освоения, территориальная структура и специализация района.

Практическая работа №12. «Характеристика одного экономического района РТ».

67

16.

Северо-восток РТ

Юго-восток РТ

26.05.

Сформировать знания об особенностях Севера-востока РТ и Юго-востока РТ, природных ресурсах, их освоения, территориальная структура и специализация района.

Составлять характеристику района

68

17.

Повторение по теме «Экономика Татарстана»

30.05.






Требования к уровню подготовки


В результате изучения курса «География России. Население и хозяйство» в 9 классе ученик должен:

1) знать/ понимать:

понятия «район» и «районирование»;

особенности географического положения и природных условий и ресурсов Центральной России, Северо - Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;

этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;

особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;

особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;

основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;

современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;

2) уметь:

определять географическое положение района;

давать характеристику района по плану;

давать сравнительную характеристику районов по плану;

читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;

работать с материалами периодической печати;

определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;

определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;

3) оценивать:

изменения в развитии районов России;

уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;

положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.










Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

График контрольных и практических работ.

Тема практической работы

Дата

1.

Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических, экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)

14.09.

2.

Чтение и анализ тематических отраслевых карт.

01.10.

3.

Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.

29.10.

4.

Комплексная характеристика (вариант - сравнительная характеристика), промышленного центра (промышленного узла), промышленного района.

19.11.

5.

Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России.

24.11.

6.

Комплексная характеристика одного из районов страны.

08.02.

7.

Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.

25.02.

8.

Работа на контурных картах «Электроэнергетика РТ.

28.04.

9.

Работа на контурных картах «Машиностроение. Металлообработка. Нефтяная промышленность РТ.

02.05.

10.

Работа на контурных картах «Нефтяная и нефтехимическая промышленность РТ.

02.05.

11.

Работа на контурных картах «АПК РТ.

05.05.

12.

Характеристика одного экономического района РТ.

23.05.


Тема контрольной работы

Дата

1.

Итоговая контрольная работа.

19.05.







Учебно-методическое обеспечение.

Литература для учителя:

- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2011.

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

- За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

- Методические разработки для контрольных и проверочных работ. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 5 -10 класс», М.: Дрофа, 2009.

- Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы. Пособия для учителя. М.: Дрофа, 2008.

- Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы. М.: Дрофа, 2010.

- Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. М.: Дрофа, 2007.

- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы.М.: Дрофа, 2007.

- Наумова А.С. Задачи по географии. Пособия для учителя. М.: Дрофа, 2011.

- Сборников материалов для подготовки к ЕГЭ.

Официальные сайты по образованию:

  1. techno.edu.ru - система федеральных образовательных порталов.

  2. school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.

  3. mon.gov.ru/ - сайт министерства образования и науки РФ.

  4. rost.ru/projects/education/ - приоритетный национальный проект «Образование».

  5. obrnadzor.gov.ru - федеральная служба по надзору в сфере образования науки.

  6. ed.gov.ru/ - федеральное агентство по образованию.

  7. gain.ru/ - система дополнительного профессионального образования.

  8. firo.ru/ - федеральный институт развития образования.

  9. lexed.ru/mainclass.php - федеральный центр образовательного законодательства.

  10. fipi.ru/ - федеральный институт педагогических измерений.

  11. fsu.edu.ru/p1.html - федеральный совет по учебникам.

  12. ndce.edu.ru/ndce/ - портал учебного книгоиздания.

  13. fasi.gov.ru/ - федеральное агентство по науке и инновациям.

Предметные образовательные сайты


  1. geo2000.nm.ru - Географический портал.

  2. geographer.ru - Географический портал.

  3. geotest.nm.ru - Сборник тестов по географии.

  4. ege.edu.ru - Информационный портал ЕГЭ.

  5. fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.

  6. letopisi.ru - Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

  7. geo.metodist.ru - Методическая лаборатория географии.

  8. rubricon.com/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.

  9. rusword.com.ua/rus/index.php - мир слова русского (афоризмы, пословицы. поговорки)

  10. elementy.ru/ - сайт по физике, биологии, химии.

  11. hemi.nsu.ru - основы химии (эл. учебник для школьника, подготовка к сдаче экзаменов в ВУЗ)

  12. uic.ssu.samara.ru/ - «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию

  13. allbest.ru - союз образовательных сайтов (каталог рефератов, образовательные и психологические тесты, on-line библиотека и многое другое).

Приложение 1

к рабочей программе для 9 класса по географии

Итоговая контрольная работа №1.

Вариант 1.

Часть I

1. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1) Финляндия; 2) Армения; 3) Болгария; 4) Турция.

2. Коренными жителями Европейского Севера России являются
1) хакасы; 2) карелы; 3) марийцы; 4) тувинцы.

3 . В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?
1) Калининградская область; 2) Якутия; 3) Астраханская область; 4) Татарстан.

4. Какой из перечисленных народов России является наиболее крупным по численности?
1) якуты; 2) карелы; 3) татары; 4) ханты.

5. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?
1) Амур; 2) Волга; 3) Дон; 4) Кама.

6. В каком из перечисленных районов России наиболее развита лесная промышленность?
1) Поволжье 2) Европейский Юг 3) Центральная Россия 4) Европейский Север.

7. Определите, к традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся оленеводство и рыболовство.
1) башкиры; 2) калмыки; 3) ненцы; 4) кабардинцы.

8. В каком из перечисленных экономических районов России средняя плотность населения наибольшая?

1) Дальневосточный; 2) Западно-Сибирский; 3) Восточно-Сибирский; 4) Северо-Западный.

9. Назовите регион страны, в котором жители встречают Новый год первыми .
1) Красноярский край; 2) Краснодарский край; 3) Приморский край.

Часть II

Задания 10-11 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

12 сентября у берегов Индонезии в точке с координатами 3° с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли по меньшей мере 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, разрушила сотни жилых домов; пострадали около 90 человек.

10. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Суматры?

1) Кавказ 2) Прибайкалье 3) Урал 4)Курильские острова.

11. Почему в этом районе часто происходят землетрясения? Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

12. Установите соответствие между религией и народом России, большинство верующих которого исповедует её.

РЕЛИГИЯ НАРОД
1) буддизм А) башкиры
2) ислам Б) буряты
3) местные родоплеменные верования В) юкагиры
Г) карелы

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

Религия

1

2

3

Народ





Итоговая контрольная работа №1.

Вариант 2.

Часть I

1. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
1) На юго-западе Россия граничит с Украиной; 2) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал; 3) Площадь территории страны превышает 20 млн кв. км;
4) Россия омывается морями четырех океанов.

2. С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?
1) Туркмения; 2) Швеция; 3) Монголия; 4) Иран.

3. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?
1) Кольский полуостров; 2) острова Новая Земля; 3) остров Сахалин; 4) полуостров Таймыр.

4. Наводнения - стихийные бедствия, от которых страдают люди, живущие на берегах рек
1) Амур; 2) Волга; 3) Дон; 4) Кама.

5. Какой из перечисленных народов компактно проживает на территории Северного Кавказа?
1) адыгейцы; 2) марийцы; 3) удмурты; 4) чуваши.

6. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения?
1) Самара; 2) Санкт-Петербург; 3) Казань; 4) Ростов-на-Дону.

7. Металлургия полного цикла сформирована в городе
1) Нижнем Новгороде; 2) Краснодаре; 3) Москве; 4) Череповце

8. На территорию какого экономического района приходится около половины валового сбора сахарной свёклы в России?
1) Центрально-Чернозёмного; 2) Западно-Сибирского; 3) Восточно-Сибирского; 4) Центрального.

9. Северо-Кавказский экономический район занимает первое место в России по производству
1) тракторов; 2) морских судов; 3) растительного масла; 4) молока

Часть II

Задания 10-11 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

Европейский центр технологий и инвестиционных исследований Etirc планирует вложить в 2009−2010 годах в строительство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн долларов. Стоимость строительства заводов составит около 220 млн долларов. Остальные средства пойдут на обеспечение производства электроэнергией.
Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из воды, сжижать и поставлять в Японию (по материалам Интернет-издания «Эксперт Online»).

10. Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы изучить территорию, на которой будет реализован названный в тексте проект?
1) Европейского Севера; 2) Урала; 3) Сибири; 4) Дальнего Востока.

11. Какие особенности природно-ресурсной базы и хозяйства Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производству водородного топлива?
Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

12. Установите соответствие между видом продукции и регионом России, на выпуске которой он специализируется.
ВИД ПРОДУКЦИИ РЕГИОН РОССИИ
1) целлюлоза А) Кемеровская область
2) уголь Б) Архангельская область
3) нефть В) Ханты-Мансийский автономный округ
Г) Магаданская область

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

Вид продукции

1

2

3

Регион России




1


© 2010-2022