Статья: Гармония физического и духовного развития кадет средствами кружковой работы

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гармония физического и духовного развития кадет средствами кружковой работы

Коробова О.А.

В Концепции модернизации российской системы образования до 2020 г. определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию их склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению.

Дополнительное образование детей - это целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения личности обучающегося посредством реализации дополнительных образовательных программ.

В условиях Омского кадетского военного корпуса (далее по тексту -ОКВК) дополнительное образование дает кадетам реальную возможность выбора своего индивидуального пути, который реализуется за счет включения в занятия по интересам, проживания ситуации успеха и развития своих способностей.

Дополнительное образование расширяет пространство, в котором кадеты могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным общим образованием. В дополнительном образовании кадет сам выбирает содержание и форму занятий и может не бояться неудач.

Одной из распространенных форм дополнительного образования является кружок. Географический кружок «Юные географы» действует в ОКВК с сентября 2010 г.

Целью кружка является развитие познавательного интереса к предмету география, формирование географического мышления и расширение географического кругозора.

Основным направлением деятельности было определено геологическое, являющееся актуальным в наше время, так как в постиндустриальном обществе нужны профессиональные геологи, обеспечивающиепотребности отраслей промышленности в минеральном сырье. Омская промышленность не исключение, а разработки газа на севере Омской области, которые ведутся последние несколько лет, подтверждают востребованность в специалистах этих профессий. Люди военных профессий несут ответственность за охрану важнейших месторождений страны.

Работа кружка по географии осуществляется на основании разработанной и апробированной программы «Основы геологии», рассчитанной на кадет трех курсов (9,10,11классов). При разработке программы использована специальная литература авторов Музафанова В.Г, Новенко Д.В., Разанова Л.Л., Сучкова А.П., Питолиной Т.П. Изучен практический опыт деятельности кружков входящих в состав детско-юношеского геологического движения Омской области.

Цель программы«Юные географы» заключается в развитии личности кадета посредствомформирования системы геологических знаний и интересов в соответствии с программными курсами географии, химии, физики, биологии.

Основными задачами программы определены

Обучающие:

- знакомство с основами теории и практики геологии и родственных наук, сгеологическими профессиями и перспективами их применения.

- выявление и поддержка интеллектуально одарённых и увлечённых геологиейкадет, их профессиональная геологическая ориентация и оказание им помощи привыборе профессии и поступлении в геологические вузы.

Воспитательные:

- воспитание любви к своему краю и бережного отношения к природе;

- формирование общественной активности;

- формирование культуры общения и поведения в коллективе.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса и расширение кругозора кадет;

- развитие у кружковцев аналитического мышления, навыков работы с литературой и публичных выступлений;

- развитие самостоятельности, ответственности, активности;

- формирование потребности в самопознании.

Особенности программы

Программа включает использование регионального материала(топографического, исторического, геологического) и военно-профессиональной направленностью.

В программу включены темы иразделы, знакомящие с происхождением и значением местных топографических названий, геологических терминов, с историей и перспективами дальнейшего развития добывающей промышленности Омской области.

В организации образовательного процесса широко используются экспонаты геологического музея Фонда природных ресурсов Омской области.

Практикуется использование памятных дат для понимания преемственности историческогопрошлого и современности.

Кадеты привлекаются к оформлению материалов кружка, составлениютематических презентаций, изготовлению коллекций, активно участвуют в олимпиадах и конференциях разного уровня, занимаются исследовательской деятельностью и готовят работы.

Кроме того, программа включает ряд мероприятий, направленных нато, чтобы кружок стал центром, пропагандирующим геологические знания.Участие отдельных кружковцев в подготовке научно-исследовательских работ.

Образовательная программа дополнительногообразования «Юные географы»,предназначена для обучения кадет 8,9,10,11класов. Занятия по программе проводятся с комплексной группой.Кадеты набираются пожеланию. Число кадет не превышает 12 человек.

Программа рассчитана на 1 года обучения,70 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Программой предусматривается проведение различных видов занятий: лекции, практическиезанятия, учебно-тренировочные походы и практика на местности, экскурсии в геологическиемузеи и исследовательские лаборатории. Предусмотрено самостоятельное выполнение кадетами различных заданий: чтение литературы, составление описание отчетов полевых практик, подготовка олимпиадных работ. Сочетаниетаких разных видов и форм проведения занятий тематически и психологически оправдано делают обучение интресным.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

К концу учебного года кадеты должны:

- знать основы топографии и туристской техники;

- знать основы геологии;

- знать основы минералогии;

- знать основы петрографии;

- знать главные месторождения полезных ископаемых Омской области..

- читать геологические карты и уметь составлять геологические разрезы;

- уметь самостоятельно документировать обнажения горных пород;

- владеть основами минералогии и петрографии;

Показателем освоения программы кружка является образовательный продукт, который оценивается с помощью игровых викторин, умений читать учебные карты, выполнения топографических диктантов, составлениягеологических и топографических описаний, решения задач, устных и письменных опросов,индивидуальных или групповых собеседований, тренировочных походов, а такжетестирования.

Формами подведения итогов освоения программы являются: написание реферата,участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, геологических экспедициях и учебно-тренировочных походах.

Работа кружка поддерживается отделением РГО Омской области председатель И.А.Вяткин., и Омским геологическим обществом. Кружок имеет научного руководителя -ведущий геолог Антонюк Н.П.



© 2010-2022