Мастер-класс районный конкурс Учитель года 2014

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» Учиться познать, подразумевает, что ребенок ежедневно конструирует свое собственное знание.Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминац...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я рада вновь приветствовать всех собравшихся в этом зале! Здравствуйте!

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть»

(слайд) Учиться познать, подразумевает, что ребенок ежедневно конструирует свое собственное знание.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой

дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя.

Учиться быть акцентирует умения необходимые для развития своего

потенциала

По сути, определены глобальные компетентности необходимые

человеку, чтобы выжить в современном мире.

В целях создания условий достижения нового, современного качества образования в "Концепции модернизации российского образования" говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом. На уроках есть все возможности подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Функциями учителя при организации исследовательской деятельности становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. При этом резко растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через пять минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется лишь небольшая часть от этих знаний. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, то оно станет его достоянием надолго.

А сейчас я расскажу, как организую исследовательскую деятельность на своих уроках.

Уважаемые коллеги, представьте - вы ученики 8 класса и сейчас вам предстоит определить тему нашего урока.

Посмотрите, пожалуйста, на экран (термометр, барометр, флюгер…, гномон). Гномон - прибор для определения высоты солнца над горизонтом. Высота солнца над горизонтом определяет количество солнечной радиации, получаемой поверхностью Земли, от количества солнечной радиации зависит климат.

Да, действительно мы поговорим о климате. Но не обобщенно, а как жители Тацинского района.

Назовите тему урока.

Вопросам изучения климата уделяется огромное значение во всем мире.

В Вашингтоне проходит симпозиум в рамках программы с красивым названием Разговоры с Землей.

А что вы знаете о климате нашей местности, Тацинского района? (,…,…) уважаемые коллеги, любые знания можно дополнить, расширить, обогатить

Каковы перспективы использования особенностей климатической системы в нашем районе?

Выскажите, пожалуйста, ваши предположения.

Гипотезы:

Что необходимо выяснить для того чтобы ответить на этот вопрос?

  1. Дать характеристику климата нашей местности

  2. Определить какие изменения происходят в климатической системе нашей местности.

Какие источники информации необходимы вам для подготовки?

Информационная справка и географическая карта перед вами.

На подготовку выступления у вас 3 мин.

Выступление групп.

В чем особенность климата нашего района? (теплый, засушливый)

Ученые такой тип климата называют аридный.

Как мы можем использовать особенности климата нашего района с хозяйственных целях?

Ролик. + ветряные электростанции, солнечные батареи.

Благодарю за активную работу!

Итог

Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве первооткрывателя, исследователя. Это дает возможность детям оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.











Самоанализ мастер - класса

Сегодня я представила свой опыт работы по …. Постаралась доказать его эффективность, основанную на универсальности и направленности на развитие творческого потенциала».

Вашему вниманию был представлен фрагмент урока в 8 классе по теме Климат нашего края.

В проекте стандарта основного образования по географии и обязательном минимуме содержания географического образования предполагается освоение содержания раздела «география своей местности. Краеведческий материал является составной частью учебных программ по географии в средней школе.

Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

  2. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы анализа и обобщения информации.

В ходе занятия можно выделить следующие этапы:

  1. Организационный момент и актуализация знаний.

  2. Сообщение темы и целей.

  3. Основной этап занятия.

  4. Этап представления результатов.

Формы и методы используемые на уроке:

1 Этап актуализации знаний. Фронтальный опрос - прием:

подводящий диалог (развитие логики).

2 Этап

- мозговой штурм.

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи.

Основные задачи учителя:

  • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

4. ЭТАП планирования работы.

Основные задачи учителя:

  • Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе группе.

5. ЭТАП Изучение нового материала.

Работа в группе.

Основные задачи учителя:

  • Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

  • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

  • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

  • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

  • воспитание культуры делового общения умения оказывать и принимать помощь;

В ходе работы участники познакомились получили представление о реализации краткосрочного проекта, формах представления его (продуктов) результатов.

Кроме того, присутствующие коллеги были не только пассивными слушателями, но и активными участниками мастер-класса.

В практической части предлагалось осуществить краткосрочный проект на примере проекта для учащихся 9 класса «Как прожить до ста лет».

Групповая работа была направлена на мотивирование к созданию проекта; определение задания для проектных групп в соответствии с целями и задачами; выбор форм представления групповых результатов.

Специфика данного занятия в том, что он ограничен во времени, на нем невозможно выполнить всё, а лишь предложенный минимум. Поэтому для слушателей были даны задания и заготовки продуктов проекта.

Все участники справились с заданием, т.е. мне удалось активизировать деятельность по применению метода проектов.

Итогом мастер-класса стали такие продукты как публикации, анализ анкет, рекомендации и выступление агитбригады.

В конце занятия мною была дана положительная оценка работы участников, высказана благодарность за поддержку.

Я думаю, что участники будут использовать предложенную технологию или её элементы, потому, что она позволяет создать устойчивую мотивацию; развивать коммуникативные и организационные навыки работы с информацией; совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность личности, даёт возможность слабым учащимся реализовать свои способности, повышает интерес к изучаемому предмету.

Считаю, что в ходе проведения мастер-класса поставленные цели были полностью выполнены.


Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. При использовании деятельностного подхода резко растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через пять минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется лишь небольшая часть от этих знаний. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, то оно станет его достоянием надолго.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.





Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

Концепцию «учения через деятельность» предложил в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи.

Еще в начале прошлого века знаменитый американский педагог, психолог и философ Д. Дьюри подчеркивал, что личный интерес обучающегося - это решающий фактор процесса образования.


Наиболее эффективными с точки зрения организации исследовательской деятельности являются уроки с использованием проблемной технологии. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. При такой организации работы, ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.

Функциями учителя при деятельностном подходе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. При использовании деятельностного подхода резко растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через пять минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется лишь небольшая часть от этих знаний. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, то оно станет его достоянием надолго.

Творческие, мыслящие люди начинают формироваться ещё в школе. Чтобы научить ребёнка мыслить, исследовать, действовать, нужно научить его решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию исследовательской активности. Строить работу в этом направлении мне помогает одно из основных положений педагогической науки: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения.

Мастер-класс районный конкурс Учитель года 2014


1998


Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Среднее

3.1

3.2

3.3

3.3

3.4

3.4

3.4

3.3

3.3

3.2

3.1

3.0

Сумма

162.8

41.5

71.4

102.6

122.8

98.1

86.2

78.6

91.2

217.2

75.3

55.7

1999


Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Среднее

3.1

3.2

3.3

3.3

3.4

3.4

3.4

3.3

3.3

3.2

3.1

3.0

Сумма

162.8

41.5

71.4

102.6

122.8

98.1

86.2

78.6

91.2

217.2

75.3

55.7

2000


Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Среднее

3.1

3.2

3.3

3.3

3.4

3.4

3.4

3.3

3.3

3.2

3.1

3.0

Сумма

162.8

41.5

71.4

102.6

122.8

98.1

86.2

78.6

91.2

217.2

75.3

55.7


2001


Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Среднее

1.7

2.5

3.1

3.7

4.0

4.3

4.4

4.4

4.3

4.0

3.6

3.1

Сумма

53.2

100.9

75.8

81.5

152.4

89.9

185.2

124.3

105.1

212.3

74.1

85.4

2002


Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Среднее

1.1

2.2

3.1

3.8

4.3

4.6

4.7

4.6

4.2

3.7

3.0

2.1

Сумма

53.5

76.0

62.0

92.6

149.8

82.7

260.3

110.1

116.1

149.2

65.1

63.4

Климатическая система нуждается в помощи

© 2010-2022