- Преподавателю
- География
- Методическое обеспечение раздела «Вулканизм и биосфера» учебного плана дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»
Методическое обеспечение раздела «Вулканизм и биосфера» учебного плана дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Андреева Е.А. |
Дата | 31.12.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных техников г. Туапсе
Методическое обеспечение
раздела «Вулканизм и биосфера» учебного плана
дополнительной образовательной
программы «Юный геолог-эколог»
Объединение «Геолог-эколог»
ул. Ленинградская, 11
ПДО Шатилова Галина Борисовна
возраст детей 11-16 лет
г. Туапсе
2009 г.
Раздел «Вулканизм и биосфера» развивает идеи вулканолога Мархинина Е.К. о роли вулканизма в формировании внешних оболочек Земли: «Вся геохимическая эволюция осадочной, водной и воздушной оболочек Земли, так же как возникновение и развитие жизни, есть преобразование с течением времени в основном вулканического материала».
На изучение темы планируется 8 теоретических часов.
-
Занятие (2часа) проводится по теме «Вулканы на Земле. Магма». Форма занятий - беседа.
После того как планеты образовались, в их дальнейшей эволюции огромную роль играли вулканы. В течении миллиардов лет расплавленная магма извергалась на поверхность. Оболочка Земли и других планет формировалась за счет продуктов вулканических извержений.
В настоящее время на Земле около 800 действующих вулканов. Они извергают 3-6 миллиардов тонн вещества в год (пепел, шлаки, бомбы).
Магму- силикатный каменный расплав можно назвать «живым камнем». После этого лава, охладев, превращается в обыкновенный камень. Обычно это базальт и андезит.
-
Занятие (2часа) - по теме «Газ». Форма занятия - беседа во время экскурсии в музей «Вулканизм и биосфера».
Многие геологи изучают камни, а некоторые - газ. Не изучив его невозможно понять, как на Земле возникла гидросфера, атмосфера, жизнь, нефть и руды металлов. Все они производные «души» камня. Состав его-водяной пар (90%) водород, метан и другие углеводороды, окись и двуокись углерода, аммиаку, хлористый водород, сернистые соединения, фтористый водород, кислоты, хлориды, фториды, фосфор- ные соединения.
-
Занятие (2часа) по теме - «Земная кора». Занятие проводится в музее «Вулканизм и
биосфера».
Исходным материалом для образования земной коры послужили, в основном, продукты вулканических взрывов. При вулканических извержениях из магмы выделяется 3% воды. Подсчитано, что масса воды в Мировом океане 14,4х10 в 113 степени -97% всей воды в гидросфере (т. е. половина её создана вулканическими извержениями).
-
Занятие (2часа) проводятся по теме «Гидросфера и атмосфера». Занятие проводится в форме беседы.
Первичная атмосфера Земли состояла из магматических газов, она сильно изменилась в течении геологической истории. Вода сформировала гидросферу. Углеводороды образова- ли месторождения нефти и газа; различные металлы в растворах образовали рудные месторождения.
В конце 4-го занятия проводится подведение итогов изучения раздела «Вулканизм и биосфера» и усвоенные знания воспитанников проверяются по вопросам:
1. Назовите оболочки Земли.
2. Какие виды вулканов Вы знаете?
3. Самое сильное, на Ваш взгляд, извержение вулкана. Где? Когда?
4. Как сделать модель вулкана?
5. Какой самый большой вулкан в Солнечной системе?
6. Где возникают вулканы?
7. Есть ли вулканы на Кавказе?
8. Какие Вы знаете продукты жизнедеятельности вулканов?
Дидактический материал по теме представлен экспонатами музея «Вулканизм и биосфера» в объёме 190 экспонатов, в том числе:
- фотографии и картины вулканов - 57 шт.
- продукты деятельности вулканов (коллекция Мархинина Е.К.) - 24 шт.
- монографии и учебная литература - 32шт.
магматические породы Туапсинского района (коллекция СЮТ) - 19 шт.
- осадочные породы Туапсинского района - 11 шт.
- окаменелости - 24 шт.
- минералы 23 шт.
Педагог дополнительного образования
Г.Б. Шатилова