Разработка урока по теме «Земля отцов - моя земля»

Тема «Земля отцов - моя земля»Ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины.1. Какие основные типы населённых пунктов вы знаете?2. Как называлось место в доме, где висела икона?3. Продолжи пословицу: «Без труда не выловишь и ...»4. Каша из зёрен пшеницы с добавлением мака, мёда и грецкого ореха5. Рушник, которым украшали икону Тема «Природа родного края» Задания на карточках.Карточка 1. ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Разработка урока по теме «Земля отцов - моя земля»

Разработка урока по теме «Земля отцов - моя земля»

Разработка урока по теме «Земля отцов - моя земля»

Разработка урока по теме «Земля отцов - моя земля»

Тема «Земля отцов - моя земля»

Ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины.

  1. Какие основные типы населённых пунктов вы знаете?

  2. Как называлось место в доме, где висела икона?

  3. Продолжи пословицу: «Без труда не выловишь и ...»

  4. Каша из зёрен пшеницы с добавлением мака, мёда и грецкого ореха

  5. Рушник, которым украшали икону Тема «Природа родного края» Задания на карточках.

Карточка 1. Карточка 2.

Убери лишнее слово: Убери лишнее слово:

Сова, синица, дятел, баклан Лопух, зверобой, ромашка, липа.

Карточка 3. Карточка 4.

Впиши названия растений, Впиши названия животных:

твоей местности домашних и диких.

м д Л

А О Е

К м с

Карточка 5.

Впиши названия растений, животных, птиц занесённых в Красную книгу.

Работа в группах.

Задание для любителей летнего отдыха.

  1. Расскажите и покажите как вы отдыхали летом.

  2. В какие игры вы играли с родителями и друзьями.

Тема: «Водоёмы края».

Загадки.

Я и тучка, и туман, Начинается на «О»,

Я - река и океан, Оно в горах встречается,

Я летаю и бегу, Нигде не повторяется.

И стеклянной быть могу. (Вода) И кончается на «О»,

Значит это (Озеро)

С гор сбежала без оглядки,
С ручейком играла в прятки,
Широка и глубока.
Это быстрая (Река)

Работа в парах. Заполнить соответствующие столбцы таблицы.

Моря

Озёра

Реки

Водохранилища



Определить значение данных водоёмов. Выбрать нужные варианты или предложить свои.

1 .Отдых 2.Добыча соли. З.Море кормит (Рыба, водоросли).

4.Отдых и укрепление здоровья. 5.Значения нет.

Урок кубановедения для 8 класса по теме «Развитие профессиональной культуры»

Цель: Вызвать у школьников интерес к участию в исследовательском проекте «Веч-ные ценности моей малой Родины».
Задачи:
- вспомнить «ленту времени» из истории переселения казаков на Кубань;
- познакомиться с музыкально-просветительской деятельностью Певческого и Музы-кантского хоров Кубанского Казачьего войска в дореволюционной Кубани; - способствовать формированию эмоционального интеллекта;
- развивать музыкально-слуховую память, речь;
- воспитывать любовь и бережное отношение к вечным ценностям Кубанского насле-дия.
Тип урока: вводный
Условные обозначения:
У. - учитель; Д. - предполагаемые ответы учащихся.
Оборудование:
- мультимедийный проектор; презентация на флэшкарте; музыкальный центр; аккордеон; ударно-шумовые инструменты.
Используемый музыкальный материал:
- «Из-за леса, копий и мечей» - старинная казачья песня; «Земляничка-ягодка» - свадеб-ная песня; Д.С. Бортнянский «Рождество Христово»; Г.М. Концевич «Щедривки»; «Гопак» - украинский танец; П.И. Чайковский. Увертюра «1812».

Ход урока:
I. Организационный момент.
Вход учащихся под былинную казачью песню «1791 год»
II. Мотивация урока
У. - Тема урока «Возникновение и музыкально-просветительская деятельность
Певческого и Музыкантского хоров в дореволюционной Кубани».
У. - Вспомним «ленту времени» из истории переселения казаков на Кубань.
1-ый ученик:
• Первый отряд казаков под командованием Саввы Белого, следовавший морем вы-садился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-черноморцам.
2-ой ученик:
• Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой осенью того же года, дви-гаясь посуху, подошел к Ейскому укреплению. Здесь казакам пришлось зазимовать, и только весной они отправились в дорогу. Долгим показался путь казакам по бескрайней цветущей кубанской степи.
3-ий ученик:
• По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьей Ан-тоном Головатым
У. - В честь Черноморских казаков на Кубани строятся храмы, памятники, исполняют-ся гимны, песни, былины. Сегодня учащиеся класса прочитают стихи Кубанской поэтес-сы-сказочницы Ларисы Степановой «О славных Кубанских казаках».
1-ый ученик:
То было не в заморском царстве,
А в нашем русском государстве,
В правление Екатерины,
Что вспоминаем мы поныне…
Чтоб Юг России укрепить
Ее от турок защитить,
Она из Сечи казаков
С крутых Днепровских берегов
На юг решила отослать,
Им земли русские отдать.
А запорожцы и не прочь
России-матушке помочь.
При том сулили им земли,
Сколько освоить те могли.
Казачий атаман Захар
С почтеньем принял этот дар.
2-ой ученик:
Но волновались казаки:
На юг дороги нелегки,
Им Украина - отчий край,
А что на юге? Лишь гадай!
К тому ж казачки голосят:
Из дома ехать не хотят.
Мужья им: «Что реветь-то зря?
Нам на попятную нельзя.
Мы не привыкли отступать,
Коль надо - впору отбывать!».
Уже стоят повозки в ряд,
Понуро старики глядят,
Ведь точный трудно дать ответ:
Увидятся когда иль нет?
3-ий ученик:
Захар, к отцу оборотясь,
Да старикам всем поклоняясь,
Сказал: «Мы вас не посрамим
И за Россию постоим!».
Потом отца, любя, обнял:
«Благославить мэнэ, - сказал, -
За мною дюжэ нэ тужить…
Хай Бог дае вам довго жить.
Я ж зроду Вас нэ подвэду -
Куринь на Юге возвэду,
А як там гарно заживэм,
И Вас до сэбэ забэрэм.
Отец ему: «Прыйшов черед,
Шоб на Кубани був наш род.
Идить, сынки, та в добрый час,
Благославляю усих вас!
Ось, сынку, на тоби в дорогу
Старинный крэминь на пидмогу,
Ще доморощенный табак,
Що курэ истинный казак,
Та струнну домру - играй, як я, -
С ней жизнь, сынок, пройшла моя!».
У. - Что с собой везли казаки на Кубань?
(Учащиеся рассматривают слайды из истории переселения казаков на Кубань
и зачитывают тексты)

● С собой казаки привезли нехитрые пожитки, оружие и походную Свято-Троицкую церковь. Стены ее были из парусины, поэтому казаки покрыли ее дере-вянным чехлом, да еще и камышом, чтобы защитить от ветров и ливней. И только поставив церковь, начали строить курени, крытые камышом.
● Нелегко жилось казакам на необжитой Кубанской земле, ведь им приходилось не только обустраивать свой быт, но и защищать южные границы государства Российского. А во время отдыха казаки наслаждались пением и игрой на музыкальных инструментах.
(Учащиеся исполняют, подыгрывая ударно-шумовыми инструментами казачью песню «Из-за леса, копий и мечей» и слушают свадебную песню «Земляничка-ягодка»)
III. Изучение нового материала
У. - Первое время по переселении хлопоты по устройству на новых местах и борь-ба с новым врагом не давали казакам возможности заняться профессиональной му-зыкальной деятельностью, но, устроившись и осмотревшись, они уже в 1811 году ор-ганизуют у себя Певческий и Музыкантский хоры.
У. - По инициативе выдающегося просветителя Черномории - войскового священника Кирилла Россинского в 1811 году были сформированы Войсковые Певческий и Му-зыкантский хоры.
О Войсковом Певческом хоре 1811-1920г.
В хоре пели только казаки. Годы пребывания в хоре засчитывались как срочная служба в войске. Многие казаки несли службу по 15 - 20 лет и более. Для замены пев-чих, уволенных в запас, обучали и воспитывали мальчиков - подростков 8 - 12 лет, пре-имущественно сирот, отобранных регентом по разным станицам войска.
Состав певческого хора в 1811 г.
1 регент - руководитель хора;
2 баса - низкие мужские голоса
2 тенора - высокие мужские голоса
2 альта - средние мужские голоса
2 дисконта - голоса мальчиков
(Учащиеся переписывают с экрана в тетради по кубановедению состав певческого хо-ра 1811 года)
У. - На содержание хора согласно указу Войсковой Канцелярии отпущено 900 руб-лей в год. Хор был подчинен Войсковому атаману, а с 1842 года - начальнику штаба войска. Певческое мастерство хора с годами совершенствовалось, исполнительский состав увеличивался. Со временем Войсковой певческий хор становится гордостью Черноморско-го войска.
Певческий хор исполнял духовные произведения в Войсковом Воскресенском соборе с 1802 по 1872 год. Когда Воскресенский собор обветшал и был разобран, то хор пере-вели в Войсковой Александро-Невский собор. Репертуар Певческого хора состоял из ду-ховных произведений великих русских и кубанских композиторов: П.И. Чайковского, Д.С. Бортнянского, С.В. Рахманинова, М.П.Мусоргского, Г.М.Концевича.
Высокий художественный уровень хора отмечали императоры Александр ΙΙ, Александр ΙΙΙ, Николай ΙΙ, присутсвовавшие в Войсковых соборах г.Екатеринодара.
(Учащиеся слушают «Рождество Христово» Дмитрия Степановича Бортнянского и «Щедривки» Григория Митрофановича Концевича.)
У. - Григорий Митрофанович Концевич - собиратель народных песен Кубани, Адыгеи, педагог, композитор, регент Кубанского Войскового Хора.
У. - Какие музыкальные инструменты подарила Императрица Екатерина ΙΙ в 1792г. Черноморским казакам?
(Учащиеся зачитают с экрана текст слайда о музыкальных реликвиях Черноморского казачьего войска и Войсковом Музыкантском хоре).
Екатерина ΙΙ в 1792 году подарила Черноморскому Казачьему Войску серебряные литав-ры и серебряные трубы.
О Войсковом Музыкантском хоре.
В декабре 1811 года по указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Черноморской Войсковой Канцелярией был сформирован Музыкантский хор.
Первое время в хоре насчитывалось 24 человека. Для обучения игре на духовых инструмен-тах пригласили капельмейстера. В Войсковой Музыкантский хор набирали простых казаков и мальчиков от 8 лет. Служили в Музыкантском хоре так же как и в Певческом - от 15 до 20 лет. Обучающиеся, обеспечивались жильем, питанием, одеждой, концертной формой.
(Учащиеся записывают в тетрадях по кубановедению Капельмейстер - обучающий музыкантов оркестра игре на музыкальных инструментах)
У. - Исполнительский репертуар хора был разнообразным: от простых музыкальных жанров (песни, танцы, марши) до крупных классических произведений (увертюры, концер-ты, кантаты).
В городском саду Екатеринодара под музыку Музыкантского оркестра лихо отплясыва-ли казаки задорного «Гопака», веселую «Кадриль». Как только раздавался пушечный выстрел, веселье прекращалось, и воины-казаки отправлялись на передовую (шашки, ногайки, ружья всегда находились при них).
(Учащиеся импровизируют плясовые движения под музыку «Украинского гопака» в исполнении оркестра духовых инструментов).
У. - За свое более чем 100-летнее существование войсковые хоры сыграли огромную роль в музыкально-просветительской жизни казаков. Их мощная песня и прекрасная игра нередко услаждала часы короткого досуга, успокаивала уставшие, наболевшие души войско-вых бойцов. Идя на праздник в войсковую соборную церковь и слушая напевы дивного хора, каждый невольно отрешался от житейских тревог и волнений, как бы внутренне очищался и становился лучше.
IV. Обобщение и систематизация результатов с опережающим заданием по проектной деятельности.
Учащиеся хором повторяют следующие понятия:
- Кирилл Россинский - выдающийся просветитель Черномории;
- Войсковые Певческий и Музыкантский хоры Кубанского казачьего войска (1811 - 1920 годы);
- Серебряные трубы и литавры подарены Екатериной ΙΙ Черноморскому казачьему войску в 1792 году;
- Духовная музыка исполнялась Певческим казачьим хором в Войсковых соборах;
- Регент - руководитель хора;
- Дисконт - голос мальчика;
- Обиходная музыка исполнялась Музыкантским хором в городских садах;
- Капельмейстер - обучающий игре на музыкальных инструментах;
- Бандура - украинский струнный музыкальный инструмент.
Учащиеся принимают участие в дидактической игре «Определи соответствия»:
Бандура Ударный инструмент
Дисконт Руководитель хора
Репертуар Певческого хора Струнный инструмент
Литавры Голос мальчика
Регент Духовная музыка

Задание для учащихся, желающих принять участие в общешкольном проекте «Вечные ценности моей малой Родины»
• Найти фотографии и информацию о старинных музыкальных казачьих инструмен-тах. Обобщить работу в альбоме-раскладушке.
• Найти информацию о жизни и творчестве Кубанского композитора, регента Войскового Певческого хора Григория Митрофановича Концевича, арестованного по лож-ному обвинительному заключению 30 августа 1937 года. Обобщить работу в реферате.
V. Подведение итогов урока.

Разработка урока по кубановедению

Урок 2

Тема урока: «Освоение Кубани русскими переселенцами».

Цели урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию причин церковного раскола и старообрядческого движения в России.

  2. Выяснить, какие взаимоотношения складывались у кубанских раскольников с Россией и Крымским ханством.

  3. Продолжать формирование умений работать с текстом учебника и историческими источниками.

Тип урока - комбинированный. Учебное оборудование: атлас по истории Кубани.

Ход урока

I. Организационный момент.

И. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Кубани».

1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Карточка № 1 Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни кочевых народов Кубани в средние века?» Для этого вспомните:

  1. Кого называют археологами?

  2. Что такое «летописи»?

  3. Что называют историческим источником? Сделайте вывод.

2. Фронтальная беседа по вопросам:

  • Что такое «средние века»9 Каковы их хронологические рамки?

  • Дайте определение понятию «малая Родина».

  • Какое событие из истории средних веков на территории Кубани тебе запомнилось?

- Какие народы проживали на территории Краснодарского края в средние века? ' . '

3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1.

III. Изучение новой темы

План


  1. Возникновение церковного раскола.

  2. Раскольники на Кубани.

  3. Отношения кубанских раскольников с Россией и Крымским ханством.

На доске записаны новые слова (раскольники, церковно-обрядовая реформа) и проблемный вопрос урока: «Почему кубанские старообрядцы приняли покровительство крымского хана?»

1.Рассказ учителя.

Итак, мы выяснили, что к середине XVII века на территории Северного Кавказа проживали адыги, ногайцы, черкесы, кабардинцы и другие местные народы, а сегодня узнаем, как начиналось освоение Кубани русскими переселенцами. Мы знаем, что история нашей малой Родины неразрывно связана с историей великой России. Именно в ее истории нам нужно искать причины переселения русских старообрядцев на территорию сдарского края.Г

Сообщение о возникновении церковного расколасщщСООБЩЕНИЕ УЧАШ (можно в объеме материала учебника Б. А. Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII в.». Гл. 9, п. 1, с. 132).

Дополнительная информация для учителя.

XVIIвек вошел в историю России как «бунташный». Отголоски русской смуты не могли не затронуть пограничные с Русским государством кубанские земли. Церковная реформа патриарха Никона имела немало противников среди неистовых поборников «старой веры». Царское правительство беспощадно расправлялось со старообрядцами, пытая их и уничтожая идеологов раскола..

Немало их осело и на вольном Дону, но эта вольность была относительной, так как донские казаки получачи «царское жалование» и приняли присягу на верность царю. Поэтому донским староверам было не очень вольготно на Дону, особенно когда в 1682 г. царем стал Петр I, не терпевший никакого своеволия и непослушания. Царю не нравилась стародавняя традиция донцов никого не выдавать с Дона. Дон, как и Запорожье, был гостеприимным пристанищем для всех беглых и недовольных крепостными и церковными порядками. В 1680-х годах правительство ужесточило требования о выдаче скрывавшихся на Дону. Это заставляло многих, спасаясь от репрессий, объединяться в отряды и уходить подачьше от тяжелой царской руки.

2. Беседа по вопросам:

- Что послужило причиной церковного раскола в России в середине XVII в.? (Церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 г. начал проводить патриарх Никон.)

-Какие слои русского общества выступили на защиту «старой веры»? {Посадские люди и крестьянство.)

-Почему крестьяне связывали свое закрепощение с церковными реформами и поддерживали «старую веру»? {Религиозные реформы Никона совпали по времени с полным закрепощением крестьян в России, с изданием «Соборного уложения». Поэтому народные массы, становясь на защиту «старой веры», выра-жачи свой протест против феодального гнета.)физкультминтка!

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 133).
Беседа по вопросам:

-Почему раскольники выбрали местом поселения Кубань? -Кто стоял во главе кубанских раскольников? -Почему они стати именовать себя «кубанскими казаками»? -Где поселились русские переселенцы в 1692 г.? -Какова судьба одного из предводителей кубанских старообрядцев - Льва Манацкого?

IV. Закрепление изученного на уроке.

  1. Словарная работа. Записать в тетради: раскольники - противники церковной реформы патриарха Никона; церковно-обрядовая реформа - изменение обрядов в православной церкви России в конце XVII в.

  2. Дискуссия (ответ на проблемный вопрос урока): -Подумайте, почему кубанские старообрядцы приняли покровительство крымского хана.

-Как складывались отношения кубанских раскольников с Россией?

-Каково ваше отношение к кубанским раскольникам? -Сделайте вывод о влиянии внутренней политики государства на процесс освоения кубанских земель русскими переселенцами.

Умейте спорить

При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?

Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.

Умейте слушать оппонента, даже если вы не согласны с его точкой зрения.

Вдумываясь в положения, которые высказывает оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.

Выяснив позицию оппонента в споре, определив, в чем вы конкретно не согласны с ним, начните опровержение этих положений.

Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.

В любом диспуте важен вывод.

V. Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:

  1. Прочитать п. 1

Тема: «Казаки-некрасовцы на Кубани».

Цели урока:

  1. Выяснить, почему казаки-некрасовцы выбрали местом поселения Кубань.

  2. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний.

  3. На положительных образах жизни казаков-некрасовцев, почерпнутых из «Заветов Игната», воспитывать трудолюбие, смекалку, уважение к старшим, стремление помогать людям и соблюдать законы общества.

Тин урока - устный журнал.

Учебное оборудование: «страницы» устного журнала, атлас по истории Кубани, пластинка с записью песни, видеозапись с танцем некрасовских казаков в исполнении танцевальной группы Кубанского казачьего хора.

Ход урока

I. Организационный момент.

И. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Освоение

Кубани русскими переселенцами».

1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.

Карточка № 2 Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Почему раскольники выбрали местом поселения Кубань?» Для этого вспомните:

  • Что такое церковный раскол?

  • Кто такие раскольники?

  • Каково было отношение Российского государства к старообрядцам на Дону?

Где на К2. Работа с классом (письменно):

1-й вариант: «Какие взаимоотношения установились у кубанских раскольников с Россией и Крымским ханством?» 2-й вариант: «Составьте рассказ от имени русского старообрядца о причинах его переселения на Кубань».

3. Устный ответ ученика по карточке № 2.
III. Изучение новой темы.

На доске - проблемный вопрос урока: «Почему некрасовцы сумели сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?»

План устного журнала (на «страницах» на доске):

  1. Появление некрасовцев на Кубани (литературно-
    географическая).

  2. Переселение некрасовцев в Турцию (музыкальная).

  3. «Заветы Игната» (документально-театральная).

4.Этапы возвращения «игнат-казаков» на историческую родину

(хронологическая).

1-я страница (литературно-географическая).

1. Рассказ учителя.

Степь да степь, камыш да плавни,

Поля желтое литье,

Море, речки Прикубанья -

Удалое забытье.

То ль не здесь у старых вязов От петровских батогов Укрывал вожак Некрасов С Дона вольныхказаков? IКак стало понятно из стихов, не только русские старообрядцы в XVII веке переселились на Кубань. Сюда же в начале XVIIIвека «от петровских батогов» с Дона вольных казаков привел атаман Игнат Некрасов.

- Что вы понимаете под выражением «от петровских батогов»?

Дело в том, что переселение некрасовцев на Кубань было связано с антифеодальным движением крепостных крестьян,раскольников и бедного казачества под руководством Кондратия Афанасьевича Булавина.

В сентябре 1708 г. часть восставших численностью от трех до восьми тысяч человек, спасаясь от правительственных войск, с семьями ушли с Дона на Кубань. Переселенцев возглавил один из выдающихся предводителей Булавинского восстания атаман станицы Есауловской Донского казачьего войска Игнат Некрасов («...укрываа вожак Некрасов с Дона вольных казаков...»). -Как вы думаете, почему пришедшие на Кубань казаки стали называться некрасовцами или «игнат-казаками»?

2. Работа по карте (находим на карте место поселения некрасовцев).

Крымский хан Каплан-Гирей разрешил им поселиться в низовьях Кубани, между Копылом и Темрюком, и предоставил казакам самостоятельное управление. Здесь казаки-некрасовцы основали ряд своих городков, таких как Чирянский, Блудилов-ский и др.

-Как вы расцениваете условия, на которых поселились некрасовцы на территории, в то время принадлежавшей крымскому хану?

-Почему крымский хан был так благосклонен к «игнат-казакам»? (Рассчитывал в будущем использовать некрасовцев в качестве хорошо обученной вооруженной силы.)

3.Самостоятельная работа по учебнику: определите главные занятия некрасовцев (судостроение, рыболовство, охота, коневодство).

2-я страница (музыкальная)

1. Выступление ученика, выполнявшего индивидуальное задание (на фоне кубанской народной песни): ,

Привлекая в свои ряды недовольных, некрасовцы либо сами появлялись в русских пределах, либо посылали на Дон и в другие районы своих агитаторов, ратовавших за уход на вольную Кубань. Походы на Дон предпринимались не только как акции в борьбе с царизмом, но и были средством пополнения людьми, лошадьми, порохом и продовольствием. В свою очередь, правительство отвечало на эти акции карательными экспедициям разорявшими селения некрасовцев. Крымский хан был заинтересован в пребывании казаков на Кубани, так как ценил их как опытных и отважных воинов, но и он не мог открыто поддерживать некрасовцев - бывших русских мятежников. Поэтому с начала 40-х годов некрасовцы стали покидать Кубань. Так, в середине 50-х годов некоторые из них переселились на Дунай. В 1778 году, с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев переселились в Османскую империю. 2. Просмотр видеозаписи с танцем казаков-некрасовцев. Беседа:

-Какие особенности в костюмах танцоров вы заметили? -Почему танец сопровождает восточная музыка? -Сделайте вывод о влиянии жизни некрасовцев в Османской империи на их культуру. 3-я страница (документально-театральная)

1. Рассказ учителя.

Как вы убедились на примере танца некрасовских казаков, они, хоть и претерпели влияние турецкой культуры, но все же сохранили свою самобытность и отождествляли себя с русскими людьми, подданными России. Их протест - это выступление против царизма, а не отрицание Родины.

На чужбине некрасовцы сохранили те формы управления и быта, которые существовали у них на Кубани. Они жили по так называемым «Заветам Игната», своего первого атамана. В этих «Заветах» нашло отражение общеказачье обычное право. Его нормы были сгруппированы в 170 статей.

2. Работа в группах (по рядам): чтение текста учебника и отве
ты на вопросы по заданию:

1-я группа: «Демократическое устройство жизни некрасовцев».

2-я группа: «Общественные права мужчин-некрасовцев».

3-я группа: «Права женщин, отношение младших к старшим».

3. Работа в группах: придумайте и покажите сценку из жизни
некрасовцев по «Заветам Игната» (каждая группа показывает
сценку по своему заданию).

4. Работа в тетрадях - записывают выводы по содержанию «Заветов Игната»:

  • власть в общине принадлежит Кругу - народному собранию

  • запрет эксплуатации чужого труда в целях обогащения

  • 1 /3 заработка от промыслов - в войсковую казну

  • полнота прав у мужчин с 18 лет

  • ограничение в правах женщин

  • почтительное отношение к старшим

  • запрет на установление родственных связей с турками.

- Какой завет вы считаете самым важным для некрасовцев?

4-я страница (хронологическая)

1. Составление хронологии возвращения некрасовцев в Россию:

  • 1828 -1829 гг. - отуреченные потомки поселились в Дахов-ском ущелье, в селении Высоком возле Адлера

  • 1908-1911 гг. - обращение к русскому послу с просьбой разрешить им поселиться на Дону

  • 1912-1913 гг. - 140 некрасовских семей поселились в Грузии (поселки Успенский и Воскресенский)

  • 1918 г. - переезд на Кубань в станицу Прочноокопскую. Основали хутор Некрасовский возле Приморско-Ахтарска

  • 1921 г. - основан хутор Новопокровский

  • 1924-1925 гг. - Потемкинский хутор

  • 1947 г. - из Румынии 2000 некрасовских семей переселились в СССР (в Ейском районе - село Воронцовка)

  • 1962 г. - 215 семей из Турции поселились в Ставропольском крае.

2. Ответ на проблемный вопрос урока:

Почему некрасовцы сумели сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?

IV. Закрепление материала.

• Игра между группами «Заморочки из бочки». Представитель
от команды достает из бочонка карточку с вопросом:

  • Почему казаки-некрасовцы с Дона переселились в XVIIIв. на Кубань?

  • Когда они переселились? С каким событием в истории России связано их переселение?

  • Почему их называли некрасовцами?

  • А как их называл крымский хан?

  • Как назывались первые поселки «игнат-казаков» на Кубани?

  • Каковы были основные занятия казаков-некрасовцев?

  • Когда и почему они переселились в Турцию?

  • Что такое «Заветы Игната»?

  • Когда и в какие районы России вернулись из Турции некра-совцы?

V. Итоги урока. Выставление оценок, домашнее задание согласно теме урока.


Дом. Задание.












Урок 4

Тема урока: «Культура некрасовцев».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с самобытностью некрасовской культуры и быта, с особенностями их песенного и былинного творчества.

  2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, литературные источники, распознавать существенные признаки казачьей культуры.

3. Воспитывать чувство прекрасного, уважения к традициям,
культуре кубанского казачества, гордости за свою историческую
Родину.

Тип урока - интегрированный с литературой и музыкой. Учебное оборудование: запись песен «Ой, загорелась в поле ковылушка» и «Ой, воздолийка да далекого», стихи местного поэта С. А. Соболева.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний по теме «Казаки-некрасовцы».
Поскольку объем изучаемого материала велик, то в целях эко
номии времени можно в начале урока в течение 10 минут про
вести тест.

Тест

1. Почему казаки-некрасовцы с Дона переселились в XVIII в. на
Кубань?

а) спасаясь от правительственных войск после подавления вос
стания К. Булавина

б) желая принять покровительство крымского хана

в) для пополнения людьми, лошадьми и порохом.

2. Как называл некрасовцев крымский хан?

а) «девлет-казаками»

б) «гирей-казаками»

в) «игнат-казаками».

3. Как назывался документ, регламентировавший нормы права
некрасовцев?

а) «Судебник Игната»

б) «Устав Игната»

в) «Заветы Игната».

4. Как назывались первые городки некрасовцев на Кубани?

а) Чумяновский и Ахтарский

б) Успенский и Воскресенский

в) Голубинский и Блудиловский.

5. Каковы были основные занятия казаков-некрасовцев в начале
XVIII в.?

а) судостроение и рыболовство

б) земледелие и скотоводство

в) охота и собирательство.

6. Правила некрасовцев запрещали:

а) установление родственных связей с турками

б) поселение в Османской империи

в) участие мужчин после 18 лет в Народном собрании

7. Главная причина возвращения некрасовцев из Турции:

а) турецкое правительство насаждало среди них мусульманскую

религию

б) турецкое правительство ввело всеобщую воинскую повин
ность

в) турецкое правительство объявило войну России.

Ключ к тесту: 1 - а, 2 - в, 3 - в), 4 - в), 5 - а), 6 - а, 7 - б. III. Изучение новой темы.

План

  1. Обычаи казаков-некрасовцев.

  2. Песенное творчество «игнат-казаков».

  3. Занятия и быт некрасовцев.

I, Обычаи казаков-некрасовцев.

1. Работа с документом.

Ф. А. Щербина, «История Кубанского казачьего войска»:

«...Татары, давшие некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков остались свое управление, свои выборные власти.

Завися от ханской администрации, в своей внутренней жизни казаки руководились вековыми обычаями и исторически сложившимися установлениями. Во главе казачьей общины стоял выборный войсковой атаман и «казачий круг» или сход полноправных представителей общины.

Вместе с самоуправлением некрасовцы пользовались самой широкой религиозной свободой, живя среди мусульман. Татары не посягали на их веру, ни даже на народные обычаи; некрасовцы совершенно свободно строили церкви и отправляли в них по своим обрядам богослужение. Мало того, они устраивали скиты и монастыри, и татары не только не препятствовали им, но и относились с должным уважением к этим религиозным учреждениям. Вера отцов, «старая вера» находилась у татар под защитою властей, как неприкосновенная народная святыня».

Беседа по тексту документа!

  • Чьих обычаев и традиций придерживались некрасовцы, проживая в Османской империи?

  • Какую религию они исповедовали?

  • Какие религиозные традиции они соблюдали?

  • Как турецкие власти относились к обычаям, традициям и религии некрасовцев?

  • Сделайте вывод о соблюдении общекультурных традиций казачества некрасовцами.

3. Самостоятельная работа по группам с текстом учебника

(с.141-145):

1-я группа (с. 141-143) - О суде и наказаниях у некрасовцев.

2-я группа (с. 143-144) - Об артелыцине и наказании атамана.

3-я группа (с. 144-145)- О занятии рыбной ловлей.

После прочтения - пересказ по цепочке содержания и смысла

прочитанного.

И. Песенное творчество «игнат-казаков».

1. Учитель музыки:

Свое песенное богатство некрасовские казаки делили на ряд тематических пластов: песни об Игнате, песни «под Игната», служивые песни, беседные или компанейские (сюда, кстати, входят и исторические песни), женские, свадебные, хороводные, серцебитные, уличные, пригудки (колыбельные), игровые (считалки), шуточные прибаутки; духовные стихи (песни речитативного характера, например, «Про Лазаря», «Расставание души с телом», «О блудном сыне» и т.д.).

Как и большинство выходцев с Дона, некрасовцы знали былины. Вот несколько названий этого уникального жанра устного народного творчества: «Шел по дороженьке Илья Муромец», «Нападала на Илюшеньку собака - зверя лютая», «Змей Тугарин и Алеша», «Садко».

Необъятные просторы донских степей, величавый Тихий Дон Иванович, морские и конные походы казаков, наконец, многие особечества - все это придает донским былинам и историческим песням некрасовцев своеобразные черты. С ними «игнат-казаки» отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти так, как хранили на своей груди ладанку с горстью родной земли. И звучание этих былин было так же дорого им, как дорог был горьковатый запах степного полынка.

2. Учитель литературы:

Выдающийся собиратель песенного фольклора донских казаков А. М. Листопадов в одной из статей приводит любопытный фрагмент диалога казаков, от которых ему довелось записать старинные песни:

  • Разве в наше время так служили, как теперь?! - замечает один из седобородых песенников, ветеран тяжелой кавказской службы. - Теперь сядет себе служивый в машину, не успеет оглянуться - и на месте! Когда уж там играть старые протяжные песни! А ты, бывало, идешь месяца три, четыре, а то и больше, а сколько песен за это время переиграешь!

  • Нонче-то ведь все мелочью забавляются, - добавляет с сокрушением другой такой же древний служака. - Не песни, а ветер!

3. Учитель музыки:

Вот пример такой песни, вернее, ее части. Это песня «Ой, загорелась во поле ковылушка», в ней отражаются события крестьянской войны под руководством С. Разина. (Прослушивание записи песни.):

Ой, подымались жаркие огонюшки Вот под самые они небеса, Е-ой да подпалили ясному соколику Вот и ему правое, братцы, крыло.

Ой, подпалили ясному соколику Вот по чистому полю, братцы, летать. Е-ой да прилетели к ясному соколику Вот и стадо черных вороньев к нему.

нности стародавнего военно-бытового уклада жизни каза-

Ой, прилетали к ясному соколику Вот стадо черных вороньев к нему, Е-ой да насмехались над ясным соколиком Вот и называли все вороною.

Ой, насмехались над ясным соколиком Вот и называли все вороною. «Е-ой да как пройдет мое горе-кручинушка, Вот и посмеюся сам над вами я»...

4.Учитель музыки:

Что же касается песен, родившихся непосредственно в среде некрасовских казаков, то для нас несомненный интерес своей мелодикой представляет полная тоски и грусти старинная казачья песня «Ой, воздалийка да далекого». (Прослушивание записи песни.):

Ой, возоапийка да далекого Было во раздольице,

Э-эх, пролегла степь-дороженька, Она широкая.

Э-эх, шириной, ой она, степь-дороженька,

Она широкая.

Э-эх, долиной, ой она, степь-дороженька.

А ей конца-краю нет.

Э-эх, да как по той ли злодей по дороженьке

Никто да не хаживал...

Э-эх, только шел-то, прошел-то Игнат-сударь,

А он сын Некрасовиць;

Э-эх, долиною, ой она, степь-дороженька,

Брал он сорок тысяч -увел...

Э-эх, он присчитывал, ох, присманывал

Только молодцов одних...

III. Занятия и быт некрасовцев.

1. Учитель истории:




В стихах современных поэтов отражены многовековые традиции, обычаи, быт, занятия, культура кубанского казачества, в том числе и некрасовцев. Ведь они, живя 200 лет на чужбине, не порывали со своей исторической родиной и не предавали обычаев своих предков, следовали традициям, сохраняя самобытность казачьей культуры. Из поэтических строк мы можем узнать о занятиях, жизненном укладе казаков, живших в XVIII в. Ведь если наши предки сохраняли их в неизменном виде, то и мы тоже должны чтить обычаи, уклад, бытовые особенности наших дедов и прадедов.

На обед спешишь в беседку, Где на праздничном столе Расшитая скатерть в клетку, Хлеб кубанский в рушнике.

Сала шмот, краюха хлеба. Пока борщ казацкий .ждешь. Стол кубанский пред тобою Удивительно хорош.

Зелень, что копенка с сеном, Посреди стола стоит, Перец горький вместе с хреном Терпким запахом манит.

Вот налили борщ в тарелку. Бац, сметаны черпачок, А к нему еще пампушки Да зеленый чесночок.

Весь зажаренный лежит Сом, в духовке запеченный, Усом скатерть бороздит.

На десерт кавун кубанский С хрустом режут тесаком, Сам арбуз, большой, грудастый, Манит сахарным бочком.

Рядом с ним янтарно дыня

Ароматом пчел манит. ' - '"

Соты с медом, пчелок крылья

Сквознячок чуть шевелит.

Ешь, казак, гуляй с гостями! Хлеб-соль на столе. Виноград висит гроздями Рядом, не в Москве!

  • Какую пищу, традиционную для нашего края, описал поэт в стихотворении?

  • Какие культуры выращивают в казачьем крае?

Можно предположить, что и на праздничном столе казака-некрасовца XVIII - XIX вв. можно было увидеть такое изобилие угощений. Может, и не в каждой хате, но у зажиточного казака -непременно.

В станице полдень, в хате тишина, Казачка быстрый борщ куриный варит, Вот-вот придет хозяин со двора, Управившись, кормить себя заставит.

За лето нужно накосить травы И высушить ее на сено, Хозяйке фруктов наварить, Повидл, варений и, конечно, джемов.

Корова, лошадь, Мелка у двора, Свиней пяток в хлеву томится. Овец, гусей сторожит детвора, Должна Буренка скоро отелиться.

Вот огород, огурчики, редис, Есть помидоры, перец, лук родится, Картофель, и капуста, и пшеницы гурт От моли на ветру еще хранится.

  • Как это стихотворение подтверждает кубанскую пословицу «Один летний день весь год кормит»?

  • Какие культуры выращивали казаки у себя на огороде?

  • Каких домашних животных выращивали?

  • Какие работы в летнюю страду должны были успеть выполнить казаки?

  • Каким было хозяйство казака? (Натуральным.)

На масленице русской Блины, варенье, мед, Икра степных лиманов На скатерти всех ждет.

А у костра бандура, Грибные пироги, Весенняя окрошка, Идут вовсю торги.

Таи ряженые пляшут, Жгут чучело зимы, Мед на оладьи мажут. Жуют с икрой блины.

Еще играют в крепость Из талого снежка, Мужчины что-то лепят, Конструкция легка.

Потом ее с разгону Берет лихой казак И, празднуя победу, Кричит «Ура!» чудак.

Еще в разгар веселья В снежки идут бои, Так празднуют кубанцы Прощание зимы.

  • Какой праздник описан в стихотворении?

  • А сейчас он отмечается?

  • Какие еще народные языческие и христианские праздники, отмечаемые на Кубани, вы знаете?

IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:

-Какие особенности общественного уклада казаков-некрасовцев вам запомнились?

-Каковы полномочия казачьего круга «игнат-казаков»?

-Какие особенности музыкальной культуры некрасовцев вы подметили?

-Почему их песни и былины протяжны и насчитывают до сотни стихов?

-С каким занятием казаков это связано? (С длительными военными походами и переходами.)

Вывод: Культура некрасовцев, как и в целом культура кубанского казачества, - это бесценное богатство нашего народа. По ее историческим образцам можно увидеть историю отдельного народа, региона, страны. По семейно-бытовым традициям, по песням и былинам, по общественному укладу можно познать особенности жизни некрасовцев, их обычаи, культурные особенности.

Мы, потомки тех славных казаков, которые начинали обживать кубанские (и даже турецкие) земли, растем и взрослеем на примере лучших образцов кубанской культуры. И наша задача -сохранить ее, преумножить, развить, как это делали и на чужбине, и на Кубани казаки-некрасовцы.

V. Итог урока. Выставление оценок,домашнее задание

согласно теме урока. '


© 2010-2022