Авторская программа элективного курса по гидробиологии

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПАвторская программа элективного курса по гидробиологииояснительная записка

«Мы не учим тому, как играть в экологию и «экологизировать» душу. Мы учим тому, как отбирать зоопланктон, определять загрязнения, описывать фитоценозы, учитывать птиц… Экологизация души, при этом приходит сама».

А.С. Боголюбов

Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов. Если учесть, что 75% пресной воды "заморожено" в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находится под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% "рассредоточено" в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источники воды - реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0.01% мировых запасов воды. Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно подтверждают сакраментальный тезис о том, что вода - одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.

УАвторская программа элективного курса по гидробиологии каждого ребенка есть способности и таланты. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в разных исследовательских делах. Но, чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна поддержка взрослых. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решение и помогать друг другу. Программа «Юный гидробиолог» направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества. Она дает школьнику возможность, раскрыть качества, лежащие в основе теоретического мышления, стать более свободными в своей творческой деятельности. Курс «Юный гидробиолог» предполагает знакомство с основами гидрологии, мониторинговыми наблюдениями за гидрологическими объектами, проведение практических работ на местности, приобретение учащимися туристических навыков.

Авторская программа элективного курса по гидробиологииАктуальность ведения курса в учебные планы связана с все более обостряющими противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды. В современном, сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Экологические проблемы затрагивают сами основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущностей и путей решения, современной экологической ситуации. Изучение экологических проблем на основе интеграции нескольких учебных дисциплин: биологии, географии - будет способствовать установлению естественных связей изучаемого материала с жизнью, активизировать разум, побуждая его к поиску способов разрешения сложных проблем. С детства человека следует учить экологически мыслить, понимать важность экологических знаний, умело применять их на благо природы. Изучение гидрологических объектов является частью системы экологического образования. К числу природных объектов, позволяющих раскрыть основные географические и экологические понятия и закономерности, принадлежат реки и озера, которые интересны сами по себе как объекты отдыха. В ходе изучения курса предполагается использование различных источников информации; опросов населения, экологических организаций, собственных наблюдений за состоянием территории. Изучение курсов « Гидробиологии» - необходимое условие подготовки к конкурсу «Экологов и лесоводов». Без знаний в области гидрологии невозможно рациональное и комплексное использование водных ресурсов в хозяйстве, решение многих проблем экологии и охраны природы. Жизнь пресных водоемов - далеко не единственный, но один из самых наглядных разделов жизни, способных увлечь собой натуралиста. Данный курс, включает изучение информации различных видов пресных водоемов, группы пресноводных организмов.

Авторская программа элективного курса по гидробиологии Курс направлен, на специализацию учащихся в области гидробиологии, но дает также базовые знания и навыки в области зоологии беспозвоночных, общей экологии и биогеографии. Гидробиологические исследования интересны и привлекательны тем, что проведенные в любое время они будут иметь актуальность и новизну, так необходимы для победы в конкурсах исследовательских работ. Растительность и животный мир каждого водоема имеет неповторимую комбинацию видов. Они образуют уникальные сообщества, изменяющие во времени в результате постоянно действующей сукцессии. Современные методы гидробиологии позволяют провести исследование водной растительности на различных уровнях, а это значит, что они приемлемы для разных возрастов.

Новизна - заключается в том, что:

  • Краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;

  • Краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;

  • Востребование потенциала краеведение по следующим позициям:

  1. Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задача обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;

  2. Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний. Курс «Юный гидробиолог» углубляет содержание раздела курса географии «Природа и общество», биологии, экологии «Естественные и искусственные сообщества жАвторская программа элективного курса по гидробиологииивых организмов». Использует межпредметные связи с основами курса гидрологии, географии зоологии, ботаники, экологии, почвоведения. Программа построена с учетом изучения и освоения пресных водоемов родного края. Программа предполагает реализацию в 7-9 классах, в двух направлениях: научно - исследовательская деятельность, образовательные - учебные занятия курса.

Главная задача курса - заинтересовать учащихся предметом, показать практическую значимость данной науки и подготовить учащихся к конкурсу «Экологов и Лесоводов». Содержание курса предоставляет учащимся возможность реализовать интерес к предмету, в частности к географии, биологии, экологии. Концептуальные положения: ориентация учащихся на экологическое, гуманитарное, естественно научное изучение пресных водоемов родного края.

Цель курса - ознакомление учащихся с основным объектом исследовании гидробиологии водными экологическими системами, их структурными и функциональными особенностями.

Задачи курса:

  • Сформировать у учащихся систему научных знаний в области гидрологии и методов исследований водных объектов

  • Изучение условий существования гидробионтов

  • Ознакомление с основными закономерностями биологических явлений и процессов, происходящих в гидросфере

  • Изучение популяций и биоценозов

  • Ознакомление с биологической продуктивностью и экологическими аспектами проблемы чистой воды и охраны водных экосистем

  • ФАвторская программа элективного курса по гидробиологииормирование у учащихся знаний и понятий о жизненных формах гидробионтов (планктонов, бентоса, нектонов).

Содержание программы предусматривает получение не только теоретических знаний, но и познавательную активность.

Практические работы проводятся на основе использования краеведческого материала.

Результатами данного курса являются знания экологических особенностей водных объектов своего края, умение проводить описание рек, озер, умение устанавливать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека, овладения навыками полевых исследований и обработка результатов наблюдения, умение поставить эксперимент в природе, провести его анализ, овладение навыками использования практических данных. Участвовать в конкурсах по экологии, уметь проводить презентацию результатов своей деятельности.

ПАвторская программа элективного курса по гидробиологиироведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств.

Основная задача учителя в организации учебной работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить приемлемые методы и приемы осуществления гидрологического подхода. Основными из них являются:

Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с гидрологической литературой) с иллюстрацией различных по содержанию гидрологических источников (карт, схем, диаграмм, водных и живых объектов и т.д.).

ЧАвторская программа элективного курса по гидробиологииастично-поисковый метод, основанный на использовании гидрологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся.Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.

Работа с гидробиологической литературой являются: печатные источники, определители водных растений и животных, наблюдаемые объекты и процессы природы, гидрологические справочники. Иллюстративный материал может быть использован при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям, в процессе непосредственной учебной работы.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования. Исследовательский метод используется:

  • В описании пресноводной флоры и фауны;

  • При практической работе на водоеме, определяя морфологические признаки водоема:

  • При работе над гидробиологической литературой, справочниками, определителями и прочими источниками гидрологического содержания; В организации и проведении природоведческих экскурсий;

Таким образом, все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно-иллюстративного метода значительное место занимает работа с гидробиологической литературой и источниками.

Среди многообразия форм и методов обучения важную роль в формировании экологической культуры школьников играют проблемно - коммуникативные и практические, позволяющие раскрыть и наметить пути решения экологической проблемы. Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации, видеоматериалы.

Учебно-тематический план



Тема и поурочное содержание

Кол-во часов

Методический инструментарий


Опорные понятия

Форма проведения занятий

Форма контроля

1. Введение в курс (2 часа)

Что изучает гидробиология?

1

Гидробиология, лимнология, биомасса, экосистема, гидробионты

Лекция

Групповая

работа

Вода как среда обитания

1

Планктон, фито-зоо-планктон, ихтиопланктон, нектон, бентос, пелагобентос, нейтрон, этинейстон и т.д

Беседа

Тесты

по теме

2. Водотоки и водоемы (16 часа)

Гидрологическая характеристика реки

2

Топонимика, исток, устье, речная долина, приток, русло, дельта реки, режим, питание реки, годовой сток, бассейн реки, падение, уклон реки, расход реки, площадь водное сечение, индекс Майра, плес, яр, старица, меандры, перекаты и т.д

Лекция+Практикум

Создание

гидрологичес

кого словаря,

просмотр пре

зентациии

Гидрологическая характеристика озера

2

Литораль, профундаль, пелагиаль, бенталь, старичные, пойменные,сточные, бессочные, проточные озера

Беседа+практикум

Создание

фотографий

озер, работа

с картой

Гидрологическая характеристика болота

2

Низинные, верховые, переходные болота, микроландшафт, олиготрофные болота

Активное занятие

Сбор материала

о болотах

Шарьинского

района, работа с источниками

Интернет

Гидрологическая характеристика пруда и ручья

2

Водообмен, водосбор, гидрологический режим, морфометрические исследования, пруд, ручей.

Беседа +практикум

Исследова-

тельская

работа,

изучение пруда в Шарьинском

районе

3. Основные водные сообщества и их обитатели (22 часа)

Основные живые компоненты экосистемы водоемов ( водные растения, водоросли, зоопланктон, зообентос)

2

Планктон,фитопланктон, зоопланктон, ихтиопланктон, нектон, бентос,пелагобентос, перифитон,нейтон, этинестон, гипонейстон, плейстон

Лекция+

Практич.

Создание

словаря по

основным

водным

сообществам,

работа с

определителем

Пресноводные брюхоногие моллюски, особенности, определение до семейств и родов

2

Чашечка речная и озерная, затворки, живородки, битини,физы,прудовики,лунка речная, булиниды, роговая катушка(шов, вершина, устье, пупочная щель)

Активное занятие

Работа с определителем, просмотр

презентации

Наземные брюхоногие моллюски. Определение до семейств

1

Янтарки, виноградные улитки

беседа

Выступлени

Учащихся -

Сообщение о моллюсках,

работа с

определителем

Пресноводные двухстворчатые моллюски. Определение до семейств

2

Перловица, беззубка, горошинка, шаровки, дрейссены

Активное занятие

Поиск

информации в Интернет .

Работа с

кроссвордом

Пиявки и олигохеты

2

Олигохеты, полихеты, пиявки улитковые, рыбьи, глоточные, настоящие пиявки

Беседа, практикум

Приложение № 1 Конспект занятия

лабораторная

работа:«Внешнее строение пиявки

Членистоногие: особенности подтипов и классов

2

( отряд, подкласс)

Лекция, практикум, просмотр видеосюжета

Работа с

определителем

Низшие ракообразные, определение до отрядов

2

Водяной ослик, ракушковые рачки, дафнии, циклопы,

Активное занятие

Работа с

определителем

Ветвистоусые ракообразные, определение до семейств

2

Ветвистоусые ракообразные,(выводковая камера, задняя игла, антеннула, рострум, постабдомен)

Лекция, практикум

Работа с

определителем

Высшие ракообразные, определение до отрядов и семейств

1

Широкопалый речной рак, узкопалый речной рак(клешня, тельсон, брюшко)

беседа

Работа с

определителем

Пресноводные насекомые

1

Перечень насекомых

лекция

Работа с

определителем

Личинки стрекоз,веснянок

1

Личинка, виды личинок

беседа

Работа с

определителем семейств

Водные - жуки и их личинки

Личинки двухкрылых, Пресноводные рыбы, определение до родов и видов

2

Плавунчики,толстоусы,плавунцы, листоеды, водобродки и т.д (челюстной щупик,усик, бедренная покрышка)

Лекция+

практикум

Экскурсия в

природу, сбор

личинок.

Работа с

определителем

семейств

Высшие водные растения до родов и видов

Пресноводные микроводоросли

2

Микроводоросли, водоросли, высшие растения

Активное занятие

Работа с

определителем

4. Полевой практикум. Оценка экологического состояния водоема (18 часов)

Рекогносцировочное описание водоема

3

Метеоусловия, морфологические особенности, антропогенное воздействие

Практикум, беседа

Описание водоёма

Методика измерения основных гидродинамических свойств реки,

Сравнительная характеристика физических и органолептических показателей воды (темпер. Воды,ph воды,прозрачность, цвет, запах

3

Площадь водного сечения, определение скорости течения,, расход реки, площадь водного зеркала, прозрачность воды, температурный режим, соленость, мутность, паспорт реки, бентометр Садовского, дночерпатель М- Болтовского, пробоотборник, индекс Баклушиной и т.д

Практикум

Измерение основных гидродинамических свойств реки

Методы гидрологического исследования, проведение измерений и описаний озер

3

Проведение замеров замкнутого водоема, паспорт озера, лимнобионты, бенталь, свал, котел, профундаль ит.д

Практикум

Исследование водоёма

Сравнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов, Изучение планктона в прибрежной части водоема

3

Макрозообентос

планктон

Практикум

Практическая работа

Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния

3

Беспозвоночные,

Экологическое состояние

Практикум

Практическая работа

Биоиндикация качества воды с использованием водорослей, по живому населению.

Оценка качества воды в реке Ветлуга и озере Подборное.

3

Биоиндикация, качество воды

Практикум

Приложение № 2 Тест

Практическая работа

5.Исследовательская деятельность пресных водоемов и гидробионтов (10часов)

Создание проекта по водной экологии

10

Цели, задачи, актуальность, новизна, гипотеза, выводы ит.д

Активное занятие

Создание и

защита проектов

Итого 68 часов

Содержание изучаемого материала

нет


Методическое обеспечение программы

нет

Авторская программа элективного курса по гидробиологии

Результаты апробации программы

В результате выполнения программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:

  • Что изучает гидробиология?

  • Водотоки и водоемы

  • Основные водные сообщества и их обитатели

  • Оценка экологического состояния водоема

  • Гидрологические исследования

На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести умения и навыки овладения простейшими приемами:

  • Наблюдать и описывать явления природы;

  • Выдвигать гипотезы и отстаивать их;

  • Самонаблюдение улучшения окружающей среды;

  • Пропаганда экологических знаний;

  • Интерпретировать результаты эксперимента;

  • Представлять результаты в виде таблиц, диаграмм;

  • Делать выводы

Список литературы

1.Константинов А.С. Общая гидробиология. М. Высшая школа.1986.-472 с.

2.Березина Н.А. Гидробиология. М.Высшая школа.1963.-439 с.

3.Гаpнеpи А.,Коpбелла Л. Атлас океанов. Доpлинг Киндеpсли. Лон­дон.Hью-Йоpк. Штутгаpт.Москва.1997.- 64 с

4.Зенкевич Л.А. Биология морей СССР. М. :Изд-во АН СССР,196З.-74О с.

5.Яшнов В.А. Пpактикум по гидpобиологии. М., Высшая школа,1969.

Перечень контрольных вопросов и заданий

1.

2.

3.

4.


Авторская программа элективного курса по гидробиологии

Приложение № 1

Тема занятия: « Класс Олигохеты и Пиявки.»

Задачи: расширить знания учащихся о кольчатых червях;

познакомить с характерными особенностями классов олигохет и пиявок, их

значением в природе и жизни человека; с ролью дождевых червей в

почвообразовании;

продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования и делать выводы.

Оборудование: таблицы «Тип Кольчатые черви», «Дождевой червь», чашки Петри, фильтровальная бумага, лупы, живые дождевые черви, две стеклянные банки(размером не менее литра) с чередующимися слоями чернозёма и песка.

Ход занятия.

ААвторская программа элективного курса по гидробиологииктуализация знаний.

1. Работа с интерактивной доской по вариантам

Вариант 1.

С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки, характерные для той или иной группы червей( А и Б) :

А. Плоские черви.

Б. Круглые черви.

1. Паразитический образ жизни.

2. Свободноживущие формы.

3. Двусторонняя симметрия.

4. Тело состоит из члеников.

5. Тело не имеет члеников.

6. Имеются присоски.

7. Имеется кожно-мускульный мешок.

8.Полость тела заполнена жидкостью.

9. Гермафродиты.

10. Раздельнополые.

Вариант 2.

С помощью цифр, данных в списке, определите признаки, характерные для видов червей ( А и Б ):

А. Бычий цепень.

Б. Человеческая аскарида.

1. Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.

2. Тело членистое и плоское.

3.Тело удлинённое, в поперечном сечении имеет округлую форму.

4. Живёт в кишечнике человека.

5. Промежуточный хозяин - крупный рогатый скот.

6. Промежуточного хозяина нет.

7. Имеются присоски с крючочками.

8.Имеются ротовое и анальное отверстия.

9. Имеется только ротовое отверстие.

2. Индивидуальный опрос.

- Почему кольчатых червей считают более высокоорганизованными по сравнению с червями других типов?

- Какие изменения в строении кольчатых червей обусловили их более активный образ жизни по сравнению с плоскими червями?

Изучение нового материала. Авторская программа элективного курса по гидробиологии

1.Среда обитания малощетинковых червей.

Малощетинковые черви - олигохеты - обитают лишь в пресных водоёмах и в почве. У них исчезли усики и пальпы на головных лопастях. Параподии исчезли, они вернулись к « червеобразному движению «. Остались щетинки. Глаз нет, но свет чувствуют и стремятся уйти от него. Гермафродиты. Размеры варьируют от долей миллиметров до 3 м.( гигантский дождевой червь Австралии).

  1. Пресноводные олигохеты в загрязнённых водоёмах составляют 60% массы всех живых существ. На 1м2 дна численность трубочников может достигать 100 тыс. особей. Питаясь органикой, они очищают воду, а сами являются кормом для рыб.

  2. К почвенным олигохетам относятся дождевые черви - потребители гниющих остатков растений, навоза, органики грунта, превращающие их в неорганические соединения, используемые растениями.

Беседа по вопросам.

- Где и когда чаще всего встречаются дождевые черви?

- Какие приметы, связанные с дождевыми червями, вам известны?

- Как вы их можете объяснить?

-Легко или трудно вытянуть из земли уползающего туда дождевого червя?

Почему?

-Чем питаются дождевые черви?

- В чём польза дождевых червей?

Для дыхания дождевого червя нужен кислород, который он получает из воздуха, находящегося в почве. Дождевые черви, разрыхляя почву, способствуют проникновению в неё воздуха и влаги, необходимых для растений. Пропуская через свой кишечник землю, они выносят постепенно почву из более глубоких слоёв на поверхность. Ещё Ч.Дарвин указывал, что за один год на площади 1кв.м. дождевыми червями было вынесено на поверхность до 4 кг. сухого веса почвы. Перемешивая почву и затаскивая в свои норы части растений, черви способствуют накоплению в почве органических веществ. Дождевых червей необходимо охранять.

ПАвторская программа элективного курса по гидробиологиироведение опыта, показывающего перемешивание почвы в результате деятельности дождевых червей.

Взять две стеклянные банки, пронумеровать их : № 1 и 2. Примерно 1/3

каждой банки засыпать чернозёмом, затем равномерным слоем песка толщиной 2 см., а сверху опять насыпать чернозёма и увлажнить водой. В банку № 1 поместить 5 червей, а банку № 2 оставить без червей для контроля.

В последующие дни 1-2 ученика поддерживают почву во влажном состоянии и записывают свои наблюдения о происходящих изменениях. О результатах наблюдений сообщат на следующем уроке.

2. Особенности внешнего строения олигохет.

Лабораторная работа № 3. Внешнее строение дождевого червя.

Цель работы: установить характерные особенности внешнего

строения дождевого червя и их соответствие

условиям жизни в почве. Выделить черты более

высокой организации по сравнению с изученными

типами червей.

Выполнение работы по инструктивной карте, зарисовывание

( с.42 учебника).

Вопросы классу:

- Какое значение имеют щетинки в жизни червя?

- Как реагирует червь на прикосновения?

- Как передвигается дождевой червь?

- Подумайте, почему тело червя при движении становится то длинным, то

коротким и толстым?

- Как расположены мышцы?

У червей хорошо развиты осязание, реагируют на свет, ощущают запах и даже различают по вкусу пищу. В коже переднего конца находятся особые чувствительные клетки. Регуляция всей работы органов, связь с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы.

3. Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Пиявки, их использование человеком.

1) Рассказ учителя о представителях класса Пиявки.

2) Сообщения учащихся о медицинской пиявке.

4Авторская программа элективного курса по гидробиологии. Закрепление знаний.

- Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты?

- Почему скопления олигохет, обитающих на дне водоёма и частично погружённых в него передним концом тела, называют « животными жабрами»?

- Какие особенности образа жизни пиявок позволили им приспособиться к обитанию в холодных водоёмах Чукотки?

- Что такое гирудотерапия?

- Что позволяет учёным относить полихет, олигохет и пиявок к одному типу?

5. Подведение итогов занятия

Приложение № 2 Тестовые задания «Вода как среда жизни»

1. Доля общих запасов пресной воды от всей гидросферы Земли составляет …

а) 1,23 %;

бАвторская программа элективного курса по гидробиологии) 5,05 %;

в) 10,5 %;

г) 2,53 %.+

2. Большая часть воды поверхностных водоемов сосредоточена...

а) в реках;

б) в озерах; +

в) в болотах.

3. Высокие температуры кипения и плавления воды объясняются тем, что тепло

расходуется на...

а) приращение внутренней энергии молекул;

б) разрыв ковалентных связей;

в) разрыв водородных связей. +

4. Наибольшая плотность пресной воды достигается при температуре …

а) 0 градусов;

б) 4 градуса; +

в) 18 градусов.

5. Вязкость природной воды с повышением температуры …

а) уменьшается; +

б) увеличивается;

в) не меняется.

6. Плотность природной воды с повышением температуры до 4 градусов …

а) уменьшается;

б) увеличивается; +

в) не меняется.

7. Плотность природной воды с повышением температуры выше 4 градусов …

а) увеличивается;

б) уменьшается; +

в) не меняется.

8. Плотность природной воды с понижением температуры после 0 градусов …

а) уменьшается; +

б) увеличивается;

в) не меняется.

9. Поверхностное натяжение в природных водах из-за присутствия органических

веществ …

аАвторская программа элективного курса по гидробиологии) повышается;

б) снижается; +

в) не меняется.

10. Цветность воды выражается в условных единицах...

а) градусах; +

б) процентах;

в) сантиметрах.

11. Цветность воды определяют при помощи...

а) колориметра; +

б) трубки Пито;

в) индекса Вудивисса.

12. Неприхотливых по отношению к грунтам гидробионтов называют...

а) эвригалинными;

б) эвридафическими; +

в) эврибатными.

13. Неприхотливых по отношению к различным типам водоемов гидробионтов

называют...

а) эвригалинными;

б) эврибионтными; +

в) стенобионтными;

г) эврибатными.

14. Обитателей соленых водоемов называют...

а) ацидофилами;

б) псаммофилами;

в) галофилами. +

15. Обитателей песчаного грунта называют...

а) пелофилы;

б) литофилы;

в) псаммофилы. +

16 Гидробионты - обитатели дна - это...

а) нейстонты;

б) плейстонты;

в) бентонты; +

г) нектонты.

17. Гидробионты - обитатели поверхностной пленки воды - это...

а) эпинейстонты; +

б) сейстонты;

в) бентонты;

г) нектонты.

18. Гидробионты - обитатели толщи воды - это...

а) нейстонты;

б) плейстонты;

в) бентонты;

г) планктонты. +

1Авторская программа элективного курса по гидробиологии9. Гидробионты, способные противостоять течениям, - это...

а) нейстонты;

б) плейстонты;

в) бентонты;

г) нектонты. +

20. Гидробионты, не способные противостоять течениям, - это...

а) нейстонты;

б) планктонты; +

в) бентонты;

г) нектонты.


20


© 2010-2022