Климат Донецкой области. Основные факторы климатообразования

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Основные климатообразующие факторы

Цель: сформировать и расширить знания о климатообразующих факторах;
систематизировать знания о зависимости климата от географической широты,
фактора циркуляции атмосферы, характера подстилающей поверхности;
совершенствовать навыки работы с климатической картой;
воспитывать морально - нравственные позиции обучающихся.

Средства обучения: учебное пособие «Физическая география Родного края (Донецкая область, автор В.Е. Панкина), климатическая карта мира, климатическая карта Украины, атласы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и умений (Вызов)
Наш урок хочу начать со слов замечательной песни Э. Рязанова:

«У природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать!
Дождь ли, снег -любое время года
Надо благодарно принимать…»
Как вы прокомментируете эти строки песни с географической точки зрения?

Более точный ответ нам предстоит сформулировать после изучения темы нашего урока.

2.Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся

Тема нашего урока «Основные климатообразующие факторы».
Какие ассоциации у вас возникают с этой темой?
Вспомните и назовите термины и понятия, связанные с этой темой.

Работа с таблицей «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

3.Изучение нового материала (Осмысление)

Изучением климата занимается наука климатология, значимость которой среди отраслей географии подтверждена творческим наследием ученого А.И. Воейкова. «Климаты земного шара" А. И. Воейкова были признаны классическим трудом в области климатологии. В нём впервые дана сравнительная климатология земного шара в тесной связи со всеми физико-географическими и эконом-географическими факторами и подробно описаны климаты в России.
Основными факторами, определяющими климат любой территории, являются: солнечная радиация (ее количество зависит от географического положения территории), размер территории (площадь), циркуляция воздушных масс и подстилающая поверхность.

1.Используя текст учебника, и карты атласа проанализируйте климатообразующие факторы и составьте кластер. Впишите в окошки понятия, связанные с определенным климатическим фактором (шаблоны кластеров изображены на доске).

Примерные варианты кластеров

Климат Донецкой области. Основные факторы климатообразования.

Климат Донецкой области. Основные факторы климатообразования.

2. Обсуждение полученных результатов.

3.Подведение итогов (Рефлексия)

После изучения темы анализируется полученная информация с той, что была в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
В таблицу «Узнал» заносится информация о полученных знаниях на уроке.
Вопросы к классу:
1.На все ли вопросы вы получили ответы?
2.Что на уроке показалось интересным?
3.Что было необычным?
4.Что вызвало затруднения?
5.Над чем стоит еще поработать?
6.Какой можно сделать вывод по изученному материалу?

Территория Донецкой области расположена в умеренном климате, который
сформировали климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, характер подстилающей поверхности.
Солнечная радиация является основным двигателем природных процессов, которые происходят в географической оболочке, ее количество зависит от географической широты, облачности, прозрачности атмосферы.
Солнечная радиация отражается, поглощается, рассеивается в атмосфере. На Землю попадает прямая и рассеянная радиация, в итоге образуется суммарная солнечная радиация. Суммарная радиация частично поглощается земной поверхностью, нагревая ее, а частично отражается от нее.

Над территорией Донецкого края сформировались умеренные воздушные массы. Из-за равнинного рельефа к нам свободно проникают мУВМ с Атлантического океана, кУВМ, арктические ВМ и тропические ВМ.

А теперь вернемся к словам песни Э. Рязанова. Как вы теперь можете их прокомментировать?


Домашнее задание: Изучить параграф 12, стр.88 ответить на вопросы устно.
Дифференцированное задание: составить кроссворд
«Климатообразующие факторы»




© 2010-2022