Урок по географии для 9 класса по теме «Поволжский экономический район»

Урок географии для 9 класса. Используется при изучении раздела Регионы России. Поволжье. Рассматривается ЭГП, природные условия и ресурсы. Урок состоит из пяти этапов орг. момент, проверка домашнего задания (фронтальный опрос), изучение нового материала, рефлексия, домашнее задание. Изучение нового материала происходит с применением технологических карт, в которых прописаны цели каждого модуля, источники информации, последовательность работы, выводы. Технологические карты раздаются для каждого...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Цель урока: создать представление о ЭГП, природных условиях и ресурсах Поволжья.

Задачи:

1. Образовательная:

  • Дать оценку ЭГП Поволжья.

  • Определить особенности природных условий и природных ресурсов.
    2 Воспитательная:

  • Способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов (мультимедиа).

3. Развивающая:

  • Развивать умение самостоятельного изучения темы урока.

  • Развивать навыки работы с технологическими картами, со справочным материалом.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМА УРОКА Изучение новой темы, с элементами блочно модульного обучения, ИКТ и самостоятельности.

Оборудование: Технологические карты, атласы, учебники, мультемедийная презентация, контурные карты , административно- территориальная карта России.

ХОД УРОКА.

1.Орг. Момент

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос), за правильный ответ получают баллы.


  1. Почему мы изучали только Северный Кавказ?

  2. Перечислите области в составе Северного Кавказа (Ростовская).

  3. Перечислите края Северного Кавказа (Краснодарский, Ставропольский)

  4. Столица респ. Чечня (Грозный)

  5. Столица респ. Адыгея (Майкоп)

  6. С какими государствами граничит СК? (Грузия, Украина, Азербайджан)

  7. Какие типы климатов на Северном Кавказе (умеренный, субтропический)

  8. В каком городе самая теплая зима? (Сочи)

  9. Какие отрасли хозяйства в связи с этим могут развиваться? (С/х, рекреационные)

  10. Какими природными ресурсами богат Северный Кавказ? (Минеральные, земельные, водные, рекреационные ресурсы).

  11. Где расположена единственная атомная электростанция? ( Ростовская обл).

  12. Где в основном развито с/х (равнинные территории)

  13. Какими морями омывается СК (Азовское, Черное, Каспийское).

  14. Где выпускают вертолёты МИ - 24 и МИ - 26: (Ростов - на- Дону).

  15. Где находится завод по производству оборудования для электростанций «Атоммаш»( Волгодонск)

  16. . Где работает цинковый завод на Северном Кавказе (Владикавказ)

  17. Специализация животноводства восточной части Северного Кавказа (тонкорунное овцеводство)

  18. Численность населения Северного Кавказа составляет(18 тыс. чел, 12 % населения России)

  19. В чем особенность населения Северного Кавказа (многонациональность, проживание в высокогорных районах)

  20. Какова главная проблема Северного Кавказа? (Нестабильная военно-политическая обстановка).

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово (слайд 1)

Ты гордость народа, ты русская слава,
Да славиться имя в веках -
О, Волга, красива ты и величава,
Ты наша большая река.

Да, ребята, во все времена Волга была артерией земли русской, и несомненно она составляет экономический стержень того района, который мы сегодня будем изучать с вами. Поволжье.

"Тема: Поволжский район" (слайд 2)

Сегодня на уроке мы с вами поработаем в форме блочно - модульного обучения. На вас лежит большая ответственность, так как часть нового материала вам придется освоить самим, и затем вы же сами себя и оцените.

Я вам буду лишь помогать.

Самым главным конспектом является Технологическая карта (лежит перед вами), в ней прописан весь алгоритм работы ученика. УЭ - это этапы работы на уроке. (Каждый УЭ состоит из цели и заданий), на выполнение дается не более 4-5 минут.

Для того, чтобы начать изучение района мы с вами должны определить его состав.

По ходу ответов ученикам продолжают раздаваться баллы

УЭ 1

Цель: определить состав Поволжья.

Используйте атлас и политико - административную карту.

Самостоятельно запишите в тетрадь состав района (субъект-центр)

Ответ:

Республика Татарстан - Казань

Республика Калмыкия - Элиста

Ульяновская область - Ульяновск

Самарская область - Самара

Саратовская область - Саратов

Волгоградская область - Волгоград

Астраханская область - Астрахань

Пензенская область - Пенза

Устная проверка записей в тетради. (слайд 3-4) Итак, сколько же республик и областей входят в состав Поволжского региона? (2 республики, 6 областей).

УЭ 2 (слайд 6-7)

Цель Модуля: Должны уметь характеризовать ЭГП района, и оценить его выгодность или невыгодность.

Используйте атлас и учебник. Вывод запишите в тетрадь.

А. положение в пределах страны.

Б. Соседи:

- зарубежные страны

- районы России

В. Транспортная сеть.

Г. Роль Волги в формировании района.

Д. Вывод

Примерные устные ответы учащихся.

а. По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути

б. Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.

в. Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.

г.Роль Волги (слайд 8)

Учитель добавляет ответы учащихся.

Вывод: ЭГП Поволжья очень выгодное,

Исходя из особенностей географического положения региона говорят - природные условия достаточно благоприятные для хозяйственной деятельности и жизни людей?! Давайте проверим так ли это?

Переходим к выполнению УЭ 3.

ЭУ 3

(слайд 9)

(Слайд 10

(слайд 11-12)

Цель: Оценить природные условия Поволжья.

Внимательно слушайте объяснение учителя

Рельеф: равнинный, в основании расположена Русская платформа, на Прикаспийской низменности расположена самая низкая точка России (-27 м). Осадочный чехол, поэтому преобладают осадочные минеральные ресурсы.

Климат: умеренно-континентальный, на юге континентальный: теплое, на юге жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге - недостаточное, возможны засухи.

Реки: Волга и притоки

Почвы: Черноземы, бурые полупустынные, каштановые, серые лесные на севере.

Природные зоны: - широтная зональность, ярко выражена: с севера на юг район вытянут более 1000 км.

смешанные леса - республика Татарстан.

лесостепи -Ульяновская и Самарская области.

степи - Саратовская и Волгоградская области.

полупустыни - Астраханская область

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

Вывод: Природные условия довольно благоприятные.

ЭУ 4

(слайд 13)



(слайд 13-14)


(слайд 16)

(слайд 15)

(слайд 17)

(слайд 18)

Цель модуля: Оценить природные ресурсы Поволжья.

Оцените наличие различных видов ресурсов в Поволжье. Выделите те, которые будут составлять базу для экономики Поволжья. Используя карты атласа, текст учебника.

  1. Минеральные ресурсы

  2. Агроклиматические ресурсы и земельные ресурсы.

  3. Водные ресурсы.

  4. Рыбные ресурсы

  5. Каких не хватает?



  1. Минеральные ресурсы.

А.добыча нефти и газа (Татарстан, Самарская и Астраханская области)

Б.поваренная соль на озере Баскунчак и Эльтон

В.строительные материалы


  1. Агроклиматические ресурсы и земельные ресурсы.

Длинное теплое лето, мягкая зима, плодородные почвы позволяют выращивать различные культуры (пшеница, овес), по долине Волги развито бахчеводство.



  1. Водные ресурсы. Река Волга - цепочка водохранилищ, построены ГЭС.

  2. Рыбные ресурсы (осетровые 90%) Каспийского моря.

  3. Минеральных рудных, рекреационных, лесных.

Вывод: Поволжье. Имеет значительные Агроклиматические, топливные, земельные, водные ресурсы. Это условия для развития в районе:

Топливной промышленности, сельского хозяйства, химической промышленности.

УЭ-5

Цель модуля: проверка усвоения материала.

Тест

1. Найдите ошибку

В Поволжский экономический

район входят:

а) Самарская область;

б)Республика Татарстан;

в) Ульяновская область;

г) Республика Удмуртия;

д) Ростовская область.

2. На берегах Волги расположены

города:

а) Казань;

б) Пенза;

в) Самара;

г) Элиста.

3. Самый северный субъект в составе Поволжья - это

а) Калмыкия в) Астраханская обл

б)Татарстан г) Волгоградская обл.

4. Природные ресурсы Поволжья- это:

а) водные;

б) гидроэнергетические;

в) агроклиматические;

г) топливные;

5. С какими зарубежными странами граничит Поволжье?

а) Казахстан в) Грузия

б) Узбекистан г) Таджикистан.

УЭ 6

(слайд 19)

Проверьте правильность ваших ответов по тесту.

Оцените свою работу, выставите оценки.

УЭ-7

(слайд 20)

Выберите домашнее задание:

5 правильных ответов.

Творческое задание Составить мини презентацию «Проблемы реки Волги»

3-4 правильных ответа

Повторите записи в тетрадях.

Менее 3 правильных ответов

Повторить тему учебник стр.171-173

и записи в тетради.

Взять домой и проработать технологическую карту урока.

Подведем итоги, достигли ли мы цели урока?

- Оценили ЭГП?

- Определили особенности природных условий?

- Изучили природные ресурсы?

Подведение итогов, подсчет баллов за урок, выставление оценок.

Слайд 21

Спасибо всем за работу.





Технологическая карта по изучению темы «Поволжье. ЭГП, природные условия и ресурсы».


УЭ 1

Цель: определить состав Поволжья.

Используйте атлас и политико - административную карту.

Самостоятельно запишите в тетрадь состав района (субъект-центр).

УЭ 2

Цель Модуля: Должны уметь характеризовать ЭГП района, и оценить его выгодность или невыгодность.

Используйте атлас и учебник. Вывод запишите в тетрадь.

А. положение в пределах страны.

Б. Соседи:

- зарубежные страны

- районы России

В. Транспортная сеть.

Г. Роль Волги в формировании района.

Д. Вывод

ЭУ 3

Цель: Оценить природные условия Поволжья.

Внимательно слушайте выступление учителя.

Запишите вывод в тетрадь.

ЭУ 4

Цель модуля: Оценить природные ресурсы Поволжья.

Оцените наличие различных видов ресурсов в Поволжье. Выделите те, которые будут составлять базу для экономики Поволжья. Используя карты атласа, текст учебника.

  1. Минеральные ресурсы

  2. Агроклиматические ресурсы и земельные ресурсы.

  3. Водные ресурсы.

  4. Рыбные ресурсы

  5. Каких не хватает?

УЭ-5

Цель модуля: проверка усвоения материала.

Тест

1. Найдите ошибку

В Поволжский экономический

район входят:

а) Самарская область; в) Ульяновская область;

б)Республика Татарстан; г) Республика Удмуртия;

д) Ростовская область.

2. На берегах Волги расположены

города:

а) Казань; б) Пенза; в) Самара; г) Элиста.

3. Самый северный субъект в составе Поволжья - это

а) Калмыкия б)Татарстан в) Астраханская обл г) Волгоградская обл.

4. Природные ресурсы Поволжья- это:

а) водные; б) гидроэнергетические; в) агроклиматические;

г) топливные;

5. С какими зарубежными странами граничит Поволжье?

а) Казахстан б) Узбекистан в) Грузия г) Таджикистан.

УЭ 6

Проверьте правильность ваших ответов по тесту.

Оцените свою работу, выставите оценки.

УЭ-7

Выберите домашнее задание:

5 правильных ответов.

Творческое задание Составить мини презентацию «Проблемы р. Волга»

4-3 правильных ответов

Повторите записи в тетрадях.

Менее 3 правильных ответов

Повторить тему учебник стр.171-173

и записи в тетради.

Взять домой и проработать технологическую карту урока.


© 2010-2022