• Преподавателю
  • География
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Школа географа - следопыта» Направление: общеинтеллектуальное для 6 - х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Школа географа - следопыта» Направление: общеинтеллектуальное для 6 - х классов

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ «ХАКАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ - ИНТЕРНАТ им. Н.Ф.КАТАНОВА»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса «Школа географа - следопыта»


Направление: общеинтеллектуальное

для 6 - х классов




Составитель рабочей программы

Репина М.А.., учитель географии

первой квалификационной категории

.



г. Абакан 2014-2015 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа для факультативного курса составлена на основе Федерального образовательного стандарта общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 - 9 классов М.: Вентана-Граф), базисного учебного плана, рабочей программы по географии и требованиям к результатам обучения.

Программа факультативного курса географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.

Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.

Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом дея­тельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Программа рассчитана на обучение детей в течение года. В объединение набираются все желающие учащиеся 6 класса независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Количество учащихся составляет от 12 до 20. Группа занимается 1 раз в две недели по 1 академическому часу (45 минут + 15-минутный перерыв). Программа предполагает групповую, индивидуальную форму обучения. Всего в году -17 чассов. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов

Важно чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.

Факультативный курс географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс- позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.

Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий. Музейная педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно - деятельностные подходы: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач обучения:

  • знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся в области изучения географических объектов;

  • формировать у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России,

  • развивать у учащихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

  • побудить учащихся к исследовательской работе по темам курса.

  • курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.

сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

научить приемам ориентирования на местности, работы с картой

и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

Организуя учебный процесс по географии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернета, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

  • чтение и анализ исторических, географических и политических карт;

  • анализ и синтез статистических материалов;

  • составление карт и комментариев к ним;

  • составление таблиц;

  • выдвижение гипотез;

  • участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;

  • интерпретация результаты исследований

  • подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.

Методы работы

  • Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)

  • Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах

  • Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы

  • Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

Содержание программы

1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Школа географа - следопыта». Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. План местности (4 часа)

Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, топографическая карта,

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: ориентирование на местности, съёмки местности и оформлении её результатов, проводить полярную и маршрутную съёмку местности и составлять по их результатам план местности. Использование географических карт людьми разных профессий и в быту на примере своей семьи. Применять планы при изучении своего края.

Практические занятия: определять среднюю длину своего шага, ориентироваться на местности, представление об условных знаках карты и применять условные знаки топографических карт и планов, описывать рельеф местности по плану.

Тема 3. Глобус и географическая карта - модели земной поверхности (5 часов)

Основные понятия: глобуса, рельеф, изогипсы и изобаты, условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие, просмотр учебных фильмов, игровые моменты.

Содержание темы: определять географические координаты объектов по глобусу. Применять широтную линейку для определения географической широты по глобусу, создавать объёмную модель земной поверхности, провести чемпионат по картографическому домино.

Практические занятия: Создавать игру «Картографическое домино», Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север - юг», Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики (Республики Хакассии).

Тема 4. Метеорология (4 часа)

Основные понятия: барометра, флюгера, дождемера, термометра/

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие, просмотр учебных фильмов.

Содержание темы: определять направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.

Практические занятия: Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Тема 5. Гидрология (2 часа)

Основные понятия: вкус, цвет, запах; три состояния воды; плотность пресной воды.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие, просмотр учебных фильмов.

Содержание темы: Изучение и описание свойств воды.

Практические занятия: Проведение опытов по изучению свойств воды.




Планирование исследовательской деятельности учащихся

Направления

Исследовательская деятельность

1

План местности

  1. Ориентирование на местности, съёмки местности и оформлении её результатов, проводить полярную и маршрутную съёмку местности и составлять по их результатам план местности.

2

Глобус и географическая карта - модели земной поверхности

  1. Определять среднюю длину своего шага, ориентироваться на местности, представление об условных знаках карты и применять условные знаки топографических карт и планов, описывать рельеф местности по плану.

3

Метеорология


  1. Создавать рельефную карту Республики Хакассии в технике бумагопластики.

4

Гидрология


  1. Проведение опытов по изучению свойств воды.

Средства обучения

  • Видеозаписи

  • Презентации

  • АРМ

  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Энциклопедии

Способы проверки результатов работы

-выставки

-учебно-исследовательские конференции

-олимпиады

-неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка

Формы подведения итогов и реализации программы

-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);

-индивидуальное моделирование и конструирование;

-анализ источников информации

-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Результатом исследовательской деятельности является:

- участие в заседаниях научного общества по предмету;

- участие в школьной научно-практической конференции (неделя науки в школе);

- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся

2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы

3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии.

4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса

5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся

Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.

Список литературы

  1. География. Начальный курс. 5-6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  3. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

  4. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010

  5. 3.olimpiada.ru/index.php

  6. ug.ru/

  7. teacher.org.ru/

  8. rgo.ru/

Календарно-тематическое планирование



Дата



Наименование темы


Кол-во

часов

В том числе



Виды деятельности


Теория

Практика

План

Факт

1

Введение, вводный урок

1

1


Инструктаж по технике безопасности


2

Ориентирование на местности


Топографический план и топографическая карта

Как составляют топографические планы и карты

4

1

3

Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

Определять среднюю длину своего шага.

Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке

Создавать игру «Топографическое домино».

Проводить чемпионат по топографическому домино

Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.

Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа

Создавать серию схематических планов

Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов

3

Глобус и географическая карта - модели земной поверхности

Определение расстояний и высот по глобусу

Географические карты и навигация в жизни человека

5

1

4

Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса.

Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.

Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.

Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.

Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север - юг».

Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики

Создавать игру «Картографическое домино».

Изготавливать самодельный эклиметр.

Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проводить чемпионат по картографическому домино.

Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)

4

Атмосферного давления.

Изготовление простейших приборов для метеостанции

4

1

3

Проведение опыта, доказывающего существование атмосферного давления.

Изготовление самодельного барометра и измерение атмосферного давления самодельным барометром.

Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

5

Изучение свойств воды: вкус, цвет, запах.

Три состояния воды; плотность пресной воды; растворять соли и газы.

2

1

1

проведение опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проведение опыта для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Определение скорости течения реки и направления

Первичные навыки территориального подхода

6

Итоговое занятие

1

1



Итого

17

6

11



© 2010-2022