Конспект урока-конференции по географии 10 клГлобальный экологический кризис

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд №1 Урок-конференция по теме «Глобальный экологический кризис»


Давайте - ка мы все навек объединимся ,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Целью проведения урока - конференции на тему «Глобальный экологический кризис» является формирование у учащихся экологического мировоззрения и развитие способности оценивать состояние окружающей природной среды с позиции охраны окружающей среды, воспитание экологической нравственности.

В настоящее время на Земле почти не сохранилось районов, на которых не сказывались последствия хозяйственной деятельности человека. Даже во льдах Антаркти­ды были обнаружены радиоактивные осадки, следы некото­рых металлов. Воздействия человечества на природу по своему раз­маху достигли планетарных масштабов. Человек стал активнее вмешиваться в природу, преоб­разовывать природные объекты, что приводит к гибели всех живых организмов, в связи с этим вопрос охраны окружающей природной среды стоит очень остро и требует быстрого решения.

Поэтому задачами нашего урока являются: познакомиться с понятием «глобальный экологический кризис»; с причинами возникновения экологического кризиса; с влиянием урбанизации, сельского хозяйства, транспорта и промышленности на окружающую природную среду и живые организмы, в том числе на здоровье человека; с глобальными экологическими проблемами: «парниковый эффект», разрушение озонового слоя земли, кислотные дожди; формировать у себя экологическую нравственность; воспитывать ответственное отношение к природной среде.

Сегодня, выступая с сообщениями, по ходу урока ребята оценивают друг друга по 5-бальной шкале. Кто получит больше 4 и 5, того ждёт сюрприз на следующем уроке.

Звучит спокойная музыка : слайд №2 (красивый пейзаж)

1 выступающий

Ты посмотри вокруг,

Как все прекрасно.

К чему печали,

Злость и суета.


Мы ходим в шаге

От большой любви и счастья,

А стоит только лишь

Открыть глаза.




Ты посмотри

На голубое небо,

На солнце, озеро,

Деревья и цветы.


Ты посмотри,

Как любит нас Природа,

А мы не замечаем

Этой красоты.

(С. Епифанцев)


Учитель: Сегодня мы поговорим о страшном явлении, которое происходит в мире по вине человека - это глобальный экологический кризис.

Как вы думаете, что это такое?

(Высказывают мнение гости и ребята)

Слайд № 3 Экологический кризис - это напряженное состояние вза­имоотношений между человечеством и природой, характе­ризующееся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы.

А когда возникает глобальный экологический кризис?

(Высказывают мнение гости и ребята)

Учитель:1. Экологический кризис возникает, когда происходит загрязнение воды.

Слайд № 4 -картинка о водоёме

2 выступающий:

Вода - самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете.

Я - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на земле - фотосинтезе.

Я присутствую во всей биосфере: не только в водоёмах, но и в воздухе, и в почве и во всех живых организмах.

Большая часть меня сосредоточена в морях и океанах.

Очень часто люди сбрасывают в меня различные кислоты, сточные воды, вредные вещества, а ведь без меня жизни на земле не будет. Одним из основных загрязнителей является нефть и нефтепродукты.

Слайд №5 В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн. т нефтепродуктов.

Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Из других загрязнителей необходимо назвать металлы, радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей. Наибольшую опасность для меня представляют ртуть, свинец и их соединения. Главную опасность представляют сточные воды: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые, поскольку значительная часть использованной воды возвращается в водные бассейны в виде сточных вод.

О масштабах загрязнения говорят следующие факты:

Слайд № 6 Ежегодно прибрежные воды пополняются 320 млн. т железа, 6,5 млн. т фосфора, 2,3 млн. т свинца.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО). Первоначаль­но основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. Первое такое захоронение РАО произвели США в 80 км от побережья Калифорнии. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море.

Слайд №7 В воды Тихого океана за период с 1949 г. по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнер с РАО».

Слайд № 8- о рыбах

3 выступающий:

« И нам рыбам плохо. Мы откладываем икру, а она погибает, не успев развиться, или из нее появляются мутированные мальки, которые очень скоро погибают. Да и сами мы задыхаемся, из-за различных нечистот в водах начинается процесс гниения и развития болезнетворных микроорганизмов. Помогите нам».

Слайд № 9- о людях

4выступающий: « А мы, люди, не можем больше пить эту грязную воду. У нас появилось множество болезней из-за употребления грязной воды: заболевания кровеносной и сердечно - сосудистой системы, кишечные инфекционные заболевания, заболевания органов пищеварения, заболевания мочевыводящих путей, заболевания центральной нервной системы, заболевания костно-мышечной системы!»

Слайд №10: о почве

Учитель:

2. Экологический кризис возникает из-за загрязнения почв.

5 выступающий:

«Начну с того, что расскажу вам на сколько я, почва, необходима планете: я основной источник получения продовольственного питания для человека, среда произрастания растений и обитания животных, база социально-экономического развития любого государства, его национальное достояние и стратегический природный ресурс.

Я заслуживаю бережного использования и тщательной охраны.

На состояние здоровья человека мой химический состав оказывает влияние через воду, растения и животных. Так, широко распространенное заболевание эндемический зоб связано с недостатком йода в почве. Нехватка фтора приводит к кариесу зубов.

Самым важным моим свойством является плодородие - способность обеспечить урожай растений.

Я и мое плодородие - главное богатство, от которого зависит жизнь людей.

Я - место для поселения людей, предмет и средство их труда. Поэтому всегда необходимо заботиться обо мне.

А ущерб, наносимый почвам в результате нерационально использования земель, принял угрожающий характер».

Слайд № 11- о воздухе

Учитель: 3. Экологический кризис возникает, когда происходят изменения в составе атмосферного воздуха.

6 выступающий:

«Задолго до того, как на Земле появилась промышленность, всем живым организмам жилось хорошо, все могли дышать полной грудью, а сейчас мне, воздуху, стыдно перед растениями, на листьях которых ежедневно откладывается слой пыли, копоти и сажи; перед животными в том числе и перед человеком, потому что им трудно дышать, у них появляются различные заболевания, у них рождается больное поколение, и таким образом происходит вымирание видов. Во всех этих бедах виновата промышленность: фабрики, заводы, предприятия, которые эксплуатируются без использования современных очистных фильтров. За счет этого в атмосферу попадают тонны различных соединений оксидов, тяжелых металлов.

Слайд № 12 Запомните, что если без пищи вы можете прожить 30 дней, без воды 7 дней, то без воздуха вы не проживете и пяти минут».

Вот болезни, вызванные загрязнением воздуха: онкологические болезни, болезни системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы, крови и кроветворных органов и аллергические заболевания. Люди болеют и умирают, помогите очистить меня».

Слайд № 13- физминутка

Учитель:

Уважаемые гости давайте послушаем, что расскажет нам природа о глобальных экологических проблемах.

Слайд № 14- об озоновом слое

7 выступающий:

Я озоновый слой земли, образуюсь в атмосфере под действием электрических разрядов, синтезируюсь из кислорода под действием космической УФ-радиации. В пределах атмосферы повышенные концентрации озона образуют озоновый слой, имеющий важное значение для обеспечения жизни на Земле. Я ослабляю смертоносную УФ-радиацию в слое атмосферы между 40 и 15 км над земной поверхностью примерно в 6500 раз. Разрушение меня на 50% увеличивает в 10 раз радиацию, что влияет на зрение животных и человека и может оказать другие губительные воздействия на живые организмы.

Слайд №15 Исчезновение озоносферы привело бы к серьезным последствиям - вспышке рака кожи, уничтожению планктона в океане, мутациям растительного и животного мира.

В том, что мои размеры уменьшаются виной являются следующие причины: запуск космических кораблей, сверхзвуковых самолетов, значительные масштабы производства фреонов, которые широко используются в холодильной тех­нике и аэрозольных баллончиках. Фреоны интенсивно разрушают озон. Сами же они разрушаются очень медленно, в течение 50-200 лет. Нужно восстановить озоновый слой!

Слайд №16 о лесе.

Учитель:

Следующей экологической проблемой являются «Кислотные дожди».

8 выступающий :

«Я кислотный дождь, я рад ,что люди меня создали. Я люблю уничтожать территории растительного мира, которые благодаря мне значительно сократились. Я возникаю благодаря промышленности, которая выбрасывает в атмосферу диоксиды серы и оксиды азота. Сведения лесов влечет за собой гибель их богатейшей флоры и фауны. Последствия сокращения площади лесов человек ощущает уже сегодня. Я вам нужен!?!?

Учитель: Следующая экологическая проблема «Парниковый эффект».

Слайд № 17- о льдах Антарктиды

9 выступающий:

«Я, парниковый эффект, возник благодаря выбросам в атмосферу многих газов: угарного газа (СО), углекислого газа (СО2), углеводородов, т.е. метана (СН4), этана (С2Н6) и др., которые накапливаются в результате сжигания горючих ископаемых и других производственных процессов, хотя эти вещества почти не представляют опасности как самостоятельные загрязнители (за исключением высоких концентраций).

Концентрация СО2 ежегодно повышается на 0,8-1,5 мг/кг. Считается, что при возрастании содержания СО2 в воздухе вдвое среднегодовая температура повысится на 3-5°С, что вызовет глобальное потепление климата, и через 120 лет можно ожидать массового таяния льдов Антарктиды, подъема среднего уровня Мирового океана, затопления значительной части территории и других негативных последствий. Чтобы этого не случилось надо сократить потребление угля, перейти на природный газ, использовать альтернативные виды энергии: энергию солнца, ветра, воды, приливов и отливов, тепло земных недр, биогаз, ядерную энергию».

Слайд №18 «Цветущие поля».

Учитель:

(Обращаясь к залу, спрашивает: )«Скажите, нам стало страшно за будущее нашей планеты, нашего дома? Как же помочь нашему будущему планеты?»

10 выступающий:

Для того чтобы решить проблему настоящего и будущих поколений предлагается следующее: не вырубать леса, не убивать животных, на всех предприятиях надо установить современные очистные фильтры, отказаться от использования каменного угля, фреонов, пестицидов и ядохимикатов»

«Давайте начнем охрану природы каждый сам с себя, ведь для этого надо не так много: любить и бережно относиться ко всему живому, не бросать мусор на улицах, не ломать ветки деревьев, и не убивать животных без причины, экономить воду и электроэнергию в своих квартирах и домах, при работе на дачах не применять пестициды и ядохимикаты.»

Слайд №19 Ст.58 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Слайд № 20- цветущий пейзаж с животными и фонограммой.

Звучит музыка, и все поют песню защитников природы.

Песенка защитников природы

Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То наверно-верно-верно,
То возможно-можно-можно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!

Припев:

А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, одуванчики и розы,
А-а, колокольчики, мимозы,
А-а, и цветущий шар земной!
А-а, и цветущий шар земной!

И пускай у этой речки,
И пускай у этой рощи,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всё на этом белом свете
Ты как можешь, береги!

11 выступающий:

Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава- океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В тёмные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса?

12 выступающий:

Вот она летит, маленькая такая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плывёт сквозь розовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Слайд №21:

И порохом пропавший век,

И смрадный от бензина ветер.

Оно кричит мне:

«Человек, спаси!

Ты можешь всё на свете!»

Учитель: Хочется завершить урок на оптимистической ноте. Мы будем надеяться на то, что наша маленькая планета, несущаяся во Вселенной, останется голубой и зелёной, населённой живыми существами.

13 выступающий:

Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю.

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

14 выступающий:

О, как природа - мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая учесть не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку - в небесах, в таёжных дебрях тигра.

15 выступающий:

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся!

Слайд №22: Всем спасибо за внимание!


Учитель географии и биологии 1 квалификационной категории Шаткин В.В.

9

© 2010-2022