Рабочая программа 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель ММО Зам. директора по УВР Директор МКОУ

___________ Н.А.Волков __________ Т.Н. Сулименко _________ А.А. Свенторжицкая

«26» августа 2014 г. «28» августа 2014 г. Приказ № 152 от «29» августа 2014 г.




Рабочая программа учебного предмета


география


Класс 6 (базовый уровень)


Автор (ФИО полностью) Семенова Светлана Николаевна


Должность, категория, разряд географии ,биологии, I категория


Год разработки___2014_______________

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г № 1089.

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Примерной программы по географии основного общего образования 2011 г., И.В.Душиной

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учётом требований к оснащению образовательного процесса,

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом классической линии «география 6 -Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.»

  • Учебного плана МКОУ Тамтачетской СОШ на 2014-2015 учебный год

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 35 часов из них 7 практических работ.

Цели и задачи курса.

Начальный курс географии - первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса - формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают перво­начальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования , география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

В 6классе 15 человек , из них-2 слабо читающих, большая часть обучающихся не умеют пересказывать текст ,поэтому важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, карты.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе , методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

Учитель оставляет за собой право измененять кол-во часав по темам.

Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.



Учебно-познавательная компетенция:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 35 часов, из расчета 1-ого учебных часа в неделю.

В курсе предусмотрено-11 практических работ,7из них оценочные.

П.Р.№1 Определение сторон горизонта Солнцу. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом.

П.Р.№ 2 Топографический диктант

П.Р.№ 3 Ориентирование на местности

П.Р.№4 Определение объектов местности по плану.

П.Р.№5 Обучение определению направлений на карте.

П.Р.№6 обозначение на к. к. названных объектов рельефа.

П.Р.№ 7 Определение по карте географического положения объектов : моря, заливы, заливы, реки, озёра и.т.д.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

теория

Практич.

Лабор.

Контрольн.

Раздел 1. Введение

2

1

1



Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.

Тема 2.1. План местности

Тема 2.2. Географическая карта

7

3

4


3

3

4

3

1



Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки

Тема 3.1. Литосфера

Тема 3.2. Гидросфера

Тема 3.3. Атмосфера

Тема 3.4. Биосфера

24

7

10

6

1

22

6

9

6

1

2

1

1



Раздел 4. Население Земли

1

1




Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека

1

1




итого

35

28

7



Содержание курса.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (2час)


Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешест­вие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.Земля - одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии;

- основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

Уметь:

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

(7часов)

Тема 1. План местности (3 часа)

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определе­ния расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхнос­ти: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

Уметь:

- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

- определять направления, расстояния;

- читать план местности.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Глобус - модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из кос­моса.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

Уметь:

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБЛОЧКИ (24часа)

Тема 1. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора - верхняя часть литосферы. Способы изучения зем­ных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их исполь­зование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверх­ность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Прояв­ления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изме­няющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;

Объяснять понятия:

- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;

Объяснять:

- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь:

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- работать с контурной картой

Тема 2. Гидросфера (10 часов)

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана.Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холод­ные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирово­го океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек.Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное зна­чение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покров­ное. Ледники - источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искус­ства.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь:

- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.

Называть и показывать:

- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.

Тема 3. Атмосфера (6 часов)

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточно­го хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образо­вания. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмо­сферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказаниепогоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхнос­ти земного шара в зависимости от географической широты. Суточ­ное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народ­ном творчестве и фольклоре.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);

Уметь:

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

Тема 4. Биосфера (1 час)

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и расти­тельных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необхо­димость удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров - особая оболочка Земли. Плодородие поч­вы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельностичеловека.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь:

- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1час)

Человечество - единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- численность населения Земли, основные расы.

Уметь:

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

РАЗДЕЛ V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)

Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;

Называть меры по охране природы.






Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии;

- основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

- численность населения Земли, основные расы.

- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;

Уметь:

- называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

- определять направления, расстояния;

- читать план местности.

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- работать с контурной картой

- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины его происхождение.

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.







Примерные нормы оценок

«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» - ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении.

«4» - имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию.

«3» - имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении.

«2» - присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления.

Учебно- методическое обеспечение: карты, картины, компасы, барометр, теллурий, глобусы.

Используемая литература

1. Герасимова, Г.П., Неклкюкова, Н.П. «Начальный курс географии» - М.: Дрофа, 2010

2Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2010.

3 А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 20010.

  1. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

ЦОР- учебный материал, тесты практика.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Подтема

Количество часов

Календарные сроки

Знания

Умения

Навыки


Учебно-методическое обеспечение

Практическая

работа

Глоссарий

Контроль знаний

примечание

1-2

Введение

П.Р.№1 Определение сторон горизонта Солнцу. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом.

2

1-2 нед.

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.



П.Р.№1 Определение сторон горизонта Солнцу. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом.



Устный опрос

Практическая работа.


Топографический диктант

П.Р.№ 3 Ориентирование на местности

Топографический диктант

П.Р.№ 3 Ориентирование на местности


Раздел I

Источники географической информации.


7









3.

План местности. Условные топографические знаки.


П.Р.№2 Топографический диктант


1

3

Изучить способы изображения и ориентирования на местности, условные топографические знаки

Географические карты, план местности, набор условных знаков,

атлас

Изучение топографических знаков по карте атласа, зарисовка условных знаков

План местности

Аэрофотоснимок

Условные знаки

П.Р.№2 Топографический диктант


4.

Масштаб

1

4

Узнать виды масштаба, уметь работать с масштабом

План местности

Атлас

Набор условных знаков

Решение задач на определение величины масштаба

Масштаб: численный

линейный

именованный

Решение задач


5.

Ориентирование на местности и по плану

П.Р.№3 Определение по компасу сторон горизонта, азимутов, направлений и расстояний по плану


П.Р.№4 Определение объектов местности по плану.


1

5

Научиться работать с компасом, определять азимуты и направления на плане

Компас

План местности

атлас

П.Р.№3 Определение по компасу сторон горизонта, азимутов, направлений и расстояний по плану

Пр.раб.№4

Компас

азимут

Работа с компасом


6.

Относительная и абсолютная высота

1

6

Уметь определять абсолютную высоту, виды изображения

Карта полушарий

План местности

Определение абсолютной высоты, чтение рельефа по плану

Рельеф, горизонтали, бергштрих, нивелир, понятия урока

Словарный

диктант


7.

Съёмка местности

1

7

Дать понятие о глазомерной и маршрутной съёмке

Компас планшет измерительные приборы

Глазомерная съёмка на местности

Планшет, полюс, масштаб

Оформление результатов съёмки


8.

Глобус. Градусная сеть

1

8

Уметь проводит измерения расстояния по глобусу

Глобусы, мерная линейка, карта полушарий

Определение расстояния по глобусу и направлений

Глобус, геоид, параллели, меридианы

Решение теста


9.

Географические координаты: широта и

долгота

П.Р.№5 Обучение определению направлений на карте.

1

9

Сформирование умение определять по глобусам и картам географические координаты

Глобусы, карта полушарий

Определение географических координат и объектов по заданным координатам

Географическая широта, долгота и координаты

Решение задач



Оболочки Земли.

Литосфера.

7








10

Внутреннее строение Земли,

методы его изучения

1

10

Должны знать внутреннее строение Земли, методы изучения

Глобус

Карта полушарий

Таблица «Внутреннее строение Земли»

Заполнение таблицы «Оболочки Земли»

Литосфера

Мантия

Ядро

геофизика

Решение географических задач


11

Породы, слагающие земную кору

1

11

Научиться различать и описывать горные породы

Коллекция минералов и горных пород, справочник по минералогии

Описание физических свойств минералов и горных пород

Горные породы, минералы, магма, метаморфизм

Фронтальный опрос


12

Движения земной коры. Землетрясения.

1

12

Знать причину землетрясений, виды движения земной коры

Видеофильм «Стихийные природные явления», атласы

Заполнение таблицы «Сила землетрясений и последствия»

Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений

Горст

Грабен

Сброс

Очаг

Эпицентр

сейсмограф

Минералогический диктант


13

Вулканы. Распространение вулканов

1

13

Знать вулканические явления, виды

Видеофильм, таблица, карты мира и России

Нанесение на карту основных зон вулканизма

Вулкан,гейзер, кратер, жерло, лава, туф

Работа с к. к.


14

Рельеф Земли.

Горы суши

1

14

Уметь различать горы по высоте, определять географическое положение гор

Карты мира и России, таблицы, макеты гор, дополнительная литература

Определение географического положения гор

Горы, холм, вершина, пик, гребень, долина, перевал, горный хребет

Описание гор по плану


15

Равнины суши

1

15

Знать происхождение равнин и различие их по высоте

Карта полушарий и РФ, макеты, таблицы, справочники

Описание одной из равнин по плану

Равнина

Низменность

Возвышен-ность

плоскогорье

Географический диктант


16

Обобщающий урок по теме «Литосфера

П.Р.№6 обозначение на к. к. названных объектов рельефа.

1

16

Знать основные формы рельефа, эндогенные и экзогенные процессы

Карты, таблицы, макеты, коллекция горных пород

П.Р.№6 обозначение на к. к. названных объектов рельефа.

литосфера

Практическая работа



Гидросфера - водная оболочка Земли

10








17

Мировой океан и его части

1

17

Знать части Мирового океана, уметь описывать географические объекты

Карта Океана

Глобусы

Атласы

хрестоматии

Описание моря по плану

Океан, море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг, атолл

Описание моря по плану


18

Рельеф дна Мирового Океана

1

18

Знать части рельефа, методы его изучения

Карта Океана, таблица

Анализ таблицы

« глубоководные желоба», построение профиля дна

Шельф

Склон

Ложе Океана

Желоб

хребет

Словарный диктант


19

Температура и солёность вод Мирового Океана

1

19

Знать свойства вод Океана

Физическая карта полушарий

атласы

Проведение опыта по солёности воды

Солёность воды

Промилле

Пресная вода

Опреснитель воды

Решение задач на определение солёности и температуры


20

Движения воды в Океане

1

20

Знать причины возникновения движений вод, правила поведения при СПЯ

Физическая карта мира

Атласы

Таблицы приливов и отливов

Анализ таблицы приливов и морских течений, прослушивание сообщений учащихся

Ветровые волны, длина волны, гребень, прибой, цунами, прилив, отлив

Нанесение морских течений на карту


21

Изучение и охрана Океана

1

21

Уметь отбирать материалы о значении и охране вод океанов

Таблица «Рельеф дна»

Фильм «Подводная Одиссея команды Кусто»

Анализ сообщений учащихся

Просмотр фильма

Беседа по вопросам

Акваланг

Акванавт

Батискаф

загрязнение

Устный опрос



Источники пресной воды на Земле

5








22







23

Подземные воды







Реки

1








1

22


23

Знать особенности образования, их виды, значение и охрана от загрязнения



Знать части реки, научиться описывать реки по плану

Карта полушарий и РФ

Таблицы

Макет




Макет реки

Таблицы

Схемы

Карта мира

Анализ таблиц, составление схемы подземных вод






Сравнение горной и равнинной реки, нахождение рек на карте

Подземные воды, грунтовые, межпластовые, минеральные, родник, водопроницаемые породы

Река, русло, пойма, исток, устье, речная долина, бассейн реки, водораздел

Географический диктант







Анализ таблицы «Самые длинные реки мира», нанесение рек на контурную карту




24

Питание и водный режим рек. Значение рек для человека

1

24

Знать типы питания рек, знать проблемы загрязнения и меры охраны

Таблицы

Карты

Картины водопадов

Описание реки по плану

Пороги

Водопады

Режим реки

Пойма паводок

половодье

Решение географических задач


25

Озёра. Ледники.

1

25

Знать причины образования озёрных котловин, виды озёр и ледников

Карта полушарий и РФ, картины, таблицы, фильм о Байкале

Составление схемы «Происхождение озёрных котловин»

Описание озера

Нахождение ледников и озёр на карте

Озеро

Ледник

Цирк

Морена

Снеговая линия

Анализ таблицы «Самые большие озёра Земли», нанесение их на контурную карту


26

Обобщающий урок по теме «Гидросфер

а»

П.Р.№7 определение по картам географического положения: заливы, проливы, моря, реки,и.т.д.

1

26

Знать основные термины и понятия, уметь определять глубины морей и океанов по карте

Карты

Атласы

таблицы



Повторение

Основных понятий о определений

Практическая работа



Атмосфера - воздушная оболочка Земли

6








27

Строение атмосферы. Вещественный состав. Суточные и годовые колебания температуры воздуха

1

27

Знать строение и состав атмосферы, её значение и свойства

Таблица «Строение атмосферы»

Приборы для опытов

термометр

Ведение календаря погоды, анализ таблицы, построение графика суточного

и годового хода

температур

Атмосфера

Тропосфера

Стратосфера

термометр

Словарный диктант


28

Атмосферное давление

1

28

Уметь определять давление, решать задачи

Барометр- анероид, стакан с водой, лист бумаги, календарь погоды

Демонстрация опытов, решение задач на определение атмосферного давления

Атмосферное

Давление

барометр

Решение задач


29

Ветер. Направление и сила ветра.

1

29

Уметь определять направление и силу ветра, чертить розу ветров

Приборы

Таблицы

Календарь погоды

Анализ таблицы

Определения скорости и направления ветра, вычерчивание розы ветров

Ветер

Бриз

Муссон

Пассат, штиль, ураган, анемометр, флюгер

Решение тестовых заданий


30

Водяной пар в воздухе. Воздушные массы, облака, осадки.

1

30

Уметь определять влажность воздуха по приборам

Гигрометр

Осадкомер

Таблицы

Календарь погоды

Определение влажности воздуха, облачности

Гигрометр, абсолютная и относительная влажность

Изморозь, гололёд

Решение задач на определение влажности воздуха


31

Погода и её предсказание

1

31

Знать механизм предсказания погоды

Синоптическая карта, космические снимки, календарь погоды, таблицы

Анализ синоптической карты, обработка наблюдений за погодой по календарю

Погода воздушной массы, синоптика, метеорология

Описание погоды своей местности


32

Климат. Причины, влияющие на климат

1

32

Уметь составлять характеристику климата

Карта полушарий, теллурий, таблицы по климату

Описание климата своей местности

Климат, теллурий тепловые пояса

Словарный диктант



Биосфера Земли

1








33

Распростра-нение живых организмов на суши и в Мировом океане

1

33

Уметь объяснить взаимосвязь существования организмов на Земле

Зоогеографическая карта мира, книги, фильмы

Анализ таблицы «Рекорды живой природы»

Джунгли, саванна, пустыня, планктон, нектон, бентос

Устный опрос


34

Население Земли

1

34

Знать основные термины и понятия, уметь описывать расы .

Карточки с заданиями

Решение заданий по карточкам




35

Итоговое занятие

1

35

Знать основные термины и понятия.




Итоговый контроль по карточкам






© 2010-2022