Вступление по теме: Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение современных педагогических технологий

в процесс обучения географии


Выступление на педсовете 17.11.2014

учителя географии Ахметовой Танзили Ильсуровны

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Реализовать обозначенные цели модернизации образованияможно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями, призванными преодолеть противоречие в системе образования между новыми целями процесса обучения и "классическим" содержанием образования, традиционными формами и методами обучения. Современные педагогические технологии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Современный спектр личностно-ориентированных технологий обучения предоставляет педагогу широкие возможности выбора и адаптации этих технологий, их реализации в соответствии с особенностями детей возможностями самого педагога, а также возможности интеграции этих технологий между собой. Если это необходимо, возможно сочетание с традиционной системой обучения. Современные образовательные технологии решают задачи, которые ранее в педагогике не были решены.

В своей работе я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов в развитии, обучении и воспитании.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области "технология" с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них - это информационные, интеграционные, Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области.

География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой. Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве. И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве ,необходимо накопление больших географических познаний.

Приступая к планированию системы уроков по теме, учителю географии необходимо изучить и учесть:

  • своеобразие темы, степень ее изученности;

  • место и роль данной темы в курсе, воспитании;

  • уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;

  • содержание учебного материала;

  • соотношение предлагаемого в учебнике содержания материала с "минимаксом" (необходимые и достаточные знания и умения);

  • поставить цель и задачи урока;

  • определить соотношение самост-ой и кол-вно-распределит-ой работы на уроке, ее формы;

  • выявить связь с предыдущим материалом;

  • обозначить форму и тип урока;

  • определить оптимальный набор приемов, методов и средств обучения.

В целом все эти элементы определяют выбор типа технологии. В то же время, они представляют собой основу выбора технологии.

Мотивация использования новых технологий на уроках географии.

Что необходимо делать для накопления географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.

Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Для достижения главной задачи образования использую различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, , практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии.

В настоящее время применяю метод творческих проектов на уроках географии, а также компьютерных технологий. Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

повышает мотивацию учащихся к учению;

активизирует познавательную деятельность;

развивает мышление и творческие способности ребёнка;

формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Большую роль играют Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения,которые выполняют следующие функции: информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета; углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения; организация самостоятельной учебной деятельности школьников; контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.

Обозначим мультимедийные учебники и наглядные пособия, используемые в процессе обучения географии:6 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 2008год);

7 класс - учебник по курсу "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны." (авторы: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.);8 класс - учебник по курсу "География. Природа и население" (авторы:Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.);

9 класс - "География России. Хозяйство и регионы" (авторы: Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., Роготень Н.Н.);10 класс -"Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов)

В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:

учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий; создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения; создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер; имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические. Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.

Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ. Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке. Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета. Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.

Повышение интереса к географии через создание мультимедийных презентаций.

Основной задачей учителя является мотивировать ученика в его занятиях географией. В условиях сокращения часов на преподавание географии становиться понятно, что изучать отдельные темы можно только бегло. Не секрет, что многие ученики недостаточно знают фактический материал. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов. Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:работа над презентацией в программе Power Point самf по себе привлекательна,

необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию,возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет,публичность защиты, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками. Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны, создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.Учитель имеет возможность, многократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образному восприятию знаний.Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету.

овышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет возродить такие формы проведения занятий как исследовательский метод обучения и метод проектов. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе

телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной. На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранной темы , делают рисунки, эскизы, составляют схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Учитель помогает ребятам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Кроме этого посещение музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально - документальных фильмов. Так учащиеся знакомятся с методом сбора, хранения, переработки информации. Творческие проекты, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, но уже с применением новых технологий, которые я включаю в образовательный процесс при изучении «Географии» . Это делается для того, чтобы в дальнейшем дать возможность учащимся участвовать в различных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях и ,возможно, занимать призовые места. Поэтому объектом данного исследования стала система выполнения творческих проектов через внедрение в процесс образования ИКТ. Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Новые информационные технологии обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Применение информационных технологий значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Они могут вызвать определенные чувства по отношению к учебному материалу, формировать интерес и эмоциональный настрой на восприятие, концентрировать внимание на наиболее значимых элементах учебного занятия. Однако, при случайной работе на компьютере интерес к традиционным формам работы на уроке снижается..Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Результативность инновационных технологий обучения.Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята с удовольствием и успешно принимаютучастие в школьных, городских, зональных, краевых олимпиадах по географии, конкурсах, научных конференциях, готовят и защищают проекты. Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов: результаты учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях; стабильные показатели обученности по предмету; Внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно -деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания.Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука география удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.

Обоснование выбора образовательных технологий

Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Этим и объясняется выбор вышеперечисленных педагогических технологий, обоснованность использования которых состоит в следующем:

Обучение в сотрудничестве

Поскольку в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности, также под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Проектная методика

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости, получают возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся осваивают умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретают опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у обучающихся закладываются:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Здоровьесберегающие технологии

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает в себя создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Личностно-ориентированный подход рассматривается как тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

Меняется и характер складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся. Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого обучащюегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности.

Главная цель обучения при таком подходе заключается в создании благоприятных условий для развития личности. Однако, опыт каждого человека сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагог при подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия знает характеристику субъектного опыта обучающихся, это помогает ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учеников необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося. Особенности личностного подхода просматриваются на занятии в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к обучающемуся и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого обучающегося как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе. Т

Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый обучающийся не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, одним словом, обучающийся не только проявляет свои личностные качества, но и формирует себя как личность, одновременно изучая иностранный язык.

Деятельностный подход

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны ,а по сути.

Ещё одной особенностью использования деятельностного подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.

Деятельностный подход предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:Постановка учебной задачи.«Открытие» нового знания.Первичное закрепление.Обучающая самостоятельная работаВыполнение заданий на повторениеТаким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки и деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил. В век НТП объём таких знаний возрастает, а в век нанотехнологий идёт интеграция многих знаний, а значит и учебных предметов. Поэтому становится ещё более актуальной и востребованной задача создания условий для развития потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Современный спектр личностно-ориентированных технологий обучения предоставляет педагогу широкие возможности выбора и адаптации этих технологий, их реализации в соответствии с особенностями детей возможностями самого педагога, а также возможности интеграции этих технологий между собой. Если это необходимо, возможно сочетание с традиционной системой обучения. Современные образовательные технологии решают задачи, которые ранее в педагогике не были решены.

В своей работе я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов в развитии, обучении и воспитании.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области "технология" с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них - это информационные, интеграционные, Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии, биологии, экологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В своей педагогической деятельности выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках: 1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии 3. В-третьих, применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В преподавании географии я выделяю следующие направления использования новых информационных технологий:

- демонстрация учебных материалов;

- использование ИКТ во внеурочной деятельности;

- интернет ресурсы;

- обобщение и систематизация знаний обучающихся с помощью ИКТ;

- самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций; проверка знаний с использованием ИКТ.

Главной отличительной чертой использования ИКТ в географическом, биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение географии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения учащимися содержания учебного предмета и их развития. Применение ИКТ на занятиях географии весьма результативно. Учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учёт и оценка знаний обучающихся. У ребят проявляется интерес к предмету. Работа с мультимедийными программами показала, что косвенным путём развивается конструктивное, алгоритмическое мышление учащихся. Также формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информации и её последующей обработке. Применение информационных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создаёт проблемные ситуации. Усиливается эмоциональный фон обучения, формируется учебная мотивация учащихся. Информационные технологии дифференцируют и индивидуализируют учебный процесс; позволяют преподавателю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразить формы и способы её восприятия учащимися. Материал, предлагаемый обучающимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета, способствует развитию креативности ребят через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся. А для преподавателей они становятся нормой работы. Применять компьютерные технологии можно в сочетании и интеграции с различными технологиями, главное, чтобы результатом такого сочетания и интеграции было повышение эффективности и качества образовательно-воспитательного процесса.

Выделяют педтехнологии:

1.Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).

2. Технологии исследовательского обучения (обучение гимназистов основам исслед-кой деят-ти).

3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

4.Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников

5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

6.Дистанционное обучение(использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).

7. Метод проектов- педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности. Выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определённые качества личности и учебную мотивацию. Это является фактором повышения качества образования в школе и способствует успешной социализации учащихся. Важным условием формирования проектной культуры является овладение педагогами способа педагогического проектирования, что предполагает развитие организационных, управленческих и рефлексивных способностей у педагогов. Работа педагогов в данном направлении позволяет не только анализировать базовые установки личности учащихся, но и повысить качество образования в школе. Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса. Ибо вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает практическую направленность образования. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит ещё и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения. Необходимо научить школьников объективно оценивать свои возможности, раскрывать свои способности и оптимальным способом добиваться желаемого результата. Школьники должны овладеть проектным мышлением, у них должны быть сформированы основы проектной культуры.

8. Рейтинговые технологии основная задача которых - оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации гимназистов. Роль учителя при этом заключается в

управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.

Одной из разновидностей рейтинговой технологии, которую я использую на уроках в старших классах гимназии, а элементы её в остальных гимназических классах, является

Проектируя учебный процесс по данной технологии, учитель имеет широкое поле для творческой деятельности, большую возможность разнообразия методов и средств обучения. Основные методы, которые применяются при использовании рейтинговой технологии, - это методы проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации самостоятельной деяеятельности школьников: коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа. Только достойное школьное географическое образование может воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения Вселенной.

Я считаю, что формирование умений проектировать индивидуальные педагогические технологии и применять их в работе становится важнейшей составной частью подготовки творчески работающего педагога, особенно при необходимости охватить различные стороны развивающейся системы образования и самосовершенствования.

Библиографический списокАндреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. - 2001. - № 3.Бартенева Т. П., Ремонтов А. П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». - Москва, 2003.

Булычева М. Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии // Биология в школе. - 2008. - № 16.География в школе\ №4, 2004г.Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. - 2004. - № 3.Дмитриева А. Н. Современные образовательные технологии в преподавании географии // География в школе. - 2001. - № 4. Интернет - ресурсы (school-collection.edu.ru)

Соколова Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика - 2001. - № 7.Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования












Чем старше становятся дети, тем весомее у них проекты и их презентации. Хочется отметить проект 14 дневного отдыха на курортах Краснодарского края « Турагенство….. предлагает», ученики 8-х классов : Таценко Маргарита-ученица 8 «Б» класса, Касьяненко Ольга- 8 «В»,Буцыкина Елена- 8 «А»и многие другие с большим энтузиазмом взялись за эту работу. Ребята описывали сам тур, производили расчёты времени, предполагаемые остановки, возможные экскурсии, места проживания, питание, стоимость затрат и конечную стоимость такого тура. А в последствии с удовольствием защищали свой проект. С такой любовью собрана информация, подобраны стихи и успешно прошла защита проекта «Литературная визитная карточка Краснодарского края» учениц 10 «А» класса Бухтояровой Дарьи, Воробьёвой Кристины .Хотелось бы отметить творческие работы учащихся 8-х классов « Какой я хочу видеть свою малую Родину» , где ребята рассуждают о возможном будущем нашего города, что они бы сделали для процветания города Ейска и всей Кубани, предлагают возможные решения существующих проблем нашего города. В старших классах использование метода проектов с использованием ИКТ позволяет учащимся уточнить свои профессиональные планы, овладеть знаниями по рациональному использованию средств для осуществления определенной деятельности, развить творческую активность и, что особенно важно, формирует способность самостоятельно, по мере необходимости, приобретать знания и умения и применять их в новых ситуациях.







Обоснование выбора образовательных технологий

Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Этим и объясняется выбор вышеперечисленных педагогических технологий, обоснованность использования которых состоит в следующем:

Обучение в сотрудничестве

Поскольку в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности, также под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Проектная методика

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости, получают возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся осваивают умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретают опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у обучающихся закладываются:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Здоровьесберегающие технологии

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает в себя создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Личностно-ориентированный подход рассматривается как тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

Меняется и характер складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся. Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого обучащюегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности.

Главная цель обучения при таком подходе заключается в создании благоприятных условий для развития личности. Однако, опыт каждого человека сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагог при подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия знает характеристику субъектного опыта обучающихся, это помогает ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учеников необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося. Особенности личностного подхода просматриваются на занятии в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к обучающемуся и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого обучающегося как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе. Т

Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый обучающийся не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, одним словом, обучающийся не только проявляет свои личностные качества, но и формирует себя как личность, одновременно изучая иностранный язык.

Деятельностный подход

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны ,а по сути.

Ещё одной особенностью использования деятельностного подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.

Деятельностный подход предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:Постановка учебной задачи.«Открытие» нового знания.Первичное закрепление.Обучающая самостоятельная работаВыполнение заданий на повторениеТаким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки и деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.








Связь образовательных результатов с используемыми современными образовательными технологиями

Технология


Результат использования технологии



Развивающее обучение

Формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вовлеченность в учебную деятельность всех учащихся.

Проблемное обучение

Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

Технология обучения в сотрудничестве

Выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта

Технология учебно-поисковой деятельности

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада, сообщения, отчета

Проектные методы обучения

Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества.

Информационно-коммуникативные технологии

Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.

Технология игрового моделирования

Повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности. Реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции.

Диалоговые технологии (учебная дискуссия; диспут, дебаты)

Обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучение. Углубление уровня понимания учебного материала. Развитие личностных качеств, необходимых для эффективного общения (умения вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственную позицию, слушать)

Здоровьесберегающие технологии

Создание и укрепление психического здоровья детей: создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии.

Тестовая технология

Повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Развитие внимательности, логического мышления учащихся. Использование «Символ- теста»






  1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому гимназисту самостоятельно определять пути, способы,средства поиска истины или результата).

2. Технологии исследовательского обучения (обучение гимназистов основам исследовательской деятельности).

3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).


  1. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе,формирование организационных способностей у

учеников гимназии).

5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

6.Дистанционное обучение(использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).

7. Метод проектов- педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их

применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых

способов человеческой деятельности.

Выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определённые качества личности и учебную мотивацию. Это является фактором повышения качества образования в школе и способствует успешной социализации учащихся.

Важным условием формирования проектной культуры является овладение педагогами способа педагогического

проектирования, что предполагает развитие организационных, управленческих и рефлексивных способностей у педагогов. Работа педагогов в данном направлении позволяет не только анализировать базовые установки личности учащихся, но и повысить качество образования в школе.

Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса. Ибо вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает практическую направленность образования. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки.

Привлекательность проектного метода обучения состоит ещё и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности.Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

Необходимо научить школьников объективно оценивать свои возможности, раскрывать свои способности и оптимальным способом добиваться желаемого результата. Школьники должны овладеть проектным мышлением, у них должны быть сформированы основы проектной культуры.

8. Рейтинговые технологии основная задача которых - оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации гимназистов. Роль учителя при этом заключается в

управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.

Одной из разновидностей рейтинговой технологии, которую я использую на уроках в старших классах гимназии, а элементы её в остальных гимназических классах, является

Проектируя учебный процесс по данной технологии, учитель имеет широкое поле для творческой деятельности, большую возможность разнообразия методов и средств обучения. Основные методы, которые применяются при использовании рейтинговой технологии, - это методы проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации самостоятельной деяеятельности школьников: коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа.

Только достойное школьное географическое образование может воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения Вселенной.

Я считаю, что формирование умений проектировать индивидуальные педагогические технологии и применять их в работе становится важнейшей составной частью подготовки творчески работающего педагога, особенно при необходимости охватить различные стороны развивающейся системы образования и самосовершенствования.

























Приложение №1

Районная экологическая акция «Живи, елка!»

Номинация: «Ёлочка, живи!»

Проект

Проблема утилизации

выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев

Подготовил: ____________________

Сколько бы экологи ни призывали население украшать квартиры на Новый год искусственным деревом, все же нет ничего лучше настоящей елки. Когда занесешь ее в дом и она, оправившись от мороза, расправит свои ветки, по всему жилищу разносится неповторимый аромат хвои. Малышня прыгает довольная, да и взрослые не могут скрыть улыбки - праздник!

Но, увы, век зеленой красавицы, призванной украшать наш дом, недолог, и вот она уже валяется никому не нужная на задворках двора и становится мусором, загрязняющим наши дворы и улицы.

После новогодних праздников коммунальные службы городов только и делают, что занимаются сбором и вывозом елок и сосен на площадки твердых бытовых отходов. А жители сельской местности или сжигают ёлки, или просто выбрасывают их где-нибудь в посадках.

Покупая ель или сосну, мы выкладываем за нее довольно приличную сумму от 200 до 600 рублей. И честно говоря, выкидывать дерево просто так на улицу жалко. Ведь если разумно подойти к этому делу, сосны и ели можно пустить на переработку и конечный продукт использовать в промышленности, фармацевтике, а стало быть, извлекать прибыль. Но, к сожалению, такой вариант в нашем регионе не предусмотрен.

Определилась цель исследования: для чего можно использовать сосну или ель после праздничных торжеств?

Задачи исследования:

- проанализировать утилизацию выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев;
- доказать, что вторичная переработка сосны или ели возможна;
- предложить способы вторичной переработки хвоенных деревьев.

Объект исследования: экология.

Предмет исследования: хвойные деревья, возможность их вторичного использования и переработки.

Основная гипотеза: в домашних условиях, без знаний фармацевтики, можно подготовить лечебные препараты, используя ель или сосну после праздничных торжеств.

Мною использовались следующие методы исследования: анализ; обобщение. Искать ответ на этот вопрос стал в Интернете, медицинской литературе, а также в журналах, которые любит читать моя мама: «Красота и здоровье», «Моя прекрасная леди», «Лиза», «Веста», «Будуар».

Результаты исследования.

Люди с давних времен используют полезные и лечебные свойства сосны и ели в народной медицине для предотвращения и лечения многих заболеваний и недугов.

Ель (сосна)- дерево спокойствия и высоты духа. При прямом контакте сила ели унесет раздражение и досаду, которые ежедневно накапливаются в душе человека.

Одно из интересных и полезных свойств хвойных деревьев - способность очищать воздух от вредных бактерий. Установлено, что в воздухе соснового леса в 10 раз меньше бактерий, чем в лиственном лесу. В почках сосны или ели содержатся: эфирное масло (0,36%), смолы, крахмал, дубильные вещества, пиницикрин, в хвое - аскорбиновая кислота, около 5% дубильных веществ, алкалоиды, эфирное масло, составными частями которого являются лимонен, борнеол, борнилацетат, кадинен, церратендиол. В состав эфирного масла входят также смоляные кислоты. Помимо этого в иглах и коре содержатся антоциановые соединения. Витаминов больше в зимней хвое, смолистых и горьких веществ больше в молодых листьях.Фитонциды сосны полезны людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, они губительно действуют на туберкулезную палочку.

Рецепты для предотвращения и лечения заболеваний и недугов.

1. Дым от сжигания сосны укрепляет зрение и лечит глазные раны.

2. Сосновый экстракт для ванн.

Из хвои получают сосновый экстракт, который употребляют для ванн, необходимых при лечении нервных и сердечнососудистых заболеваний. Заварить 3 л кипятка 0,5-1 кг хвои, настоять 4 ч, добавлять при принятии ванн.

Эта процедура поддержит при переутомлении, взбодрит, улучшит самочувствие, поскольку эфирное масло ели является хорошим психостимулятором.

3. Лечение суставов.

Свежие сосновые опилки, распаренные в кипятке, прикладывают к пояснице, больным суставам.

4. Настой хвои применяют для лечения и профилактики цинги.

5. Растертую хвою полезно нюхать при насморке.

6. Раньше, смолу хвойных деревьев жевали для укрепления десен и зубов. Прием в течение некоторого времени внутрь по 5-6 смоляных шариков ежедневно укрепляет грудь и внутренние сосуды (шарики переварятся). Живица сосны лечит трещины на губах, язву и катар желудка, фурункулез, мокнущую экзему. Для этого ею смазывают раны.

7. Витаминный настой для всех возрастов.

Необходимо 4 стакана зимней настриженной хвои залить 3 стаканами остуженной кипяченой воды, подкислить 2 чайными ложками разведенной 1:20 соляной кислотой. Настоять 3 дня в темном месте и процедить. Принимать по 1/2, стакана 2 раза в день, подсластив по вкусу.

8. Этот лосьон поможет при жирной себорее, при выпадении волос, а так же придаст приятный, свежий аромат хвои. Для приготовления лосьона необходимо 10 - 20 граммов хвои ели потолочь в неметаллической ступке. Затем залить 1 стаканом воды и довести до кипения. Прокипятить 10 - 15 минут на слабом огне, выключить и дать настояться. Остывший отвар процедить. После мытья головы 2 - 3 раза в неделю втирать этот отвар в корни волос.

9. Полноценный уход за полостью рта не обойдётся без полоскания рта. Хвойное полоскание не только освежает дыхание, но и является отличной профилактикой для многих заболеваний полости рта, в том числе пародонтоза - распространённого заболевания дёсен. Полоскание помогает так же бороться с кровоточивостью дёсен.
Налейте в пароварку немного воды, на решетку положите ветки ели, закройте крышкой и поставьте на огонь. Когда вода закипит, выключите газ. Остывший настой перелейте в чистую закрывающуюся стеклянную банку.
При пародонтозе полощите рот небольшими порциями настоя утром и вечером. Курс лечения 20 - 30 дней. Душистая вода может храниться в холодильнике 10 дней.
10. Веник в баню из хвои.

Вместо привычного берёзового веника, попробуйте попариться веником из хвои ели. Это эффективное средство оказывает сразу косметическое и лечебное действие на весь организм. Вы получаете сразу и энергичный массаж, и растирание, похлопывание, поколачивание, разминка мышц, а биологически активные вещества, присутствующие в хвое, усиливают это воздействие.

11. Бальзам для заживления кожи.

Такой бальзам можно держать в холодильнике, он поможет при небольших механических повреждениях кожи (ударились, поцарапались идр.), а так же при язвах и нарывах. Возьмите в равных долях еловую смолу, мёд, воск и подсолнечное масло. Разогрейте смесь на маленьком огне, осторожно, чтобы не подгорело. Если потребуется - воспользуйтесь рассекателем. Готовую смесь храните в стеклянной баночке или в фарфоровой, если осталась от крема.

12. Бальзам от герпеса.

Если есть возможность, то сделайте компресс из этого бальзама как можно раньше, пока герпес ещё не «расцвёл» пышным цветом.
Возьмите 1 часть смолы сосны, добавьте 2 части растительного масла и смешайте в однородную массу. Обмакните ватку в эту смесь и приложите к пораженному герпесом участку. Можно прикрепить этот мини компресс медицинским пластырем и оставить на полчасика. Можно сделать компресс ещё через 4 часа.

Вывод.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Вечнозелёное дерево не только красиво, оно ещё обладает и мощными целебными свойствами, которыми предлагаю воспользоваться, изготовив лечебные препараты.


Приложение № 2. Примеры технологических карт «География России» 8 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1. «Географическое положение России»

Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы

Обсуди

Взаимоконтроль

1. Перечислите главные черты ГП России

2. Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте

3. Объясните значение цифр: 900 км

17,1 млн. км

60 тыс. км

13

16

4. Проверь домашнее задание, в. 6, 7 с.15

5. Заполни таблицу (см. ниже)

6. Закончите предложения:

- Наиболее мелководны моря …

- Наибольшее промысловое значение имеют моря …

- Наиболее загрязнены …

7. Подготовь рассказ о море (по выбору).

Обратись к уч. стр. 10-13

См. учебник, с. 16

Оцени работу товарища

Работай по тексту учебника с. 17-23


Запиши в тетрадь

(Вариационная пара)

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Учитель


Самоконтроль

Учитель

Таблица:

Моря, омывающие Россию

Глубина

Ресурсы

Значение, использование моря

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2. «Геологическое строение. Рельеф»

Задание

Что делать

Контроль

1 уровень Ответь на вопросы (устно)

1. Какие процессы формируют рельеф?

2. Какие и где происходят стихийные природные явления из-за внутренних сил?

3. Какие меры применяются для сбережения полезных ископаемых?

4. Какие сведения дает геохронол-ская таблица?

Обратись к учебнику

с. 59-60,

с. 71-72,

с. 67-68,

с. 64-65,

с. 53-54,

Самоконтроль

Дать определение: Бассейн - Сель -Оползень

- Морена -Эрозия

Проверь и оцени, обратись к уч с. 50-55

Взаимоконтроль (статичная пара)

Перечислите основные черты рельефа

Оформите пис. в тетрадь, работай с картой

Учитель

Опишите рельеф (вопрос 4 с. 76)

- Русской равнины - Средне -Сибирского плос-я

Оформите в тетради

Взаимопроверка

(статичная пара)

2 уровень Обоснуй свою точку зрения.

Какие силы-внутренние или внешние-можно считать ведущими в формировании рельефа

Проанализируй карту

Используй доп-ую литературу

Учитель

3 уровень Составь вопросы для географического диктанта о равнинах России

Работай с картой

Используй доп-ую литературу

Учитель

Приложение № 3. Разноуровневая самостоятельная работа с учебником

по изучению типов воздушных масс.


1) Прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу. (Первый уровень)

Типы воздушных масс

Их особенности

Температура воздуха

Влажность

2) Задание на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации.

На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий стран Западной Европы, затем сверить свой ответ с текстом учебника. (Второй уровень)

3) Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. (Третий уровень знаний)

1. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости

Рельеф

2. Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы - областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

3. Почему в этот список не вошли Уральские горы, чем они отличаются от других гор по высоте, строению, по форме вершин. Чем можно объяснить это различие?












Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил. В век НТП объём таких знаний возрастает, а в век нанотехнологий идёт интеграция многих знаний, а значит и учебных предметов. Поэтому становится ещё более актуальной и востребованной задача создания условий для развития потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Современный спектр личностно-ориентированных технологий обучения предоставляет педагогу широкие возможности выбора и адаптации этих технологий, их реализации в соответствии с особенностями детей возможностями самого педагога, а также возможности интеграции этих технологий между собой. Если это необходимо, возможно сочетание с традиционной системой обучения. Современные образовательные технологии решают задачи, которые ранее в педагогике не были решены.

В своей работе я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов в развитии, обучении и воспитании.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области "технология" с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них - это информационные, интеграционные, Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии, биологии, экологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В своей педагогической деятельности выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках: 1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии 3. В-третьих, применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В преподавании географии я выделяю следующие направления использования новых информационных технологий:

- демонстрация учебных материалов;

- использование ИКТ во внеурочной деятельности;

- интернет ресурсы;

- обобщение и систематизация знаний обучающихся с помощью ИКТ;

- самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций; проверка знаний с использованием ИКТ.

Главной отличительной чертой использования ИКТ в географическом, биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение географии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения учащимися содержания учебного предмета и их развития. Применение ИКТ на занятиях географии весьма результативно. Учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учёт и оценка знаний обучающихся. У ребят проявляется интерес к предмету. Работа с мультимедийными программами показала, что косвенным путём развивается конструктивное, алгоритмическое мышление учащихся. Также формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информации и её последующей обработке. Применение информационных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создаёт проблемные ситуации. Усиливается эмоциональный фон обучения, формируется учебная мотивация учащихся. Информационные технологии дифференцируют и индивидуализируют учебный процесс; позволяют преподавателю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразить формы и способы её восприятия учащимися. Материал, предлагаемый обучающимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета, способствует развитию креативности ребят через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся. А для преподавателей они становятся нормой работы. Применять компьютерные технологии можно в сочетании и интеграции с различными технологиями, главное, чтобы результатом такого сочетания и интеграции было повышение эффективности и качества образовательно-воспитательного процесса.

Выделяют педтехнологии:

1.Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому гимназисту самостоятельно

определять пути, способы, средства поиска истины или результата).

2. Технологии исследовательского обучения (обучение гимназистов основам исследовательской деятельности).

3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

4.Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в

творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников

5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

6.Дистанционное обучение(использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).

7. Метод проектов- педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их

применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых

способов человеческой деятельности. Выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определённые качества личности и учебную мотивацию. Это является фактором повышения качества образования в школе и способствует успешной социализации учащихся. Важным условием формирования проектной культуры является овладение педагогами способа педагогического проектирования, что предполагает развитие организационных, управленческих и рефлексивных способностей у педагогов. Работа педагогов в данном направлении позволяет не только анализировать базовые установки личности учащихся, но и повысить качество образования в школе.

Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса. Ибо вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает практическую направленность образования. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит ещё и в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения. Необходимо научить школьников объективно оценивать свои возможности, раскрывать свои способности и оптимальным способом добиваться желаемого результата. Школьники должны овладеть проектным мышлением, у них должны быть сформированы основы проектной культуры.

8. Рейтинговые технологии основная задача которых - оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации гимназистов. Роль учителя при этом заключается в

управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.

Одной из разновидностей рейтинговой технологии, которую я использую на уроках в старших классах гимназии, а элементы её в остальных гимназических классах, является

Проектируя учебный процесс по данной технологии, учитель имеет широкое поле для творческой деятельности, большую возможность разнообразия методов и средств обучения. Основные методы, которые применяются при использовании рейтинговой технологии, - это методы проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации самостоятельной деяеятельности школьников: коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа.

Только достойное школьное географическое образование может воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения Вселенной.

Я считаю, что формирование умений проектировать индивидуальные педагогические технологии и применять их в работе становится важнейшей составной частью подготовки творчески работающего педагога, особенно при необходимости охватить различные стороны развивающейся системы образования и самосовершенствования.

Библиографический списокАндреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. - 2001. - № 3.Бартенева Т. П., Ремонтов А. П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». - Москва, 2003.

Булычева М. Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии // Биология в школе. - 2008. - № 16.География в школе\ №4, 2004г.Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. - 2004. - № 3.Дмитриева А. Н. Современные образовательные технологии в преподавании географии // География в школе. - 2001. - № 4. Интернет - ресурсы (school-collection.edu.ru)

Соколова Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика - 2001. - № 7.

Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования


© 2010-2022