- Преподавателю
- География
- Программа Элективного курса Робинзоны всех времен и народов
Программа Элективного курса Робинзоны всех времен и народов
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хапилина Е.Л. |
Дата | 29.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ № 24
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
7 - 11 класс
Программа составлена учителем географии МОУ СОШ № 24 г. Костромы Хапилиной Е. Л.
Кострома - 2010
Пояснительная записка
Цель: Убедить учащихся, что истории одиночек - «робинзонов» представляют большой интерес для науки. Они важны для изучения резервных возможностей организма, для правильной организации и прогнозирования работы людей, которые становятся "отшельниками" по роду профессии. Это полярники, космонавты, охотники на Крайнем Севере, метеорологи, наблюдатели на высокогорных станциях, водители в дальних рейсах.
Основополагающий вопрос: Зачем нужно изучать истории различных «робинзонад», истории путешественников - одиночек, детей - маугли?
Задачи курса:
-
Обеспечить учащихся достоверной информацией об изучаемых историях и их героях.
-
Прививать навыки обсуждения проблем, умение аргументировано отстаивать свою позицию.
-
Способствовать формированию у школьников системы эстетических, нравственных и патриотических ценностей.
-
Пробудить интерес к жизни, традициям и обычаям народов других стран, желание познакомиться с ними не только заочно, но и через путешествия.
-
Формировать коммуникативную, социальную компетентность, стремление внести свой вклад в улучшение социально-экономических условий жизни детей в России - самом большом государстве Европы и мира.
-
Развивать познавательный интерес, расширить кругозор и побудить к созданию собственных творческих работ на контурных картах, в рисунках, в Microsoft Power Point и других цифровых программах.
Общими принципами отбора содержания программы являются:
-
Актуальность программы проявляется в том, что учащиеся должны понимать, что «робинзоном» можно оказаться среди людей большого города, если тебя окружают равнодушные люди. Положение детей определяется не размерами и богатством страны природными ресурсами, но рядом других объективных и субъективных причин.
-
научность;
-
доступность;
-
наглядность;
-
обеспечение мотивации;
-
целостность;
-
системность содержания вопросов, (обеспечивается логикой развертывания учебного содержания)
8. прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей;
-
практическая направленность (содержание обеспечивает привитие навыков работы с тематическими картами, с контурными картами, с интернет - ресурсами, навыков создания мультимедийных презентаций)
-
реалистичность с точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы за 9 занятий
-
инвариантность (Программа применима для различных возрастных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний; их отбором)
Предполагаемые результаты изучения курса:
Предлагаемый элективный курс помогает учащимся усвоить основные сведения об истории появлении книги «Приключения Робинзона Крузо», ее авторе, главном герое и его прототипе. Знакомит с «робинзонами» ХХ века: рожденных второй мировой войной, робинзонами по собственному желанию, робинзонами поневоле, с историей Агафии Лыковой из повести М. Пескова «Таежный тупик». Знакомит с людьми, которые смысл своей жизни видят в одиночных путешествиях, и с самым знаменитым российским путешественником-одиночкой Федором Конюховым. Курс выдвигает социальную проблему детей-маугли.
Курс учит работать в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Данный курс помогает школьникам научиться ориентироваться в современном геоинформационном пространстве, побуждает к творческому мышлению, побуждает к созданию собственных творческих работ в виде мультимедийных презентаций в Microsoft Power Point и других цифровых программах (пример - презентация о Маугли, подготовленная ученицей 11 «А» класса МОУ СОШ № 24 Колышко Анастасией)
Данный курс
-
Способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
-
Содержит высокий воспитательный потенциал, раскрывает множество нравственных и социальных проблем межличностного характера, семейных отношений, способствует самовоспитанию духовных, нравственных качеств личности, её самореализации. Воспитывает силу духа, умение выживать в экстремальных ситуациях, любовь к жизни, трудолюбие.
Реалистичность программы
Выражается в том, что она может быть изучена за 8 - 9 уроков в любой четверти и в любом классе (6 - 11 класс).
Основные виды деятельности учащихся:
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений, видов познавательной и практической деятельности учащихся:
-
Слушать и анализировать информацию;
-
Аргументировать своё мнениё по поводу полученной информации
-
Работать в группе
-
Работать с тематическими картами и контурной картой
-
Работать в Microsoft Power Point, пробуя создание своего варианта презентации.
-
Работать с источниками информации - проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, высказывать суждения об их ценности, выделять факты, доказательства проблем и т.д.;
-
Анализировать явления, проблемы - раскрывать их характерные признаки; систематизировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях
Организация учебной работы с учащимися:
Организация учебной работы с учащимися выражается в ознакомлении их с тематическими презентациями, в групповой работе при выполнении заданий и обсуждении проблемных вопросов, в выполнении работ на контурных картах и направлена на выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся.
Содержание программы
Оборудование:
-
ПК
-
Мультимедийный проектор
-
Атласы для 7, 8 классов
-
Настенная карта мира
Программное обеспечение
-
Microsoft Office Word
-
Microsoft Office PowerPoint
-
Microsoft Office Excel
-
Подключение к интернет - ресурсам (желательно).
Задания для учащихся
В ходе занятий учащиеся выполняют следующие виды заданий:
-
Работа с тематическими картами
-
Работа с контурными картами (их оформление)
-
Участие в интеллектуальных конкурсах (соревнованиях) между командами
-
Участие в интеллектуальных дискуссиях, обсуждениях
-
Поисковые задания при обсуждении той или иной ситуации
-
Решение проблемных задач
-
Создание мультимедийных презентаций по итогам своей работы на занятии (дома сомостоятельно)
-
Публичные выступления (на итогом занятия или на очередном занятии, по усмотрению педагога-руководителя)
Межпредметные связи
Всемирная история, экономика, литература, изобразительное искусство, физическая география, информатика, биология, физиология, социология, педагогика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
занятия
ТЕМА
Кол-во
часов
1-2
3
4
5
6
7
8
9
По следам Робинзона Крузо
Российские полярные робинзоны
Робинзоны по собственному желанию
Робинзоны поневоле
Дети-маугли
Путешественники-одиночки
Федор Конюхов
Итоговое занятие: подведение итогов, вручение «удостоверений» о прохождении курса
2
1
1
1
1
1
1
1
Информационные ресурсы
-
-
Г. Скарлато. Занимательная география для детей и взрослых. Киев. «Альтерпрес» 1996
-
-
Иллюстрированный атлас мира. - М., 1998
-
Исмайлова С.Т. Энциклопедия «География» для детей. - Т.3. - М.: Аванта+, 2000
-
Прохоров А.М. - Энциклопедический словарь. 1995.
-
Ростоцкая А. М. Энциклопедия «Страны, народы, цивилизации». - М., Аванта+
-
Энциклопедия для детей. География. - 2-е изд., испр. и доп./гл. ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000
-
Интернет-ресурсы:
-
geografiya.ru
-
geographyiq.com/countries/
-
krugosvet.ru.
-
svali.ru Туристическая карта
-
konyukhov.ru/
-
yandex.ru/yandsearch?text
-
Видео@Mail.Ru:
-
video.yandex.ru/search.xml?text
-