- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 10-11 классы
Рабочая программа по географии 10-11 классы
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбакова Л.Н. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Понизовская средняя школа
ОБСУЖДЕНА
на заседании МО
Протокол№4
№ от»22» «08» 2013 г.
Руководитель МО
__ Муравешкина Л.А.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
школы по УВР
_______ Григорьева В.П.
Дата __22.08.2014
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
Протокол №1 от 28.08.2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________ Полякова О.А.
Приказ №___140____
От ___31.08._ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ
на 68 часов
Составитель:
учитель географии
Рыбакова Л.Н.
2014
Пояснительная записка
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической вставляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Структура программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач образования, задач социализации личности.
Базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т.д. Большое внимание следует уделять практическим заботам, организации нового подхода работы с учебником. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном динамично развивающемся мире, взаимосвязи природы , населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства , разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам , бережного отношения к окружающей среде;
2
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической формации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, мистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами, используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: видеофильмы, учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Рабочая программа по географии, согласно учебному плану Понизовской средней школы, рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе) Практических работ в 10 классе - 10 (оценочных - 6), в 11 классе -10(оценочных -5).
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Данная рабочая программа составлена на основании
стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень),
примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) ( Сборник нормативных документов. География М.: «Дрофа», 2007),
программы среднего (полного) общего образования по географии .Базовый уровень:
авторская программа по географии.6-10 класс./Под редакцией В.И.Сиротина.- М.: Дрофа, 2008 г. и авторских методических рекомендаций к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2009. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
-
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 - 2015учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу
.Учебно- тематический план .
10 класс.
Часть 1. Общая характеристика мира.
Раздел, тема
Содержание
Кол-во часов
Кол-во практ.работ
В том числе оценочн.
Раздел 1.
Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.
1
Тема 1.
Современная политическая карта мира.
4
2
2
Тема 2.
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.
5
1
1
Тема 3.
География населения мира.
7
4
1
Тема 4.
Научно- техническая революция и мировое хозяйство.
6
1
1
Тема 5.
География отраслей мирового хозяйства.
11
2
1
Обобщающий урок.
1
Итого
34
10
6
Содержание программы
10 класс Введение (1 час)
Социально-экономическая география как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Раздел 1.Общая характеристика мира Тема 1. Современная политическая карта мира - (4 час.)
Политическая карта мира. Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно - территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
Практическая работа: 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». 2. Характеристика политико-географического положения страны.
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды . (5 часов)
Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и трудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных
государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание - глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды, причины и последствия. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Экологическая политика.
Практическая работа: 1.Оценка ресурсообеспеченности стран мира.
Тема 3. География населения мира (7 часов)
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост - главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. Миграции населения, их виды и география. Качество населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское население и формы его расселения. Геоурбанистика.
Практические работы: 1. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. 2. Объяснение причин миграционных процессов. 3
.«Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах эга.4.0бъяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и материального производства.
Гена 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (6 час.)
Научно-техническая революция и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.
Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах, высокоразвитые, депрессивные отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах, перестройка прежних структур.
Территориальная структура непроизводственной сферы. Культурные регионы мира.
Практическая работа: 1. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (11 часов)
Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. География промышленности мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Нетрадиционные источники энергии.
Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура, главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии, главные страны и районы. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и легкой промышленности, главные страны и районы.
Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Рыболовство, основные черты географии.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое определение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Практическая работа: 1. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира. 2. Анализ тематических карт статистических данных по распространению важнейших с/х культур
.
Учебно-тематический план.
11 класс
Часть 2. Региональная характеристика мира.
Часть 3. Глобальные проблемы человечества.
Тема
СОДЕРЖАНИЕ
Кол-во часов
Кол-во практ.работ
В т.ч.
оценочных
Зарубежная Европа.
8
2
1
Тема 2.
Зарубежная Азия. Австралия.
8
3
2
Тема 3.
Африка.
4
1
Тема 4.
Северная Америка.
5
2
2
Тема 5.
Латинская Америка
5
1
Тема 6.
Глобальные проблемы человечества.
3
1
Обобщающий урок.
1
Итого
34
10
5
11 класс
Часть 2. Региональный обзор мира - 31 час. Тема 1. Зарубежная Европа (8 часов)
Общая характеристика региона. « Визитная карточка» региона. Экономико- географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Население Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйство стран Европы. Место в мире, хозяйственные различия между главами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и слэоевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Субрегионы и страны. Особенности европейских субрегионов.
Страны Зарубежной Европы. Федеративная Республика Германия - экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Великобритания и Италия: основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйство.
Практические работы: 1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы «большой восьмерки». 2.Объяснение взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природных условий разных территорий на примере стран Европы.
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия. (8 часов)
« Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, ах контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия - родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика, гроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы, специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев - хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатываюшей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения. национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Практические работы: 1. Отражение на картосхеме международных экономических связей Япония. 2.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий.
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Австралийский Союз и Океания: краткая характеристика географической специфики природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа: 1. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза.
Тема 4. Африка (4 часа)
* Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горнодобывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия - причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная и Тропическая Африка. Их специфика.
Южно -Африканская Республика (ЮАР) - единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико- географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и белое меньшинство».
Практические работы: 1. Нанесение на контурную карту субрегионов Африки с указанием основных природных ресурсов, специализации отдельных стран.
Тема 5. Северная Америка (5 часов) Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и
Соеднненные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство заселения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в ►формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское заселение.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки объекты Всемирного наследия.
Макрорегионы США. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико- географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйство. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства - признаки страны переселенческого капитализма. Мecтo Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Практическая работа: 1. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США. 2.Составление ЭГХ Канады.
Тема 6. Латинская Америка (5 час.)
«Визитная карточка» региона. Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этническогого и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины.Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль добывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла- Платской низменности, Андские страны..
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико- географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Практические работы: 1. Составление программы освоения новой территории Латинской Америки для ее экономического развития
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (3 часа)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая - главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практическая работа: 1 Разработка проекта решения одной из проблем человечества с опорой на гипотезы, теории, концепции.
Требования к уровню освоения образовательных программ.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
Знать/ понимать
географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамикунаселения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
5. Особенности современного геополитического и геоэкономического положення России, ее роль в международном географическом разделении труда;
-
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
Сопоставлять географические карты различной тематики; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Используемый УМК:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010 г. - 2012 г.
2. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 .2-е издание.
3.Атлас «Экономическая и социальная география мира», 10 класс, с комплектом контурных карт, М.Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010.
В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии», 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение 2010 г.
10 класс
Календарно-тематическое планирование
Программа: Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Москва, Дрофа, 2007. Авторская программа по географии (6-10 классы) под редакцией И.В.Душиной.
М. Дрофа. 2008.
Учебник: В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. Просвещение, 2010г.
Количество часов: 34 часа, в неделю - 1 час, практических работ - 10, оценочных - 5.
№
П /п
Тема урока.
Дата
Элементы содержания
(дополнительные элементы содержания)
Требования к уровню подготовки
Практические работы
1
Введение. Предмет изучения. Структура курса. Положение географии в системе наук. Экономическая и социальная география мира
05.09
Вводный урок (лекция)
П.р. Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические
явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденции и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме
2
Многообразие стран современного мира
12.09
Лекция с элементами беседы
3
Влияние международных отношений на политическую карту мира
19.09
Лекция с элементами беседы
4
Государственный строй стран мира
26.09
Лекция с элементами беседы
Пр. р. № 1 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
(оценочная)
5
Мы узнаём о политической географии. Обобщение знаний. Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»
Пр. р. №2 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
(оценочная)
6
Взаимодействие человечества
и природы
03.10
Вводная
лекция
Оценка обеспеченности разных регионов и стран
основными видами природных ресурсов
7
Мировые природные ресурсы
Земли, их виды. Минеральные ресурсы.
10.10
Практикум
8
Мировые природные ресурсы: земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана.
17.10
Семинар
Пр. р. № 3 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).
(оценочная)
9
Семинар «Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды». Рациональное природопользование.
24.10
Семинар
10
Обобщение знаний по теме «Мировые природные ресурсы»
31.10
Семинар
11
Численность, динамика и
размещение населения
мира. Воспроизводство
населения мира.
21.11
Практикум
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран
трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической
политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей
уровня и качества
жизни населения в разных странах и регионах мира
Пр. р. № 4 «Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).
12
Уровень и качество жизни населения.
28.11
Вводная
лекция
Пр. р. № 5 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира
(оценочная).
12
Мы узнаём о составе (структуре) населения мира.
05.12
Лекция с элементами беседы
Пр. р. № 6 «Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства»
14
Этнический и религиозный состав населения мира
12.12
Семинар
15
Размещение и миграции населения
19.12
Пр. р. № 7 «Объяснение причин миграционных процессов»
16
Мы сравниваем городское и сельское население.
Обобщающее повторение
26.12
Семинар
Фронтальный письменный опрос
17
НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая
революция
16.01
Вводная
лекция
Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой
и развивающейся страны.
18
Мировое хозяйство. Международное
географическое разделение труда, международная экономическая интеграция
23.01
Лекция с элементами беседы
19
Отрасли международной
специализации стран и
регионов мира; определяющие их
факторы
30.01
Семинар
20
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование
6.02
Практикум
21
Мы знакомимся с факторами размещения.
20.02
Практикум
Тестирование
Пр. р.№ 8 «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»
(оценочная).
22
Обобщение знаний по теме «Мировое хозяйство».
23
География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика
27.02
Лекция с элементами беседы
Определение стран-экспортеров, основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и
регионов мира
24
Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной
металлургии
06.03
Лекция с элементами беседы
25
Машиностроение,
химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы
13.03
Лекция с элементами беседы
Пр.р.№ 9 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (оценочная).
26
Промышленные районы
мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция»
20.03
Лекция с элементами беседы
27
Растениеводство мира.
3.04
Пр. р. № 10 «анализ тематических карт и статистических данных по распространению важнейших с/х культур».
28
Животноводство мира. Рыболовство.
10. 04
29
География транспорта.
Общая характеристика.
17. 04
Практикум
30
Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда.
24. 04
Практикум
31
Внешние
экономические связи
8. 05
32
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли
15.05
Практикум
33
Обобщающее повторение по теме «Мировое хозяйство».
22.05
Практикум
Коллективный
Фронтальный
Индивидуальный
34
Итоговый урок
29.05
Практикум
Оценочные практические работы
-
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
-
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
-
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
-
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
-
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
№ п/п
Тема урока
Практические работы
Домашнее задание
Дата проведения
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (30 часов)
Тема 6. Зарубежная Европа - (8 часов)
1.
Введение. Общая характеристика мира
5.09
2.
Зарубежная Европа. ЭГП. Природные ресурсы.
Т6
П1 (1-2
12.09
3.
Население Зарубежной Европы. Миграции. Урбанизация.
Т 6 п 1 (3)
19.09
4.
Хозяйство Зарубежной Европы. Промышленность.
Т 6 п1 (4-10)
26.09
5.
Зарубежная Европа. Сельское хозяйство и транспорт.
Т 6, п.2
3.10
6.
География нематериальной сферы.
Т 6, п.2
10.10
7.
Субрегионы Зарубежной Европы
П/р №1 Составление сравнительной ЭГХ двух стран «большой семёрки»
Оценочная.
Т 6, п.3
17.10
8.
Субрегионы Зарубежной Европы. Повторение и обобщение знаний по теме «Зарубежная Европа»
П/р №2 « Объяснение взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природных условий разных территорий на примере стран Европы».
24.10
Тема 7. Зарубежная Азия - 8 часов.
9.
Территория, границы, положение, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал Азии.
Т.7 п 1 (1-2)
31.10
10
Население зарубежной Азии
Т 7, п1 (3)
14.11
11
Характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство и транспорт. Охрана окружающей среды.
Т 7, п1 (4-6)
21.11
12
Субрегионы Зарубежной Азии. Китай
Т 7, п.2
28.11
13
Япония
П/р №3 «Отражение на
картосхеме международных экономических связей Японии»
Оценочная.
Т 7, п.3
5.12
14
Индия
П/р №4 «Объяснение взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природных условий разных территорий на примере стран Китая и Индии»
Т 7, п.4
12.12
15
Комплексная характеристика региона.
Австралия.
П/р №5 «Составление
картосхемы, отражающей
международные экономические связи Австралийского Союза»
Оценочная.
Т 7, п.5
19.12
16.
Обобщение по теме «Зарубежная Азия»
26.12
Тема 8. Африка (4 часа)
17.
Общая характеристика Африки. Состав, политическая карта. . Природно-ресурсный потенциал Африки.
Т.8, п.1
16.01
18.
Население региона.
23.01
19.
Общая характеристика хозяйства.
30.01
20.
Субрегионы Африки. ЮАР.
Обобщение по теме «Африка»
П/р №6 «Нанесение на к/к субрегионов Африки с указанием основных природных ресурсов, специализации отдельных стран»
Т.8, п.2
(1-3),4
6.02
Тема 9. Северная Америка (5 часов)
13.02
21
«Визитная карточка» региона. Общая характеристика США. Население.
Т. 9, п1 (1-2)
22
Ведущие отрасли хозяйство США. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт.
П/р №7 «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем»
Оценочная.
Т. 9, п1 (3-7)
20.02
23
Макрорегионы США.
Т. 9, п1 (8), п.2
27.02
24
Канада.
П/р №8 " Составление комплексной экономико-географической характеристики Канады». Оценочная.
Т. 9, п 3
6.03
24
Обобщение по теме «Северная Америка»
13.03
Тема 10. Латинская Америка - 5 часов.
25
«Визитная карточка» региона.
Т.10 п.1
20.03
26
Население региона.
3.04
27
Общая характеристика хозяйства региона. Природно - ресурсный потенциал.
10.04
28
Бразилия.
Т.10 п.2
17.04
29.
Роль Латиноамериканских государств, в системе мирового хозяйства.
П/р №9 «Прогноз экономического развития отдельных стран мира и регионов на примере Латинской Америки».
24.04
30
Итоговый урок по теме «Латинская Америка»
8.05
Глобальные проблемы человечества - 3 часа.
31
Понятие о глобальных проблемах.
15.05
32
Глобальные прогнозы, гипотезы,
проекты
П/р №10 «Разработка проекта решения одной из проблем»
33
Мы знакомимся со стратегией устойчивого развития
22.05
Мир 21 века - 1 час.
34
Итоговый урок. Мир 21 века.