Урок географии в 6 классе Озера

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 6 классе ОзераУрок географии в 6 классе ОзераУрок географии в 6 классе ОзераУрок географии в 6 классе ОзераУрок географии в 6 классе ОзераУрок географии в 6 классе ОзераТема урока: «Озера»

Ф.И.О. учителя: Черепкова Надежда Александровна

Класс: 6 ___Предмет: география .

Цели урока:

1. Формирование представления о многообразии озер планеты Земля и их происхождении.

2. Формирование географической культуры, эстетического восприятия природных объектов.

Задачи урока:

Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.

Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения озерных котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, сформировать умение давать описание озёр, используя типовой план, прививать навык самостоятельно добывать знания.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, гордости за свой край, свою маленькую Родину.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, карст, старица, тектонические, запрудные, кратерные, остаточные, сточное и бессточное озеро, болото.

Ожидаемый результат

1) репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить знания озера, озерные котловины, сточные, бессточные озера. Знать происхождение озерных котловин.

2) конструктивный уровень: описывать озеро по плану, выявлять особенности озерных котловин, находить отличия озер от морей и рек, находить различия озер по сточности и солености. Анализировать схемы образования озерных котловин, выявлять внешний вид по происхождению котловин.

3) творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, навыки работы с текстом, схемами, таблицами, атласами.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный

Тип урока:комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые ресурсы:

-физическая карта полушарий, физическая карта России;

-презентация «Озера»;

-учебник "Начальный курс географии" Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, "Дрофа", М- 2013 г.;

-атласы, контурные карты;

-интерактивная доска, компьютер;

-youtube.com/watch?v=gnEh-Hw3Lu8;

-uroki.net/docgeo.htm ;

-pedsovet.su.

1 этап. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

Работа с журналом, проверка посещаемости.

2 этап. Опрос

Учитель:

-Ребята, сегодня мы продолжаем изучать тему «Воды суши».

-Назовите основные виды внутренних вод суши (подземные воды, реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота).

-Вспомните, какие воды мы изучили на прошлом уроке? (Изучили реки).

-Что такое река? Покажите на карте крупные реки России.

-Дать понятия: речная система, бассейн реки, водораздел.

-Назовите источники питания рек. Какое питание имеет большая часть рек России?

-Приведите примеры (покажите на карте) горной и равнинной реки, смешанного, дождевого, ледникового питания.

3 этап. Изучение нового материала

Учитель:

-Мы сегодня будем изучать следующий вид вод суши. Послушайте о нем загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые ребянки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается…

Как это зеркало называется?

-Итак темой сегодня на уроке будет?.....(«Озеро»)

Тему урока учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель вместе с учащимися формулирует цель урока.

Учитель знакомит с планом урока

План урока: (слайд3)

1) Понятие озеро.

2) Озерные котловины. Классификация озер по происхождению озерных котловин.

3) Вода в озере. Источники питания озер. Сточные и бессточные озера.

4) Болота.

5) Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.

6) Практическая работа. Описание озера.

7)Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.

8) Домашнее задание.

Фронтальная работа с классом.

1.Понятие «озеро». (слайд 4)

Учитель:

-Расскажите об озерах, которые Вы встречали в природе, а также на иллюстрациях и экране.

-Постарайтесь сформулировать понятие «озеро» так как вы бы это сделали будучи авторами учебника.

-Теперь сравните собственные понятия с авторами учебника и подкорректируйте свои, если есть расхождения.

-Итак, озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Учащиеся записывают определение «озеро» в тетрадь.

Учитель дополняет, что «Глазами Земли» издавна называют люди озера. Они отличаются своими размерами, формами глубиной, составом вод. (слайды 7-9)

Учитель:

-Самое большое в мире озеро-Каспийское. В прошлом оно имело связь с океаном и было морем. За огромные размеры и воду, по составу солей похожую на океанскую, его называют морем.

-Само глубокое озеро на Земле-Байкал. Его глубина-1600 м. В нем содержится 20% всей воды рек и озер Земли. Уступает ему по глубине только африканское озеро Танганьика (1470 м).

Ученик читает стихотворение из книги М. Сергеева "Море Синее - Байкал".

БАЙКАЛ

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь - до донышка - просвечен,

И весь - до капельки - родной.

И Ангары полёт строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы - сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин -

Всё это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

Учитель:

-Посмотрим на карте, на каком материке эти озера расположены, в каком государстве.

- Работа с картой.

- Ответ детей (Материк - Евразия, страна - Россия)

2. Озерные котловины. Классификация озер по происхождению озерных котловин.

Учитель:

-Если озеро - это природное углубление, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию природных котловин?

-Почему озерные котловины разнообразны по происхождению? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим как классифицируются озера по происхождению озерных котловин.

Учитель дает определение озерной котловине.

-Углубления, в которых находятся озера, называют озерными котловинами (слайд 10)

По ходу работы со слайдами, картой атласа и текстом учебника учащиеся заполняют таблицу, после чего отвечают на проблемный вопрос, делают выводы. (слайды 11-13)

Классификация озер по происхождению озерных котловин (слайд 14)

Происхождение котловин

Условия образования

Примеры

Тектонические

Образуются путем заполнения трещин в земной коре.

Каспийское, Байкал, Танганьика

Ледниковые

Являются результатом деятельности материковых и горных ледников.

Ладожское, Онежское

Карстовые

Подземные воды, растворяя горные породы, образуют под землей различные полости, что ведет к провалам. На месте провалов возникают озера.

Встречаются в понижениях на холмистых равнинах.

Вулканические

Образуется при наполнении водой вулканического кратера.

Кроноцкое, Курильское

Запрудные

Образуются в долинах горных рек, если русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Озера: Рица в Абхазии, Сарезкое

Озера-старицы

Участок бывшего русла реки, отчленившийся от основного русла.

Мелкие озера, расположенные в поймах рек

В процессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин. Озера показывает на карте.

Учитель:

- вывод: озера образуются под действием внутренних и внешних процессов литосферы, а также под влиянием хозяйственной деятельности человека.

3. Вода в озере. Источники питания озер. Сточные и бессточные озера.

(слайды 15-17)

Учитель:

-Если озеро - это природная котловина, заполненная водой, то откуда берется вода? Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась водой, и в ней образовалось озеро? При каких условиях в озере сохраняется постоянный уровень воды?

-Давайте вспомним, какие источники питания имеют реки, есть ли сходства питания рек с питанием озер?

- Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, грунтовых вод, т.е. озера питаются дождевой, талой, подземной водой (ожидаемый ответ).

-Запасы воды в озерах пополняются также за счет вод рек и ручьев, впадающих в озеро.

-Из многих озер вытекают реки, т.е. происходит сток озерных вод.

-Озера, из которых вытекают реки - сточные. (слайд 18)

Учитель:

-Сточные озера - пресные. Например, озеро Байкал пресное, воды в нем небогаты растворенными солями, в 1литре воды всего 100 мл. солей. В него впадает более 500 рек и ручьев и вытекает одна река - Ангара.

-Озера, из которых не вытекают реки - бессточные. (слайд 19) Большинство озер относится к бессточным. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой и горькой. Обычно эти озера соленые.

-Все озера по солености можно разделить на 3 группы. (слайд 20)

-Пресные - до 1 промиллей, солоноватые от 1 до35 промиллей, соленые - более 35 промиллей.

-Самое соленое - озеро-море - Мертвое, соленость в нем 270 промиллей. (слайд 21).

-Почему люди могут спокойно лежать на поверхности воды и читать газету? Почему в этом озере нельзя утонуть?

Работа с картой:

-пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: а)Виктория; б)Верхнее; в)Ладожское; г)Балхаш; д)Чад.

-посмотрите в легенду карт.

- в чем различие изображения соленых и пресных озер по карте? (ожидаемый ответ: пресные - голубым цветом, а соленые - розовым).

-почему на карте озеро Балхаш изображено двумя цветами?

(ожидаемый ответ: озеро Балхаш имеет и пресную и соленую воду. На карте видно, что в одну половину озера река втекает, в другую нет, а нам известно, что реки опресняют водоемы, в которые они впадают).

В ходе объяснения материала учащиеся заполняют схему. Находят на карте озера.

Озера



по сточности по солености

сточные бессточные пресные соленые

Байкал Каспийское Байкал Балхаш

Ладожское Балхаш Ладожское Чад

Онежское Эйр Гурон Эйр

Гурон

Онтарио

Учитель:

-Найдите закономерность между сточными и бессточными озерами и пресными и солеными озерами? (Бессточные чаще всего соленые, а сточные - пресные.)

5. Болота (слайд 22)

Знакомство учащихся с болотами проводится в виде беседы.

Очень часто небольшие озера мелеют от принесенного рекой песка и глины. Постепенно берега озера зарастают осокой, камышом, тростником и мхом. Болотная растительность отмирает, оседает на дне озера и, со временем, образуется болото. Много болот в зоне лесов и тундре, мало или совсем нет их в степях и пустынях. Рассказ учителя сопровождается иллюстрацией учебной картины, где показаны стадии зарастания озера и превращения озера в болото.

6.Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Озёра играют важную роль в окружающей среде и жизни населения.

(слайд 23)

В настоящее время вода озер используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.

-Приведите примеры использования озер человеком.

(ожидаемый ответ: используются в быту, рыболовство, орошение, добывания различных минеральных веществ и рекреации (как места оздоровления и отдыха), для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, местообитание живых организмов).

4 этап. Практическая работа «Описание озера». (слайд 24)

Работа в тетрадях (на работу отводится 5-7 минут).

Задания:

Опишите озеро по плану. I В. - Каспийское II В. - Байкал

  1. На каком материке, и в какой его части находится озеро.

  2. Между какими меридианами и параллелями расположено.

  3. Происхождение котловины.

  4. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

  5. Соленое или пресное.

После выполнения задания учащиеся по плану дают характеристику озер: Каспийское море, оз.Байкал.

5 этап Обобщение, вывод, первичное закрепление знаний и способов действий. (слайд 25)

Пришло время подвести итоги нашего небольшого путешествия по «миру озер». Мы познакомились сегодня с особенностями озер. Успешно выполнили задачи, поставленные в начале урока.

А теперь давайте подумаем:

-чем озеро отличается от реки? (ожидаемый ответ: вода в нем не течет, как поток в русле, а находится в озерной котловине. Вода в реке пресная, а в озере может быть и пресной так и соленой).

-в чем сходство реки и озера? (ожидаемый ответ: озеро, как и река питается дождевыми и подземными водами. На озерах и реках бывают половодья.)

-чем озеро отличается от моря? (ожидаемый ответ: в отличие от морей озера не являются частью Мирового океана.)

6 этап Рефлексия.

Рефлексия

Учитель.

Что нового для себя Вы узнали на уроке?

Ответы учащихся.

Учитель.

Учитель: Перед вами лежат цветные клеящиеся полоски бумаги. Приклейте себе в тетрадь полоску определенного цвета, в соответствии с представленным слайдом.

Полоска зеленого цвета - я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому.

Полоска желтого цвета - я понял(а), материал объяснить другому, но при помощи учителя.

Полоска красного цвета - я ничего не понял (а).

Те знания и умения, которые, мы получили сегодня на уроке, в дальнейшем нам пригодятся в курсе изучения природы своей страны.

7 этап. Оценочная деятельность

8 этап. Постановка домашнего задания. (слайд26)

-§ 24, прочитать, ответить на вопросы;

-найти пословицы и поговорки, связанные с озерами;

-подписать названия озер на контурной карте полушарий


© 2010-2022