• Преподавателю
  • География
  • Из опыта работы учителя географии на тему: Метопредметные связи в преподавании географии с другими науками

Из опыта работы учителя географии на тему: Метопредметные связи в преподавании географии с другими науками

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Образования РФ

Отдел Образования Георгиевской

Государственной Муниципальной Администрации


Из опыта работы учителя географии на тему: Метопредметные связи в преподавании географии с другими науками


ТЕМА: «Межпредметные связи в преподавании географии

с другими науками».


Выполнила:

учитель географии

МОУ СОШ №24

ст. Александрийской


Черепина

Наталья Ивановна






2005 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1.Введение…………………………………………………………………………….3

2.Интегрированная роль школьной географии……………………………...4

3.Научно - методическая концепция и её роль в становлении методики обучения географии как науки…………………………………….6

4.Проектная деятельность школьников по географии - одно из направлений личностного ориентированного обучения………………... 10

5.Межпредметные связи географии с другими науками………………...11

6.Приложение……………………………………………………………………….25

7.Заключение………………………………………………………………………...34

8.Литература………………………………………………………………………35






2

Введение

Одно из направлений совершенствования школьного географического образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого ученика. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой - интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.

Всё это в целом определило необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению деятельностью учащегося в предметном обучении. Одним из таких подходов считается проблемно - интегративный подход обучению географии. Базисом для его разработки и научного обоснования послужила идея синтеза современных теорий развивающего обучения - и проблемного обучения, как их основы - и методологии интергативного подхода в целостную инновационную технологию предметного обучения, ориентированную на решение вышеобозначенного круга проблем и задач современного образования.

Исходя из этого, под интегративным подходом к обучению мы понимаем особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутри - и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез. Следовательно, по своей природе проблемно - интегративный подход - технологический, так как его реализация предполагает четкую постановку учебный целей, гибкое и поэтапное управление и организацию познавательной деятельности школьника на основе оперативной обратной связи.

В условиях интегративного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения:

- принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей, как основного механизма интеграции знаний и способов действий в обучении географии, а также ведущего способа создания проблемных ситуаций, поставке и решения межпредметных учебных проблем;

- принцип единства внутри - и межпредметной интеграции знаний и способов действий, отражающий диалектическое единство и взаимосвязь внутри - и межпредметных связей в обучении географии.

- принцип координации познавательной деятельности школьника в течении каждого учебного года и её преемственность (скоординированность) при переходе от одного года обучения к другому году обучения географии.


3

Заключение


Развитие географии как одной из фундаментальных областей знаний непосредственно связано с развитием других важнейших направлений науки и техники таких как экология, биология и медицина, математика, информатика, литература, история, машиностроение, энергетика, транспорт, строительная индустрия, агропромышленный комплекс. Её содержание по сути, интегративно, и раскрыть созидательную роль географии можно только объединив знания различных областей в определённую систему, базирующихся на предметных связях, а также связях содержания образования с практикой, современными технологиями и техникой.

Организация процесса обучения географии на основе интегративного подхода предполагает пересмотр всей методики изучения учебного материала. Это в свою очередь приводит к необходимости разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения, под которым мы понимаем комплекс средств и методов предъявления учебной информации, а также средств организации и управления познавательной деятельностью учащихся.

Основной структурной единицей дидактико-методического обеспечения процесса интегративного обучения выделяют межпредметные связи. Именно они являются основой вовлечения школьников в процесс самостоятельной проблемно - поисковой деятельности, а также важнейшим средством её целенаправленной мотивацией и управление.

Научный прогресс предъявляет высокие требования к образованности специалистов. Любой современный человек должен обладать технологической, экологической и экономической культурой на ровне с профессиональными знаниями, поэтому современная школа должна превратиться в центр, в котором ассимилируется и трансформируется информация о новых технологиях, сведения об уровне развития промышленности, исследованиях и открытиях в научном мире, становясь полезными для учащихся, которым предстоит вершить в ближайшем будущем судьбы своего села, города, региона или страны.

Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы выпускник школы имел чёткое представление о социально - экономическом развитии региона, перспективных направлениях развития экономики, будущей профессии и получил возможность для формирования зачатков таких современных качеств профессионала, как высокая эрудиция, широкие мировоззренческие взгляды, технологичность мышления, всему этому способствует развитие межпредметных связей в преподавании географии с другими науками. Одним из направлений в достижении этих целей, несомненно, можно считать интеграцию знаний, а в частности систематическое проведение проектных уроков. На них интеграция знаний осуществляется за счёт комплексного использования материала, полученного при изучении различных наук.


34

Литература


Н.Н. Баранов. Исторический обзор учебников географии (1876 - 1934). - М., 1954.

Н.Н. Баранский исторический обзор учебников географии (1876 - 1934). - М.: Географическая литература, 1954. - с. 502.

С.И. Дембинский, Н.О. Севастопольский. Уроки черчения в средней школе: Пособие для учителей. - М., 1975.

В.В. Докучаев. Учение о зонах природы. М., 1948. с. 29.

Н.И. Дереклеева. Научно - исследовательская работа в школе \\ «Вербум - М». - М., 2001.

В.П. Максаковский. Географическая культура. - М.: ВЛАДОС, 1998.

Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1981.В. Сафонов. Александр Гумбольт. М., 1959. с. 65.

Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии \\ Народное образование. - М., 1998.

А.С. Сиденко. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. - М., 2001.

Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М., 1969. с. 165.

И.С. Якиманская Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М., 2000. - 45 с.








35


© 2010-2022