Конспект + презентация к уроку Пути выхода из экономического кризиса

Конспект и презентация к уроку в 9, 10 или 11 классе по теме "Пути выхода из экономического кризиса. Россия не первая и , к сожалению, наверное не последняя страна, которая находится в состоянии глубокого экономического кризиса. К этому приводят разные факторы: мировые войны (Япония и Германия), распад страны и как следствие этого разрыв сложившихся экономических связей (все страны бывшего СССР, Югославии и т.д.), гражданские войны, природные (и не только)  катаклизмы и т.д. Давайте посмотрим к...
Раздел География
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс Экономическая и социальная география мира

Тема: Пути выхода из экономического кризиса.

Цель: Определить факторы экономического роста отдельных стран мира и пути выхода из экономического кризиса.

Задачи: 1. Сформировать у учащихся систему знаний об особенностях факторов экономического роста Японии, Германии, Кореи, Польши и определить возможные пути выхода из экономического кризиса России.

2. Вырабатывать умение сравнивать, логически мыслить, делать выводы и анализировать причинно-следственные связи; вооружать школьников способами познавательной деятельности; совершенствовать навыки учащихся самостоятельно отбирать и анализировать материал; продолжить формирование умений обобщать и делать выводы.

3. Развивать мировоззренческие идеи о единстве, целостности и беспрерывности развития природных, социальных и экономических явлений и процессов; развивать познавательный интерес учащихся к географии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: частично - поисковый, исследовательский; методы анализа и

синтеза; метод групповой работы .

Оборудование: политическая карта мира, мультимедийный комплекс, презентация по теме урока.






I. Организационный момент

II. Мотивация, актуализация опорных знаний и умений.

Конспект + презентация к уроку Пути выхода из экономического кризиса

Ни для кого не секрет, что в России в последние годы наблюдается глубокий экономический кризис. В чём он проявляется? Какие составляющие экономического кризиса вы знаете? В чём проявляется каждая из составляющих экономического кризиса?

III. Изучение нового материала

Россия не первая и , к сожалению, наверное не последняя страна, которая находится в состоянии глубокого экономического кризиса. К этому приводят разные факторы: мировые войны (Япония и Германия), распад страны и как следствие этого разрыв сложившихся экономических связей (все страны бывшего СССР, Югославии и т.д.), гражданские войны, природные (и не только) катаклизмы и т.д.

Давайте посмотрим какие меры предпринимали правительства некоторых стран для того, чтобы вывести страну из кризиса. (учащиеся, получившие опережающее задание выступают с кратким сообщением (1-2 мин.))

Причины появления японского феномена

Первой и основной причиной резкого скачка были особый характер и особые условия обновления основного капитала. В других странах при послевоенном восстановлении промышленность оснащается новейшей техникой, т.е. происходит технический скачок. При этом изменяется и структура промышленности: на первый план выдвигаются новейшие отрасли. Но в Японии степень военных разрушений потребовала особенно полного обновления основного капитала. Более того, это обновление, техническое переоснащение промышленности происходило не во время восстановления, а позже, следовательно, на более высоком техническом уровне.

Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. В этот период промышленность Японии переключается с трудоёмких отраслей производства на капиталоёмкие, т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих. Это означало сокращение удельного веса лёгкой промышленности, особенно текстильной, и ускоренное развитие новых отраслей - автомобильной, электротехнической, производства синтетических материалов. С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки - переход к кибернетизации производства, к наукоёмким отраслям.

Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у других стран их научно-технического опыта, покупки патентов и лицензий.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

  • - ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

  • - благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

  • - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития;

  • - относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат);

  • -привлечениеие иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how";

  • -этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Финансовые меры в Польше сводились к следующему:

  • Жестко ограничительная монетарная политика, выражающаяся в резком сокращении денежной эмиссии, а также в применении высоких процентных ставок на кредиты.

  • Одновременно были упорядочены кредитные отношения, введен гибкий текущий процент во все договоры, заключенные в прошлом, и резко ограничено применение льготных кредитов.

  • Ликвидация бюджетного дефицита, главным образом, за счет значительного ограничения дотаций на продукты питания, сырье, средства производства, энергоносители и т.д., а также отмены большинства налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов.

  • Либерализация основной массы цен (свыше 90% цен являются свободными) и повышение цен, остающихся под административным контролем (энергоносители, транспортные тарифы, квартплата и лекарства).

  • Введение частичной конвертируемости польской валюты - злотого - при ее значительной девальвации, унификации курса на всех рынках и либерализации внешней торговли.

  • Жестко ограничительная политика доходов, суть которой состоит, во-первых, в ликвидации всеобщей полной индексации заработной платы, введенной в июне 1989г., во-вторых, в установлении высокого прогрессивного налога на рост заработной платы на предприятиях, ограничивающую увеличение фонда заработной платы по отношению к росту цен с применением корректирующего коэффициента индексации, в-третьих, во введении уравнительного налога на заработанную плату, превышающую среднюю в 1,4 раза.

Учащимся предлагаются различные меры, которые в разное время применялись в разных странах для вывода страны из экономического кризиса. Ребята, работая в группах, выбирают те, которые, по их мнению, могут вывести Россию из экономического кризиса, определяют их причинно - следственную зависимость. Затем, аргументируя свой выбор, озвучивают своё решение.

IV. Этап систематизации и закрепления изученного материала

Вывод: в чистом виде ни одна из существующих моделей выхода из экономического кризиса не приемлема для России, так как страны имеют разные стартовые позиции, разные наборы природных условий и ресурсов, разный менталитет и т.д. Поэтому Россия должна определить свой путь выхода из сложившейся ситуации, но с учётом успехов и неудач других стран.

V. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Найти в периодической печати примеры мер или некоторых действий правительства России, способствующих выводу России из экономического кризиса.



© 2010-2022