Урок по краеведению Синоптическая карта

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кутковская основная общеобразовательная школа

Грибановского района













Урок по географическому краеведению в 7 классе

по теме « Синоптическая карта. Карта погоды Воронежской области».












Выполнил:

учитель географии МКОУ Кутковской ООШ

Мельникова Марина Николаевна





2013 г.



Тема: «Синоптическая карта. Карта погоды Воронежской области».

Цель:

1.дать представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат.

2. продолжать формирование знаний о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение, типах погоды и ее предсказаниях.

Задачи урока: познакомить с синоптической картой, развивать умение анализировать синоптические карты, делать прогноз погоды своей местности.

Оборудование: физическая, синоптическая карты; таблицы, схемы, атлас Воронежской области, видеофрагмент прогноза погоды с телевизионного канала


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания

Устный опрос.

1. Вспомним, что такое климат?
2. В каком климатическом поясе расположена наша область?
3. Чем определяются главные особенности климата нашей области?
4. Под влиянием каких факторов формируется климат?

(беседа по схеме "Климатообразующие факторы")

Урок по краеведению Синоптическая карта

Ребята, напомните, что такое погода?(состояние тропосферы в данном месте в данное время).

Погода характеризуется рядом показателей, которые называются метеорологическими элементами.

Интересуетесь ли вы прогнозом погоды? Кому очень важно знать прогноз погоды?

Сейчас мы с вами прослушаем прогноз погоды, записанный с канала НТВ.(видеофрагмент)

О каких элементах погоды здесь шла речь? Какие приборы используются для измерения элементов погоды? (термометр, барометр, гигрометр, флюгер)

Прогноз погоды - научно-обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. Составляется (разрабатывается) государственными или коммерческими метеорологическими службами на основе методов метеорологии. Прогнозы бывают краткосрочными и долгосрочными.

III. Изучение нового материала.

Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему нашего урока "Синоптическая карта. Карта погоды Воронежской области». Ребята сегодня мы познакомимся с вами с новыми видами карт. А какие виды карт вы уже знаете? Как вы думаете кто составляет синоптические карты? ( синоптики) О том ,кто такие синоптики нам расскажет Бодренко Юлия. (Заслушивается сообщение заранее подготовленного ученика)

Синоптики специализируются на анализе физических процессов, протекающих в атмосфере, и занимаются предсказанием будущего состояния погоды. Одними из элементов работы синоптиков являются составление и анализ синоптических карт, на которых отражено соответствующими символами и цифрами состояние погоды. Синоптические карты дают возможность наблюдать и сразу оценивать погоду на более или менее крупной территории. Однако синоптические карты нужны не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться. Этого прогноза ждут люди, чтобы спланировать свою деятельность и отдых. От своевременного прогноза погоды может зависеть жизнь и здоровье людей (предупреждение о тайфунах, ураганах, ливнях, резких перепадах давления). Чтобы правильно предсказать погоду, надо собрать метеорологическую информацию, успеть ее вовремя обработать. В настоящее время обработка всей метеорологической информации осуществляется с помощью ЭВМ. Они являются не только хранителями метеорологической информации, но с их помощью анализируются и строятся синоптические карты. Синоптики составляют прогнозы погоды для различных ведомств. Некоторые из них работают в аэропорту. Чтобы быть хорошим синоптиком надо знать такие дисциплины как физика, химия, математика, география и обязательно нужно владеть современными компьютерными программами.

Основная задача синоптиков - составить точный прогноз погоды. Для этого надо постоянно иметь перед собой результаты всех наблюдений. Синоптики изучают какие изменения погодных условий произошли в атмосфере к определенному времени суток.

Что обозначает слово синоптик?

Слово «синоптик» греческого происхождения и означает «обозревающий на месте». Этим словом названа профессия метеоролога, не только обозревающего синоптическую карту, но и прогнозирующего погоду. Поэтому отрасль знания, предсказывающая погоду, получила название «синоптика».

Запишите определение, что такое синоптика.

Ребята из этого сообщения мы с вами узнали, чем занимаются синоптики. В нашей области есть метеостанции федерального уровня.

Откройте атлас на странице 14 и найдите эти метеостанции. Сегодня в Воронежской области работает 9 метеостанций (Анна, Богучар, Борисоглебск, Воронеж, Калач, Каменная степь, Лиски, Нижнедевицк, Павловск) и один метеопост в г. Новохоперске.

На экран выводится синоптическая карта.

Урок по краеведению Синоптическая карта

Ребята, запишите определение синоптической карты.(Синоптическая карта - это географическая карта, на которой условными знаками нанесены результаты наблюдений многих метеостанций). Такая карта дает наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. При последовательном составлении карт выясняются направления движения воздушных масс, развитие циклонов, перемещение фронтов.

1. Атмосферные фронты.

Атмосферный фронт - это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы.

- Чем различаются по своим свойствам воздушные массы?)

Ширина фронтов достигает несколько десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха - смена погоды. В тех случаях, когда соприкасаются близкие по своим свойствам воздушные массы, атмосферный фронт не возникает и значительного изменения погоды не происходит.

Холодный фронт

Тёплый фронт

  1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область, занятую тёплым.

  2. Проникает клином, выталкивая ТВ вверх.

  3. Погода меняется быстро. Ливень, гроза, шквалистый ветер.

  4. После прохождения фронта - похолодание.

  1. Образуется при вторжении тёплого воздуха в область, занятую холодным.

  2. Поднимается плавно над ХВ, оттесняя его.

  3. Погода меняется постепенно, идут затяжные дожди.

  4. После прохождения фронта-- потепление

Иногда возникают комплексные фронты - фронты окклюзии, которые образуются при смыкании холодного и тёплого атмосферных фронтов. С фронтами окклюзии связаны интенсивные осадки, летом - сильные грозы.

2. Циклоны и антициклоны.

Урок по краеведению Синоптическая карта

. Схема образования циклона

  1. Какое давление в центре циклона? (низкое)

  2. Как движется воздух в циклоне? (от окраин к центру против часовой стрелки)

  3. Как движется воздух по вертикали в центре циклона? (восходящее)

  4. Какая погода в центре циклона? (облачная, ветреная, с осадками)

Урок по краеведению Синоптическая карта

Схема образования антициклона.

  1. Какое давление в центре антициклона?

  2. Как движется воздух в антициклоне?

  3. Как движется воздух по вертикали в центре антициклона?

  4. Какая погода в центре антициклона?

Циклоны и антициклоны

Циклоны

Антициклоны

Атмосферный вихрь с низким давлением в центре

Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки

Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке

В центре-восходящее движение воздуха

В центре-нисходящее движение воздуха

Погода изменчивая, ветреная, облачная, с осадками.

Погода устойчивая, безветренная, безоблачная, без осадков. Летом - тёплая, зимой - морозная.

По ходу беседы дети делают записи в тетради

Беседа по синоптической карте

  1. Какое время года изображено на карте?

  2. Где на территории страны самое низкое давление?

  3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте?

  4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна?

  5. Какое состояние неба преобладает над страной?

  6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо?

  7. Для чего составляются синоптические карты?

Какие рекорды погоды в Воронежской области вы знаете? (лето 2010 г.)

Сравнение дневной температуры летом 2010 года и самых тёплых дней прошлых лет

Урок по краеведению Синоптическая карта

Как вы думаете в чём причина небывалой жары летом в 2010 году ? (Причина небывалой жары в том, что над Россией на два месяца буквально завис антициклон. Это можно считать погодной аномалией, ведь обычно максимальный срок «жизни» антициклона - три-четыре недели.)

Закрепление.

Найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

  1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

  3. Приносит пасмурную погоду.

  4. Устойчив, малоподвижен.

  5. Зона столкновения тёплых и холодных воздушных масс.

  6. Восходящие потоки воздуха в центре.

  7. Нисходящее движение воздуха в центре.

  8. Движение от центра к периферии.

  9. Движение против часовой стрелки к центру.

  10. Они бывают тёплые и холодные.

Откройте рабочие тетради и выполните задание №11 стр.24 ( Дети работают в тетради)

Какая погода была в Воронеже 10 апреля 2012 года?

В чём важность синоптических карт? (Синоптические карты - это основа для предсказания погоды, которая определяется путём сопоставления синоптических карт; это способствует составлению карты прогноза погоды).

Какие местные признаки вы знаете, по которым можно предсказать погоду?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. В рабочей тетради стр.26 №15,16 ; выучить записи в тетради









© 2010-2022