Рабочая программа по географии Иркутской области (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии Иркутской области (9 класс)Рабочая программа по географии Иркутской области (9 класс)ШКОЛА МИРА МИРОВ ______________________________________________________________________________

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля»

(МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля»)

Карла Маркса улица, дом 45, город Усть-Илимск, Иркутская область, Российская Федерация, 666686

Тел. 8(395-35)3-69-66 факс 8(395-35)3-8385 e-mail [email protected] сайт miramirov@ru

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №

от « 28 » августа 2015 г.

Руководитель МО

__________________

Е.А. Жернакова


Согласовано

на НМС

Протокол № 1

от «29» августа 2015 г.

Зам. директора _____________________

Т.Н. Суворова

Утверждено

приказом № 272

от «31» августа 2015 г.

Директор


__________________

З.А. Мисикова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«География Иркутской области»

9 КЛАСС

2015-2016 учебный год


Составила Гребенева Светлана Владимировна, учитель географии




Пояснительная записка

Планирование составлено на основе: сборникаГлавного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. « География Иркутской области». Программа курса и информационные материалы - Иркутск: Сарма,2011г.

Программа « География Иркутской области» - Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С.

Учебник: География Иркутской области. Бояркин В.М.- Иркутск: Вост- Сиб. кн. изд-во,2011г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология). Бояркин В.М., Бояркин И.В.- Иркутск,2011г.

  2. Иркутск и Иркутская область. Атлас. - Москва: Федеральная служба Геодезии и Картографии,1997

Дополнительная литература для учащихся:

1. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология). Бояркин В.М., Бояркин И.В.- Иркутск,2011г.

2. Иркутск и Иркутская область. Атлас. - Москва :Федеральная служба Г и К России,1997

Курс «География Иркутской области» введён в региональный базисный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается « Физическая география Иркутской области» (17часов). В 9 классе «Экономическая география Иркутской области» (17 часов). Данный курс является заключительным блоком изучения географии России. Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и трансформации экономики в переходный период. Анализируютсяособенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующихся отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен учебным пособием (Бояркин В.М.), атласом «Иркутск и Иркутская область» и «Рабочей тетрадью».

Требования к результатам обучения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своейпо-знавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Выпускник должен знать:

- численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграция);

-особенности поло - возрастной структуры населения, особенности расселения и урбанизации;

- национальный и религиозный состав;

- особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области; различие предприятий по форме собственности;

-проблемы развития экономики;

- специализирующие производства, обеспечённость их сырьём; факторы размещения производства, внешние экономические связи области.

Выпускник должен уметь:

-читать и анализировать карту, графические (диаграмма, графики) и статистические материалы;

- распознавать и обозначать на контурной карте транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых, внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производства;

-устанавливать причинно-следственные связи в системе «общество-природа» на основе анализа тематических карт;

- прогнозировать перспективы социально-экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду;

-ранжировать и анализировать статистические материалы.

-объяснять влияние географического положение на особенности развития хозяйства Иркутской области; влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах области, влияние природных и социально-исторических факторов на развитие и размещение отраслей

Цель обучения и воспитания в школе: Воспитание миролюбивой толерантной личности, способной выстраивать диалог с другими, обладающей эстетическим сознанием, экологической культурой, проявляющей способность к миротворчеству, к созидательной деятельности «здесь и сейчас»






Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол.час

Дата

Элементы предметного содержания

ИКТ, интеграция

УУД

Планируемые
результаты

Виды и формы контроля

Лабораторные, практические, проверочные, контрольные, словарные и др. работы

Личност.

Регулят.

Познават.

Коммуник.

Раздел II. Население и хозяйство Иркутской области

Тема 1: Экономико-географическое положение(2ч)

1

Урок 1

Экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики.

1 ч

03.09

Площадь территории области. Сравнение её с размерами других субъектов РФ и зарубежных стан.

Математико-, физико-, экономико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие экономики.

Административно - территориальное устройство области.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно - следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с биологией, химией и историей

Ставить учебные задачи, Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Владеть различными способами самоконтроля.

Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления; Составление рецензии, аннотации;

Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

Систематизировать информацию

Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.

Вести полемику, участвовать в дискуссии;

Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

знать:- размеры территории области, крайние точки области, границы и пограничные субъекты, страны;

уметь: -читать и анализировать карту;

- распознавать и обозначать на контурной карте объекты

Практическая работа № 1 Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.

2

Урок 2

Административно-территориальное устройство Иркутской области

1 ч

10.09

знать:

-административные районы Иркутской области и их центры; уметь:

-ранжировать и анализировать статистические материалы;

- распознавать и обозначать на контурной карте объекты

Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте границ области и ее административных районов.

Сравнение административных районов по площади их территории и географическому положению

Тема 2: История освоения территории области(2ч)

3

Урок 1

Исторические периоды освоения территории Иркутской области.

1 ч

17.09



Владеть навыками анализа и синтеза.

Структурировать информацию.

Определять реальные проблемы и пути их решения.

знать:- исторические периоды освоения территории Иркутской области;

уметь: -читать и анализировать карту, графические и статистические материалы;

Практическая работа № 3 Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учеными

4

Урок 2

Особенности современного периода развития Иркутской области.

1 ч

24.09


знать:-особенности современного периода развития Иркутской области;

уметь:-собирать и обрабатывать информацию из разных источников

Практическая работа № 3 Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учеными

Тема 3: Население Иркутской области(4ч)

5

Урок 1

Динамика численности населения Иркутской области. Естественное движение и миграция.

1 ч

01.10

Динамика численности населения (перепись 1939-2002 гг.). Источники её изменения - естественное движение и миграция.

Возрастно-половая структура (особенности, сравнение с показателями по РФ, Центральной и Южной России). Национальный состав населения. Рынок труда.

Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урбанизация, её региональные особенности. Плотность населения. Зоны расселения: северная и южная.


знать:- численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграция)

уметь: -читать и анализировать карту, графические (диаграмма, графики) и статистические материалы;

-объяснятьразличия вестественном и механическом движении

Практическая работа № 4 Социологическое исследование на примере семей учащихся

6

Урок 2

Возрастно-половая структура населения Иркутской области. Национальный состав. Рынок труда

1 ч

08.10


знать:-особенности поло - возрастной структуры населения;

- национальный и религиозный состав;

уметь: -объяснятьразличия в

половозрастной структуре в пределах области

Входной контроль

7

Урок 3

Расселение населения в Иркутской области. Урбанизация. Города

1 ч

15.10


знать:- особенности расселения и урбанизации

уметь: -читать и анализировать карту, графические (диаграмма, графики) и статистические материалы;

-объяснять различия в размещении

Практическая работа № 5 Работа с блок-схемой по городам Иркутской области

8

Урок 4

Демографическая ситуация в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе.

1 ч

22.10

.


знать:

-демографическую ситуацию в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе

уметь:- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Практическая работа № 6 Демографическая ситуация г.Усть-Илимска

Тема 4: Природно-ресурсный потенциал области(2ч)

9

Урок 1

Особенности размещения природных ресурсов Иркутской области, их хозяйственная оценка

1 ч

29.10

Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия по территории.

Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье -промысловые, рекреационные ресурсы.

Особенности их размещения и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы рационального использования природных ресурсов.


знать:-особенности размещения природных ресурсов Иркутской области, месторождения полезных ископаемых,

уметь:-читать и анализировать карту;

- давать хозяйственную оценкуприродным ресурсам области

Практическая работа № 7 Составление блок-схем размещения главных сырьевых баз области.

10

Урок 2

Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала. Проблемы рационального использования ресурсов.

1 ч

12.11


знать:- основные транспортные магистрали, транспортные узлы области;

уметь:- объяснять влияние природных и социально-исторических факторов на развитие и размещение отраслей

Промежуточный срез знаний за I четверть

Тема 5: Хозяйство Иркутской области(5ч)

11

Урок 1

Структура хозяйства Иркутской области. Отраслевая структура промышленности.

1 ч

19.11

Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства. Особенности развития в условиях рыночных отношений. Изменение форм организации производства в связи с изменением форм собственности. главная отрасль народного хозяйства - промышленность. Её отраслевая структура. Характеристика главных отраслей: электроэнергетики, топливной, цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроения, горнодобывающей промышленности. Факторы размещения и география предприятий данных отраслей. Проблемы и перспективы развития промышленности. Оценка основных источников загрязнения окружающей среды.

Сельское хозяйство. Земельный фонд, его структура. Сельскохозяйственные угодья, их количественная и качественная оценка. Развитие растениеводства и животноводства. Сельскохозяйственные районы и их специализация. Обеспеченность сельскохозяйственной продук-цией населения области. оценка воздействия сельского хозяйства на окружающую среду.

Транспорт. Виды транспорта получившие развитие в области. густота транспортной сети. Структура перевозки грузов, пассажиров, гру-зооборота пассажирооборота по видам транспорта. Характеристика видов транспорта. Транспортные магистрали. Виды перевозимых грузов. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.


знать:- особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области;

-различие предприятий по форме собственности; уметь:

- составлять схему по тексту

12

Урок 2

Топливно-энергетический комплекс Иркутской области.

1 ч

26.11


знать:- особенности развития и структуры ТЭК области;

- специализирующие производства, обеспеченность их сырьём; факторы размещения производства

уметь:- прогнозировать последствия антропогенного воздействия на окружающую среду;

Практическая работа № 8

Нанесение на контурную карту ГЭС области с указанием названия и мощности

13

Урок 3

Обрабатывающая промышленность Иркутской области.

1 ч

03.12


знать:- особенности развития и структуры обрабатывающей промышленности Иркутской области;

- специализирующие производства, обеспеченность их сырьём; факторы размещения производства;

уметь:- прогнозировать последствия антропогенного воздействия на окружающую среду;

14


Урок 4

Сельское хозяйство Иркутской области.

1 ч

10.12


знать:

-специализирующие производства, обеспеченность их сырьём; факторы размещения производства;

уметь:-объяснять влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства;

Практическая работа № 9 Сопоставление физико-географических карт и специализации сельского хозяйства

15

Урок 5

Транспорт и связь Иркутской области.

1 ч

17.12


знать:- основные транспортные магистрали, транспортные узлы области;

уметь: - распознавать и обозначать на контурной карте транспортную сеть

Практическая работа № 10 Транспортная система Иркутской области. Важнейшие магистрали и транспортные узлы: Транссибирская магистраль, БАМ, Кругобайкальская железная дорога.

Тема 6: Внешние экономические связи Иркутской области(1ч)

16

Урок 1

Внешние экономические связи Иркутской области.

1 ч

24.12

Внешние экономические связи - результат географического разделения труда. Предпосылки участия области во внешнеэкономическом обмене - естественно-географичкеские (богатство природно-ресурсного потенциала) и экономические (эффективность производства от-дельных видов продукции, потребность в продукции), сдерживающий фактор - неблагоприятные транспортно-географические условия. Товарная структура экспорта и импорта продукции. Внешние экономические связи со странами СНГ и Балтии, со странами дальнего за-рубежья.


знать:

-внешние экономические связи области.

Практическая работа № 11 Анализ статистических материалов по внешней торговле области. Создание картосхемы «Внешние экономические связи Иркутской области»

17

Обобщение материала по Иркутской области

1 ч

30.12



Итоговое тестирование.

Интеллектуальный марафон по Иркутской области



© 2010-2022