Урок по географии на тему Южная Америка. Особенности природы

Урок по теме "Южная Америка. Особенности природы" соответствует программе ИЦ "Вентана Граф" и учебнику И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович "Материки, океанны, народы и страны". Это первый урок по изучению Южной Америки. Урок проводится в форме ролевой игры с элементами проектной деятельности. Класс делится на 6 групп, каждая выполняет задание в течение 7 мин. Затем представляет результаты исследования. Каждый ученик ведет свой дневник исследования, который позволяет систематизировать полученные знания...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Тема: «Южная Америка. Особенности природы»

Цель урока: изучить особенности природы Южной Америки.

Задачи:

- обучающие:

1. Установить влияние географического положения материка на его природу.

2. Выявить особенности размещения основных форм рельефа.

3. Сформировать знания об особенностях климата.

-развивающие

1. Формировать умение сравнивать и делать выводы.

2. Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.

-воспитательные

Содействовать формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями природы, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей.

Средства обучения:

  1. Учительская презентация;

  2. Географическая карта, раздаточный материал;

  3. Учебник, тетради, атлас.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Репродуктивный.

  • Частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

.- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Сообщение темы и формулирование цели урока.

«Познания и странствия неотделимы друг от друга».

Константин Паустовский

В краях полУденных остался далеко,
Тот континент, окутанный мечтами,
Где Южный Крест на небе высоко
Сияет ярко тёмными ночами.

Двух океанов ласками согрет,
Ты ввысь стремишься горными грядАми,
На снежных пиках плещется рассвет,
Стекая вниз хрустальными следами.

Над склоном Анд кондОр кружит,
КрылАми мощно воздух рассекает,
Он в каждом доме в музыке звучит,
И с гордостью на гербах восседает.

Лесов безбрежных сгусток-изумруд
Дыхание земли определяет,
На тайну треугольную Бермуд
Завесу-тень с экватора бросает.

Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
«Южная Америка».
- Какую тему нам предстоит изучить на этом уроке?

Учащиеся формулируют тему урока

II. Актуализация знаний.

Южная Америка - материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли - Анды,с самой высокой вершиной в западном полушарии - горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира - Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад - Анхель, самая большая по площади низменность - Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира -Амазонка. Природа Южной Америки довольно разнообразна.

Предлагаю вам сегодня побыть в роли ученых-исследователей Южной Америки. Для этого мы в самом начале урока разбились на 6 групп:

Ученые-картографы, которые изучают особенности географического положения материка.

Ученые-геоморфологи, которые познают особенности рельефа Южной Америки.

Ученые-климатологи, которые изучают особенности климата.

Ученые-гидрологи, изучающие внутренние воды материка.

Ученые-биогеографы, объясняющие особенности органического мира этого континента.

И ученые-топонимисты, которые выявляют происхождение географических названий.

Для того чтобы определить цель нашего урока и сформулировать задачи, подумайте, что должна изучить каждая группа.

Мы определили задачи урока, а теперь попробуйте сформулировать цель.

Каждой из групп дано определенное задание.

III. Изучение нового материала.

Задание группе «Картографы»

1. - Какое место по площади занимает Южная Америка среди других материков Земли. Площадь-18,28 млн кв. км.

2. Определите географическое положение Южной Америки по плану

План изучения ГП материка

  1. Положение материка относительно экватора, тропиков, полюсов, полярных кругов, нулевого меридиана.

  2. Крайние точки материка и их координаты.

  3. Протяженность материка с севера на юг , с запада на восток в км и градусах (с севера на юг по 70° з.д., с запада на восток по 10° ю.ш.).

  4. Какими морями и океанами омывается?

  5. Как расположен относительно других материков?

  6. В каких климатических поясах расположен?

3. Найдите на карте следующие объекты географической номенклатуры:

Карибское море

залив Ла-Плата

архипелаг Огненная Земля

Фолклендские острова

остров Тринидад.

Покажите на физической карте мира элементы географического положения.

С помощью стикеров разместите на физической карте Южной Америки объекты географической номенклатуры из задания 3.

Оцените вклад каждого участника группы в оценке ГП материка.


Задание группе «Геоморфологи»

1. Проанализируйте и сопоставьте физическую карту и карту строения земной коры и ответьте на вопросы:

- Какие формы рельефа преобладают в Южной Америке?

- Как основные формы рельефа расположены относительно друг друга? Почему?

- Преобладающие и наибольшие высоты.

2. Используя параграф 33, ответьте на вопросы:

  1. Почему на одних участках Южно-Американской платформы расположены низменности, а на других возвышенности?

  2. Как размещены полезные ископаемые на материке?

  3. По карте определите объекты географической номенклатуры

Анды

г. Аконкагуа

влк. Котопахи

влк. Льюльяйльяко

Амазонская низменность

Оринокская низменность

Лаплатская низменность

Бразильское плоскогорье

Гвианское плоскогорье

Ответьте на вопросы заданий 1 и 2.

С помощью стикеров разместите на физической карте Южной Америки объекты географической номенклатуры из задания 3.

Оцените вклад каждого участника группы в работе.

Задание группе «Климатологи»

1. Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка?

2. Заполните таблицу «Характеристика климатических поясов Южной Америки», используя климатическую карту

Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры,°С

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

января

июля

1.Экваториальный


2.Субэкваториальный


3.Тропический


4.Субтропический


5.Умеренный


3. Из предложенных климатограмм выберите ту, которая относится к каждому климатическому поясу и объяснить свой выбор.

Урок по географии на тему Южная Америка. Особенности природы

4. Почему Южную Америку называют самым влажным материком? Используя климатическую карту, подтвердите этот факт.

5. Почему северная часть материка жарче, чем южная?

6. Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?

Ответьте на вопросы заданий

Покажите на карте климатические пояса.

Оцените вклад каждого участника группы в работе.


Задание группе «Гидрологи»

1. Говорят, что «Реки - зеркало климата». Как вы понимаете это высказывание?

2. Дайте характеристику реки Амазонки по следующему плану:

-В какой части материка протекает

-Исток, устье

-В каком направлении протекает

-Зависимость течения от рельефа

-Источники питания

-Каков режим и зависимость от климата

3. Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки, ярко выраженную сезонность режима. Что является причиной этого?

4. Почему на реках Южной Америки много водопадов?

5. Найдите на карте крупнейшие озера материка.

6. Найдите на карте следующие объекты географической номенклатуры:

Амазонка

Парана

Ориноко

Маракайбо

Титикака

Анхель

Игуасу

Ответьте на вопросы заданий

С помощью стикеров разместите на физической карте Южной Америки объекты географической номенклатуры из задания 6.

Оцените вклад каждого участника группы в работе.


Задание группе «Биогеографы»

1. Какие природные зоны есть на материке Южная Америка?

2. Распределите растения и животных Южной Америки по природным зонам.

Растения

А)Влажные экваториальные леса

Б)Саванны

В)Пампа

Г)Пустыни и полупустыни

1

Араукария


2

Бальса


3

Виктория-регия


4

Гевея


5

Дикое просо


6

Какао


7

Кактус


8

Кебрачо


9

Ковыль


10

Лианы


11

Пампасная трава


12

Пау-бразил


13

Подушкообразные кустарники


14

Орхидея


15

Сейба


Животные

А)Влажные экваториальные леса

Б)Саванны

В)Пампа

Г)Пустыни и полупустыни

1

Анаконда


2

Броненосец


3

Вискача


4

Капибара


5

Карликовая игрунка


6

Колибри


7

Ленивец


8

Муравьед


9

Нанду


10

Нутрия


11

Пекари


12

Пиранья


13

Пампасная кошка


14

Пампасный олень


15

Ягуар


На настенную карту прикрепите значки вулканов.

Существует ли какая-нибудь закономерность в размещении вулканов на Земле?

На каком материке вулканы отсутствуют?

Оцените вклад каждого участника группы в работе.



Задание группе «Топонимисты»


  1. Используя различные источники информации, составьте словарь географических топонимов

Название

Значение

Мыс Фроуард

Мыс Горн

Мыс Гальинас

Мыс Кабу-Бранку

Мыс Париньяс

Карибское море

Ла-Плата

Огненная Земля

Фолклендские острова

Тринидад

Анды

Аконкагуа

Котопахи

Льюльяйлья́ко

Амазонка

Парана

Ориноко

Анхель

Игуасу

Маракайбо

Титикака

Прочитайте получившийся словарь

Оцените вклад каждого участника группы в работе.

IV. Представление результатов работы команд

Южная Америка удивляет своим климатом:

- ее называют самым «влажным» материком;

- здесь юг холоднее севера;

- на побережье океана находится самое сухое место на Земле - пустыня Атакама (осадков за год - 0,8 мм).

Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить.

V. Закрепление.

Работа в тетради.

Тест.

Выбрать правильный ответ и обвести в кружок.

1. Места поднятия фундамента Южно-Американской платформы в рельефе соответствуют:

а) Амазонской низменности и Бразильскому плоскогорью,

б) Бразильскому плоскогорью и Гвианскому нагорью,

в) Гвианскому нагорью и Амазонской низменности.

2. О незавершенности горообразовательных процессов в Андах свидетельствуют:

а) наличие ледников и значительные высоты гор,

б) вулканизм и землетрясения,

в) землетрясения и наличие ледников.

3. На большую часть территории Южной Америки влага поступает:

а) с Тихого океана,

б) с Атлантического океана,

в) с Индийского океана.

4. На крайний юг материка влагу приносят:

а) западные ветры умеренных широт,

б) пассаты,

в) муссоны.

5. Если на территории выпадает от 2000 до 3000 мм осадков, распределяющихся равномерно в течение года, то эта территория:

а) Амазонская низменность,

б) Ла-Платская низменность,

в) Бразильское плоскогорье.

6. Большую часть Амазонской низменности занимает:

а) сельва,

б) пампа,

в) кампос.

7. Богатейший видовой состав растительности влажных экваториальных лесов объясняется в первую очередь:

а) постоянством климатических условий,

б) положением материка в Южном полушарии,

в) большим количеством тепла и влаги в течении года.

VI. Рефлексия

Ребята, а сейчас, пришло время поделиться своими впечатлениями об уроке.

Что вы узнали на уроке? С чем познакомились?

Что понравилось? Что не понравилось?

VII. Домашнее задание § 33. Задание 5.

VIII. Итог урока.

Вот и подходит к концу наше исследование по особенностям природы Южной Америки.

Итак, давайте усвоим для себя несколько правил:

1. Больше читать.

2. Учиться правильно писать.

3. Учиться красиво говорить.

4. Уметь разбираться в картах.

Я знала, все у нас получится,

Южную Америку мы будем знать.

Активным исследователям природы……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». И наш девиз был для нас хорошим путеводителем.

Урок окончен. Спасибо за работу.

© 2010-2022