Рабочая программа по географии

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Ф. Султанова с. Исянгулово МР Зианчуринский район

Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей обществоведческого цикла

Руководитель МО

Р.Ш. Сулейманова

Протокол № 1 от

«25» августа 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________Р.М. Трубкулова

« 25 » августа 2015 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ В.К. Юланов

Приказ № 108

от « 26 » августа 2015 г.





02 - 21


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету география

Класс 5

Учитель Юлдашбаева Зумара Галиевна


Количество часов по программе - 35 часов


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва );

  • Постановления главного государственного санитарного врача №189 от 29.12.2010г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России от 03.03.2011 г.;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  • Основной общеобразовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ им.Ф.Султанова с.Исянгулово МР Зианчуринский район РБ;

  • Примерной программы по географии, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • Авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.В.Овсянниковой. География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа - 2013г.;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования от 31.03.2014 г. №253;

  • Учебника География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. - М.: Дрофа, 2014.;

  • Положения МОБУ СОШ им.Ф.Султанова с. Исянгулово «О рабочей программе» № 88 приказ от 13.08.2015 г.;

  • Учебного плана МОБУ СОШ им.Ф.Султанова с. Исянгулово, утвержденного приказом № 108 от « 26 » августа 2015 г.


Общая характеристика учебного предмета


География в основной школе - учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География Земли» состоит из курсов «География. Землеведение.5-6 классы» и «География. Страноведение.7 класс».


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.


Цели:

  • развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,

  • раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,

  • воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

  • создание у обучающихся целостного представления о Земле как планете людей;

  • раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

  • формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • развитие специфических географических и общеучебных умений;

  • познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

  • создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности

  • развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи

с природными, социально-экономическими факторами;

  • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

  • раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

  • развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),

  • изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  • развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

  • выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Место данного предмета в учебном плане ОУ


В учебном плане школы на изучение географии отводится в 5 классе 35 ч (1 ч в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного

географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты изучения предмета


Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Предметные

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

  • Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

Основное содержание учебного предмета


ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география(1ч). География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности(1ч). Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия(1ч). Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды(1ч). Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география(1ч). Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»(1ч)

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос.(1ч) Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля- часть Солнечной системы.(1ч) Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля- уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей(1ч). Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли(1ч). Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца(1ч). Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли(1ч). Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»(1ч)

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности(1ч) Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности(1ч). Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды(1ч). Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах(1ч). Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение(1ч). План местности- крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Составление плана местности(1ч). Практические работы. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

Параллели и меридианы(1ч). Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты(1ч). Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты(1ч). Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт. Практическая работа 3Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»(1ч)

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры(1ч). Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород(1ч). Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли(1ч).

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли(1ч). Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.

Движения земной коры и залегание горных пород(1ч).

Землетрясения.Вулканизм(1ч). Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра(1ч). Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши(1ч). Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов(1ч). Неровности океанического дна.

Человек и земная кора(1ч). Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств. Заполнение таблицы

Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Итоговый урок по разделу «Земная кора»(1ч)

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

-методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

-методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

-методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Требования к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе


Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине;

- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;

- толерантность;

- любовь к природе;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные результаты.

Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:

регулятивные УУД:

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем:

- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- различать и сравнивать изученные географические объекты;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;

- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;

- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.





Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.




Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ

на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов)

Правила работы с контурной картой

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Перечень практических работ

5 класс

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий

Практическая работа 2.Составление плана местности способом глазомерной съемки

Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Практическая работа 4. Составление и заполнение таблицы «Разнообразие горных пород»

Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Тематическое планирование (5 класс)


Название раздела.

тема

урока


Основные понятия (содержание урока)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


Планируемые результаты обучения

Дата

План.

Факт.

Введение

1


1

Что изучает география

География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

1

Формулирование определения понятия «география». Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на объекты.

Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Высказывать суждение и подтверждать их фактами.

Раздел I. Накопление знаний о Земле

5


2

Познание Земли в древности

Древняя география и географы. География в Средние века

1

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой Эратосфена. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло.

Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете. Оценивать работу одноклассников

3

Великие географические открытия

Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

1

Определение значения и роли экспедиций путешественников эпохи ВГО.

Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте.

Составлять план ответа.

4

Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

1

Работа с картой: изучение маршрутов экспедиций Джеймса Кука и Абеля Тасмана. Заполнение таблицы по итогам работы с физической картой полушарий.

Описывать по картам маршруты путешествий.

Организовывать взаимодействие в группе.

5

Современная география

Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

1

Обсуждение дополнительной информации о современных географических исследованиях, применяемых приборах и инструментах.

Искать в Интернете космических снимков, электронных карт.

Определять роль результатов своей деятельности.

6

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

1

Выполнение письменной работы. Высказывание мнений о значении космических снимков, электронных карт.

Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами.

Самостоятельно исправлять свои ошибки

Раздел II. Земля во Вселенной

7


7

Земля и космос

Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам

1

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

8

Земля- часть Солнечной системы

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета

1

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля.

Анализировать иллюстративно-справочные материалы.

Беречь и любить свою планету.

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна.

1

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника --- Луны.

Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.

Уметь общаться в группе.

10

Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

1

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Выявлять причинно-следственные связи. Выдвигать версии решения проблем.

11

Вращение Земли вокруг Солнца

Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

1

Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

Анализировать положение Земли

и объяснять причину смены времен года.

Работать по плану.

12

Форма и размеры Земли

Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты

1

Представление о форме и размерах Земли в древности.

Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.

Составлять опорный конспект.

13

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

1

Практическая работа №1

Характеристика видов движений Земли и их географических следствий.

Обсуждать проблемы современных космических исследований.

Любить и беречь свою планету.

Раздел III. Географические модели Земли

10


14

Ориентирование на земной поверхности

Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

1

Определение по компасу направлений сторон горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса.

Уметь работать с измерительными приборами.

Организовывать учебные взаимодействия

15

Изображение земной поверхности

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

1

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков.

Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты. Выдвигать версии решения проблем.

16

Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

1

Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба

Уметь использовать знания в практической деятельности.

Вырабатывать критерии классификации.

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

1

Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин.

Изучать условные знаки, решать практические задачи.

Выдвигать версии решения проблемы.

18

Планы местности и их чтение

План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений

1

Ориентирование на местности по сторонам горизонта, относительно предметов и объектов.

Определять азимут.

Уметь использовать полученные знания в жизни.

19

Составление плана местности.

Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

1

Практическая работа №2 Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

Составлять план местности.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

20

Параллели и меридианы

Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

1

Сравнение глобуса и карт.

Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах.

Работать по составленному плану.

21

Градусная сеть. Географические координаты

Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.

1

Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам.

Находить объекты на карте и глобусе. Уметь общаться в группах

22

Географические карты

Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.

1

Чтение карт различных видов.

Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия.

Адаптировать знания к условиям окружающей среды.

23

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу.

«Географические модели Земли».

1

Практическая работа №3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки

Демонстрировать полученные знания.

Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки.

Раздел IV. Земная кора

11


24

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

1

Описание модели строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации.

Создание объемную модель.

25

Разнообразие горных пород.

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

1

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Практическая работа №4 Составление и заполнение таблицы «Разнообразие горных пород».

Классифицировать и описывать горные породы.

Работать в группах.

26

Земная кора и

литосфера- каменные оболочки Земли

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

1

Сравнение типов земной коры.

Анализировать модели строения земной коры и литосферы.


27

Разнообразие форм рельефа Земли

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

1

Распознавание на физической карте разных форм рельефа. Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Определять по картам характеристики форм рельефа.

Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

28

Движение земной коры

Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

1

Анализ рисунков учебника.

Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа.

Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени.

29

Землетрясения. Вулканизм

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

1

Анализ карты «Сейсмические пояса Земли».

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Использовать знания в случае возникновения стихийного явления.

30

Внешние силы, изменяющие рельеф.

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

1

Описание форм рельефа, создаваемых внешними силами. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду.

Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа.

Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа.

31

Главные формы рельефа суши.

Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

1

Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой.

Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах.

Уметь работать в группах.

32

Рельеф дна океанов

Неровности океанического дна.

1

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов.

Составлять план ответа.

33

Человек и земная кора

Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

1

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых.

Находить информацию в дополнительных источникахинформации об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность.

Приводить примеры охраны земных ресурсов

34

Итоговый урок по разделу

«Земная кора»

Обобщение знаний по разделу «Земная кора».

1

Практическая работа №5 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета)

Развивать навыки выступления перед классом.

35

Обобщающее повторение курса

1

Повторение основных понятий курса.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).

2. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л.Е. Савельева, В.П.Дронов).

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).

4. Атлас по географии, контурные карты, 5 - 6 класс.

Дополнительная литература

  1. Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: Земля - планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004

  2. Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: План и карта - М.: Дрофа. 2004.

  3. Постникова М.В. География: тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6 - 10 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  4. Притула Ф.Ю. Физическая география в вопросах и ответах. - М.: ИЛЕКСА, 2011.


Интернет-ресурсы



Карты мира

mir-map.ru

Интерактивная карта мира

wikimapia.org

Мир путешествий и приключений. Ориентирование

outdoors.ru/orient/index.php

Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория

gao.spb.ru

Космические снимки Земли и объектов Солнечной системы

solarviews.c

Электронные учебные пособия


1.Электронное приложение к учебнику

2.Уроки Кирилла и Мефодия



© 2010-2022