Программа по географии 9класс

       Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии системы знаний, умений и учебно-познавательных, коммуникативных компетенций учащихся. Программа синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии и экономической, социальной географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях ...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»


Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей истории и географии

Протокол № 1 от 29 августа 2014 года

Руководитель МО _________ К.А.Герасимова

Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СОШ №19»

Протокол № 1 от 30 августа 2014 года

Руководитель МС_________Н.В. Сангаджиева

Утверждено

Директор МБОУ «СОШ №19»

__________________________Е.А. Нарышкина

Приказ № 310 от 02 сентября 2014 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО географии

ДЛЯ 9 КЛАССА


НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии; Программы по географии 6-9 классы. Душина И.В. и др. 2010 г.

Программу составила Чебыкина Нина Леонидовна

г. Нижневартовск, 2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Примерная программа основного общего образования по географии;

  • Программа по географии к учебникам 6-9 классов И.В. Душина

  • Цели обучения:


  • Усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимание с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии системы знаний, умений и учебно-познавательных, коммуникативных компетенций учащихся. Программа синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии и экономической, социальной географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства на земле.

Место учебного предмета «География» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часа для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного общего образования, из расчета 68 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю для 6, 7, 8 и 9 классов.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых: для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; ориентирования на местности, плане, по карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Задачи:

- способствовать формированию географического мышления. Развитию свободно и творчески мыслящей личности;

- передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;

-служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов;

- развивать у школьника словесно-логическое и образное мышление;

- способствовать формированию картографической грамотности.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



Элемент программно-методического сопровождения

Автор

Название

Издательство

Год издания

Программа

Душина И.В., Коринская В.А

Программа основного общего образования по географии

Москва,

Просвещение.

2010

Учебник

Алексеев А.И.

Николина В.В.

География: Население и хозяйство России. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе.

Москва,

Просвещение.

2013

Пособия

Душина И.В.

.


Поурочные разработки по географии. В помощь школьному учителю. 9 класс.

Тесты по географии. К учебнику Алексеев А.И., Николина В.В.и др. 9 класс

Рабочая тетрадь по географии. К учебнику Алексеев А.И.и др.

Москва, Просвещение

Москва, Экзамен


Москва, Экзамен


Москва, Просвещение

2013


2013


2013


2012Программа по географии 9класс



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Положение о нормах оценок по предметам

I.Общие положения.

1.1 Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава.

1.2. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

1.3. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

II. Нормы оценок знаний обучающихся по предметам.



Оценка устных ответов учащихся


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОЛГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ПО ГЕОГРАФИИ:

Учащиеся должны:

1. Знать и применять:

-основные понятия и термины экономической и социальной географии, необходимые для изучения курса.

2. Называть и (или) показывать:

-примеры стран разных типов государственного устройства;

-примеры стран разного уровня социально-экономического развития;

-примеры стран-участниц важнейших международных экономических и политических организаций;

-основные виды природных ресурсов;

-антропогенные изменения природы Земли (примеры), источники и виды загрязнения окружающей среды, меры по

охране окружающей среды;

-страны, выделяющиеся по запасем основных видов природных ресурсов;

-основные расы; крупнейшие народы мира. Наиболее распространенные языки и мировые религии, ареалы. Их

распространения;

-крупнейшие по плошали и населению страны мира к их столицы;

-численность населения мира, основные черты размещения;

-примеры стран различных типов воспроизводства населения;

-соотношения городского и сельского населения мира, географические особенности процесса урбанизации;

-крупнейшие города и городские агломерации мире;

-состав мирового хозяйства и особенности его размещения в современную эпоху;

-факторы размещения основных отраслей хозяйства;

-примеры стран - крупнейших производителей основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-важнейшие транспортные узлы и пути сообщения; государства на политической карте мира, страна СНГ.

3. Определять (измерять):

-показатели, характеризующие население и хозяйство.

4. Объяснять:

-особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира;

-особенности размещения населения мира и отельных регионов, связанные с историческими, природными и

экономическими причинами;

-особенности урбанизации отдельных стран мира;

-особенности состава и структуры современного мирового хозяйства и хозяйств отдельных стран и регионов;

-особенности отдельных стран и регионов.

5. Прогнозировать:

-делать простейшие прогноза развития социально-экономических

явлений и процессов.

ПРАВИЛА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Учитель оценивает умения и знания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, опираясь на следующие

рекомендации:

1. Содержание и объём материала, подлежавшего проверке, определяется программой. при проверке усвоения материала

определяется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её в знакомых и незнакомых

ситуациях на практике.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по географии являются: письменная контрольная работа,

письменное и устное тестирование, устный опрос.

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и

умения. Оценка зависят так же от наличия и характера погрешностей, попущенных учащимися.

4. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о

том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями, указанными в программе. К недочётам относятся

погрешности, свидетельствующие о неполном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об

отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочётами так же считаются: погрешности, которые не

привели к искажению смысла полученного учеником знания или способа его выполнения (неаккуратная запись,

небрежное оформление работы). Граница между недочётами и ошибками является в некоторой степени условной. При

одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое

время и при других обстоятельствах - как недочёт.

5. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят как из теоретических, так и из практических вопросов и

задач.

6. Оценка ответов учащихся при устном к письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ

выставляется одна из отметок:

1-"плохо"

2-"неудовлетворительно"

3-"удовлетворительно"

4-"хорошо"

5-"отлично"

7. Учитель может повысить отметку учащегося за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи,

которое свидетельствует о высоком географическом развитии учащегося- за решение более сложной географической

задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенный учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

OЦEHKA УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАШИХСЯ

Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:

-полно раскрыл содержание материала, предусмотренное программой и учебником:

-изложил материал грамотным языком в определённой последовательности, точно используя географическую

терминологию и символику;

-правильно выполнил чертежи, графики, рисунки, сопутствующие ответу;

-показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации

при выполнении практического задания;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформулированность и устойчивость

используемых при ответе умений и навыков;

-отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

-возможны один - два недочёта при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко

исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5", но при этом имеет один

из недостатков:

-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие географического содержания ответа;

-допущены один - два недочёта при освящении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущена ошибка или более двух недочётов при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, легко

исправленные по замечанию учителя;

Отметка "3" ставится в следующих случаях:

-неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, не показано общее понимание вопроса и

продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании географической терминологии,

чертежах, схемах, в выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задании, но выполнил

задание обязательного уровня сложности по данной теме;

-при задании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков;

Отметка "2" ставится в следующих случаях:

-не раскрыто содержание учебного материала;

-обнаружено незнание и непонимание учеником большей и наиболее

важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании географической терминологии, в схемах, рисунках,

чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлении после нескольких наводящих вопросов учителя;

Отметка "1" ставится, если:

-ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог отоветить ни на один из

поставленных вопросов по изучаемому материалу.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Отметка "5" ставится, если:

-работа выполнена полностью:

-в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

-в решениях нет географических ошибок (возможны: одна неточность, описка, не являющиеся следствием незнания или

непонимания учебного материала).

Отметка "4" ставится, если:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения

не являлись специальным объектом проверки);

-допущены одна ошибка или два - три недочёта в выкладках, схемах, чертежах или графиках (ес:и эти силы Работ не

являлись специальным объектом проверки).

Отметка "3" ставится, если:

-допущено более одной ошибки или более двух - трёх недочётов в выкладках, чертежах, схемах или графиках, но

учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка "2" ставится, если:

-допущена существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка " 1" ставится, если:

-работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и Умений по проверяемой теме или значительная

часть работы выполнена не самостоятельно.

ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИХСЯ

На тестовые задания может быть отведена лишь часть урока, либо полный урок. Задания могут быть предложены

выборочно (отдельным учащимся), либо всем одновременно в виде различных нескольких вариантов. Количество

вопросов теста не должно превышать 30 (тридцати), на выполнение (ответ) одного вопроса-задания теста отводится не

менее 1 (одной) минуть, если тест состоит по схеме "вопрос - несколько возможных вариантов ответов" (обычно

-четыре).

Оценка "5" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 27-30 вопросов тестовых заданий, что составило 90-100% правильных ответов из 100%

от возможных правильных ответов;

Оценка "4" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 23-26 вопросов тестовых заданий, что составило 77-89% правильных ответов из 100%

от возможных правильных ответов;

Оценка "3" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 18-22 вопроса тестовых заданий, что составил 60-76% правильных ответов из 100% от

возможных правильных ответов:

Оценка "2" ставится, если:

-учащийся ответил правильно лишь на 17 или менее вопросов тестовых заданий из 30, что составило менее 60% из

возможных 100% правильных ответов.

Оценка "1" ставится, если:

-ни на один из 30 вопросов-заданий не был дан правильный ответ, что составило 0% от возможных 100% правильных

ответов.__


II. Нормы оценок знаний обучающихся по предметам.

2.2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ

Отметка «5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Отметка «1» - ответ отсутствует.

Оценка практических умений учащихся

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.

Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве

Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдения.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосфе­рах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; раз­личия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим по­ложением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локаль­ном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихий­ных природных и техногенных явлений;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной спе­циализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разно­образных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географи­ческие координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных ха­рактеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

• для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных сти­хийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:

  • Для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;

  • Ориентирования на местности, плане, по карте; статистических материалах;

  • Соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Учебно-тематический план География России: экономика и хозяйство,

9 класс

(70часов, 2 часа в неделю)

Тема

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

обучающие

итоговые

1

Введение

1




2

Раздел 1. Россия на карте мира

Раздел 2. Природа и человек


3

3


1


3

Раздел 3. Население России

9


1

К. р. № 1 по теме «Население России»

4

Раздел 4. Хозяйство России

Развитие хозяйства России

Межотраслевые комплексы



23

2

21



3



2



К. р. № 2 по теме «Межотраслевые комплексы»

5

Раздел 5. География крупных регионов России

Районирование России

Западный регион

Восточный регион

21


1

14

6




1




1

1





К. р. № 3 по теме «География крупных регионов России»

6

Раздел 6. Население и хозяйство ХМАО

6

1

1

К. р. № 4 по теме «Население и хозяйство ХМАО»

7

Раздел 7. Россия в современном мире

Обобщение по курсу «Население и хозяйство России»

2


2





Итоговое тестирование за курс 9 кл.


Итого

70

5

7




Программа по географии 9класс




урока

урока

по теме


Название темы


Дом. задание


Дата


Введение (1 час)


1

1

Особенности географии хозяйства и географических районов России




Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ


Тема 1 «Общая характеристика Хозяйства. Географическое районирование» - 3 часа

2

1

Понятие хозяйства. Его структура



3

2

Этапы развития хозяйства



4

3

Географическое районирование





Практическая работа: ГП России



Тема 2 «Главные отрасли и межотраслевые комплексы» - 14 часов

5

1

Сельское хозяйство. Растениеводство



6

2

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства



7

3

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность



8

4

Лесной комплекс.



9

5

Топливо - энергетический комплекс



10

6

Электроэнергетика



11

7

Металлургический комплекс



12

8

Машиностроительный комплекс



13

9

Химическая промышленность



14

10

Транспорт



15

11

Информационная инфраструктура



16

12

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.



17

13

Территориальное (географическое) разделение труда



18

14

Обобщение и коррекция знаний по разделу «Хозяйство России»




Раздел II. РАЙОНЫ РОССИИ


Тема 3 «Европейская часть России» - 31 час

19

1

Восточно-Европейская равнина



20

2

Волга



ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ

21

3

Состав, географическое положение



22

4

Центральный район: особенности населения



23

5

Хозяйство



24

6

Москва-столица России



25

7

Города Центрального района



26

8

Центрально-Черноземный район



27

9

Волго-Вятский район



28

10

Практическая работа: Центральная Россия



СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН

29

11

Географическое положение и природа



30

12

Города на старых водных торговых путях



31

13

Санкт- Петербург- «вторая столица» России



32

14

Калининградская область



ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР

33

15

Географическое положение и природа



34

16

Этапы развития хозяйства



35

17

Роль Европейского севера в развитии русской культуры



36

18

Практическая работа: Европейский Север и Северо-Запад России



ПОВОЛЖЬЕ

37

19

Географическое положение и природа



38

20

Население и хозяйство



39

21

Практическая работа: Поволжье



СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

40

22

Природные условия



41

23

Хозяйство района



42

24

Народы северного Кавказа



43

25

Южные моря России



44

26

Практическая работа: Кавказ



УРАЛ

45

27

Географическое положение и природа



46

28

Этапы развития и современное хозяйство



47

29

Города Урала. Проблемы района



48

30

Практическая работа: Урал



49

31

Обобщение и коррекция знаний по теме «Европейская часть России»



Тема 4 «Азиатская часть России» - 18 часов

50

1

Природа Сибири



51

2

Природа и ресурсы гор южной Сибири



52

3

Арктические моря



53

4

Население Сибири



54

5

Хозяйственное освоение Сибири



ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

55

6

Природные условия и ресурсы



56

7

Хозяйство района



57

8

Практическая работа: Западная Сибирь



ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ

58

9

Природные условия и ресурсы



59

10

Байкал



60

11

Хозяйство района





ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

61

12

Формирование территории



62

13

Природные условия и ресурсы



63

14

Моря Тихого океана



64

15

Население



65

16

Хозяйство



66

17

Практическая работа: Восточная Сибирь и Дальний Восток



67

18

Обобщение и коррекция знаний по теме «Азиатская часть России»



70

3

Россия в мире - 1 час




Программа по географии 9класс


География России. Экономика и хозяйство.

( 9 класс, 70часов)

Введение 1 ч. География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.


Раздел 1. Россия на карте мира ( 3ч). Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.

Практическая работа.

  1. Характеристика экономико-географического положения России.

Раздел 2. Население России (9ч). Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.

Практическая работа.

  1. Определение плотности и доли городского и сельского населения.

Раздел 3. Хозяйство России (23ч)

Развитие хозяйства России (2ч). Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

Межотраслевые комплексы (21ч).

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.

Практическая работа.

  1. Характеристика одного из районов добычи углы.

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.

Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Практическая работа.

  1. Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа.

  1. Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения итипы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.

Практическая работа.

  1. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.

Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа.

  1. Характеристика одной из транспортных магистралей.

Раздел 4. География крупных регионов России (21ч)

Районирование России ( 1ч). Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практическая работа.

  1. Составление экономико-географической характеристики Центрального района.

  2. Характеристика одного промышленного узла Урала.

Восточный регион (5ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практическая работа.

  1. Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири.

Раздел 5. Население и хозяйство Ханты - Мансийского округа (6ч).

Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.

Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.

Экономическое районирование округа. Внешние экономические связи округа. Место округа в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей округа.

Практическая работа.

  1. Составление ЭГХ одного из промышленных узлов округа.

  2. Составление картосхемы внешних экономических связей округа.

Раздел 6. Россия в современном мире (4ч). Место России среди стран мира. Международные экономические связи, место в международном экономическом разделении труда.

Объекты Всемирного культурного наследия на территории России.


Резервное время 3ч Программа по географии 9классПрограмма по географии 9класс



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ


Учебно-методический комплект

Учебник География: население и хозяйство России 9кл. учебник для общеобразоват. Учреждений/ А.И. Алексеев , В.В. Николина/

М.:Просвещение, 20010

Атлас География 9 класс; 2-е изд. стереотип.- М. : Дрофа; Издательство ДИК, 2013

Контурные карты География 9 класс -М. : Дрофа; Издательство ДИК, 2013

Электронный ресурс на сайте school2100.ru («Школа 2100» конспекты уроков, презентации к урокам)

Список литературы (основной и дополнительной )



Календарно-тематическое планирование 9кл


Тема урока

Тип урока

Практические работы

Дом.

задание

Ориентировочные

сроки

1

Экономическая и социальная география

Лекция с элементами беседы


§1


С


Е


Н


Т


Я


Б


Р


Ь


2

Формирование территории России

Урок актуализации знаний и умений


§2

3

Экономико-географическое положение России

Изучение нового материала

Оценка экономико- и политико-географического положения России

§3

4

Административно-территориальное устройство России

комбинированный


§4


5

Экономическое районирование территории России

Изучение нового материала

Анализ разных видов районирования России

§5


6

Природные условия России

Практикум

Оценка комфортности природных условий в разных районах страны

§6


7

Природные ресурсы страны

Семинар-практикум

1.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

§7


8

Хозяйственная деятельность и изменения природной среды

Урок актуализации знаний и умений


§8


9

Обобщение и контроль знаний по теме «Россия на карте мира»

Обобщение и контроль знаний




10

Численность населения России

Изучение нового материала

2.Анализосновных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

§9




О


К


Т


Я


Б


Р


Ь


11

Размещение населения России

Практикум

Анализ карт населения

§10

12

Миграция населения

Изучение нового материала


§11

13

Формы расселения и урбанизация

Урок актуализации знаний и умений


§12

14

Этнический и религиозный состав населения

Урок актуализации знаний и умений

3.Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

§13

15

Трудовые ресурсы и рынок труда

Изучение нового материала


§14

16

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

Обобщение и контроль знаний



17

Национальная экономика

Изучение нового материала

4.Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства

§15

18

Факторы размещения производства

комбинированный

5.Группировка отраслей по различным показателям

§16



Н


О


Я


Б


Р


Ь



19

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность

Изучение нового материала

Оценка обеспеченности хозяйства России основными видами природного топлива

§17

20

ТЭК: угольная промышленность

Практикум

6.Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

§18

21

ТЭК: электроэнергетика

комбинированный


§19

22

Металлургический комплекс. Черная металлургия

Практикум

7.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

§20

23

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

Комбинированный с элементами практикума

Определение по картам главных факторов размещения предприятий цветной металлургии

§21

24

Машиностроение

Изучение нового материала

8.Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

§22


25

Машиностроение, география машиностроения

Комбинированный


§23


Д


Е


К


А


Б


Р


Ь


26

Химическая промышленность

Комбинированный


§24

27

Лесная промышленность

Практикум

Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

§25

28

Сельское хозяйство: растениеводство

Комбинированный с элементами практикума

9.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

§26

29

Сельское хозяйство: животноводство

Практикум

10.Определение по картам главных районов животноводства

§27

30

Зональная специализация сельского хозяйства

Практикум


§28

31

Пищевая промышленность

Актуализация опорных знаний


§29

32

Легкая промышленность

Актуализация опорных знаний


§29

Я

Н

В


А

Р

Ь

33

Транспорт России

Комбинированный


§30

34

Транспорт России

Комбинированный


§30

35

Нематериальная сфера хозяйства

Лекция с элементами беседы


§31

36

Обобщение и контроль знаний по теме «Хозяйство России»

Обобщение и контроль знаний



37

Северный экономический район

Вводная беседа с элементами практикума

Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации

§32



Ф


Е


В


Р


А


Л


Ь


38

Северо-Западный экономический район

Актуализация опорных знаний

Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации

§33


39

Калининградская область

Комбинированный


§34

40

Центральный экономический район

Практикум

11.Сравнение географического положения Центрального и Северо-Западного районов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

§35

41

Географические особенности областей Центрального района

Практикум



42

Центрально-Черноземный экономический район

Лекция с элементами беседы


§36

43

Волго-Вятский район

Лекция с элементами практикума


§37


44

Северо-Кавказский район

Лекция с элементами практикума


§38

45

Поволжский район

Изучение нового материала


§39



М



А



Р



Т



46

Уральский экономический район

Актуализация опорных знаний и умений

Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

§40

47

Западно-Сибирский район

Практикум

12.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

§41

48

Восточно-Сибирский район

Практикум

Определение черт сходства и различия в размещении населения Западной и Восточной Сибири, перспектив дальнейшего развития

§42

49

Дальневосточный район

Практикум

Определение причин малой заселенности и слабой освоенности территории

§43

50

Обобщение и контроль знаний по теме «Экономические районы России»

Обобщение и контроль знаний



51

Страны Балтии и Белоруссия

Изучение нового материала

13.Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона

§44



А



П



Р



Е



Л



Ь




М



А




Й


52

Украина и Молдавия

Актуализация опорных знаний и умений

Сравнение географического положения стран и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

§45

53

Страны Закавказья

Практикум

Определение общих черт в хозяйственной специализации стран Закавказья

§46

54

Страны Центрально-Азиатского региона

Практикум

Определение признаков сходства и различий географического положения стран

§47

55

Обобщение и контроль знаний по теме «Страны ближнего зарубежья»

Обобщение и контроль



56

Особенности географического положения

Практикум

Определение по картам географического положения области


57

Природные ресурсы и их использование


Хозяйственная оценка природных ресурсов области


58

Население: численность, миграции, народы

Изучение нового материала



59

Городское и сельское население. Города

Изучение нового материала с элементами практикума



60

Промышленность

Комбинированный

Определение закономерностей в размещении отраслей промышленности


61

Сельское хозяйство

Практикум



62

Транспорт

Практикум



63

Достопримечательности

Урок -исследование



64

Место России в мировой экономике

лекция с элементами практикума


§48

65


66-70

Обобщающее повторение


География ХМАО

Обобщение и контроль знаний




Источники информации:

  1. Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС », 2010.

  2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.


© 2010-2022