• Преподавателю
  • География
  • Мастер-класс по географии Исследовательски-интерактивный урок Использование регионального компонента

Мастер-класс по географии Исследовательски-интерактивный урок Использование регионального компонента

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Мастер-класс

(фрагмент урока)

Исследовательски-интерактивный урок географии с использованием регионального компонента.

Тема: Реки. Речная система (6 класс)

Тема из регионального компонента: Каким образом ракушки каури оказались на национальной одежде бесермян?

Цель: Развитие у обучающихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.

Задачи:1) закрепление общей темы «Реки. Речная система»;

2) узнать влияние речной системы на формирование населенных пунктов;

3) показать значимость речной системы в формировании культуры и истории народов проживающих в бассейне изучаемых рек.

Метод: исследовательски- интерактивный.

Ход урока (фрагмент)

Мотивационно-целевой этап.

Учитель демонстрирует бесермянский головной убор - такью.

- Скажите, пожалуйста, что это такое?

«Мозговая атака»: шапка, колпак, шлем (выслушиваются варианты ответов)

Ответ учителя: это такья - девичьи головной убор бесермян д. Филимоново Юкаменского района. Ей более 200 лет. Сейчас таких головных уборов нет, это музейный экспонат.

-Чем украшен этот головной убор?

Украшена монетами, бусинками, ленточками, ракушками.

-А какое украшение для вас кажется самым интересным, диковинным? (Ракушки)

- А вы видели такие ракушки у нас на реках? (нет, …у нас таких ракушек не найти)

-Правильно, ведь ракушки каури есть только в Индийском океане.

Проблемный вопрос!!!

- А каким образом ракушки каури оказались на национальной одежде бесермян д. Филимоново Юкаменского района?

-Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Узнать, каким образом ракушки каури попали на национальную одежду бесермян.

Поисково-исследовательский этап.

А) Получим информацию о ракушках каури (чтение дополнительного материала)

Каури - раковины тропических моллюсков.

Каури - морской брюхоногий моллюск семейства ципрей, обитающий в Индийском океане.

Известно, что раковины каури использовались в качестве денег в Китае, Индии, на Аравийском полуострове и в Африке.

Б) Каким образом проходило движение этих ракушек каури в наш Юкаменский район?

Словарная работа. Слова-подсказки.

Индийский океан

Арабские купцы

Торговое судно

Каспийское море

Речная система

Судоходные реки

Пушнина

Задание: составьте небольшой рассказ, используя эти слова-подсказки.

Историческая справка

Реки Юкаменского района были полноводны. По историческим данным ширина рек достигала 200-400 метров и по ним могли проходить небольшие торговые судна. Деревни располагались у рек. Река играла жизнеобеспечивающую роль( рыболовство) и служила в те времена, как и дорога. Каждое хозяйство имело «лодку-долбенку». Деревни были окутаны глухой тайгой, которая была богата пушниной.

Географическая справка

Речная система - главная река со всеми притоками. Притоки бывают левыми и правыми. Река Волга впадает в Каспийское море. Кама является левым притоком Волги. Река Вятка является правым притоком Камы. Чепца левый приток Вятки. Лекма является левым притоком реки Чепцы. Лема - левый приток реки Лекмы. Река Лема протекает через деревни Филимоново, Турчино, Истошур,село Пышкет.

-Прослеживаем речной путь по физической карте Евразии. (Работа с картой). С Индийского океана в Каспийское море, с Каспия на р.Волгу, с р.Волги на р.Каму, с р.Камы на р.Вятку, с р.Вятки на р.Чепцу, с р.Чепцы на р.Лекму, с р.Лекмы на р.Лему, с р. Лемы в д.Филимоново .

Итог урока: Мы узнали, как ракушки каури попали на национальную одежду бесермян.

Вывод: Реки играли важную жизнеобеспечивающую роль в жизни людей во все времена. Реки так же оказали влияние на историю и культуру народов проживающих в бассейне изученных нами рек. Благодаря речному пути в наших краях появились различные заморские украшения, монеты, книги, посуда.





© 2010-2022