Урок по географии: Глобальные проблемы человечества

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глобальные проблемы человечества

Цель урока: дать понятие о глобальных проблемах мира и других проблемах человечества.

Обучающая цель: раскрыть суть глобальных проблем, показать роль географии в решении этих проблем.

Развивающая цель: развитие познавательных процессов, умение мыслить, анализировать, определять причины и пути решения глобальных проблем мира,

Воспитательная цель: готовить учащихся к самостоятельному поиску и выбору оптимальных условий решения возникших проблем.

Оборудование урока: атласы, учебник, интерактивная доска

Предварительная подготовка: презентации учащихся по глобальным проблемам человечества.

Форма проведения: круглый стол

Методика проведения: таксономия Б. Блума

Ход урока

I.Организационный момент

Раздача аффирмаций, позитивный настрой на урок. Сообщение темы урока.

Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и широкой общественности, возникли во второй половине ХХ века в связи с количественными изменениями в мире, вызванными НТР. Эти проблемы в настоящее время изучаются многими науками, в том числе географией. Это объясняется тем, что каждая из них имеет свои географические аспекты и по-разному проявляется в различных регионах мира. В современном мире от того, насколько человечество разумно решит глобальные проблемы, зависит будущее планеты и людей.

II. Сообщение целей урока, постановка учебных задач.

Рассматривая глобальные проблемы, мы должны будем обобщить знания, полученные при изучении курса географии. Не следует относиться к нему как к чисто теоретическому материалу. Ведь, по существу, глобальные проблемы непосредственно касаются и каждого из нас, как маленькой «частички» всего единого и многоликого человечества.

Работать мы будем в группах(3 группы).

III. Выполнение заданий

Учебник стр. 125.

Мозговой штурм: Что такое проблема? (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Определите в ней суть (из названия проблемы), причину (почему так происходит?) и решение (что нужно сделать?).

Какие проблемы называются глобальными? (проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для настоящего и будущего и требуют своего незамедлительного решения на международном уровне). Перечислите глобальные проблемы, которые в настоящее время стоят перед человечеством? (Мира и разоружения, Продовольственная, Демографическая, Экологическая, Энергетическая и сырьевая, Преодоления отсталости развивающихся стран, Использования Мирового океана, Мирного освоения космоса).

Задание №1. На экране показывают слайды по темам. Учащиеся записывают названия проблем в тетрадь по мере просмотра презентаций. Проблемы:

  1. Мира и разоружения

  2. Экологическая

  3. Демографическая

  4. Энергетическая и сырьевая

  5. Продовольственная

  6. Использования Мирового Океана

  7. Освоение космоса в мирных целях

  8. Другие проблемы человечества

Физминутка

Группам предлагаются задания по вариантам на определение проблем человечества и определения их сути, причины, решения

Все глобальные проблемы неразрывно связаны между собой (стр. 150). Изменение одной из них приводит к изменению других.

Задания по группам:

  1. Мир стоит на пороге третьего тысячелетия. Можно ли сказать, что в «багаже» человечества, приближающегося к этому рубежу, наиболее заметны три нерешенные проблемы: гонка вооружений, нарастание экологического кризиса и обострение контраста между «богатыми» и «бедными» странами?

  2. Почему одной из глобальных проблем мира является «Проблема ликвидации отставания развивающихся стран»?

  3. Что означает выражение: «Мы не унаследовали землю от наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков»? Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельно человека и от вас лично?

Продолжение обсуждения:

Как связаны между собой проблема, кризис, катастрофа?

( Кризис - суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы).

Катастрофа - «переворот, ниспровержение; смерть») - происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации…

Если из проблемы и кризиса можно найти выход, то катастрофа - это необратимый процесс.

  1. Подведение итогов

Итак, мы понимаем, что природа в настоящее время находится под таким гнётом со стороны человеческих потребностей, что долго выдержать она не сможет. Необходимо что-то срочно менять. В первую очередь, своё отношение к природе. А для этого нужна новая глобальная концепция развития человечества. И такая концепция уже есть. Это - Устойчивое развитие. Под устойчивым развитием понимают такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. (пояснить, что меньше человечество не будет использовать. Никто не хочет отказываться от существующих благ)

Лист самооценки

IV. Рефлексия: круг от сердца к сердцу

Рассмотрение данной темы можно проанализировать с точки зрения таксономии Б. Блума.

Этапы прохождения заданий изобразим в виде кирпичиков, из которых заложим фундамент для последующего обучения. Первый кирпичик в фундаменте - это знание, оно подразумевает запоминание и воспроизведение материала любого уровня сложности. Это самая первая ступенька и это правильно, потому что знание - основа всего обучения. Выполняя 1 задание, вы должны ответить на вопрос: «Знаешь ли ты?»

Второй кирпичик - это понимание - оно означает усвоение материала и способность его к преобразованию. Вы должны ответить на вопрос: « Понимаешь ли ты?» Учащиеся рассказывают причины возникновения этих проблем.

Третья ступень - это применение - оно рассматривается, как умение применять теорию, правила, методы в конкретных и новых условиях. Вы должны ответить на вопрос: «Умеешь ли ты?» Учащиеся предлагают выход из создавшейся ситуации, пути решения проблемы, ответы аргументируются.

Четвертая ступенька - анализ - это умение определять взаимосвязь элементов. Мы должны ответить на вопрос: «Объяснишь ли ты?»

Задание №4. Дается задание учащимся нарисовать схему и объяснить взаимосвязи глобальных проблем человечества.

Пятая ступенька - синтез - это умение объединить элементы в новое целое. Вы должны ответить на вопрос: «Умеешь ли ты?».- Приглашаем к дискуссии. Учащимся предлагаются вопросы.

Задание № 5.

  1. Мир стоит на пороге третьего тысячелетия. Можно ли сказать, что в «багаже» человечества, приближающегося к этому рубежу, наиболее заметны три нерешенные проблемы: гонка вооружений, нарастание экологического кризиса и обострение контраста между «богатыми» и «бедными» странами?

  2. Согласны ли вы с утверждением: «Природные ресурсы земли не только не исчерпаны, но и выявлены еще далеко не полностью. Их хватит для того, чтобы обеспечить всем необходимым не только все население Земли, но и будущие поколения»?

Задание №6. У нас остался последний шестой кирпичик - оценка - это умение оценить качество и значение изученного материала. Вы должны ответить на вопрос: « оценишь ли ты?» Заслушиваются творческие работы учащихся:

1.Актуальность и обоснованность научных глобальных гипотез и проектов - вымысел или реальность?

2. Стратегия устойчивого развития - один из путей оптимального соотношения между развитием общества и природы.

Рефлексия

5


© 2010-2022