Использование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географииИспользование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географииИспользование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географииИспользование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географииИспользование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географииИспользование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географииТема: «Использование КСО на уроках географии»

Учитель географии: Черепкова Надежда Александровна

(Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла.)

«Урок-«клеточка» педагогического

процесса. В нем, как солнце в капле

воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная части

педагогики концентрируется в уроке»

М.Н.Скаткин


Урок-это динамическая и вариативная форма организации обучения, в которой наиболее ярко отражается двуединство всей природы педагогики. В нем заложено два противоборствующих элемента -нормативность и творчество.

Цель современного урока - формирование и развитие личности школьника с опорой на использование всех компонентов образования. При постановке целей необходимо ответить на три вопроса: Что должно быть усвоено? На какие ценности должно быть ориентировано содержание? Какие функции личности оно должно обеспечить?

На традиционном уроке основная функция учителя - передача информации и создание условий для ее усвоения.

На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности: определяет цель деятельности, пути её достижения, способы учебной работы. Главное на этом уроке - самостоятельная, познавательная деятельность школьников. Современный урок отличается сотрудничеством учителя и ученика и направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Коллективные учебные занятия находят все большее приверженцев. Уже разработано немало вариантов их проведения, но трудностей в организации и анализе подобных занятий мало.

На групповых занятиях качество работы класса зависит прежде всего от мастерства и профессионального уровня учителя. Но конкретный результат каждого ученика зависит от его вклада в работу. На коллективных занятиях обучение происходит не только благодаря воздействию учителя на класс, сколько благодаря специально организованной системе разнообразных взаимодействий с другими участниками образовательного процесса. Именно благодаря друг другу учащиеся обсуждают, открывают, изучают новое, тренируются, проверяют знания и т.д. Поэтому качество работы каждого ученика напрямую связано с качеством работы всех остальных.

Сотрудничество учителя и учеников в сфере познания - это особые отношения между людьми. Педагогической «проблемой века» считается проблема сотворчества педагога и учащегося. В идеале надо достичь совместного творческого труда учителя и учащихся, в результате которого будет создан коллективный учебный продукт.

Ученик, обладающий способностью не только получать от учителя и своих одноклассников знания, но и щедро отдавать, не будет испытывать дискомфорт, входя в пространство коллективных отношений. Система коллективного способа обучения (КСО) включает в себя элементы парной, групповой и индивидуальной работы.

КСО - это технология гуманного обучения, технология самообучения и самоуправления, технология педагогического процесса в контексте деятельного подхода. КСО имеет ряд преимуществ в сравнении с групповой формой работы.

В группе один учит многих, он говорит, другие молчат, общение между членами группы незначительно. Каждый работает сам на себя.

При коллективном способе обучения:

-каждый учит каждого, ученик в течение одного урока несколько раз выступает то в роли ученика, то в роли учителя. Все говорят, все общаются, сотрудничество становится нормой обучения;

-каждый работает на себя и на других, поэтому отношение ученика к усвоению нового материала становится более ответственным, происходит сплочение всего коллектива класса;

-формируется логическое мышление, речь, возникает потребность общения, при работе развивается моторная память, в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения, повышается эффективность усвоения материала.

Подготовка к уроку

Подготовка учителя к уроку достаточно трудоемка и включает 3 важных момента:

1.Сотавление учебных карточек.

Учитель делит тему на 4 части. В каждой части составляет учебную карточку, сотоящую из 2 частей.

Главное условие - карточки можно изучать в любой последовательности, т.е. надо выбратьдля изучения такую тему, в которой можно выделить 4 равнозначных вопроса, не требующих при изучении строгой логической последовательности.

Например: изучение причин, от которых зависит климат (6 класс). Особенности стран Северной, Южной, Западной и Центральной Европы (10 класс).

Число карточек должно соответствовать количеству учащихся в классе.

Карточки каждого вида должны отличаться по цвету или иметь какие-то отличительные знаки.

Карточка состоит из двух частей.

I часть содержит задания для ввода и взаимообмена по изучению темы, список литературы и других средств обучения для выполнения задания. Эта часть карточки отрабатывается индивидуально, а затем в качестве контроля ученик выполняет вторую часть карточки, которая предусматривает контрольное задание, подтверждающее, что I часть карточки учеником усвоена.

2. Подготовка учеников-консультантов.

Подготовка осуществляется во внеурочное время. Учитель прорабатывает карточку с консультантом, проверяет усвоение им материала, а также умение консультанта объяснить усвоенный материал.

Количество консультантов равно количеству видов разработанных карточек.

3.Составление проверочной итоговой работы по теме.

Эта работа может быть в виде тестов, практической работы или вопросов на установление главных идей и закономерностей темы.

Структура урока

I этап - Ввод учебного материала с помощью консультантов (5-7 минут).

II этап - Работа учащихся в динамических парах (25-30 минут).

III этап -Контроль усвоения знаний, полученных на уроке (7-8 минут).

Организация работы на уроке

На I этапе происходит ввод учебных карточек с помощью консультанта. Класс делится на 4 группы. В каждой группе осуществляется изучение нового одного вида карточек по теме. Консультанты раздают карточки, помогают их изучить, отвечают на вопросы товарищей. Контролируют выполнение 2-ой части карточки, руководят пересадкой учеников своей группы при переходе ко II этапу урока. По сигналу учителя начинается пересадка учащихся в «четверки», в которые входят четыре ученика с разными видами карточек. Начинается работа в динамических парах. Ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку. Поэтому работа в парах включает в себя:

-последовательный пересказ друг другу определенной части материала;

-взаимопроверку проделанной работы;

-работу в режиме интервью.

Работа в динамических парах строится по следующей схеме:

1 2

3 4

В динамических парах ученики должны выполнять задания всех карточек данной темы.

Главный вид работы в паре или группе - это взаимообучение. Золотое правило взаимообучения - каждый знает то, что не знает другой. А это значит, что для организации подобной работы нужен новый материал, доступный для понимания ученикам, т.е. дети могут обучать друг друга. Когда информация нова и когда она посильна каждому и может быть понята и усвоена в работе с напарником. Но для этого нужен хорошо продуманный дидактический материал и алгоритм взаимодействия в паре.

И еще важно сформировать у детей понимание, что научить другого - это не просто рассказать и показать что-то напарнику, но и выяснить, что он не понял, помочь ему усвоить новый материал.

Сформированность коммуникативных умений включает в себя умение тихо говорить в паре, слушать напарника, оценивать качество собственной и парной работы, передвигаться по классу в другие группы. Вести учет работ в сводной группе.

Рассмотрим работу одной пары. В паре работают Таня и Коля. Коля рассказывает содержание первой части карточки №1 Тане. Объяснив ей всё и убедившись, что она поняла, Коля слушает содержание первой части карточки №2, которое рассказывает Таня. Если у учеников вопросов друг к другу нет, то они меняются карточками и выполняют 2-ю часть карточек - контрольные задания. Если задания выполнены и совместно проверены, то Коля берет карточку №2, а Таня - карточку №1, их пара распадается, каждый из них ищет нового партнера. Теперь Коля будет объяснять новому партнеру содержание карточки №2, а Таня - содержание карточки №1 и т.д.

Те ученики. Которые отработали раньше все 4 карточки, могут поработать с дополнительной литературой или выполнить творческое задание, которое заранее готовит учитель.

На III этапе учитель для проверки полученных знаний проводит тестовый контроль.

Наряду с положительным в технологии КСО есть и недостатки.

Во - первых, это перегрузка учителя трудоемкой предварительной подготовки к уроку: подбор литературы, составление и размножение карточек. Отчасти это компенсируется тем, что учебные карточки могут использоваться многократно.

Во-вторых, работа будет эффективной только в достаточно сильном классе.

В-третьих, не каждую тему можно изучать, не учитывая строгой логической последовательности в изложении материала.

И, наконец, количество детей в классе должно быть четным. Если в классе нечетное количество детей, то место одного ученика приходиться занимать учителю, или кому-то из учащихся придется работать самостоятельно по индивидуальному плану.

-


© 2010-2022