- Преподавателю
- География
- Использование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географии
Использование КСО (коллективный способ обучения) на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черепкова Н.А. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Использование КСО на уроках географии»
Учитель географии: Черепкова Надежда Александровна
(Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла.)
«Урок-«клеточка» педагогического
процесса. В нем, как солнце в капле
воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная части
педагогики концентрируется в уроке»
М.Н.Скаткин
Урок-это динамическая и вариативная форма организации обучения, в которой наиболее ярко отражается двуединство всей природы педагогики. В нем заложено два противоборствующих элемента -нормативность и творчество.
Цель современного урока - формирование и развитие личности школьника с опорой на использование всех компонентов образования. При постановке целей необходимо ответить на три вопроса: Что должно быть усвоено? На какие ценности должно быть ориентировано содержание? Какие функции личности оно должно обеспечить?
На традиционном уроке основная функция учителя - передача информации и создание условий для ее усвоения.
На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности: определяет цель деятельности, пути её достижения, способы учебной работы. Главное на этом уроке - самостоятельная, познавательная деятельность школьников. Современный урок отличается сотрудничеством учителя и ученика и направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Коллективные учебные занятия находят все большее приверженцев. Уже разработано немало вариантов их проведения, но трудностей в организации и анализе подобных занятий мало.
На групповых занятиях качество работы класса зависит прежде всего от мастерства и профессионального уровня учителя. Но конкретный результат каждого ученика зависит от его вклада в работу. На коллективных занятиях обучение происходит не только благодаря воздействию учителя на класс, сколько благодаря специально организованной системе разнообразных взаимодействий с другими участниками образовательного процесса. Именно благодаря друг другу учащиеся обсуждают, открывают, изучают новое, тренируются, проверяют знания и т.д. Поэтому качество работы каждого ученика напрямую связано с качеством работы всех остальных.
Сотрудничество учителя и учеников в сфере познания - это особые отношения между людьми. Педагогической «проблемой века» считается проблема сотворчества педагога и учащегося. В идеале надо достичь совместного творческого труда учителя и учащихся, в результате которого будет создан коллективный учебный продукт.
Ученик, обладающий способностью не только получать от учителя и своих одноклассников знания, но и щедро отдавать, не будет испытывать дискомфорт, входя в пространство коллективных отношений. Система коллективного способа обучения (КСО) включает в себя элементы парной, групповой и индивидуальной работы.
КСО - это технология гуманного обучения, технология самообучения и самоуправления, технология педагогического процесса в контексте деятельного подхода. КСО имеет ряд преимуществ в сравнении с групповой формой работы.
В группе один учит многих, он говорит, другие молчат, общение между членами группы незначительно. Каждый работает сам на себя.
При коллективном способе обучения:
-каждый учит каждого, ученик в течение одного урока несколько раз выступает то в роли ученика, то в роли учителя. Все говорят, все общаются, сотрудничество становится нормой обучения;
-каждый работает на себя и на других, поэтому отношение ученика к усвоению нового материала становится более ответственным, происходит сплочение всего коллектива класса;
-формируется логическое мышление, речь, возникает потребность общения, при работе развивается моторная память, в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения, повышается эффективность усвоения материала.
Подготовка к уроку
Подготовка учителя к уроку достаточно трудоемка и включает 3 важных момента:
1.Сотавление учебных карточек.
Учитель делит тему на 4 части. В каждой части составляет учебную карточку, сотоящую из 2 частей.
Главное условие - карточки можно изучать в любой последовательности, т.е. надо выбратьдля изучения такую тему, в которой можно выделить 4 равнозначных вопроса, не требующих при изучении строгой логической последовательности.
Например: изучение причин, от которых зависит климат (6 класс). Особенности стран Северной, Южной, Западной и Центральной Европы (10 класс).
Число карточек должно соответствовать количеству учащихся в классе.
Карточки каждого вида должны отличаться по цвету или иметь какие-то отличительные знаки.
Карточка состоит из двух частей.
I часть содержит задания для ввода и взаимообмена по изучению темы, список литературы и других средств обучения для выполнения задания. Эта часть карточки отрабатывается индивидуально, а затем в качестве контроля ученик выполняет вторую часть карточки, которая предусматривает контрольное задание, подтверждающее, что I часть карточки учеником усвоена.
2. Подготовка учеников-консультантов.
Подготовка осуществляется во внеурочное время. Учитель прорабатывает карточку с консультантом, проверяет усвоение им материала, а также умение консультанта объяснить усвоенный материал.
Количество консультантов равно количеству видов разработанных карточек.
3.Составление проверочной итоговой работы по теме.
Эта работа может быть в виде тестов, практической работы или вопросов на установление главных идей и закономерностей темы.
Структура урока
I этап - Ввод учебного материала с помощью консультантов (5-7 минут).
II этап - Работа учащихся в динамических парах (25-30 минут).
III этап -Контроль усвоения знаний, полученных на уроке (7-8 минут).
Организация работы на уроке
На I этапе происходит ввод учебных карточек с помощью консультанта. Класс делится на 4 группы. В каждой группе осуществляется изучение нового одного вида карточек по теме. Консультанты раздают карточки, помогают их изучить, отвечают на вопросы товарищей. Контролируют выполнение 2-ой части карточки, руководят пересадкой учеников своей группы при переходе ко II этапу урока. По сигналу учителя начинается пересадка учащихся в «четверки», в которые входят четыре ученика с разными видами карточек. Начинается работа в динамических парах. Ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку. Поэтому работа в парах включает в себя:
-последовательный пересказ друг другу определенной части материала;
-взаимопроверку проделанной работы;
-работу в режиме интервью.
Работа в динамических парах строится по следующей схеме:
1 2
3 4
В динамических парах ученики должны выполнять задания всех карточек данной темы.
Главный вид работы в паре или группе - это взаимообучение. Золотое правило взаимообучения - каждый знает то, что не знает другой. А это значит, что для организации подобной работы нужен новый материал, доступный для понимания ученикам, т.е. дети могут обучать друг друга. Когда информация нова и когда она посильна каждому и может быть понята и усвоена в работе с напарником. Но для этого нужен хорошо продуманный дидактический материал и алгоритм взаимодействия в паре.
И еще важно сформировать у детей понимание, что научить другого - это не просто рассказать и показать что-то напарнику, но и выяснить, что он не понял, помочь ему усвоить новый материал.
Сформированность коммуникативных умений включает в себя умение тихо говорить в паре, слушать напарника, оценивать качество собственной и парной работы, передвигаться по классу в другие группы. Вести учет работ в сводной группе.
Рассмотрим работу одной пары. В паре работают Таня и Коля. Коля рассказывает содержание первой части карточки №1 Тане. Объяснив ей всё и убедившись, что она поняла, Коля слушает содержание первой части карточки №2, которое рассказывает Таня. Если у учеников вопросов друг к другу нет, то они меняются карточками и выполняют 2-ю часть карточек - контрольные задания. Если задания выполнены и совместно проверены, то Коля берет карточку №2, а Таня - карточку №1, их пара распадается, каждый из них ищет нового партнера. Теперь Коля будет объяснять новому партнеру содержание карточки №2, а Таня - содержание карточки №1 и т.д.
Те ученики. Которые отработали раньше все 4 карточки, могут поработать с дополнительной литературой или выполнить творческое задание, которое заранее готовит учитель.
На III этапе учитель для проверки полученных знаний проводит тестовый контроль.
Наряду с положительным в технологии КСО есть и недостатки.
Во - первых, это перегрузка учителя трудоемкой предварительной подготовки к уроку: подбор литературы, составление и размножение карточек. Отчасти это компенсируется тем, что учебные карточки могут использоваться многократно.
Во-вторых, работа будет эффективной только в достаточно сильном классе.
В-третьих, не каждую тему можно изучать, не учитывая строгой логической последовательности в изложении материала.
И, наконец, количество детей в классе должно быть четным. Если в классе нечетное количество детей, то место одного ученика приходиться занимать учителю, или кому-то из учащихся придется работать самостоятельно по индивидуальному плану.
-