• Преподавателю
  • География
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Васильева Ольга Геннадьевна

учитель географии МОУ СОШ № 2р.п.Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края



Одной из основных задач школьной географии на современном этапе является обучение учащихся грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого учащегося за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные потоки информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

ТИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВри года назад я провела первичное анкетирование, целью которого было выявление уровня эффективности использования ИКТ на уроках географии. Результаты показали, что 38 % учащихся 8 класса (это самый высокий процент по классам) отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений была оценена в ходе анкетирования школьников. В опросе участвовали учащиеся 7-х, 8-х, 9-х, 10-х классов, всего 46 человек. Из общего числа опрошенных 38 % отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности.

Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется навык бездумной, бессмысленной деятельности; привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Проанализировав выявленные проблемы, я определила цель своей педагогической деятельности - обеспечение необходимого уровня усвоения учащимися систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.

Определив цель, я поставила следующие задачи:

  • Обеспечить качество усвоения знаний по географии.

  • Развивать универсальные учебные действия.

  • Содействовать развитию ИКТ- компетентности.

  • Организовывать деятельность учащихся, направленную на самореализацию их личности.

Я использую три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.

Первая форма работы - это непосредственное применение ИКТ в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

Я собираю документы (фотографии, статьи, рисунки) по определённым темам в папки, затем использую этот материал для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Для оформления работы использую программу Power Point. Презентации, выполненные с помощью этой программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся (так как вопросы выведены на слайды), это экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть материал на экране, ещё раз перечитать, точно и грамотно записать его, а это психологически облегчает процесс усвоения. Учебный материал сопровождается, по возможности, фотографиями, схемами, таблицами. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы на вопросы, анализируют, высказывают свое мнение.

В результате использования ИКТ при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия:

  • зрительно-образное, связанное с фотографиями;

  • слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю

  • дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений.

Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в учебном процессе, в нашей школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации, тесты.

Но помимо готовых электронных образовательных ресурсов мной создана и собрана достаточно большая собственная коллекция-копилка по различным темам и разделам школьной программы.

Вторая форма работы - это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий.

Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской работе с учащимися:

а) в учебном процессе; б) во внеурочное время.
Этапами исследовательской деятельности являются:

  • Знакомство со статистическими данными.

  • Обсуждение социальных проблем.

  • Социологический опрос населения по данной проблеме.

  • Обработка полученных результатов и их анализ.

  • Составление компьютерной презентации.

  • Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции (Пр. исследовательских работ).

Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:

  • Междисциплинарность - проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний (физика, биология);

  • Оригинальность - в основе проекта - нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи (музыкальное тестирование);

  • Технологичность - поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;

  • Завершенность - проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории (научно - практическая конференция).

С работами учащихся вы можете познакомиться на школьном сайте.

Третья форма - это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

ВИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ результате проведённой систематической работы на уроках и во внеурочное время с использованием ИКТ (на примере 8 класса) через год после проведения анкетирования результаты показали, что 46% учащихся отмечают необходимость использования ИКТ на занятиях; ещё через год уже 49% высказались за использование ИКТ.

Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Систематически используя на уроках географии различные формы работы с ИКТ, я получила следующие результаты:

  • Повышение качества знаний.

  • Рост мотивации обучения, интереса к предмету.

  • Выросла активность учащихся в исследовательской деятельности.

  • Увеличение призовых мест в конкурсах.

РИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВезультаты мониторинга за три года показали, что значительно увеличился процент учащихся, заинтересованных в использовании ИКТ на уроках географии (с 38% до 49%).

Считаю, что в своей работе я достигла хороших результатов. Но на этом я не собираюсь останавливаться и продолжу изучение и поиск новых форм работы с использованием ИКТ для достижения высоких и устойчивых результатов в развитии познавательной компетенции школьников.

Список литературы

  1. Летягин А.А.Современные информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения географии / А.А. Летягин // География в школе. - 2007, № 4, С. 63-64.

  2. Новиков С.П.Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. - 2003, № 9, С. 32-38.

  3. Смолянинова О.Мультимедиа для ученика и учителя / О. Смолянинова// Информатика и образование. - 2002, № 2, С. 48-54.

Список использованной литературы

  1. Анатова Н.Я. Информационные технологии в школьном образовании. М. 2000.

  2. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе 2003, №8.

  3. Душина И. В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М: АСТ-Астрель. 2002.

  4. Компьютер на уроке географии. Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.

  5. Новенко Д.В., Ванярх А.Я. География. Поурочное планирование к мультимедийному учебнику «География. Материки, океаны, народы, страны. 7 класс» М. Республиканский медиацентр. 2010.

  6. Новые информационные технологии в обучении. Д.В. Довенко. География в школе, 2004, №5.

  7. О возможности использования средств MSOffiseв обучении географии. А.С. Баранов. География в школе, 2003, №7.

  8. Полад Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.,2009.

  9. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

  1. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования, - М.: Педагогическое общество России, 2010.







© 2010-2022