Программа и тематическое планирование по географии (7 класс)

   География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека  и природы на новом – региональном (материковом) уровне.    Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Курс географии материк...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5»

Дальнереченского городского округа




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического заместитель директора по УВР директор МБОУ «СОШ № 5»

совета школы ________ ( _____________________) _________ (С.Ю. Летовальцева)

Протокол №_______ «____»____________2014 г . «_____»____________ 2014 г.

от « ____» ______________ 2014 г.

Руководитель МС

________ (_____________________)

Рабочая программа

учебного курса по географии

для учащихся 7-х классов




Учитель: Мороз И.В.



2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


При разработке рабочей программы использован Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) образования


Рабочая программа составлена на основе:


  1. Программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких.- 3-е - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.- 56 с.

  2. Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI- VII классы).

  3. Авторской программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной.- М.: Дрофа, 2006.

  4. Рабочих программ по географии 6-9 класс (линия учебника издательства «Дрофа») / Авт.- сост. Н.В. Болотникова. - 2-е изд., испр. доп.- М.: Издательство «Глобус», 2009.- 312 с.- (Образовательный стандарт)

Количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа

Основное содержание курса:

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом - региональном (материковом) уровне.

Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе.

Цели и задачи курса:


  • создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

  • раскрыть закономерности землеведческого характера;

  • воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Основные темы курса:

Курс географии материков и океанов - это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности, дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Курс состоит из 2-х частей:

  1. Планета, на которой мы живем - 21 час

  2. Материки планеты Земля- 48 часов

Курс последовательно поделен на темы:

  1. Мировая суша - 1 час

  2. Литосфера- подвижная твердь- 6 часов

  3. Атмосфера- воздушный океан- 4 часа

  4. Мировой океан- синяя бездна- 4 часа

  5. Геосфера- живой механизм- 2 часа

  6. Человек разумный- 4 часа

  7. Материки:

Африка- материк коротких теней- 10 часов,

Австралия- маленький великан- 5 часов,

Антарктида- холодное сердце- 2 часа,

Южная Америка- материк чудес- 9 часов,

Северная Америка- знакомый незнакомец- 9 часов,

Евразия- музей природы планеты Земля- 11 часов

Построение курса позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Предусмотрено проведение - практических работ: 20, из них

оценочные - 11:

№ 1 - 0пределение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

№ 2- Анализ климатограмм для основных типов климата.

№ 3- Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа

№ 4- Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах.

№ 5- Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

№ 6- Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различий основных компонентов природы материков

№ 7- Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

№ 8- Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки

№ 9- Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

№ 10- Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ё параллели.

№ 11- Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации

практикумы - 9:

1- Составление картосхемы «Литосферные плиты»

2- Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана

3- Анализ схем круговорота веществ и энергии

4- Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас

5- Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке

6- Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа

7- Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

8- Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам

9- Выявление связей между компонентами природного комплекса

ЗУН:


  1. Оценивать и прогнозировать:

  • по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

  • изменение климатов Земли;

  • оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

  • основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

  • особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

  • особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

  • особенности расового и этнического состава населения;

  • особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке

3. Применять в процессе учебного познания основные географические понятия

4. Описывать:

  • основные источники географической информации;

  • географическое положение объектов (по карте);

  • по схемам круговороты вещества и энергий;

  • компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

  • объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

  • особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

5. Определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различного содержания;

  • вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

6. Называть и показывать:

  • важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

  • основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

  • факторы формирования климата;

  • крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

  • страны мира, их столицы, крупные города;

  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Перечень обязательной географической номенклатуры:

Тема «Африка»:

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно- Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

- Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- Виктория, Танганьика, Чад;

- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория)

Тема «Австралия и Океания»:

- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- Муррей, Эйр;

- Сидней, Мельбурн, Канберра

Темы «Южная Америка»:

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;

- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима)

Темы «Северная Америка»:

- полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;

- Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Макензи, Миссисипи и Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;

- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана)

Темы «Евразия»:

- полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;

- моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботнический, Персидский заливы;

- проливы Карские ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

- равнины Западно- Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;

- гора Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык- Куль, Балхаш, Лобнор

УМК:

  1. География: Материки и океаны: в 2 ч. Ч.1. Планета, на которой мы живем. Африка. Австралия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 280 с.: ил., карт.

  2. География: Материки и океаны: в 2 ч. Ч.2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 256 с.: ил., карт.

  3. Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010

  4. Контурные карты. 7 класс.- М.: Дрофа, 2010

  5. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны». 7 класс: в 2 ч. Ч.1 / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 96 с.

  6. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны». 7 класс: в 2 ч. Ч.2 / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 88 с.

  7. Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. - М.: ВАКО, 2006

  8. С.Е. Дюкова. Тесты по географии к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. География материков и океанов.7 класс. - М.: Экзамен, 2006

  9. Л.Е. Перлов. Дидактические карточки- задания по географии к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. География материков и океанов.7 класс. - М.: Экзамен, 2006

Дополнительная литература:

  1. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов.7 класс. -М.: Дрофа, 2007

  2. В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006

  3. География в цифрах. 6-10 классы.: Справочное пособие/Авт.- сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002

  4. М.С. Смирнова. География: сб. заданий для проведения промежуточной аттестации: 6-9 кл.: кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2007

  5. Д.П. Финаров. Словарь школьника по физической географии.- СПб.: Питер, 2003

  6. Планета Земля. Энциклопедия.- М. : ООО «Росмэн», 2000

  7. Большой справочник школьника. 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009

  8. Большая Оксфордская энциклопедия.-М.: «Росмэн», 2008

  9. Интернет- ресурсы

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, зачеты, географические диктанты, работы с контурными картами





Тематическое планирование по курсу «География материков и океанов» - 7 класс

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

Практические работы

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

1


Тема 1. Мировая суша (1 час)

Суша в океане.

Материк, океан, часть света, остров

§ 1,? стр. 13,14

Обозначение на к/к материков, океанов, частей света и крупных островов; ПО стр. 6-8

2



Тема 2. Поверхность Земли

(6 часов)

Геологическое время.

Геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, дрейф материков, литосферные плиты, тектоника, срединно- океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы

стр. 16, записи

3


Эры и периоды в развитии Земли

§ 2,? стр. 24

ПО стр. 8-10

4


Строение земной коры

§ 3,? стр. 30,31

ПО стр. 10-13


5


Теория литосферных плит

Практикум

§ 4,? стр. 39

ПО стр. 13-16

Составление картосхемы «Литосферные плиты»

6


Платформы и равнины

§ 5,? стр. 43,44

ПО стр. 16-18

7


Складчатые пояса и горы

§ 6,? стр. 50

Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли»; ПО стр. 18-21

8


Тема 3. Атмосфера (4 часа)

Пояса планеты.

Климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса

§ 7,? стр. 60

ПО стр. 21-23

9


Воздушные массы и климатические пояса.

Практическая работа № 1

§ 8,? стр. 68

ПО стр. 23-26

0пределение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

10


Климатообразующие факторы.

§ 9,? стр. 75-78

ПО стр. 26-28

11


Практическая работа № 2

§ 9

Анализ климатограмм для основных типов климата.

12


Тема 4. Мировой океан

(4 часа)

Мировой океан и его части.

Практикум

Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

§ 10,? стр. 85

ПО стр. 29-31

Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

13


Движение вод Мирового океана.

§ 11,? стр. 91,92

ПО стр. 31-34

14


Органический мир океана.

§ 12,? стр. 99

ПО стр. 34-37

15


Особенности отдельных океанов.

§ 13,

? стр. 106-108

Обобщение по теме «Мировой океан»

ПО стр. 37-39

16


Тема 5. Геосфера (2 часа)

Географическая оболочка.

Практикум

Природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона

§ 14,

? стр. 114,115

Анализ схем круговорота веществ и энергии.

ПО стр. 40-42

17


Зональность географической оболочки

Практическая работа № 3

§ 15,

? стр. 121,122

Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа

Обобщение по теме «Геосфера»; ПО стр. 42-44

18


Тема 6. Человек (4 часа)

Освоение Земли человеком.

Миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемы природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

§ 16,? стр. 129

ПО стр. 44-46

19


Охрана природы.

§ 17,

? стр. 135,136

ПО стр. 47-49

20


Население Земли.

§ 18,

? стр. 142,143

ПО стр. 49-51

21


Страны мира

Практикум

§ 19,

? стр. 147-150

Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Обобщение по теме «Человек»; ПО стр. 51-54

Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов - 46 + 2 резервных часа)

22


Тема 1. Африка (10 часов)

Географическое положение и история исследования Африки.

Саванна, национальный парк, Восточно- Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

§ 20,? стр. 160

ПО стр. 54-58

23


Практическая работа № 4

§ 20

Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах.

24


Геологическое строение и рельеф Африки.

Практическая работа № 5

§ 21,? стр. 164

ПО стр. 58-61

Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

25


Климат Африки

§ 22,? стр. 171

ПО стр. 62-64

26


Гидрография Африки

§ 23,? стр. 180

ПО стр. 64-67

27


Разнообразие природы Африки

§ 24,? стр. 191

ПО стр. 67-70

28


Население Африки

§ 25,? стр. 197

ПО стр. 70-73

29


Регионы Африки: Северная и Западная Африка

§ 26,

? стр. 204,205

ПО стр. 73-76

30


Регионы Африки: Центральная, Восточная Африка

§ 27,

? стр. 212-216

ПО стр. 76-79

31


Регионы Африки: Южная Африка Практикум

§ 27

Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке

Обобщение по теме «Африка»

32


Тема 2. Австралия (5 часов)

Географическое положение и история исследования Австралии.

Практическая работа № 6

Лакколит, эндемик, аборигены

§ 28,

? стр. 223,224

ПО стр. 79-82

Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различий основных компонентов природы материков.

33


Компоненты природы Австралии.

§ 29,? стр. 232

ПО стр. 82-85

34


Особенности природы Австралии.

§ 30,

? стр. 238,239

ПО стр. 85-87

35


Австралийский Союз. Население Австралии.

§ 31,? стр. 244

ПО стр. 87-90

36


Океания

§ 32,

? стр. 253-256

ПО стр. 90-93

37


Тема 3. Антарктида (2 часа)

Географическое положение и история исследования Антарктиды.

Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

§ 33,? стр. 12

ПО ч.2 стр. 3-6

38


Особенности природы Антарктиды.

§ 34,? стр. 21-24

ПО,ч.2 стр. 6-9

Обобщение по теме «Антарктида»

39


Тема 4. Южная Америка

(9 часов)

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования.

Сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка

§ 35,? стр. 31,32

ПО,ч.2 стр. 39-12

40


Практическая работа № 7

§ 35

Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

41


Геологическое строение и рельеф Южной Америки.

§ 36,? стр. 37,38

ПО,ч.2 стр. 12-15

42


Климат Южной Америки.

§ 37,? стр. 43

ПО,ч.2 стр. 15-18

43


Гидрография Южной Америки.

§ 38,? стр. 49,50

ПО,ч.2 стр. 18-21

44


Разнообразие природы Южной Америки.

Практикум

§ 39,? стр. 61

Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

ПО,ч.2 стр. 21-24

45


Население Южной Америки.

Практическая работа № 8

§ 40,? стр. 67

Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки. ПО,ч.2 стр. 24-27

46


Регионы Южной Америки

§ 41,? стр. 78-82

ПО,ч.2 стр. 27-30

47


Обобщение по теме «Южная Америка».

§ 41

48


Тема 5. « Северная Америка»

(9 часов)

Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований.

Прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка

§ 42,? стр. 91

ПО,ч.2 стр. 30-33

49


Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

§ 43,? стр. 99,100

ПО,ч.2 стр. 33-36

50


Климат Северной Америки.

§ 44,? стр. 107

ПО,ч.2 стр. 36-39

51


Практическая работа № 9

§ 44

Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

52


Гидрография Северной Америки.

§ 45,? стр. 116

ПО,ч.2 стр. 39-43

53


Разнообразие природы Северной Америки

§ 46,? стр. 126

ПО,ч.2 стр. 43-46

54


Население Северной Америки.

Практикум

§ 47,? стр. 134

ПО,ч.2 стр. 46-49

Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

55


Регионы Северной Америки

§ 48,

? стр. 142-146

ПО,ч.2 стр. 349-52

56


Обобщение по теме « Северная Америка».

§ 48

57


Тема 6. «Евразия» (11 часов)

Географическое положение и история и исследования Евразии.

§ 49,? стр. 153

ПО,ч.2 стр. 52-55

58


Геологическое строение и рельеф Евразии.

§ 50,? стр. 160

ПО,ч.2 стр. 55-58

59


Климат Евразии.

Практикум

§ 51,? стр. 168

ПО,ч.2 стр. 59-61

Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам

60


Гидрография Евразии.

§ 52,? стр. 174

ПО,ч.2 стр. 61-64

61


Разнообразие природы Евразии.

Практическая работа № 10

§ 53,? стр. 183

ПО,ч.2 стр.65-68

Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ё параллели.

62


Население Евразии.

§ 54,? стр. 188

ПО,ч.2 стр. 68-71

63


Регионы Европы.

§ 55,? стр. 200

ПО,ч.2 стр. 71-74

64


Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия.

§ 56,? стр. 210

ПО,ч.2 стр.74-77

65


Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия.

§ 57,

? стр. 216-220

ПО,ч.2 стр. 77-81

66


Практическая работа № 11

§ 57

Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

67


Обобщение по теме «Евразия».

§ 57

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (1 час)

68


Природа и общество.

Практикум

Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема

-

Выявление связей между компонентами природного комплекса

§ 58,? стр. 229; ПО,ч.2 стр. 82-84


« Сводная ведомость»


Учебные четверти

Количество часов

Количество практических работ

1 четверть

19

2

2 четверть

11

2

3 четверть

20

4

4 четверть

18

3

ГОД

68

11







Положение

о нормах оценок по предметам


Общие положения


1.1 Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава.

1.2. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

1.3. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Критерии оценок по географии:

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

  • Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  • Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Наличие неточностей в изложении географического материала;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  • Понимание основных географических взаимосвязей;

  • Знание карты и умение ей пользоваться;

  • При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  • Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  • Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  • Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  • Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • Не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание: По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание: Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

«5»- 90 %-100 %

«4»- 70 %-85 %

«3»- 50 %-65 %

«2»- менее 50 %

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

5. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). Названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

6. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

7. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

8. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

9. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

10. Над северной рамкой (в правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс).

11. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

12. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Критерии оценки контурных карт.

«5» - Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

«4» - Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

«3» - Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

«2» - Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2010.








© 2010-2022