УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс. Электроэнергетика мира


Цели урока: сформировать представление об электроэнергии мира; странах с высоким количеством электроэнергии на душу населения и низким, о странах с различной структурой энергетического баланса.

Средства обучения: статистические материалы, учебник В.П.Максаковского (с.117-118), карты школьных атласов 9 и 10 классов, слайды крупнейших электростанций мира.

Методы и формы обучения: поисковый (класс предварительно делится на группы, которым дается опережающее задание к уроку), объяснительно- иллюстративный; работа с текстом учебника и тетрадью ученика.

Ход урока


I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку (атлас, учебник, рабочая тетрадь), сообщения учащихся об электростанциях.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Неоспорима роль энергии в поддержании и дальнейшем развитии цивилизации. В современном обществе трудно найти хотя бы одну область человеческой деятельности, которая не требовала бы прямо или косвенно больше энергии, чем ее могут дать мускулы человека.

Потребление энергии - важный показатель жизненного уровня. В те времена, когда человек добывал пищу, собирая лесные плоды и охотясь на животных, ему требовалось в сутки около 8 МДж энергии,

- после овладения огнем эта величина возросла до 16 МДж,

- в примитивном сельскохозяйственном обществе - 50 МДж,

- в более развитом обществе человеку требуется в сутки 100 МДж.

Учитель: В 9 классе вы изучали электроэнергию России. Вспомним, какие виды электростанций вы знаете?

Ученики: Тепловые, атомные, гидроэлектростанции и альтернативные электростанции.

Учитель: Заслушаем сообщение о преимуществах каждого вида электростанций. Ученик: ТЭС - положительным по сравнению с другими типами электростанций является относительно свободное размещение, связанное с широким распространением и разнообразием топливных ресурсов; способность вырабатывать электроэнергию без сезонных колебаний.

ГЭС - они производят наиболее дешевую электроэнергию. Современные ГЭС позволяют производить более 10 млн. кВт энергии в год, что вдвое превышает показатели действующих в настоящее время ТЭС и, пока, АЭС.

АЭС - при нормальных условиях функционирования они абсолютно не загрязняют окружающую среду, не требуют привязки к источнику сырья и соответственно могут быть размещены практически везде, новые энергоблоки имеют мощность практически равную мощности средней ГЭС.

Электростанции на альтернативных источниках энергии:

  • более низкая стоимость электроэнергии и тепла, получаемая от нетрадиционных источников энергии, чем от всех других источников;

  • возможность практически во всех странах иметь локальные электростанции, делающие их независимыми от общей энергосистемы;

  • доступность и технически реализуемая плотность, мощность для полезного использования;

  • возобновляемость нетрадиционных источников энергии;

  • экономия или замена традиционных энергоресурсов и энергоносителей;

  • замена эксплуатируемых энергоносителей для перехода к экологически более чистым видам энергии;

  • повышение надежности существующих энергосистем.

Учитель: Практически каждая страна располагает каким-либо видом альтернативной энергии и в ближайшей перспективе может внести существенный вклад в топливно-энергетический баланс мира.

По картам атласов «Электроэнергетика» сравните энергетический баланс в России и в мире.

Ученики: Небольшое отличие долей электроэнергии, вырабатываемой на всех типах электростанций, в целом соотношение равное.

Учитель: При изучении топливной промышленности мира, мы рассмотрели, как изменится мировое потребление энергоресурсов в будущем (рис. 1). Какие изменения в будущем могут произойти в энергетическом балансе мира?

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

Рис.1. Мировое потребление энергоресурсов в будущем

Ученики: Сократится потребление нефти и газа. Тепловые электростанции будут работать на угле и возможно на торфе и горючих сланцах. В структуре энергетического баланса увеличится доля атомных и альтернативных электростанций.

Учитель: Проанализируйте данные в атласе «Доля ведущих стран в мировом производстве электроэнергии». Какие страны входят в первую десятку?

Ученик: В состав «первой десятки» стран по этому показателю входят семь стран Севера и три страны Юга.

Учитель: Но по размерам выработки электроэнергии из расчета на душу населения различия между развитыми и развивающими странами, как правило, остаются еще большими. Докажите это примерами, используя карту «Электроэнергетика мира».

Ученики: В странах Севера производство электроэнергии на душу населения от 10 000 до 20 000 кВт/ч, лидирует Норвегия - более 20 000. В странах Юга - не превышает 5 000, а в многих африканских странах производство электроэнергии на душу населения менее 100 кВт/ч.

Учитель: Заслушаем подготовленные сообщения о типах электростанций. Задача для отвечающих: дать полное представление о типе ЭС, задача слушающих - законспектировать ответ.

1 группа. ГЭС

2 группа. ТЭС

3 группа. АЭС

4 группа. Альтернативные источники энергии

Представители групп сообщают о результатах своей работы. Во время ответа одного представителя группы, другой - жетоном отмечает на настенной карте крупнейшие электростанции. Учащиеся класса в тетради кратко конспектируют их сообщения, получая в итоге достаточно полную характеристику электроэнергетики мира. Ответы учащихся сопровождаются слайдами (рис. 2-10).

Предполагаемые ответы групп:

1 группа: Примерно 20% мирового производства электроэнергии обеспечивают гидроэлектростанции. По общим размерам выработки электроэнергии на ГЭС выделяются Канада, США, Бразилия, Россия, Китай. Но более ярко ориентация на гидроэнергетику выражена в тех странах, где доля ГЭС особенно высока:

Швейцария и Новая Зеландия - более 90%;

Норвегия - 99,5% (около 200 ГЭС размещены под землей. Это объясняется экономическими и инженерными соображениями).

Среди развивающихся стран таких примеров можно привести значительно больше:

Бразилия - 93%, а также Танзания, Непал, Шри-Ланка, Киргизия, Таджикистан - страны, где горные реки, богатые гидроресурсами.

Экономически гидропотенциал планеты Земля оценивается в 15 трлн кВт/ч.

Среди крупнейших электростанций мира в первую десятку входят гидроэлектростанции:

Итайпу - мощностью 12.6 млн кВт/ч - Бразилия-Парагвай,

Гранд-Кули - 10,8 - США,

Гурии - 10,3 - Венесуэла,

Саяно-Шушенская - 6,4 - Россия,

Красноярская - 6,0 - Россия.

В Китае в верхнем течении реки Янцзы начато сооружение гигантского гидроузла Санься («Три ущелья») с гидростанцией мощностью в 18 млн кВт/ч. В 2008 году были сданы в эксплуатацию 5 энергоблоков. Всего 26 энергоблоков. Гидроузел в прошлом году, помимо выработки электроэнергии, сыграл важную роль в борьбе с наводнениями, при обеспечении навигации на Янцзы и охране экологии.

В России с 1964 года строится крупнейший гидроузел на реке Зея. Выработка за I полугодие 2009 2 746,0 млн кВт*ч.

2 группа: В структуре выработки электроэнергии - как в мире, так и в большинстве отдельных стран - преобладают тепловые электростанции, работающие на угле, мазуте, природном газе. В мировом производстве электроэнергии их доля составляет 62%. По размерам выработки электроэнергии на ТЭС лидируют США, Китай, Россия, Япония, ФРГ. Но по доле ТЭС в общей выработке электроэнергии выделяются другие страны. Наиболее ярко ориентация на ТЭС в «угольных» странах - Польша, ЮАР;

«нефтяных» - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Алжир.

Крупнейшие в мире - Сургутская - мощностью 4,8 млн кВт/ч,

- Рифтинская - 3,8 млн кВт/ч, обе в России.

3 группа: Третье место принадлежит атомным электростанциям, которые обеспечивают 17% мировой выработки электроэнергии. В последние 20 лет производство электроэнергии на АЭС выросло более, чем в 10 раз. Особенно выделяются развитые страны. Это объясняется более низкими потребностями АЭС в сырье, чем ТЭС. Однако темпы роста в конце 90-х гг. резко замедлились, сказывалось падение цен на нефть и психологическое впечатление от последствий на Чернобыльской АЭС в России. Тем не менее, в 32 странах мира действуют АЭС.

Больше всего доля АЭС в общем производстве электроэнергии во Франции, Японии, США, ФРГ, Великобритании, России. А по доле в выработке энергии на АЭС выделяются Литва, Бельгия, Франция.

Крупнейший атомно-энергетический комплекс - «Фукусима» в Японии, насчитывает 10 энергоблоков.

К числу главных производителей уранового концентрата относятся Канада, США, Австралия, Намибия, Россия.

4 группа: На нетрадиционные (альтернативные) источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. Речь идет прежде всего о геотермальных электростанциях (ГеоТЭС), которые вырабатывают немалую часть электроэнергии в странах Центральной Америки, на Филиппинах, в Исландии. Исландия также являет собой пример страны, где термальные воды широко используются для обогрева, отопления.

Приливные электростанции (ПЭС) пока имеются лишь в нескольких странах - Франции, Великобритании, Канаде, России, Индии, Китае.

Солнечные электростанции (СЭС) работают более чем в 30 странах.

В последнее время многие страны расширяют использование ветроэнергетических установок (ВЭУ). Больше всего их в странах Западной Европы (Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды), в США (Калифорния), в Индии, Китае.

В Дании работает более 4 тыс. ветроэнергетических установок, которые обеспечивают 4-5% общего производства электроэнергии. Предполагают, что к 2030 году эта доля возрастет до 25-30%, что позволит вдвое сократить выбросы углерода в атмосферу.

Перспективы использования альтернативных источников энергии во многом связаны с их экологической «чистотой».

Учитель предлагает ученикам сделать вывод:

Какие источники энергии по-прежнему занимают ведущее положение в мировой электроэнергетике и какие источники будут использовать в будущем?

Ученик: Вывод - Традиционные источники энергии по-прежнему занимают ведущее положение в мировой электроэнергетике. Однако за каждым новым кубометром газа или тонной нефти нужно идти все дальше на север или восток, зарываться все глубже в землю. Немудрено, что нефть и газ будут с каждым годом стоить всё дороже. Кроме того, природные ресурсы ограничены, и, в конце концов, человечество будет вынуждено перейти сначала на повсеместное использование атомной энергии, а потом полностью на энергию ветра, Солнца и Земли.

Учитель: Но почему сейчас повсеместно не используют экологически чистые, неисчерпаемые источники энергии? Заслушаем сообщение.

Ученик: Альтернативную энергию повсеместно можно будет использовать только тогда, когда традиционного топлива станет настолько мало, что его цена станет баснословно высокой; или когда экологический кризис поставит человечество на грань самоуничтожения. Уже сейчас можно существенно преуменьшить вероятность парникового эффекта и ликвидировать все экологически неблагоприятные районы за счёт использования чистой альтернативной энергии. Однако этого до сих пор не произошло из-за низкой рентабельности такого строительства. Никто не хочет вкладывать свои деньги в то, что сможет окупиться только через несколько столетий. Ведь подготовительные работы для использования любого альтернативного источника энергии стоят очень дорого, кроме того, они не всегда безопасны как для людей, так и для окружающей среды. Поэтому моментального введения в эксплуатацию «правильного» источника электричества ожидать в ближайшее время не стоит.

Учитель знакомит с Организациями, связанными с электроэнергетикой:

Евратом - Европейское Сообщество по Атомной Энергии

Интеграционная группировка 12 стран - членов Европейского Союза. Создано в 1958 году с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц.

МАГАТЕ - Международное Агентство по Атомной Энергии

Создано в 1957 году для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Объединяет 130 государств.

III. Проверка усвоения знаний.

Ученики выполняют тест

1. Укажите лидера по выработке электроэнергии в Африке.

2. Выделите страну, лидирующую по выработке электроэнергии на душу населения:

Мавритания, Ливия, Мали, Чад, Нигер.

3. Отметьте страну, структура электроэнергетики которой отличается от других стран:

Южная Корея, Литва, Бельгия, Италия, Франция.

4. Составьте пару:

ГЭС а) ЮАР, Германия, Австралия, США, Китай

ТЭС б) Франция, Япония, Швеция, Бельгия, Южная Корея

АЭС в) Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Танзания, Непал, Шри-Ланка

5. Установите соответствие:

1. Бразилия а) Занимает 4 место по производству электроэнергии, доля ТЭС - 62%

2. Франция б) Занимает 10 место по производству электроэнергии, доля ГЭС - 93%

3. Россия в) Занимает 8 место по производству электроэнергии, доля АЭС - 77%

Ответы:

1. ЮАР 2. Ливия 3. Италия - ТЭС 4. ГЭС в) ТЭС а) АЭС б) 5. 1б 2в 3а

В течении урока группы получают дополнительные баллы за правильные ответы на поставленные вопросы, оцениваются ответ задания и тест, суммируются все оценки и среднее арифметическое - это оценка группы и каждого ученика.

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мираУРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мираУРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мираУРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира УРОК 10 КЛАСС Электроэнергетика мира

© 2010-2022