Динамика развития познавательного интереса учащихся на уроках географии

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Динамика развития познавательного интереса учащихся на уроках географии

Основная задача опытно-экспериментальной работы - развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения географии. Для опытно-экспериментальной работы были использованы методы диагностики:

1 Наблюдение - длилось на протяжении всей опытно-экспериментальной работы

2 Анкеты - цель которых выявить уровень развития познавательного интереса

3 Анализ результатов

Для распределения детей по уровням познавательного интереса были использованы следующие уровни: высокий, средний и низкий уровни развития познавательного интереса.

Низкий уровень - открытый, непосредственный интерес к новым фактам, полученных учеником на уроке.

Средний уровень - интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей.

Высокий уровень - связан не только со стремлением к познанию теоретических основ, но и с применением их в практике, появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения.

Как уже отмечалось ранее, работа проводилась в несколько этапов, на 1 и заключительном, осуществлялась диагностика, цель которой выявить динамику развития познавательного интереса.

На начальном этапе проводилась анкета, на выявление интереса к предмету география (Приложение В) и был сделан анализ успеваемости учащихся:

12 учеников занимались на тройки, 14 учеников на четыре, и лишь трое на оценку пять. При диагностировании развития познавательного интереса учащихся, возникает вопрос об уровнях развития, взаимосвязи

«познавательный интерес - оценка». В данном случае оценка не соответствует уровню развития познавательного интереса. Ученик мог не подготовиться к уроку по различным не зависящим от него причинам, мог пропустить много уроков из-за болезни и в результате отстать от программы, за шумное поведение на уроке, или неудачно списанную самостоятельную, либо же он учит предмет только потому, что родители заставляют, у него могут быть 5-ки, но без отсутствия познавательного интереса к данному предмету.

При анализе анкеты, получили следующие результаты:

8 человек (28 %) - имеют большой интерес к географии, им нравятся уроки по данному предмету, они с увлечением читают дополнительную литературу;

12 человек (41 %) - не имеют практически никакого интереса к географии, либо просто не хотят учиться в целом.

9 человек (31) - имеют средний интерес к географии, в целом же достаточно хорошо знают данный предмет.

На основе полученных результатов наблюдения, анкеты и успеваемости учащихся, делались соответствующие выводы.

Как уже было сказано выше, существует 3 уровня развития познавательного интереса: высокий, средний и низкий уровни. На примере данной классификации, в 7 «А» классе мы получаем следующее (Рисунок 1):

- 6 учеников - имеют 3-ий (высокий) уровень развития познавательного интереса: среди них выделяются Андрей К., Андрей Д., Сергей Г., Владимир П.который в свои 14 лет уже на нескольких Олимпиадах по географии побывал, откуда принес очень хорошие места. Но что удивительно, оценка по географии у него 4 - за шумное поведение на уроке, т.к. он подвижный мальчишка.

-14 учеников - на 1 -ом (низком) уровне развития познавательного интереса, мало чем интересуются, с трудом отвечают на простые вопросы.

- оставшиеся 9 учеников - 2-ой (средний) уровень развития.

Динамика развития познавательного интереса учащихся на уроках географииРисунок 2 - Уровни развития познавательного интереса учащихся на уроках географии в начале эксперимента

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы использовались методы диагностики: анкетирование, наблюдение, анализ полученных результатов.

В конце эксперимента, успеваемость учащихся немного улучшилась, причиной этому могла быть новая интересная тема. Теперь 10 учеников учились на три, а 16 на четыре, и также три учащихся на пять. Если же сравнивать успеваемость учащихся в начале и в конце эксперимента, то изменения произошли на 1 (низком уровне), 2 ученика стали учиться на четыре. Этому способствовала новая тема, которая пробудила в них интерес к обучению.

Также на завершающем этапе было проведено анкетирование, с целью выявить уровень интереса к географии после эксперимента. Вопросы были также направлены на интерес к географии, только теперь ученики сами должны были все описать: самый любимый предмет, учитель, урок; что им нравится на уроке по географии, а что нет, что хотели бы изменить; интересно ли им, изменилось ли их отношение к предмету за эти 2 месяца.

За счет этих 2 учеников, у нас поменялись результаты интереса к географии.

8 человек (28 %) - имеют большой интерес к географии, им нравятся уроки по данному предмету, они с увлечением читают дополнительную литературу;

10 человек (34 %) - не имеют практически никакого интереса к географии, либо просто не хотят учиться в целом.

11 человек (38 %) - имеют средний интерес к географии, в целом же достаточно хорошо знают данный предмет.

Что же касается уровней познавательного интереса, то в 7 «А» классе, в конце эксперимента, мы получаем следующее (Рисунок 2):

- 6 учеников все также имеют 3-ий (высокий) уровень развития познавательного интереса: среди них выделяются Андрей К., Андрей Д.

- 10 учеников - на 1-ом (низком) уровне развития познавательного интереса, мало чем интересуются, с трудом отвечают на простые вопросы.

- оставшиеся 13 учеников - 2-ой (средний) уровень развития.

Динамика развития познавательного интереса учащихся на уроках географииРисунок 3 - Уровни развития познавательного интереса учащихся на уроках

географии в конце эксперимента При сравнении уровней познавательного интереса в начале и в конце эксперимента, мы видим, увеличился средний уровень, за счет перехода ребят с низкого, т.о. изменились 1 и 2 уровни. У учеников наблюдается повышение интереса к предмету (новая тема, да еще плюс ко всему и интересная - Африка, история открытия и освоения). Что же касается Вовы П., Андрея Д., Андрея К., Сергея Г., Марины Г. - как они хорошо отвечали, так и продолжают отвечать.

Динамика развития познавательного интереса учащихся на уроках географииРисунок 4 - Сравнение уровней познавательного интереса учащихся

в начале и в конце эксперимента

Таким образом, важное место в развитие познавательного интереса, принадлежит методам и средствам обучения, содержанию и личности учителя. Анализ проблемы развития познавательного интереса школьников показывает, что познавательный интерес является формой проявления потребности в познании и занимает особое место в современном учебном процессе.

Принципиально важным является понимание того, что развитие познавательного интереса у школьников может быть, с одной стороны, направлено на предмет познания (география), а с другой стороны, на процесс познания через овладение самой методикой познавательного интереса (умение выделить главное, работать самостоятельно, использовать компьютер, интернет). Каждый учащийся должен пройти путь исследователя, самостоятельно прийти к истинному решению. Ребята должны владеть географической информацией, уметь использовать свои знания при доказательстве какого-либо факта, закономерности. Ведь в целом, география формирует у учащихся - полную географическую картину мира, во всей ее взаимосвязи.



© 2010-2022