Тема урока: «Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы и население»

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Западный Казахстан ЭГП, природные условия, ресурсы и население»

9 класс

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Развивающие задачи:

Продолжить развивать умения работать по типовому плану.

Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.

Продолжить формирование работы с статистическим материалом.

Формировать умение обобщать и делать выводы используя различные источники знаний.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.

Тип урока: Комбинированный.

Форма обучения: Дифференцированно-групповая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Оборудование: Физическая и экономическая карты Казахстана, географический атлас, статистический материал, контурная карта.

План урока:

1 Организационный этап.

2 Этап опроса.

3 Этап исследования.

4 Этап закрепления.

5 Итог урока.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.

Зеленая карточка - дается вам при полном , правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.

Желтая карточка - получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Красная карточка - дается при отсутствие ответа и не знание карты. Значит напрашивается вывод: чем больше группа получит зеленых сигнальных карточек, тем выше будет оценка.

Приступаем к работе - два человека из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.

Разминка.

1 О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.

2 Какова площадь этого района.(428 тыс кв.км.)

3 Какие изменения произошли в территории центрального Казахстана (до 1997 г. в его состав входило две области).

4 С какими экономическими районами граничит Центральный Казахстан?

5 С какой цель был построен канал Иртыш-Караганда?

6 Что такое урбанизация (от латинского слова урбас-город) рост городов, повышение удельного веса городского населения.

7 По уровню урбанизации Центральный Казахстан (высокоурбанизированный)

Что это означает?

8 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электорэнергитика, угольная промышленность и черная металлургия)

9 Занимает ли Центральный Казахстан выгодное транспортно-географическое положение (выгодное, почему). По его территории проходят железнодорожные и автомобильные магистрали.

10 Какие? (проходит Трансказастанская магистраль Петропавловск-Караганда-Мойынты-Чу с ответвлениями на запад до Жезказгана и на восток до Балхаша и Саяка).

11 Назовите и покажите промышленные узлы Центрального Казахстана (Карагандинско-Темиртауский, Балхашский и Жезказганский) Какой из них самый мощный Карагандинско-Темиртауский.

12 Какова площадь Восточного Казахстана? (283,3 тыс кв.км.) Что вы о нем знаете?

13 Вы знаете , что Восточный Казахстан занимает ведущее место в стране по изобилию природных ресурсов, назовите и покажите наиболее известные месторождения свинцовых и цинковых руд (Лениногорское, Зыряновское, Белоусовское , Николаевское)

14 Закончите предложение - главная отрасль цветной металлургии это (полиметаллическая промышленность). Перечислите крупные предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана (Усть-Каменогорский свинцово- цинковый комбинат, Лениногрский полиметаллический, Зыряновский свинцовый комбинат.

15 Закончите предложение развитие цветной металлургии в районе связана с (гидроэлектроэнергией, а основу энергетики составляют тепловые и гидроэлектростанции).

Итак закончили работать.

Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля « Знания - дети, удивления и любопытства».

Открываем тетради записываем число и тему урока: « Западный Казахстан».

Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак приступаем к работе.

Изучение нового материала. Музыкальное оформление (классическая музыка).

Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана(страница 2-3) дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)

А) расположение

Б) состав (показать)

В) изменения

Г) пограничные районы

Д) площадь

Е) вывод

Ответ: Экономический район - это территория, которая отличается от других специализацией и особенностями комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Западный Казахстан расположен на крайнем западе и юго-западе, в его состав входят Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская. Изменения в границах территории не происходило, граничит со всеми экономическим районами, кроме Восточного, а также с европейской частью Российской Федерацией, Туркменистаном и Узбекистаном. По территории проходит граница между Европой и Азией (показ). Большая часть экономического района расположена в азиатской части. Площадь - 729 тыс. кв.км.

Вывод: первое место по площади, две части света, проходит граница между Европой и Азией (запись в виде схемы).



Учитель: эта граница отмечена обелиском и установлена в городе Оренбурге на левом берегу Урала. Вы зададите вопрос,а почему именно в этом городе. Провести границу по Уралу пытались царские правители Оренбургского края. Она была нужна им для того, чтобы подчеркнуть принадлежность Оренбурга, расположенного на правобережье Урала, к «цивилизованной Европе» и отмежеваться от «дикой Азии».

Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана, б) проследите климатическую карту в учебнике физическая география Казахстана (автор Бейсенова, Карпеков) страница 89,90,95 ответьте на вопрос: как изменяется средняя температура января, июля с севера на юг и количество осадков в теплое время года на территории Западного Казахстана. Объясните почему?

понятие природные условия

рельеф (показать по карте) и сделать вывод

климат (температура января, июля, осадки)

сделать вывод.

Ответ: природные условия - это совокупность географической среды, природных ресурсов и других компонентов географической среды.

Рельеф - Общий сырт, заходит южной частью на территорию Казахстана

Мугоджары - в переводе с казахского «горный хребет, обрыв»

Прикаспийская низменность

Горы Мангистау - в переводе «овечий загон»

Предуральское плато

Плато Устюрт и Мангышлак в переводе с казахского «тысяча зимовий»

Впадина Карагие в переводе с казахского «впадина черной кобылы»( -132м)

Вывод :распространены плоские низменности и слабовсхолмленные равнины, нет высоких гор. Значительные площади заняты сыпучими или платообразными возвышенностями.

Климат - проанализировав карту климата мы определили

температура января на севере -14 градусов Цельсия; температура июля + 22, +25

градусов Цельсия.

температура января на юге -4; -9 градусов Цельсия; температура

июля +28 градусов Цельсия.

годовое количество на севере выше 300 мм; на юге 150мм.

Вывод: климат умеренный резко континентальный, засушливый, летом на

Распред. тепла влияют угол падения солнеч. лучей и степень нагревания земной поверхности.

Учитель: итак себе уяснили следующее, что рельеф однообразен. Нет высоких гор, климат умеренный резко континентальный, засушливый. Переходим к группе № 3. Задание третьей группе:

Проанализируйте физическую карту Казахстана и карту атласа топливно-энергетического комплекса страница 6-7, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.

Проанализируйте структуру добычи нефти и природного газа по областям и выясните на территории какой области добывают максимальное количество нефти и газа, почему?

Работая с дополнительным материалом найдите в тексте ответ на следующий вопрос. В каком году компания Шевройл и Казахстан создали совместное предприятие по разведке и добычи нефти. С какими иностранными компаниями заключены соглашения?

По физической карте определите обеспеченность Западного Казахстана водными ресурсами.

Ответ: при работе с картой мы определили, что Западный Казахстан богат следующими полезными ископаемыми

месторождение Доссор и Макат находятся в Атырауско-Эмбенском бассейне, это первые месторождения

на полуострове месторождения Каламкас и Каражанбас Узень и Жетыбай

на севере Западно-Казахстанской области крупнейшее Карачаганакское месторождение

В Мугоджарах большие запасы хромитовых руд, никеля, фосфоритов, бурого угля, единственное месторождение известняка-ракушечника (Мангистауская область)

Вывод: Западный Казахстан единственный в республике нефтегазоносный район, богатый район, как по запасам так и по разнообразию полезных ископаемых. Очень большие запасы нефти обнаружены на Каспийском шельфе, где проведены огромные работы, по подготовке к освоению шельфа (Кашаган, Шатан, Курмангазы). На ваших столах находятся сведения о нефтяных ресурсах Каспийского региона. Ваше внимание обращаю на то, что с северной части Каспии сосредоточены большие запасы нефти, они составляют 20 млрд.баррелей.

Что такое баррель? Баррель в переводе с английского - бочка, мера вместимости и объема в системе английских мер. В США различают сухой и нефтяной баррель. Один баррель равен 159 дм. куб. По оценке западных экспертов Казахстан занимает 11 место в мире по запасам нефти, а по запасам нефти месторождения Кашаган пятое место в мире.

Освоение Каспийского шельфа, пока затруднено, из-за отсутствия единого соглашения между странами имеющие выход к Каспийскому морю ( Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан). Только Казахстан и Россия пришли к соглашению по освоению шельфа. Вы знаете,что нефть транспортируется по нефтепроводам. Каспийский трубопроводный консорциум начал свою деятельность в 2001 году. 1580-ти километровый трубопровод, идущий от Тенгизского месторождения до черноморского порта Новороссийск.

По нему потечет не только нефть Тенгиза, но и нефть российских и казахстанских месторождений. Хочется сказать и о других полезных ископаемых. По добычи хромитовых руд наша страна занимает второе место в мире. Хром экспортируется в 40 страны. По запасам фосфоритов занимает второе место после США и первое место среди стран СНГ.

Свою не большую информацию о полезных ископаемых хочу закончить цитатой из послания президента страны народу Казахстана «Наша стратегия по использованию топливных ресурсов направлена на привлечение интересов крупных стран мирового сообщества к Казахстану и его роли в качестве мирового поставщика топлива. Иметь строгий контроль за своими стратегическими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски использовать средства, откладывая часть из них для наших будущих поколений».

Ответ по водным ресурсам: протекает Урал, Эмба недоносит свои воды, самое большое море-озеро Каспийское море. Остальная территория лишена рек.

Вывод: Речная сеть развита слабо, огромные территории вообще лишены рек. Недостаток водных ресурсов.

Учитель: Урал в переводе с казахского обозначает обогнуть, река совсем необычная. Отсюда начал свой поход Емельян Пугачев, приезжал Александр Сергеевич Пушкин, когда писал свою повесть «Капитанская дочка». Кроме того на ней в разное время побывали Иван Андреевич Крылов, Тарас Григорьевич Шевченко, писатель Лев Николаевич Толстой. В гражданскую войну на ее берегах сражался Василий Иванович Чапаев. Название Каспийского моря связано с племенами, которые проживали на его берегах.

Переходим к четвертой группе.

Задание группы 4: Проанализируйте карту атласа население Казахстана страница 4-5, ответьте на следующие вопросы

Как размещается население по территории Западного Казахстана?

Какая часть района плотно заселена, почему? (благоприятные условия для проживания)

Проанализируйте диаграмму численность населения отдельных национальностей, выясните какая национальность имеет наиболее высокий удельный вес, и почему?

По статистическим материалам определите среднюю плотность каждой области. Какая область имеет максимальную и минимальную плотность населения, почему?Определите? какая область высокоурбанизированная? Почему? Сделайте вывод.

Ответ: коренное населения преобладает, средняя плотность составляет 2,7 чел на 1 кв. км. Малонаселенный.

Учитель: ответ этой группы хочу закончить стихотворением:

Эту вечную ширь, не окинуть внимательным взором

Верно, думали предки под топот веселых копыт

Что ж нам, не кочевать на распахнутых солнцу просторах

На приволье, где время и то не заметно летит.

Определения средней плотности населения Название области Площади (тыс. кв.км) Население (тыс. чел) Средняя плотность (чел/кв.км) Доля городского в% Доля сельского в%

Западно-Казахстанская 151,3 610,8 40,7 59,3

Актюбинская 300 678,6 55,9 44,1

Атырауская 118,6 443 58,1 41,9

Мангистауская 159,1 318,1 78,5 21,5

Закрепление нового материала

Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.

Домашнее задание.

Оценки учитель проговаривает учащимся за работу на уроке.



© 2010-2022