- Преподавателю
- География
- Разработка урока по географии в 8 классе на тему Природно-ресурсный потенциал России
Разработка урока по географии в 8 классе на тему Природно-ресурсный потенциал России
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Костюкова О.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка по географии 8 класса
Учитель географии - Костюкова О.В.
Тема урока: Природно-ресурсный потенциал России.
Тип урока: когнитивный, проблемный.
Цели урока:
-
Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России.
-
Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и др.
-
Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.
Задачи урока:
-
Повторить и закрепить знания о природных ресурсах России;
-
Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;
-
Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;
-
Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
-
Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
Главная проблема урока: Оценка природно-ресурсного потенциала страны и округа. Разработка собственной стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа.
-
Аналитическая деятельность:
-
анализ тематических карт;
-
анализ статистического материала;
-
систематизация материала, его структурирование.
-
-
Оценочная деятельность:
-
качественная оценка природных условий (особенностей рельефа, климата, внутренних вод, почв и т.п.);
-
качественная оценка природных условий для развития санаторно-курортного хозяйства, для развития промышленности и сельского хозяйства, для строительства дорог и др.
-
Творческая деятельность: создание собственного продукта.
-
Рефлексивная деятельность способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции.
Этапы урока по минутам:
-
Организационный этап урока - 4 минуты;
-
объяснение структуры урока;
-
Этап целеполагания - 6 минут:
-
ввод учащихся в проблемную ситуацию;
-
определение проблемы;
-
постановка целей урока.
-
Поисковый этап урока:
-
самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем - 5 минут;
-
дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала - 10 минут;
-
самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны - 5 минут;
-
обмен мнениями: краткая презентация собственных стратегий - 6 мин;
-
домашнее задание - 3 минут.
-
-
Рефлексивный этап урока - 6 минут.
Задания ученикам и варианты их выполнения:
Вопросы для учащихся на этапе целеполагания:
-
Вы хотели бы гордиться нашей страной?
-
Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы вы ею гордились?
-
Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?
Выводы: страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами, достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос - достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.
Вопросы и задания на поисковом этапе:
Самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем:
-
Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
-
В чем проявляется влияние компонентов природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
-
Какие природные ресурсы вам известны?
-
Какими природными ресурсами богата наша страна, наш округ?
В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и о богатстве России различными природными ресурсами. Кроме того, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать определение «природные ресурсы» - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.
Дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала:
-
Назовите виды природных ресурсов по происхождению: минеральные (полезные ископаемые), земельные, водные, климатические, биологически;
-
Распределите природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые (минеральные, земельные, биологические); неисчерпаемые (водные, климатические).
-
Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить? (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные).
-
Какими минеральными ресурсами богата наша страна? Где сосредоточены основные запасы топливных ресурсов?
-
Какие месторождения минеральных ресурсов расположены в приполярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории наличием многолетней мерзлоты? Какие полезные ископаемые добываются на территории Русской равнины? (работа с картой «Тектоника и минеральные ресурсы»).
-
Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).
-
Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту атласа и текст учебника.
-
Охарактеризуйте лесные ресурсы России, используя карты атласа и текст учебника.
-
Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? (работа с картой «Рекреационные ресурсы»)
Самостоятельная творческая деятельность разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны:
-
Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов при таком их количестве в нашей стране?
-
Зачем и от чего их нужно охранять?
-
Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?
-
Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или собственную стратегию, которая обеспечит сохранность природных ресурсов.
Отвечая на данные вопросы, учащиеся смогут определить те направления, по которым государству и каждому человеку необходимо предпринимать действия. Далее учитель предлагает озвучить способы сохранения природных ресурсов, предлагаемые учащимися и объединиться в группы в соответствии с выбранным способом. Затем учитель спрашивает, какой материал и средства необходимы учащимся для выполнения задания (литература, Интернет, компьютер, карандаши, бумагу и т.д.) и обеспечивает ребят необходимыми принадлежностями и т.д. Данная работа имеет черновой характер, и дома учащиеся после предварительной защиты смогут закончить свои работы.
Обмен мнениями: короткая презентация собственных стратегий
При презентации учащиеся предлагают свои идеи и поясняют, почему выбранная ими стратегия позволит сохранить природные ресурсы нашей страны.
Задания ученикам по рефлексии их деятельности: Достигнута ли цель урока? Что лично Вы взяли для себя с урока? Что вам кажется спорным? Почему? Какие проблемы Вы не смогли решить? Почему?
Формы контроля и оценки результатов урока: Поскольку урок рассчитан на то, что учащийся, выйдя с урока, будет осмысливать свою стратегию, ее сильные и слабые места, ее действенность, то есть кульминация должна приходиться на этот период времени, то на данном уроке формально контроль не запланирован.
Задания на дом: прочитать параграф, оформить свои стратегии, при необходимости их скорректировать.