Разработка урока по географии в 8 классе на тему Природно-ресурсный потенциал России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по географии 8 класса

Учитель географии - Костюкова О.В.

Тема урока: Природно-ресурсный потенциал России.

Тип урока: когнитивный, проблемный.

Цели урока:

  • Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России.

  • Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и др.

  • Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Задачи урока:

  • Повторить и закрепить знания о природных ресурсах России;

  • Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;

  • Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;

  • Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;

  • Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Главная проблема урока: Оценка природно-ресурсного потенциала страны и округа. Разработка собственной стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа.

  • Аналитическая деятельность:

    • анализ тематических карт;

    • анализ статистического материала;

    • систематизация материала, его структурирование.

  • Оценочная деятельность:

  • качественная оценка природных условий (особенностей рельефа, климата, внутренних вод, почв и т.п.);

  • качественная оценка природных условий для развития санаторно-курортного хозяйства, для развития промышленности и сельского хозяйства, для строительства дорог и др.

  • Творческая деятельность: создание собственного продукта.

  • Рефлексивная деятельность способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции.

Этапы урока по минутам:

  • Организационный этап урока - 4 минуты;

  • объяснение структуры урока;

  • Этап целеполагания - 6 минут:

  • ввод учащихся в проблемную ситуацию;

  • определение проблемы;

  • постановка целей урока.

  • Поисковый этап урока:

    • самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем - 5 минут;

    • дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала - 10 минут;

    • самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны - 5 минут;

    • обмен мнениями: краткая презентация собственных стратегий - 6 мин;

    • домашнее задание - 3 минут.

  • Рефлексивный этап урока - 6 минут.

Задания ученикам и варианты их выполнения:

Вопросы для учащихся на этапе целеполагания:

  • Вы хотели бы гордиться нашей страной?

  • Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы вы ею гордились?

  • Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?

Выводы: страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами, достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос - достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.

Вопросы и задания на поисковом этапе:

Самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем:

  • Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

  • В чем проявляется влияние компонентов природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

  • Какие природные ресурсы вам известны?

  • Какими природными ресурсами богата наша страна, наш округ?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и о богатстве России различными природными ресурсами. Кроме того, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать определение «природные ресурсы» - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.

Дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала:

  • Назовите виды природных ресурсов по происхождению: минеральные (полезные ископаемые), земельные, водные, климатические, биологически;

  • Распределите природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые (минеральные, земельные, биологические); неисчерпаемые (водные, климатические).

  • Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить? (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные).

  • Какими минеральными ресурсами богата наша страна? Где сосредоточены основные запасы топливных ресурсов?

  • Какие месторождения минеральных ресурсов расположены в приполярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории наличием многолетней мерзлоты? Какие полезные ископаемые добываются на территории Русской равнины? (работа с картой «Тектоника и минеральные ресурсы»).

  • Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).

  • Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту атласа и текст учебника.

  • Охарактеризуйте лесные ресурсы России, используя карты атласа и текст учебника.

  • Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? (работа с картой «Рекреационные ресурсы»)

Самостоятельная творческая деятельность разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны:

  • Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов при таком их количестве в нашей стране?

  • Зачем и от чего их нужно охранять?

  • Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?

  • Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или собственную стратегию, которая обеспечит сохранность природных ресурсов.

Отвечая на данные вопросы, учащиеся смогут определить те направления, по которым государству и каждому человеку необходимо предпринимать действия. Далее учитель предлагает озвучить способы сохранения природных ресурсов, предлагаемые учащимися и объединиться в группы в соответствии с выбранным способом. Затем учитель спрашивает, какой материал и средства необходимы учащимся для выполнения задания (литература, Интернет, компьютер, карандаши, бумагу и т.д.) и обеспечивает ребят необходимыми принадлежностями и т.д. Данная работа имеет черновой характер, и дома учащиеся после предварительной защиты смогут закончить свои работы.

Обмен мнениями: короткая презентация собственных стратегий

При презентации учащиеся предлагают свои идеи и поясняют, почему выбранная ими стратегия позволит сохранить природные ресурсы нашей страны.
Задания ученикам по рефлексии их деятельности: Достигнута ли цель урока? Что лично Вы взяли для себя с урока? Что вам кажется спорным? Почему? Какие проблемы Вы не смогли решить? Почему?
Формы контроля и оценки результатов урока: Поскольку урок рассчитан на то, что учащийся, выйдя с урока, будет осмысливать свою стратегию, ее сильные и слабые места, ее действенность, то есть кульминация должна приходиться на этот период времени, то на данном уроке формально контроль не запланирован.


Задания на дом: прочитать параграф, оформить свои стратегии, при необходимости их скорректировать.

© 2010-2022