• Преподавателю
  • География
  • Статья в журнале География и экология в школе (№9 2014) - Особенности современного урока географии

Статья в журнале География и экология в школе (№9 2014) - Особенности современного урока географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География и Экология в школе №9 2014

Яковлев М.Л.

Москва

Особенности современного урока географии


Яковлев МЛ., учитель географии СОШ № 761 «Отрадное», Москва.

«Урок - главная форма организации обучения»

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии - урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Цели и задачи. На традиционном уроке учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. На современном уроке - цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач);

Планирование деятельности. На традиционном уроке учитель сообщает учащимся, какую работу' они должны выполнить, чтобы достичь цели.

Современный урок - планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует, ориентирует);

Выбор форм и методов. На современном уроке учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Создается так называемый алгоритм действий.

Оценка результатов. Раньше учитель осуществлял оценивание работы учащихся на уроке. Современный урок учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует.

Особое внимание требований новых ФГОС уделяется практически всем этапам урока. Например, объявление темы урока. При изучении темы «Природные зоны Южной Америки» (7класс) важно не сразу объявить тему, а подвести учащихся к ней. Напомнить им о широтной зональности, природных комплексах, их компонентах, значениях этих компонентов и значении лесов для всего земного шара и нас обычных жителей.

Осуществление контроля теперь в большей массе осуществляется самими учащимися. В современных условиях развития техники это очень важно и помогает сэкономить время. Применять этот элемент можно абсолютно на каждом уроке. Можно определить группу учащихся, которые демонстрируют высокий уровень знаний, для оказания помощи в проверке заданий. Например, в 6 классе при изучении темы «Координаты».

Педагогическая мысль не стоит на месте. Государство формирует новый социальный заказ и, исходя из этих требований, меняется система организации учебного процесса. Изменения

происходят путем добавления новых этапов урока:

  • Мотивация

  • Актуализация знаний

  • Самокоррекция

  • Рефлексия

Это важный процесс и он не минуем.

Особое внимание теперь уделяется применению знаний на практике и с этой целью в урок вводят небольшие, но очень важные элементы - мотивация и актуализация знаний. Учащийся должен точно знать для чего, где и как опыт, полученный на уроке, может пригодиться ему в реальной жизни.

Самокоррекция поможет учителю осуществлять массовый контроль в более короткое время. Современные ТСО помогут учителю и учащимся более качественно проводить уроки и усваивать необходимые знания.

Рефлексия - элемент, который пришел на смену подведению итогов. Термин, пришедший в методику7 из психологии, обозначает самоанализ проделанной работы. Учащийся оценивает себя и свою работу7 на уроке, выявляя сильные и слабые стороны.

© 2010-2022