- Преподавателю
- География
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Солнечная радиация и биосфера (10 класс)
Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Солнечная радиация и биосфера (10 класс)
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карюгина М.Л. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Календарный план 10 урока курса «Медицинская география»
Урок 10
Тема урока
Солнечная радиация и биосфера. Слайд № 221
Цель
Сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.
Задачи
- Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;
- Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру.
Оборудование
Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, портрет В.И.Вернадского
Тип урока
Комбинированный
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку
1. Приветствие
2. Психологический настрой.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
3. Предлагает поделиться на группы по цвету стикера
1. Приветствуют учителя
2. Учащиеся приветствуют друг друга и желают добра
3. Рассчитываются на 1-5. Затем дети объединяются по номерам и образуют 5 групп
Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 222
Ответьте на вопросы, ответы на которые вы должны были найти дома
-
Какие заболевания возникают из-за недостатка железа?
-
Какие продукты содержат железо?
Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания
Этап «Мотивация» Слайд № 223
Учитель говорит, что уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет - наличие на ней "проникнутой жизнью оболочки!" "…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…" В.И. Вернадский.
- О чём идёт речь?
Размышляют, отвечают на вопрос
IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности» Слайд № 224
Задает вопросы:
-Где вы встречались с этими словами?
Что входит в понятия «солнечная радиация» и "биосфера"?
-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? Слайды № 225-226. Ответ дайте в виде схемы.
- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?
- Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды
Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше?
- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. Ответ внесите в таблицу (см. Приложение 1)
Дают предположительный ответ:
Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 - 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.
Учащиеся рассуждают, оформляют схему
V. Постановка учебной цели. Слайд № 227
- Каковы же цели нашего урока? При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:
" Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща".
- У каждого на столе "Лист достижений ученика", который вы заполнять будете в течение урока.
Отвечают:
Изучить границы, состав и функции биосферы. Изучают листы достижений учащегося
Изучение нового материала. Слайд № 228
Предлагает познакомиться с вопросами изучения новой темы:
-
Взаимодействие солнечной радиации и биосферы.
-
Альбедо.
-
Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта.
-
Инфракрасное излучение.
-
Снежная слепота.
-
Ультрафиолетовое голодание.
Эпиграф нашего урока будут слова В. Вернадского: "…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…".
Изучают вопросы, читают эпиграф
Физминутка. Прием «Раз - подняться, потянуться»
Предлагает одному из учеников провести небольшую разминку
Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...
Построение проекта выхода из затруднения. Слайд № 229
1) Раздает заранее подготовленные тексты и дает задание:
- Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.
- А знаете ли вы, что витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей?
- Сделайте предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении.
- Что такое альбедо?
- Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.
Читают текст, выбирают главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы, делают предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении, дают пояснение термину «альбедо».
Оценивают свои действия на данном этапе
Валеологический компонент. Слайды № 230 - 232
2) Учитель задает вопрос: Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете. Назовите географические факторы и ответ оформите в виде схемы.
3) По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон.
Предлагаю заполнить таблицу (см. Приложение 2), в которую нужно вписать особенности зон ультофиолетового излучения.
- Проверяем (высвечивается таблица на доске). Слайды № 233-234
4) Дает следующее задание: По схеме «Альбедо разных подстилающих поверхностей», предложенной вам, сделайте вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью (на столах схема) Слайд № 235
5) Предлагает послушать сообщение ученика: «Инфракрасное излучение». Слайды № 236-238
Просмотр видеосюжета «Снежная слепота». Обсуждение видеосюжета. Слайд № 239-240
Выступление ученика с докладом «Ультрафиолетовое голодание» Слайд № 241
Учащиеся слущают, дополняют. Составляют схему «Географические факторы». Слайд № 232
Заполняют таблицу 2, затем проверяют свои ответы с ответами на доске.
Изучают схему, формулируют вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью.
Слушают выступление ученика.
Смотрят и обсуждают видеосюжет по снежной слепоте.
Слушают выступление ученика.
Первичное закрепление во внешней речи. Слайд № 242
В качестве закрепления предлагает экспресс-опрос:
-
Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения?
-
Что такое альбедо? Приведите примеры.
-
Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре .
-
Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения?
-
Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить снежную слепоту?
-
Как ты понимаешь термин «ультрафиолетовое голодание»?
Принимают активное участие в проведении экспресс-опроса
Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой» Слайды № 243-245
В качестве закрепления я вам предлагает поработать с тестом. (см Приложение 3)
По завершении работы, учащиеся проверяют свою работу. Отмечают в "Листе достижений ученика".
Этап «Итоговый». Формативное оценивание
Предлагает подвести итоги по листам достижений
Учащиеся подсчитывают результаты работы.
Этап «Рефлексия деятельности (итог урока)»
Проводит рефлексию:
С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке? Слайд № 246
Выбирают животного, с которым ученик ассоциируют свою деятельность. Слайд № 246
Приложение 1
ЗНАЮ
ИЗУЧИТЬ
Оболочки Земли;
Взаимодействие солнечной радиации и биосферы
Биосфера
Географические и геофизические факторы
Солнечная радиация
Зона дефицита ультрафиолетовых лучей
Альбедо
Зона ультрафиолетовой радиаций
Инфракрасное излучение
Зона ультрафиолетового комфорта.
Снежная слепота
Ультрафиолетовое голодание
Приложение 2
Название зоны
Географическое положение
Особенности
Зона дефицита ультрафиолета
Площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.
В этой зоне самая низкая интенсивность ультрафиолетовой радиации, отмечают «биологические сумерки», понимая под этим заторможенность протекания многих биологических процессов в живых организмах
Зона ультрафиолетового комфорта
Площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.
Наблюдается уменьшение ультрафиолетовой радиации в середине зимы. В южном полушарии уменьшение ультрафиолетовой радиации почти не происходит, поэтому биологическая активность живых организмов сохраняется в течение всего года.
Зона избыточной ультрафиолетовой радиации
Площадь от 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора.
Чрезмерное солнечное облучение приводит к отрицательным явлениям - к поражениям кожи (их называют фототоксикозы); к поражению органов зрения (возникает так называемая фотоофтальмия - воспаление слизистой глаз, слезотечение, светобоязнь). Подобное нарушение органов зрения возникает за счет отражения лучей Солнца от поверхности снега (снеговая слепота).
Приложение 3
Тестовые задания:
-
Недостаток в организме витамина «Д» вызывает заболевание:
А) бронхит
Б) рахит
В) анемия
2. У какой поверхности самое большое альбедо?
А) травяного покрова
Б) воды
В) снега
3. У какой поверхности самое низкое альбедо?
А) травяного покрова
Б) воды
В) снега
4. Общее альбедо земного шара состаляет
А) около 40%
Б) около 5 %
В) около 25 %
5. В северном и южном полушариях, занимает площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.:
А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации
Б) Зона дефицита ультрафиолета
В) Зона ультрафиолетового комфорта
6. От 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора расположена:
А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации
Б) Зона дефицита ультрафиолета
В) Зона ультрафиолетового комфорта
7. Эта зона занимает площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.
А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации
Б) Зона дефицита ультрафиолета
В) Зона ультрафиолетового комфорта
8. Ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов:
А) горная болезнь
Б) ультрафиолетовое голодание
В) снежная слепота
Ключ к вопросам:
1 - Б, 2 - В, 3 - Б, 4 - А, 5 - Б, 6 - А, 7 - В, 8 - В