• Преподавателю
  • География
  • Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Солнечная радиация и биосфера (10 класс)

Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Солнечная радиация и биосфера (10 класс)

Урок 10 Тема урока Солнечная радиация и биосфера. Цель Сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. Задачи - Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой; - Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы. - Развивать коммуникативные навыки при работе в группах,воспитывать биологическую культуру. Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, портрет В.И.Вернадского Тип урока Комбинированный Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку 1. Приветствие 2. Психологический настрой. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 3. Предлагает поделиться на группы по цвету стикера 1. Приветствуют учителя 2. Учащиеся приветствуют друг друга и желают добра 3. Рассчитываются на 1-5. Затем дети объединяются по номерам и образуют 5 групп   Этап «Проверка домашнего задания» Ответьте на вопросы, ответы на которые вы должны были найти дома Какие заболевания возникают из-за недостатка железа? Какие продукты содержат железо? Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания Этап «Мотивация» Учитель говорит, что уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…”... Размышляют, отвечают на вопрос IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности» Задает вопросы: -Где вы встречались с этими словами? Что входит в понятия«солнечная радиация» и “биосфера”?     -Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? Слайды № 225-226. Ответ дайте в виде схемы. - Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть? - Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше? - Итак, каждый из вас для себя может определить,... Дают предположительный ответ: Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.     Учащиеся рассуждают, оформляют схему     V. Постановка учебной цели. - Каковы же цели нашего урока? При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева: “ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”. - У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока. Отвечают: Изучить границы, состав и функции биосферы. Изучают листы достижений учащегося Изучение нового материала.      Предлагает познакомиться с вопросами изучения новой темы: 1.             Взаимодействие солнечной радиации и биосферы. 2.             Альбедо. 3.             Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта. 4.             Инфракрасное излучение. 5.             Снежная слепота. 6.             Ультрафиолетовое голодание. Эпиграф нашего урока будут слова В. Вернадского: “…Сейчас в ней происходит бурн... Изучают вопросы, читают эпиграф Физминутка. Прием«Раз - подняться, потянуться» Предлагает одному из учеников провести небольшую разминку   Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную: Раз - подняться, потянуться,  Два - нагнуть, разогнуться,  Три - в ладоши, три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре - руки шире,  Пять - руками помахать,  Шесть - на место ти... Построение проекта выхода из затруднения.Слайд № 229   1) Раздает заранее подготовленные тексты и дает задание: - Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. - А знаете ли вы, что витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей? - Сделайте предположение обискусственном ультрафиолетовом излучении. - Что такое альбедо? - Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе. Читают текст, выбирают главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы, делают предположение обискусственном ультрафиолетовом излучении, дают пояснение термину «альбедо». Оценивают свои действия на данном этапе Валеологический компонент.Слайды № 230 - 232 2) Учитель задает вопрос:Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете. Назовите географические факторы и ответ оформите в виде схемы. 3) По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон. Предлагаюзаполнить таблицу (см. Приложение 2), в которую нужно вписать особенности зон ультофиолетового излучения. - Проверяем (высвечивается таблица на доске).Слайды № 233-234 4) Дает следующее за... Учащиеся слущают, дополняют. Составляют схему «Географические факторы». Слайд № 232     Заполняют таблицу 2, затем проверяют свои ответы с ответами на доске.         Изучают схему, формулируют вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью.     Слушают выступление ученика.   Смотрят и обсуждают видеосюжет по снежной слепоте.   Слушают выступление ученика.   Первичное закрепление во внешней речи.Слайд № 242 В качестве закрепления предлагает экспресс-опрос: Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения? Что такое альбедо? Приведите примеры. Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре . Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения? Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить с... Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой» Слайды № 243-245 В качестве закрепления я вам предлагает поработать с тестом. (см Приложение 3) По завершении работы, учащиеся проверяют свою работу. Отмечают в “Листе достижений ученика”. Этап «Итоговый». Формативное оценивание Предлагает подвести итоги по листам достижений Учащиеся подсчитывают результаты работы. Этап «Рефлексия деятельности (итог урока)»
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарный план 10 урока курса «Медицинская география»

Урок 10

Тема урока

Солнечная радиация и биосфера. Слайд № 221

Цель

Сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

Задачи

- Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;

- Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру.

Оборудование

Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, портрет В.И.Вернадского

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку

1. Приветствие

2. Психологический настрой.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

3. Предлагает поделиться на группы по цвету стикера

1. Приветствуют учителя

2. Учащиеся приветствуют друг друга и желают добра

3. Рассчитываются на 1-5. Затем дети объединяются по номерам и образуют 5 групп

Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 222

Ответьте на вопросы, ответы на которые вы должны были найти дома

  1. Какие заболевания возникают из-за недостатка железа?

  2. Какие продукты содержат железо?

Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания

Этап «Мотивация» Слайд № 223

Учитель говорит, что уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет - наличие на ней "проникнутой жизнью оболочки!" "…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…" В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

Размышляют, отвечают на вопрос

IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности» Слайд № 224

Задает вопросы:

-Где вы встречались с этими словами?

Что входит в понятия «солнечная радиация» и "биосфера"?

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? Слайды № 225-226. Ответ дайте в виде схемы.

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды

Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. Ответ внесите в таблицу (см. Приложение 1)

Дают предположительный ответ:

Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 - 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

Учащиеся рассуждают, оформляют схему

Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Солнечная радиация и биосфера (10 класс)

V. Постановка учебной цели. Слайд № 227

- Каковы же цели нашего урока? При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:

" Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща".

- У каждого на столе "Лист достижений ученика", который вы заполнять будете в течение урока.

Отвечают:

Изучить границы, состав и функции биосферы. Изучают листы достижений учащегося

Изучение нового материала. Слайд № 228

Предлагает познакомиться с вопросами изучения новой темы:

  1. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы.

  2. Альбедо.

  3. Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта.

  4. Инфракрасное излучение.

  5. Снежная слепота.

  6. Ультрафиолетовое голодание.

Эпиграф нашего урока будут слова В. Вернадского: "…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…".

Изучают вопросы, читают эпиграф

Физминутка. Прием «Раз - подняться, потянуться»

Предлагает одному из учеников провести небольшую разминку


Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

Построение проекта выхода из затруднения. Слайд № 229

1) Раздает заранее подготовленные тексты и дает задание:

- Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

- А знаете ли вы, что витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей?

- Сделайте предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении.

- Что такое альбедо?

- Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.

Читают текст, выбирают главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы, делают предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении, дают пояснение термину «альбедо».

Оценивают свои действия на данном этапе

Валеологический компонент. Слайды № 230 - 232

2) Учитель задает вопрос: Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете. Назовите географические факторы и ответ оформите в виде схемы.

3) По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон.

Предлагаю заполнить таблицу (см. Приложение 2), в которую нужно вписать особенности зон ультофиолетового излучения.

- Проверяем (высвечивается таблица на доске). Слайды № 233-234

4) Дает следующее задание: По схеме «Альбедо разных подстилающих поверхностей», предложенной вам, сделайте вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью (на столах схема) Слайд № 235

5) Предлагает послушать сообщение ученика: «Инфракрасное излучение». Слайды № 236-238

Просмотр видеосюжета «Снежная слепота». Обсуждение видеосюжета. Слайд № 239-240

Выступление ученика с докладом «Ультрафиолетовое голодание» Слайд № 241

Учащиеся слущают, дополняют. Составляют схему «Географические факторы». Слайд № 232

Заполняют таблицу 2, затем проверяют свои ответы с ответами на доске.



Изучают схему, формулируют вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью.

Слушают выступление ученика.

Смотрят и обсуждают видеосюжет по снежной слепоте.

Слушают выступление ученика.

Первичное закрепление во внешней речи. Слайд № 242

В качестве закрепления предлагает экспресс-опрос:

  1. Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения?

  2. Что такое альбедо? Приведите примеры.

  3. Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре .

  4. Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения?

  5. Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить снежную слепоту?

  6. Как ты понимаешь термин «ультрафиолетовое голодание»?

Принимают активное участие в проведении экспресс-опроса

Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой» Слайды № 243-245

В качестве закрепления я вам предлагает поработать с тестом. (см Приложение 3)

По завершении работы, учащиеся проверяют свою работу. Отмечают в "Листе достижений ученика".

Этап «Итоговый». Формативное оценивание

Предлагает подвести итоги по листам достижений

Учащиеся подсчитывают результаты работы.

Этап «Рефлексия деятельности (итог урока)»

Проводит рефлексию:

С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке? Слайд № 246

Выбирают животного, с которым ученик ассоциируют свою деятельность. Слайд № 246

Приложение 1

ЗНАЮ

ИЗУЧИТЬ

Оболочки Земли;

Взаимодействие солнечной радиации и биосферы

Биосфера

Географические и геофизические факторы

Солнечная радиация

Зона дефицита ультрафиолетовых лучей

Альбедо

Зона ультрафиолетовой радиаций

Инфракрасное излучение

Зона ультрафиолетового комфорта.

Снежная слепота

Ультрафиолетовое голодание

Приложение 2

Название зоны

Географическое положение

Особенности

Зона дефицита ультрафиолета

Площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.

В этой зоне самая низкая интенсивность ультрафиолетовой радиации, отмечают «биологические сумерки», понимая под этим заторможенность протекания многих биологических процессов в живых организмах

Зона ультрафиолетового комфорта

Площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

Наблюдается уменьшение ультрафиолетовой радиации в середине зимы. В южном полушарии уменьшение ультрафиолетовой радиации почти не происходит, поэтому биологическая активность живых организмов сохраняется в течение всего года.

Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Площадь от 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора.

Чрезмерное солнечное облучение приводит к отрицательным явлениям - к поражениям кожи (их называют фототоксикозы); к поражению органов зрения (возникает так называемая фотоофтальмия - воспаление слизистой глаз, слезотечение, светобоязнь). Подобное нарушение органов зрения возникает за счет отражения лучей Солнца от поверхности снега (снеговая слепота).

Приложение 3

Тестовые задания:

  1. Недостаток в организме витамина «Д» вызывает заболевание:

А) бронхит

Б) рахит

В) анемия

2. У какой поверхности самое большое альбедо?

А) травяного покрова

Б) воды

В) снега

3. У какой поверхности самое низкое альбедо?

А) травяного покрова

Б) воды

В) снега

4. Общее альбедо земного шара состаляет

А) около 40%

Б) около 5 %

В) около 25 %

5. В северном и южном полушариях, занимает площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.:

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

6. От 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора расположена:

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

7. Эта зона занимает площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

8. Ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов:

А) горная болезнь

Б) ультрафиолетовое голодание

В) снежная слепота

Ключ к вопросам:

1 - Б, 2 - В, 3 - Б, 4 - А, 5 - Б, 6 - А, 7 - В, 8 - В



© 2010-2022