Урок по географии на тему Политическая карта мира ( 1 курс - 10 класс))

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абрамас Светлана Викторовна, преподаватель географии-биологии, Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма».

Для обучающихся 1 курса социально-экономического профиля.

Тема: «Политическая карта мира»

Цель урока: сформировать у обучающихся основные представления о современной политической карте мира; рассмотреть влияние международных отношений на изменение политической карты мира.

Ход урока:

1.Организационный:

Организация дисциплины. Приветствие. Деление группы на 5 команд.

Преподаватель: Добрый день, ребята! Внимание! Цель нашего занятия в процессе командной работы объяснить, почему политическая карта постоянно меняется, какие факторы влияют на это и что будет с политической картой в будущем.

2.Изучение нового материала:

Преподаватель: Мы с вами приступаем к изучению политической географии. Это особая часть экономической и социальной географии, занимающаяся изучением территориальной расстановки политических сил, систем, обусловленных социально-экономическими, политическими, этнокультурными, природными факторами, закономерностями и тенденциями.

Процесс формирования политической карты происходил на протяжении всей истории развития человеческого общества. Государства изменяли свои границы, утрачивали или обретали независимость, совершенствовали формы государственного правления и устройства. Современная политическая карта - итог нескольких тысячелетий.

Преподаватель: Политическая карта, по сути, является географическим отражением исторического процесса. Любые исторические процессы предполагают изменение чего-либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве. К количественным нужно отнести изменения общей численности государств, а также изменения площади стран. К качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран.

Что выступало главной причиной количественных изменений на политической карте мира, то есть что приводило к изменению границ, формированию новых государств?

Обучающиеся: Причин множество, однако, главными из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых территорий и др.

Преподаватель: давайте разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания.

Обучающиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают войны религиозного, расового и этнического характера.

Задание для обучающихся: А теперь давайте рассмотрим, что собой представляла политическая карта мира на каждом историческом этапе. Откройте учебник параграф 1.1., стр.5. На ваших столах лежит таблица: «Этапы формирования политической карты». Самостоятельно прочитайте текст и заполните таблицу.

Название этапа

Временные рамки

Изменения на карте

Политическая система

Древний

Средневековый

Новый

Новейший

Современный



Преподаватель: и так подведем итог заполнения таблицы. Первая группа зачитайте, что вы внесли в таблицу по древнему этапу. Остальные слушаем, проверяем, дополняем. Вторая группа - средневековый этап, третья группа - новый этап, четвертая группа - новейший этап, пятая группа - современный этап.

Преподаватель: На начало XXI в., в мире насчитывалось около 240 государственных образований. С 1990 г. Политическая карта мира претерпела довольно сильные изменения. Их основной причиной явился распад мировой системы социалистических стран. В 2004 г. Юридически обоснованным государственным суверенитетом обладали 193 государства. Найдите в учебнике понятие суверенные государства и запишите себе в тетрадь. И так, какие государства относятся к суверенным?

Обучающиеся: Суверенные государства - это политически независимые государства.

Преподаватель: Ряд государственных образований являются несамоуправляющимися. Выпишите в тетрадь, используя текст учебника на стр. 6. государства которые обладают зависимыми территориями.

Преподаватель: Перемены на политической катре мира в будущем могут носить как количественные, так и качественные изменения. «Территории», вероятно, будут менять свой юридический статус и границы, что в принципе возможно наблюдать и в сложившихся суверенных государствах. Все современные мировые политические, экономические и социальные изменения должны будут найти свое отражение на политической карте.

Пестрота политической карты требует при изучении элементарной классификации. По каким определённым признакам можно объединить в различные группы страны мира?

Обучающиеся: По площади, по численности населения, по географическому положению, по уровню экономического развития.

Преподаватель: На столе у каждой группы лежат контурные карты и атлас мира. Проанализируйте в учебнике таблицы №1, 2 стр. 8-9 нанести на карту крупнейшие по площади страны мира, страны мира с численностью населения свыше 100 млн. чел., страны, имеющие выход к морскому побережью.

Преподаватель: Давайте проанализируем вашу работу на контурных картах. Какие страны вы можете отнести к странам - гигантам.

Обучающиеся: Страны-гиганты - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралийский Союз, Индия.

Преподаватель: назовите страны-лидеры по численности населения.

Обучающиеся: Страны-лидеры по численности населения - Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия.

Преподаватель: назовите страны имеющие выход к морю.

Обучающиеся: Полуостровные - Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия и т.д. Островные - Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар и т.д. Страны-архипелаги -Япония, Индонезия, Филиппины и т.д.

Преподаватель: В начале занятия мы с вами определили, что политическая карта претерпела качественные и количественные изменения. К каким изменения относят смену форм государственного устройства и форм правления стран.

Обучающиеся: к качественным.

Преподаватель: Правильно. На политической карте выделяют группы государств по формам правления, типам государственного устройства и формам государственного режима. У вас на столе таблица, требующая полного заполнения. Используйте информацию учебника на странице 9-12.

Форма правления

Кто управляет?

Название стран

1.



Преподаватель: Давайте сверим данные полученные вами самостоятельно при заполнении таблицы. Молодцы. Вы справились с заданием. А сейчас мы рассмотрим классификацию стран по версии ООН:

  1. Экономически развитые страны

    1. Большая восьмёрка стран (США, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Россия)

    2. Страны переселенческого капитализма (ЮАР, Канада, Австралийский Союз, Израиль)

    3. Менее крупные европейские страны (Норвегия, Швеция, Австрия и т.д.)

  2. Экономически развивающиеся страны

    1. Ключевые страны (Индия, Мексика, Бразилия)

    2. Новые индустриальные страны (Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Гонконг)

    3. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединённые Арабские Эмираты)

    4. Наиболее отсталые страны (Афганистан, Чад и т.д.)

  3. Постсоциалистические страны (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Грузия и т.д.)

Подведение итогов урока:

Преподаватель: Ребята, давайте подведём итоги занятия.

Обучающиеся: политическая карта мира - это сложное историко-географическое явление, прошедшие несколько этапов становления: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный.

Страны на карте выделяются по площади, по численности населения, по географическому положению, по уровню экономического развития.

Домашнее задание.

Нанести на контурную карту государства большой восьмерки, страны переселенческого капитализма, экономически развивающиеся страны, постсоциалистические страны.





Литература:

1. Баранчикова Е.В. География: учебник для среднего профессионального образования: - М: Издательский центр «Академия», 2012

2. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 1990

3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений: - М: Просвещение, 2005.



© 2010-2022