Материал по географии на тему Приемы для учебной мотивации на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2


Приемы для учебной мотивации на уроках географии


Автор: учитель

МКОУ СОШ №2

города Россоши

Воронежской области

Карабанова Лариса Владимировна



2015

Цель:

Осмысление собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников.

Задачи

1.Показать необходимость повышения мотивации в современной школе.

2. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях.

3. Представить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации на различных этапах урока географии.

На свете ни единому уму,

Имевшему учительскую прыть,

Глаза не удалось открыть тому,

Кто сам не собирался их открыть.

Игорь Губерман

И как отреагирует на эти слова родитель нерадивого ученика, школа не в силах нам помочь? Конечно, мы можем это сделать! Поможет нам в решении данной проблемы мотивация. Сейчас она особенна актуальна. Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?

Вернемся в прошлое. Раньше со школьниками особенно не церемонились. Не выучил домашнее задание, оставайся после уроков и учи. Вспомните лозунг: «Учиться, учиться и учиться!» Или еще один: « Нет прав без обязанностей». Учиться - обязанность ученика, следить за учебой - обязанность родителей. Если ребенок не освоил программу, его оставляли на второй год. И поэтому многие старались избежать этой участи, ведь неприятно сидеть с младшими в классе.

Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, обществе были школьные уроки, сегодня Интернет, СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

Статус учителя был высок. Хотя я убеждена, что на формирование статуса влияет и сам учитель. Сегодня мы постоянно слышим о правах детей, а вот об обязанностях детей и их родителей многие забывают. В результате молодые мамы и папы хорошо усвоили, что их обязанность - произвести на свет, кормить и одевать, а вот учить и воспитывать - обязанность педагогов.

Много проблем накопилось в современном образовании: перегрузка однообразным учебным материалом, несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса,

ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Вот поэтому, уважаемые коллеги, нам приходится прилагать массу усилий, чтобы заинтересовать ребенка.

Немного теории.

Мотив - это побуждение к действию.

Охарактеризовать мотив - значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Мотивация - «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность».

Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

Две составляющие мотивации:

-Интерес

-Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие)

Три кита учебной мотивации.

1. Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».

2. Ощущение свободы выбора: «Мы не пешки, у нас есть выбор! Мы можем выбирать».

3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

Важные аспекты, влияющие на формирование мотивации.

  1. Личность учителя.

  2. Сотрудничество учителя и учащегося.

  3. Создание эмоционально-комфортной обстановки.

  4. Методы проблемно-развивающего обучения.

  5. Организация коллективной деятельности.

  6. Перечень знаний и умений учащихся по определенной теме.

  7. Активизация учебно-познавательной деятельности.

  8. Максимально возможное снятие внешнего контроля.

  9. Рефлексия.

В мотивации учения важную роль играют

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. Давайте вспомним основные этапы современного урока.

Этапы урока:


  • Организационный момент

  • Актуализация знаний

  • Освоение нового материала

  • Закрепление

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

Мотивация может формироваться на каждом этапе урока.

Приемы учебной мотивации на различных этапах урока

Организационный момент


  1. Положительный настрой

  2. Нетрадиционное название урока: броское, рекламное, шуточное, афоризм или противоречие, которое надо разрешить. «Приглашаем на полюс холода Северного полушария!», 8 класс, « Отец географии: кто он.» , 5 класс.

  3. Использование зрительного образа (рисунок, график, карикатура, символ, фотография и т.п.) при формулировании темы урока.

Актуализация знаний

  1. Проблемный вопрос. Например:

- Что случится, если…?

- Назовите…

- Сколько известно… ?

- Какой …. является лучшим и почему?

- Приведите пример,…

В чем сильные и слабые стороны….?

- Из чего состоит…?

- Каким образом… влияет на … ?

- Кто участвовал…?

- Чем похожи… и …. ?

- На что похоже… ?

- Где происходило … ?

- Кто открыл … ?

- Что мы уже знаем о … ?

- Каким образом … можно использовать для … ?

- Кто изобрел … ?

2. Корзина идей.

.Задается вопрос о том, что известно ученикам о проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все тетради.

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (составляется список идей).

5. Все сведения кратко записываются учителем в «корзинке» идей. Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

3. Загадки.

  • Загадка: Знаете ли вы, что есть географические карты, на которых показаны несуществующие географические объекты? Что это за карты? Почему они необходимы?

  • Ответ. Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены места, где часто встречаются миражи. Известны случаи, когда видения озер, городов были так реальны, что жертвами миражей становились целые караванные пути.

Освоение нового материала

1. Осознанное чтение.

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

  • «+» - если считают, что это им известно;

  • «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;

  • «v» - если то, что прочитали является новым;

  • «?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений.

2. Дискуссия. Правила дискуссии.

  • Правило поднятой руки

  • Критикуя, предлагать (конструктивность)

  • Слышать и слушать друг друга (не перебивать)

  • Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент)

  • Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику)

  • Активно участвовать

  • Следить за рекомендациями ведущего

  • Сдерживать эмоции

3. Экспресс-анализ текста

1. Этот отрывок повествует о ________________

2. Главными идеями являются:

- _______________________________________

- _______________________________________

3. Читая, я соглашаюсь с: ____________________

4. Читая, я не соглашаюсь с: __________________

5. Два вопроса к тексту, которые подлежат обсуждению

Закрепление

4.Показ кинофильмов.

5. Работа с понятием.

1. Понятийный ряд: Что является «лишним»?

Тектоническое строение: платформа, щит, гора, складчатый пояс.

Что является «лишним»?

Бора, муссон, пассат, бриз.

2. Определение: О каком понятии идет речь?

Естественная среда обитания, все, что не создано человеком - ______________

3. Пропущенное понятие: Восстановите высказывание:

«Могущество российское прирастать _________будет»

(М. Ломоносов)

6. Языковой и образный ряд

Предлагается по каждой букве в слове подобрать существительное, прилагательное и глагол, показав их связь с данным понятием. См. презентацию.

7. Лови ошибку! См. презентацию.

Рефлексия

1.Рефлексия - противопоставление

Самое интересное было… , а самое скучное… .

  • Самым веселым было…, а самым серьезным …

  • Мне бы хотелось, чтобы… .

  • Мне бы не хотелось, чтобы…

  • Я был(а) уверен(а) в себе, когда… .

  • Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .

2.Метод индивидуальной графической рефлексии



Домашнее задание

1.Упражнение «Редактор». Переписать выделенные на уроке сложные предложения текста другими словами. Уточнить, упростить, но чтобы смысл не потерялся. 6 класс, тема «Времена года», раздел «Смена времен года»

2.Создаем таблицу (не заполняем готовую!), используя информацию в учебнике. 7 класс, тема «Воздушные массы»

3.Ищем информацию по проблемному вопросу, используя дополнительную информацию.

5 класс, тема «От плоской Земли к земному шару», вопрос: Когда был сделан последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?

4. Создаем презентацию к изучаемой теме по плану. 6 класс, тема «Виды горных пород»

5.Создаем рекламу, листовку социального содержания. 8 класс, тема «Гидросфера и человек».

Уважаемые коллеги! Говорят « Новое - хорошо забытое старое». Какие-то приемы Вам знакомы, о чем-то Вы узнали впервые. Я считаю, способы мотивации, которые я пропускаю через себя и учеников, которые дают положительный результат для нас и являются самыми ценными.

Главное, без мотивации - никуда! Причем мотивации, как учителя, так и ученика.

Мотивация ученика должна начинаться с самого учителя! Как ты настроен на урок, чего желаешь сама? И если захватила зрителя - ученика своей искренностью, убеждением - урок будет счастливым мигом, оставившим след в памяти!

7

© 2010-2022