Элективный курс Топонимика и гидронимика нашего края

         Элективный курс  "топонимика и гидронимика нашего края" расчитан на 15 часов, для учащихся 5-6 классов. Главная цель данного курса - формирование эмоционально-целостного представления отношения к миру; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся; движения к истории и культуре своей Родины и населяющих её народов; содействовать расширению активности учащихся, развитию мышления, углубления знаний.             Осознание своей включенности в жизни своего края, своей страны формирует...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Янталь

Управление образования

Усть-Кутского муниципального образования

иркутской области





Программа элективного курса

«Топонимика и гидронимика нашего края»

Для 5-6 класса

(16 часов)






Автор: Криводуб Марина Борисовна,

учитель географии























п. Янталь.

2008 г.

Пояснительная записка.

Одним из важных факторов успешного усвоения географических представлений, географической номенклатуры является изучение происхождения и смыслового значения географических названий, то есть топонимов и гидроним.

Происхождение названия, его этимология характеризуют объект на каком-либо историческом этапе, дают информацию об этом этапе. Изменение названий соответствует изменениям, происходящим во времени.

В школьном курсе географии, истории вопросы топонимики не рассматриваются, но являются одним из аспектов исторического подхода к изучению географии своего края.

О важности и значении внедрения топонимических и гидронимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.П.Максаковский. «В педагогическом отношении топонимика - одно из наиболее благодарных направлений в краеведческой работе», - пишет Е.М.Поспелов. известный этнограф и русский критик Н.И.Надеждин писал: «Топонимика - это язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре».

В практике обучения географии топонимы и гидронимы используются для объяснения номенклатуры, помощью для учителя служат топонимические словари Е.М.Поспелова, В.А.Никонова.

Одним из вариантов внедрения топонимических сведений в школьный курс региональной географии может служить элективный курс «Топонимика и гидронимика нашего края»

Главная цель данного курса - формирование эмоционально-целостного представления отношения к миру; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся; движения к истории и культуре своей Родины и населяющих её народов;

Содействовать расширению активности учащихся, развитию мышления, углубления знаний.

Осознание своей включенности в жизни своего края, своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района, города, села.

Курс способствует подготовке к ориентации в пространстве родного края, к умению адаптироваться в окружающей среде. В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, вместе с ней меняются и названия и их значения.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство.

Данный курс посвящён топонимам и гидроним Усть-Кутского района, народам, населяющим нашу местность.



Содержание программы:

I раздел. Введение. (2 ч.)

Топонимика как наука, изучающая происхождение и своеобразие географических названий, микротопонимика - раздел топонимики, изучающий название мелких географических объектов. Гидронимика - раздел топонимики, изучающий своеобразие названия водных объектов

II раздел. Топонимы и гидронимы Усть-Кутского района (9 ч.)

Географические названия Усть-Кутского района: происхождение и развитие. Географические названия населенных пунктов Усть-Кутского района, произошедшие от личных имен. Географические названия, произошедшие от названия профессий. Географические названия, имеющие отношение к окружающим географическим объектам. Географические названия, отражающие свойства и качества объекта, рельефу, и свойствам дна. Географические названия, диалектное происхождение или связанные с национальными и исчезнувшими языками.

III раздел. Заключение (5 ч.)

Экскурсия к близко расположенным географическим объектам; этносоциологическое исследование происхождения некоторых топонимов и гидронимов; экскурсия в краеведческий музей г. Усть-Кута, ДЮЦ, ДЭБЦ, своей школы.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

Название населенных пунктов Усть-Кутского район как существующих, так и заброшенных;

Название крупных и мелких притоков реки Лены, ручьев на территории Усть-Кутского района; название озёр, болот своей местности;

Названия полей, лугов своей местности;

Названия отдельных районов г. Усть-Кута, поселков и сел.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять происхождения названий географических объектов своей местности;

  • оценивать изменение названий природных объектов, связанных с изменениями в жизни человека;

  • объяснять влияние географического положения, особенностей природы, хозяйства и занятия населения г Усть-Кута и Усть-Кутского района на топонимику и гидронимику;

  • называть народы, наиболее распространённые топонимы и гидронимы своей местности

Формы и сроки контроля.

В течение обучения по курсу «Топонимика и гидронимика нашего края»

проводится опрос учащихся, на что должно отводиться 15 мин.

Во время занятий необходимо проведение зачётной работы, вопросы, по которой должны быть розданы учащимся заранее, чтобы они смогли подготовиться.

Учебный курс может быть завершён итоговой письменной работой, темы которой выносятся заранее.

Тематическое планирование. (16 ч.)

I раздел. Введение (2 ч.)

Урок №1. Географические названия Усть-Кутского района: происхождение и развитие.

Урок № 2. Классификация разделов топонимики

II раздел. Топонимы и гидронимы Усть-Кутского района (9 ч.)

Урок № 3. Географические названия населенных пунктов Усть-Кутского района, отдельных районов г. Усть-Кута, поселков, сел;

Урок № 4. Географические названия Усть-Кутского района , произошедшие от личных имен.

Урок № 5. Географические названия, произошедшие от названия профессий.

Урок № 6. Географические названия, имеющие отношение к окружающим географическим объектам.

Урок № 7. Географические названия, имеющие отношение к окружающему растительному и животному миру.

Урок № 8. Географические названия, отражающие свойства и качества объекта, рельефу, и свойствам дна.

Урок № 9 Географические названия, имеющие диалектное происхождение.

Урок № 10. Географические названия, связанные с национальными и исчезнувшими языками.

Урок № 11. Зачетный урок

III раздел. Заключение. (4 ч.)

Урок № 12. Экскурсия к близко расположенным географическим объектам;

.Урок № 13. Этносоциологическое исследование происхождения некоторых топонимов и гидронимов;

Урок № 14. Экскурсия в краеведческий музей г. Усть-Кута ( ДЮЦ, ДЭБЦ, своей школы).

Урок № 15. Контрольно-обобщающий урок.

Урок №16. Повторение «Топонимика и гидронимика нашего края»

Литература для учителя:.

С.АТурулев «Реки Байкала. Происхождение названий» Восточно-Сибирское

издательство 1989 г.

В.В. Елисеева «Гидронимы» журнал «География в школе» №8/2004 г

Г.Ф. Ермошкина «Изучение топонимики в региональном курсе географии» журнал

«География в школе» №8/2003 г.

А.М. Сараева «Отражение этнографических знаний в топонимике» журнал

«География в школе» №1/1998 г

Литература для учащихся:

Бояркин «География Иркутской области»

В.А.Никонова Топонимический словарь.

Е.М.Поспелова Топонимический словарь

г. Усть-Кут. Справочник


© 2010-2022