- Преподавателю
- География
- Конспект урока: Почва, ее значение. Образование почвы
Конспект урока: Почва, ее значение. Образование почвы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казанкова Е.М. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата ___ / ___ / ______ Класс _____ Фамилия учителя _________________________
Урок № 41
Вода на Земле. свойства воды
Цель урока: углубить знания школьников о воде , ознакомить их с основными свойствами воды , видами воды на Земле ; развивать память , внимание, мышление учащихся , отрабатывать навыки поисковой деятельности , наблюдения , учить делать выводы ; привлекать школьников к активному участию в учебно - воспитательном процессе ; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты , любовь к природе.
Ожидаемые результаты : ученики называют свойства воды , виды воды на Земле ; описывают воду , могут доложить о результатах собственных наблюдений и опытов , анализируют полученную информацию , выделяют главное от второстепенного .
Базовые понятия и термины : вода , океан , море , река , озеро , водопад , болото , пресная и соленая вода.
оборудование:
Тип урока : усвоение новых знаний .
Ход урока
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .
. Сообщение темы урока .
Отгадывание загадок (фронтальная работа).
Він скрізь: у полі і в саду,
А в дім не попаде,
І я тоді лиш з дому йду,
Коли вже він не йде. (Дощ.)
Спробуй, друже, відгадати,
Що за стрій у небесах:
Чи клубки пухкої вати,
Чи то пір'я з крупних птах,
Чи біжить овець отара?
Ні, пливуть це білі … (хмари.)
Щось у небі синім - блим!
Розкотився в небі грім
Та гуркоче вдалині.
Що за дивні ці вогні? (Блискавка.)
Він шепоче: «Шу-шу-шу…
Листя обірвать спішу.
З ним я у осіннім гаї
У таночку покружляю». (Вітер.)
З небесної діжки
Крижані горішки
На землю упали,
Шкоди нам завдали. (Град.)
Уночі понад водою
Білий дим пливе рікою.
Тільки сонечко засяє -
Білий дим кудись тікає. (Туман.)
З небокраю, з-за діброви,
Вийшли воли чорноброві:
Принесли водиці дзбан,
Полили і ліс, і лан. (Хмари.)
Создание «ассоциативного куста».
Голубая планета Вода
пара Океаны
дождь Моря
вода реки
снег Лужа
воздух Рыбы
облака Растения
жизнь
III. Усвоение новых знаний
1. Ознакомление с планом объяснение нового материала.
1) Вода на Земле. (а) Слово учителя б) частично-поисковый метод (работа с учебником) в) словарная работа г) заполнение таблицы.)
По ходу рассказа учителя ученики записывают понятия к тетрадей, демонстрируют рисунки водных объектов на Земле (опережающий домашнее задание), заполняют таблицу в тетради или на отдельных листах. (Раздаточный материал.)
1) Заполнение таблицы. (Раздать ученикам.)
водоем
Краткое описание
Пресна или соленая
Примеры
Океан
Море
Озеро
Речка
Болото
Водопад
а ) Слово учителя в) словарная работа.
Вспомним , что такое вода.
Вода - это вещество в виде прозрачной бесцветной жидкости , которая не имеет запаха и вкуса. Химическая формула воды - Н2О . Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода .
Вся вода мира образует водную оболочку Земли - гидросферу .
Гидросфера состоит из пресных и соленых водоемов.
Пресные воды - это природные воды с минерализацией до 1% , вода с содержанием соли , меньше 10 /00 (1 г / л).
Пресная вода содержится в источниках , реках , пресных озерах , водохранилищах , подземных резервуарах ( артезианская вода) , в облаках , ледниках и т.п. .
Доля пресной воды на Земле составляет примерно 2,5-3 %. При этом около 85-90 % запасов пресной воды содержится во льдах Антарктиды.
Соленые (морские ) воды - это воды морей и океанов. Подавляющее количество морской воды содержится в Мировом океане ( 1,37 млрд км ³ ) . Она имеет горько- соленый вкус , через значительное содержание солей. Средняя соленость морской воды составляет 35%. Такая вода замерзает при -2 ° C. Чем больше соленость , тем ниже температура замерзания.
Океан - это огромное количество соленой воды. Различают четыре океана : Тихий , Атлантический , Индийский и Северный Ледовитый . Все океаны образуют Мировой океан.
Море - это большое количество соленой воды , которая обычно является частью Мирового океана. Иногда море может быть отделено от океана и представлять собою большое соленое озеро ( например , Каспийское море) .
Больше по площади и самое глубокое в мире море Земли - Филиппинское море . Существует много морей , например : Мраморное , Бали , Саргассово , Берингово , Адриатическое , Критское , Восточно -Китайское , Желтое , Камотес , Коралловое , Коро , Новогвинейское , Миндана , Молуккские , Охотское , Черное , Соломоново , Красное , Тасманово , Тувалу , Фиджи , Флорес , Хальмахера , Баренцево , Бофорта , Гренландское , Чукотское и т.п. .
Река - это естественный водный поток , который вытекает из источников или из озера (реже болота) , имеет сформированное русло и течет под действием силы тяжести. Также в реки впадают поверхностные и подземные (грунтовые ) воды , атмосферные осадки (дождь , снег , град ) .
Длинные реки Украины : Дунай ( 2960 км) , Днепр ( 2201 км) , Днестр ( 1362 км) , Десна ( 1130 км) , Северский Донец ( 1053 км ) , Южный Буг ( 806 км) , Западный Буг ( 772 км) , Припять пять ( 761 км) .
Озеро - это естественный водоем медленного водообмена , расположена в углублениях суши и не связана протоками с морями и океанами. Озера бывают как солеными , так и пресными . Они могут иметь незначительную площадь , а могут быть очень большими .
Крупными считаются озера , площадью более 10 000 км2. Таких озер насчитывается 22 .
Самое большое озеро - Каспийское море ( 438 тыс. км2) , за ним по площади водного зеркала следуют Верхнее озеро в Америке ( 82,4 тыс. км2) , Виктория , Ньяса , Мичиган , Гурон и Аральское - каждое около 60 тыс. км2 , Танганьика , Байкал - по 35 тыс. км2 , Ладожское (18 тыс. км2).
Самое глубокое озеро - Байкал ( 1642 м). Максимальная глубина его была установлена в 1983 году , нанесенная на карту - в 1992 году.
Болото - это чрезмерно увлажненный земельный участок с застойным водным режимом и специфическим растительным покровом. Болота являются составной частью гидросферы .
Чаще болота встречаются в Северном полушарии , в лесах. В России очень распространены болота на севере в Западной Сибири , на Камчатке. В Белоруссии и Украине болота чаще встречаются на Полесье (так называемые Пинские болота) .
Некоторые болота России есть ботаническими памятниками природы . Например: большое Таватуйське болото , Малиновское , Кукушкинське , Систрорицьке , Мшинське , Старосельский мох , Васганськи болота (крупнейшие болота мира).
На территории Украины расположены такие болота , как Ирдинске , Мартыненкову , Ольманськи , Пинские , Поддубичи , Черный лес.
Водопад - это падение водного потока реки с уступа . Он создан водным потоком , обычно реки , который приходит из устойчивого каменного уступа. Большинство водопадов формируются в горных ландшафтах в результате многолетнего воздействия воды на структуру земли .
Водопады также могут быть искусственными , если они создаются как часть садово - паркового искусства.
10 самых высоких водопадов мира Анхель ( 979 м) в Венесуэле , Тугела ( 948 м) в ЮАР , Три Сестры (914 м ) в Перу , Олоупена (900 м) в США (Гавайские острова) , Умбилла ( 895,4 м) в Перу , Виннуфоссен ( 860 м) и Балайфоссен (850 м ) в Норвегии , Пуукаоку (840 м ) в США , Джеймс Брюс (840 м ) в Канаде , Браун (836 м ) в Новой Зеландии.
Крупнейшие водопады Украины :
Самый высокий водопад Украины - Учан -Су , высота 98 м. ( Крымские горы )
Высокий водопад Украинских Карпат - Манявский, высота около 20 м.
Высокий равнинный водопад Украины - Червоногородский (Джуринский), 16 г.
Вспомним также , что вода входит в состав воздуха и может образовывать облака , дождь , снег , град и туманы.
Также воду можно встретить и в искусственно созданных объектах , таких как пруды, водохранилища , фонтаны , колодцы , бассейны , аквариумы и т.д. .
2 . Свойства воды .
а ) Слово учителя б ) демонстрация опытов .
Свойства воды тесно связаны с ее структурой . Большинство из них можно увидеть во время проведения различных опытов .
Опыт 1 . На демонстрационном столе стоят два стакана с обычной водой. Учитель вызывает к столу двух учеников и предлагает одному из них понюхать воду , а другому попробовать ее на вкус .
- Какой вкус у воды ? Никакого .
- Как пахнет вода ? Никак .
Итак , вода в нормальном состоянии не имеет ни вкуса , ни запаха.
Опыт 2 . На демонстрационном столе стоят несколько пластиковых емкостей разных цветов (одна из них должна быть прозрачной ) . Каждая емкость заполнена водой. Учитель вызывает к столу одного или двух учеников и предлагает им определить , какого цвета вода. Ученики приходят к выводу , что вода не имеет цвета .
Итак , вода бесцветна.
Опыт 3 . В стакан , заполненный чистой водой , помещается любой предмет . Затем предмет помещается за стаканом . Можно увидеть предмет, расположенный за стаканом с водой или в ней? ( Да. )
Итак , вода прозрачная .
Опыт 4 . Наливаем воду в емкости различной формы. Что происходит с формой воды ? Она принимает форму предмета .
Итак , вода не имеет собственной формы .
Опыт 5 . В стакан с водой помещаем кусочек сахара. Размешиваем его и через некоторое время наблюдаем , что сахар растворился.
Итак , вода способна растворять вещества.
Опыт 6 . Наливаем одинаковое количество воды в две одинаковые колбы ( следует поставить отметку уровня они , чтобы легче было сравнить) . Закрываем их и помещаем одну из них в стакан с горячей водой , а другую - со льдом. Через некоторое время наблюдаем , что в колбе , которую поместили в горячую воду , объем воды уменьшается , а в той , что была во льду - увеличивается.
Итак , вода может изменять свой объем в зависимости от температуры.
Еще одним свойством воды (кстати , одной из самых странных ) является то , что она может находиться в трех агрегатных состояниях - твердом , жидком и газообразном . Опыт , который это демонстрирует , мы проведем на следующем уроке.
IV . Закрепление нового материала
1 . Упражнение « Собери предложение ». Работа в группах .
Учитель раздает ученикам наборы слов , из которых они Должны собрать предложения. Каждая группа получает свой набор. После того как предложения Собраны , ученики по очереди называют их. ( Раздаточные материал. )
Ответ : Вода может находиться в трех агрегатных состояниях.
Ответ : Болото - это увлажненный земельный участок с застойным водным режимом.
Ответ : Море является большим количеством соленой воды и частью океана.
Ответ : Водопад - это падение водного потока реки с уступа .
Ответ : Река - это естественный водный поток , который вытекает из озера.
Ответ : Вода - это вещество в виде прозрачной бесцветной жидкости .
Игра «Кто в воде живет?» Фронтальная работа.
Отгадывание загадок
1Якщо руки ваші в ваксі,
Якщо на ніс сіли клякси,
Хто тоді ваш перший друг,
Змиє бруд з лиця і рук? (Вода.)
2Не ставок і не ріка,
Мох росте і осока.
Там земля - неначе тісто,
Що воно за дивне місце? (Болото.)
3Що за струмінь-водоспад?
В спеку кожен йому радий;
В нашім парку - гарний, гожий -
Веселить він перехожих.
В'ються вгору води потоки,
Краплі бризкають нівроку…
Знають Юля та Роман,
Ця загадка про… (фонтан.)
4Стоїть корито,
Повне води налите. (Ставок або озеро.)
5Що за хатка - дивина?
Зі скла прозорого вона.
Табунцями, як у річці,
Рибки плещуться в водичці. (Акваріум.)
Физкультминутка.
V. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
1. Задания для всего класса.
Проработать в учебнике § _______
2. Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о агрегатные состояния воды.
VI. Подведение итогов урока
1. Упражнение «Вспомним основы».
Учащимся предлагается назвать то, что больше всего запомнилось во время урока.
2. Фронтальный опрос.
- Что такое вода?
- Где можно встретить воду на Земле?
- К
какие свойства присущи воде?
Карточка 1 Розрежте набор слов и правильно соберите предложение.
пребывать
трех
может
состояниях
в
Вода
агрегатних
Карточка 2 Розрежте набор слов и правильно соберите предложение.
увлажненный
режимом
с
застойным
участок
земельный
Болото - это
водным
Карточка 3 Розрежте набор слов и правильно соберите предложение.
океана
воды и
большим
соленой
Море
частью
является
количеством
Карточка4 Розрежте набор слов и правильно соберите предложение.
реки
з
водного
Водопад
уступу
потока
падение
- это
Карточка 5 Розрежте набор слов и правильно соберите предложение.
Река
из
водный
, который
озера
поток
вытекает
- это есстественный
Карточка 6 Розрежте набор слов и правильно соберите предложение.
жидкости
безцветной
- это
вещество
прозрачной
хімічна
в виде
Вода
Дата ___ / ___ / ______ Класс _____ Фамилия учителя _________________________
Урок № 44
Растворы в природе
Цель урока: ознакомить школьников с примерами растворов в природе , раскрыть значение растворов в природе и жизни человека , углубить знания учащихся о растворах , растворимые и нерастворимые вещества , учить выражать свое мнение ; развивать мышление , внимание и память школьников , отрабатывать навыки поисковой деятельности на уроке формировать научное мировоззрение , воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты : ученики называют свойства воды ; приводят примеры растворов в природе ; используют изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях.
Базовые понятия и термины : вода , свойства воды , растворитель , растворы .
оборудование:
Тип урока : усвоение новых знаний .
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1 . Проверка домашнего задания .
1) Задание для всего класса.
2 ) Индивидуальное задание .
2 . Сообщение темы урока . Дидактическая игра « Домино» .
Тема на доске закрыта почти полностью (закрытые слова растворы и природе , на доске открыта только буква « В») . Ученикам раздаются два набора букв и предлагается собрать из них два слова , чтобы открыть тему урока . После того как ученики собрали слова , учитель открывает на доске надпись темы урока , объявляет ее . ( Раздаточный материал. )
3 . Объявления цели и задач урока .
(Учитель сообщайте студентам цели и задачи урока , знакомит с планом работы на уроке , который записан на доске. )
4 . Обсуждение высказывания.
Нет таких отдаленных явлений , познания которых нельзя было бы достичь , и нет таких таинственных явлений , которые нельзя было бы понять . (Р. Декарт )
Учитель подводит учащихся к пониманию того , что можно овладеть знаниями о любом явлении, процессе или тело .
5 . Обсуждение народного пословиц и поговорок , цитат.
6 . Фронтальная беседа .
- Замечали ли вы , что суп является невкусным , пока мы его не подсолим ?
- Или чай несладкий , пока мы не добавим к нему сахара ?
- Знаете ли вы , что вода в морях и океанах соленая ?
- Известно ли вам , что березовый сок сладкий ?
- О чем это свидетельствует ? ( В воде растворяются определенные вещества и придают ей новый вкус , образуя раствор. )
Итак , растворы встречаются повсюду в нашей повседневной жизни . Сегодня мы больше узнаем о них и их применение в природе и в жизни человека .
7 . Фронтальная беседа .
Учитель предлагает ученикам вспомнить то , что им уже известно о растворах , для того чтобы лучше понять новый материал.
8 . Дидактическая игра « Поймай слово». Фронтальная работа.
Учитель ставит к школьникам вопросы и предлагает им несколько вариантов ответов . Ученики должны выбрать правильный ответ и хлопать в ладоши , когда ее услышат.
III . Усвоение новых знаний
1 . Ознакомление с планом объяснение нового материала.
План объяснения нового материала
1 ) Растворы в природе . ( а ) Слово учителя с элементами беседы б ) сообщения учащихся . )
2 ) Значение растворов в природе и жизни человека . ( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) б ) обработки табл.)
2 . Физкультминутка .
IV . Закрепление нового материала
1 . Сочинение- размышление « Растворы в моем доме » (самостоятельная работа).
Ученики должны написать небольшие произведения , в которых упомянут , какие растворы они встречают у себя дома (на кухне , в ванной комнате и т.д.).
2 . Чтение и обсуждение произведений (фронтальная работа).
V. Домашнее задание , инструктаж по его выполнению
1 . Задания для всего класса.
Проработать в учебнике § _______
2 . Индивидуальное задание .
1 ) Подготовить сообщение о значении воды в природе и жизни человека , нарисовать плакаты « Сохраним водные ресурсы планеты ».
2 ) Подготовить мини -проект «Капля , или " Где мы теряем воду ? "».
VI . Подведение итогов урока
1 . Фронтальный опрос .
- Какие растворы встречаются в природе ?
- Какое значение растворов в природе ?
- Как или где человек применяет растворы ?
2 . Интерактивная игра « Незаконченное предложение ».
На уроке я понял ...
Сегодня я научился ...
На уроке интересным было ...
Дата ___ / ___ / ______ Класс _____ Фамилия учителя _________________________
Урок № 43
Растворы в природе
Цель урока: ознакомить школьников с примерами растворов в природе , раскрыть значение растворов в природе и жизни человека , углубить знания учащихся о растворах , растворимые и нерастворимые вещества , учить выражать свое мнение ; развивать мышление , внимание и память школьников , отрабатывать навыки поисковой деятельности на уроке формировать научное мировоззрение , воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты : ученики называют свойства воды ; приводят примеры растворов в природе ; используют изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях.
Базовые понятия и термины : вода , свойства воды , растворитель , растворы .
оборудование:
Тип урока : усвоение новых знаний .
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1 . Проверка домашнего задания .
1) Задание для всего класса.
2 ) Индивидуальное задание .
2 . Сообщение темы урока . Дидактическая игра « Домино» .
Тема на доске закрыта почти полностью (закрытые слова растворы и природе , на доске открыта только буква « В») . Ученикам раздаются два набора букв и предлагается собрать из них два слова , чтобы открыть тему урока . После того как ученики собрали слова , учитель открывает на доске надпись темы урока , объявляет ее . ( Раздаточный материал. )
3 . Объявления цели и задач урока .
(Учитель сообщайте студентам цели и задачи урока , знакомит с планом работы на уроке , который записан на доске. )
4 . Обсуждение высказывания.
Нет таких отдаленных явлений , познания которых нельзя было бы достичь , и нет таких таинственных явлений , которые нельзя было бы понять . (Р. Декарт )
Учитель подводит учащихся к пониманию того , что можно овладеть знаниями о любом явлении, процессе или тело .
5 . Обсуждение народного пословиц и поговорок , цитат.
Вода камень точит .
Вода плывет - время уходит.
Будь здоров , как вода.
Посмотри в воду на свою красоту.
С малого источника большая река бывает.
Не знаем цены водицы , пока не высохший колодец .
Вода все очистит , кроме плохого слова .
Куда вода течет , там трава растет .
Где вода , там и ива.
Тихая вода берега рвет .
Не выливайте мутную воду , пока чистой не найдешь .
6 . Фронтальная беседа .
- Замечали ли вы , что суп является невкусным , пока мы его не подсолим ?
- Или чай несладкий , пока мы не добавим к нему сахара ?
- Знаете ли вы , что вода в морях и океанах соленая ?
- Известно ли вам , что березовый сок сладкий ?
- О чем это свидетельствует ? ( В воде растворяются определенные вещества и придают ей новый вкус , образуя раствор. )
Итак , растворы встречаются повсюду в нашей повседневной жизни . Сегодня мы больше узнаем о них и их применение в природе и в жизни человека .
7 . Фронтальная беседа .
Учитель предлагает ученикам вспомнить то , что им уже известно о растворах , для того чтобы лучше понять новый материал.
8 . Дидактическая игра « Поймай слово». Фронтальная работа.
Учитель ставит к школьникам вопросы и предлагает им несколько вариантов ответов . Ученики должны выбрать правильный ответ и хлопать в ладоши , когда ее услышат.
III . Усвоение новых знаний
1 . Ознакомление с планом объяснение нового материала.
1 ) Растворы в природе . ( а ) Слово учителя с элементами беседы б ) сообщения учащихся . )
Растворы встречаются повсюду в природе . Вспомним , что является лучшим растворителем. ( Вода. ) Водные растворы наиболее распространенные на Земле. Вода Мирового океана также раствором.
- Какие вещества растворенные в воде морей и океанов ? ( Соли. )
Кровь животных и цитоплазма клеток являются водными растворами.
Благодаря уникальному свойству воды , она образует со многими твердыми , жидкими , газообразными веществами однородные смеси. Эти смеси и называются растворов . В земной коре существует много растворимых в воде веществ : гипс , соли , известняк , мел . Постепенно они растворяются в воде и в случае , если подземные или поверхностные воды с течением времени их растворяют , происходит явление карста . Так возникают в земной коре полости - карстовые пещеры.
Газы и жидкости также способны растворяться в воде. Однако , газы хуже растворяются в горячей воде , чем твердые вещества.
- Какой раствор газов вам известен ? ( Воздух. )
Впрочем существуют и твердые растворы . К ним относится немало сплавов и минералов.
а ) Сообщение учащихся .
С растворами , растворением веществ в воде мы постоянно встречаемся в природе и быту. Для питания растений необходимо , чтобы питательные вещества почвы были растворены в воде. В морской воде растворены в большом количестве соли , поэтому она на вкус солено- горькая . Растворами является малярные краски , духи , многие лекарства изготавливаются в виде растворов . Приготовление пищи , стирка белья , мытья посуды также невозможно без воды. Нет такой области хозяйственной деятельности , где бы ни была нужна вода . Люди используют ее в пищевой промышленности , в процессе получения металлов , лекарств , химических волокон , практически всего , что получают искусственно. Много воды потребляет сельское хозяйство. Вода необходима для орошения полей.
Вода играет важную роль в жизни растений , животных и самого человека. Без нее невозможно существование живых организмов . Каждый взрослый человек ежедневно потребляет с пищей почти 2 л воды. Здоровье , существование человека и всего живого на Земле зависит от чистоты воды. На нашей планете есть большие природные запасы воды , однако несоленой ( питьевой ) воды на нашей планете в тысячи раз меньше , чем соленой . Недостаток питьевой воды ощущается уже сейчас , и ей грозит загрязнение . Человек и его хозяйственная деятельность является главным источником загрязнения воды. Поэтому приняты законы об охране вод , за этим следит государство . Хранить воду чистой - значит сохранять здоровье , жизнь и красоту окружающей среды.
В природе наиболее распространены водные растворы . Они распространены в живой и неживой природе и имеют огромное значение для существования жизни в целом. Как известно , жизнь зародилась в воде и , по-прежнему , остается тесно связанным с водой. Любая клетка живого организма является водным раствором. Водными растворами являются природные воды , которые используются живыми организмами для поддержания процессов жизнедеятельности. Таким образом , вода как растворитель играет огромную роль в существовании жизни на Земле. Она фактически является универсальным растворителем , так как растворяет наибольшее количество веществ. Это объясняется ее физико - химическими свойствами.
2 ) Значение растворов в природе и жизни человека . ( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) б ) заполнение таблицы. )
Процессы растворения и собственно растворы имеют огромное значение в жизни Земли , а также в науке и технике. Достаточно сказать , что вода морей , океанов , рек , грунтовые воды являются водными растворами. Итак растворы могут быть средой обитания и местом зарождения жизни.
Растения усваивают необходимые для их роста и развития вещества также в виде растворов . Поэтому засушливого лета , даже при достаточном количестве в почве питательных веществ , высокого урожая не собрать (именно поэтому необходимо поливать растения).
Человек использует растворы при выращивании растений методом гидропоники (без почвы) .
Растворы в живых организмах играют роль транспорта веществ (плазма крови является водным раствором) . Растворами является не только кровь , лимфа , но и другие важные физиологические жидкости организма.
Питьевая вода является раствором как твердых солей , так и газов. С растворами , растворением веществ в воде мы постоянно сталкиваемся в природе и быту.
Усвоения пищи животными связано с растворением питательных веществ (именно поэтому в рацион людей и животных в значительном количестве входит вода ) .
Человек постоянно использует в жизни разные растворы . Например , растворами является малярные краски , настойки , духи и т.д. .
Проработать в учебнике § _______
2 . Физкультминутка .
IV . Закрепление нового материала
1 . Сочинение- размышление « Растворы в моем доме » (самостоятельная работа).
Ученики должны написать небольшие произведения , в которых упомянут , какие растворы они встречают у себя дома (на кухне , в ванной комнате и т.д.).
Домашнее задание. Проработать в учебнике § _______
2 . Индивидуальное задание .
1 ) Подготовить сообщение о значении воды в природе и жизни человека , нарисовать плакаты « Сохраним водные ресурсы планеты ».
2 ) Подготовить мини -проект «Капля , или " Где мы теряем воду ? "».
VI . Подведение итогов урока
1 . Фронтальный опрос .
- Какие растворы встречаются в природе ?
- Какое значение растворов в природе ?
- Как или где человек применяет растворы ?
2 . Интерактивная игра « Незаконченное предложение ».
На уроке я понял ...
Сегодня я научился ...
На уроке интересным было .
та ___ / ___ / ______ Класс _____ Фамилия учителя _________________________
Урок № 44
Растворы в природе
Цель урока: ознакомить школьников с примерами растворов в природе , раскрыть значение растворов в природе и жизни человека , углубить знания учащихся о растворах , растворимые и нерастворимые вещества , учить выражать свое мнение ; развивать мышление , внимание и память школьников , отрабатывать навыки поисковой деятельности на уроке формировать научное мировоззрение , воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты : ученики называют свойства воды ; приводят примеры растворов в природе ; используют изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях.
Базовые понятия и термины : вода , свойства воды , растворитель , растворы .
оборудование:
Тип урока : усвоение новых знаний .
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1 . Проверка домашнего задания .
1) Задание для всего класса.
2 ) Индивидуальное задание .
2 . Сообщение темы урока . Дидактическая игра « Домино» .
Тема на доске закрыта почти полностью (закрытые слова растворы и природе , на доске открыта только буква « В») . Ученикам раздаются два набора букв и предлагается собрать из них два слова , чтобы открыть тему урока . После того как ученики собрали слова , учитель открывает на доске надпись темы урока , объявляет ее . ( Раздаточный материал. )
3 . Объявления цели и задач урока .
(Учитель сообщайте студентам цели и задачи урока , знакомит с планом работы на уроке , который записан на доске. )
4 . Обсуждение высказывания.
Нет таких отдаленных явлений , познания которых нельзя было бы достичь , и нет таких таинственных явлений , которые нельзя было бы понять . (Р. Декарт )
Учитель подводит учащихся к пониманию того , что можно овладеть знаниями о любом явлении, процессе или тело .
5 . Обсуждение народного пословиц и поговорок , цитат.
6 . Фронтальная беседа .
- Замечали ли вы , что суп является невкусным , пока мы его не подсолим ?
- Или чай несладкий , пока мы не добавим к нему сахара ?
- Знаете ли вы , что вода в морях и океанах соленая ?
- Известно ли вам , что березовый сок сладкий ?
- О чем это свидетельствует ? ( В воде растворяются определенные вещества и придают ей новый вкус , образуя раствор. )
Итак , растворы встречаются повсюду в нашей повседневной жизни . Сегодня мы больше узнаем о них и их применение в природе и в жизни человека .
7 . Фронтальная беседа .
Учитель предлагает ученикам вспомнить то , что им уже известно о растворах , для того чтобы лучше понять новый материал.
8 . Дидактическая игра « Поймай слово». Фронтальная работа.
Учитель ставит к школьникам вопросы и предлагает им несколько вариантов ответов . Ученики должны выбрать правильный ответ и хлопать в ладоши , когда ее услышат.
III . Усвоение новых знаний
1 . Ознакомление с планом объяснение нового материала.
План объяснения нового материала
1 ) Растворы в природе . ( а ) Слово учителя с элементами беседы б ) сообщения учащихся . )
2 ) Значение растворов в природе и жизни человека . ( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) б ) обработки табл.)
2 . Физкультминутка .
IV . Закрепление нового материала
1 . Сочинение- размышление « Растворы в моем доме » (самостоятельная работа).
Ученики должны написать небольшие произведения , в которых упомянут , какие растворы они встречают у себя дома (на кухне , в ванной комнате и т.д.).
2 . Чтение и обсуждение произведений (фронтальная работа).
V. Домашнее задание , инструктаж по его выполнению
1 . Задания для всего класу.Урок № 44
II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
5 . Обсуждение народного пословиц и поговорок , цитат.
Вода камень точит .
Вода плывет - время уходит.
Будь здоров , как вода.
Посмотри в воду на свою красоту.
С малого источника большая река бывает.
Не знаем цены водицы , пока не высохший колодец .
Вода все очистит , кроме плохого слова .
Куда вода течет , там трава растет .
Где вода , там и ива.
Тихая вода берега рвет .
Не выливайте мутную воду , пока чистой не найдешь .
III . Усвоение новых знаний
1 . Ознакомление с планом объяснение нового материала.
1 ) Растворы в природе . ( а ) Слово учителя с элементами беседы б ) сообщения учащихся . )
Растворы встречаются повсюду в природе . Вспомним , что является лучшим растворителем. ( Вода. ) Водные растворы наиболее распространенные на Земле. Вода Мирового океана также раствором.
- Какие вещества растворенные в воде морей и океанов ? ( Соли. )
Кровь животных и цитоплазма клеток являются водными растворами.
Благодаря уникальному свойству воды , она образует со многими твердыми , жидкими , газообразными веществами однородные смеси. Эти смеси и называются растворов . В земной коре существует много растворимых в воде веществ : гипс , соли , известняк , мел . Постепенно они растворяются в воде и в случае , если подземные или поверхностные воды с течением времени их растворяют , происходит явление карста . Так возникают в земной коре полости - карстовые пещеры.
Газы и жидкости также способны растворяться в воде. Однако , газы хуже растворяются в горячей воде , чем твердые вещества.
- Какой раствор газов вам известен ? ( Воздух. )
Впрочем существуют и твердые растворы . К ним относится немало сплавов и минералов.
а ) Сообщение учащихся .
С растворами , растворением веществ в воде мы постоянно встречаемся в природе и быту. Для питания растений необходимо , чтобы питательные вещества почвы были растворены в воде. В морской воде растворены в большом количестве соли , поэтому она на вкус солено- горькая . Растворами является малярные краски , духи , многие лекарства изготавливаются в виде растворов . Приготовление пищи , стирка белья , мытья посуды также невозможно без воды. Нет такой области хозяйственной деятельности , где бы ни была нужна вода . Люди используют ее в пищевой промышленности , в процессе получения металлов , лекарств , химических волокон , практически всего , что получают искусственно. Много воды потребляет сельское хозяйство. Вода необходима для орошения полей.
Вода играет важную роль в жизни растений , животных и самого человека. Без нее невозможно существование живых организмов . Каждый взрослый человек ежедневно потребляет с пищей почти 2 л воды. Здоровье , существование человека и всего живого на Земле зависит от чистоты воды. На нашей планете есть большие природные запасы воды , однако несоленой ( питьевой ) воды на нашей планете в тысячи раз меньше , чем соленой . Недостаток питьевой воды ощущается уже сейчас , и ей грозит загрязнение . Человек и его хозяйственная деятельность является главным источником загрязнения воды. Поэтому приняты законы об охране вод , за этим следит государство . Хранить воду чистой - значит сохранять здоровье , жизнь и красоту окружающей среды.
В природе наиболее распространены водные растворы . Они распространены в живой и неживой природе и имеют огромное значение для существования жизни в целом. Как известно , жизнь зародилась в воде и , по-прежнему , остается тесно связанным с водой. Любая клетка живого организма является водным раствором. Водными растворами являются природные воды , которые используются живыми организмами для поддержания процессов жизнедеятельности. Таким образом , вода как растворитель играет огромную роль в существовании жизни на Земле. Она фактически является универсальным растворителем , так как растворяет наибольшее количество веществ. Это объясняется ее физико - химическими свойствами.
2 ) Значение растворов в природе и жизни человека . ( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) б ) заполнение таблицы. )
Процессы растворения и собственно растворы имеют огромное значение в жизни Земли , а также в науке и технике. Достаточно сказать , что вода морей , океанов , рек , грунтовые воды являются водными растворами. Итак растворы могут быть средой обитания и местом зарождения жизни.
Растения усваивают необходимые для их роста и развития вещества также в виде растворов . Поэтому засушливого лета , даже при достаточном количестве в почве питательных веществ , высокого урожая не собрать (именно поэтому необходимо поливать растения).
Человек использует растворы при выращивании растений методом гидропоники (без почвы) .
Растворы в живых организмах играют роль транспорта веществ (плазма крови является водным раствором) . Растворами является не только кровь , лимфа , но и другие важные физиологические жидкости организма.
Питьевая вода является раствором как твердых солей , так и газов. С растворами , растворением веществ в воде мы постоянно сталкиваемся в природе и быту.
Усвоения пищи животными связано с растворением питательных веществ (именно поэтому в рацион людей и животных в значительном количестве входит вода ) .
Человек постоянно использует в жизни разные растворы . Например , растворами является малярные краски , настойки , духи и т.д. .
Проработать в учебнике § _______
2 . Индивидуальное задание .
1 ) Подготовить сообщение о значении воды в природе и жизни человека , нарисовать плакаты « Сохраним водные ресурсы планеты ».
2 ) Подготовить мини -проект «Капля , или " Где мы теряем воду ? "».
VI . Подведение итогов урока
1 . Фронтальный опрос .
- Какие растворы встречаются в природе ?
- Какое значение растворов в природе ?
- Как или где человек применяет растворы ?
2 . Интерактивная игра « Незаконченное предложение ».
На уроке я понял ...
Сегодня я научился ...
На уроке интересным было ..
II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1 . Проверка домашнего задания .
2 . Сообщение темы урока .
4 . Задания на установление соответствия.
Учитель описывает организмы , которые живут в водной или наземно - воздушной среде , а ученики имеют догадаться , о котором среда идет речь.
5 . Упражнение « Вспомним основное» .
Учащимся предлагается назвать то , что больше всего запомнилось во время урока .
6 . Фронтальная беседа .
Учитель предлагает ученикам вспомнить , что такое почва , как он образуется .
7 . Обсуждение высказываний .
Знание должно служить творческим целям человека . Мало накапливать знания , следует распространять их как можно шире и применять в жизни . (М. Рубакин )
8 . Дидактическая упражнение « Ожидание ».
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока ?
III . Усвоение новых знаний
1 . Ознакомление с планом объяснение нового материала.
План объяснения нового материала
1 ) Почвенный среда жизни . ( а ) Слово учителя ; б) демонстрация фотографий. )
2 ) Приспособления организмов к жизни в водной среде . ( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) ; б) сообщения учащихся ; c) обработки табл.)
IV . Закрепление нового материала
1 . Обработка таблицы « Среды жизни организмов ». Работа в парах . ( Раздаточный материал. )
. Урок № 57
Дата ___ / ___ / ______ Класс _____ _________________________
Урок № 57
Разнообразие сред жизни .
Почвенная среда, приспособления живых организмов к жизни в почве
Цель урока : познакомить учащихся с разнообразием сред жизни ; охарактеризовать почвенную среду , способы приспособления организмов к жизни в нем ; развивать внимание , память и мышление учащихся , отрабатывать умение анализировать и обобщать информацию , совершенствовать навыки самостоятельной и поисковой деятельности на уроке ; формировать научное мировоззрение , воспитывать добросовестность и настойчивость при выполнении задач , любовь к природе , живых организмов .
Ожидаемые результаты : ученики описывают приспособления организмов к факторам неживой природы ; приспособления организмов к почвенной среды жизни; используют дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи , изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях.
Базовые понятия и термины : организмы , среда жизни , приспособления , почвенную среду , растения , животные .
оборудование:
Тип урока : усвоение новых знаний .
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
-
II. Актуализация опорних знаний и мотивація учебной деятельности.
2. Сообщение темы урока.
Учитель размещает на доске рисунки и предлагает учащимся догадаться о теме урока . После того как ученики догадались , о чем будет идти речь , учитель объявляет тему урока , предлагает записать его в тетрадей .
3 . Объявления цели и задач урока .
Учитель сообщает ученикам цели и задачи урока . ( Задача записываются на обратной стороне доски. )
Изображения, которые должны быть размещены на доске:
4 . Задания на установление соответствия.
Учитель описывает организмы , которые живут в водной или наземно - воздушной среде жизни , а ученики должны догадаться , о которой среде идет.
1 . Имеют крылья .
2 . Тело , поднятое над поверхностью земли.
3 . Тело покрыто перьями , мехом или чешуйками .
4 . Имеют плавники .
5 . Хорошо развиты органы зрения.
6 . Тело покрыто слизью.
7 . Дышат жабрами .
Ответы . Наземно - воздушную среду - 1 , 2 , 3 , 5 . Водная среда - 4 , 6 , 7 .
Слово учителя .
Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был построен замечательный памятник . На камне было написано: « Это сооружение построено в 1421 году в эпоху династии Мин ». Памятник представлял собой квадратную площадку 6 6 м, состоящую из насыпанных почв разного цвета и происхождения. В центре - желтый круг из почвы , характерного для территории Китая. На востоке - голубой грунт ( символизирует заболоченные почвы рисовых полей) , на западе - белые (светлые пустынные почвы северо - западного Китая) и на севере - черный грунт ( чернозем) . Все эти земли разных цветов принадлежат императору.
- Ли догадались вы , что означает этот памятник ? ( Величие императорской власти , природное богатство Китая. )
• III . Усвоение новых знаний
1 . Ознакомление с планом объяснение нового материала.
1 ) Почвенный среда жизни .
( а ) Слово учителя ; б) демонстрация фотографий. )
- Вспомним , что представляет собой почва. ( Это верхний плодородный слой литосферы (твердой оболочки Земли) , который образовался в результате жизнедеятельности различных организмов . )
- Что входит в состав почвы ? ( Минеральные вещества , гумус , вода, воздух . )
Благодаря наличию влаги в почве разнообразные организмы могут легче переживать засушливый период .
Также характерной чертой почвы как среды жизни сравнительно небольшое колебание суточных и годовых температур ( на глубине более 2 м сезонные колебания температуры вообще почти не ощущаются ) . Это дает возможность наземным организмам мигрировать в толщу почвы и находиться там в активном состоянии или в состоянии оцепенения ( спячки ) в период низких или повышенных температур. В почве имеются значительные запасы органических веществ , которые создают кормовую базу для различных организмов .
Почва густо заселена различными животными и микроорганизмами , хотя она остается при этом основным жизненным субстратом для растений. Примерно 90 % видов насекомых на тех или иных стадиях своего развития связаны с почвой . Особенно много в почве простых и червей , хотя почва стала средой обитания не только для беспозвоночных. В земляных хранилищах многих позвоночных выводит новое потомство ( земноводные , птицы , млекопитающие) .
Кроты , образуя в почве многочисленные ходы , рыхлят почву , улучшают его физические и водные свойства . В земляных норках гнездятся береговые ласточки , зимородка , щурки . Почвенные животные , которые питаются мертвыми органическими веществами разлагающихся обогащают почву органическими соединениями , таким образом ускоряя расписание и общий круговорот веществ , улучшают его физические свойства : структуру , водопроницаемость , аэрацию - условия минерального и водного питания , роста и корневого дыхания растений .
2 ) Приспособления организмов к жизни в почвенной среде .
( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) ;
б) сообщения учащихся ; в ) разработка табл.)
Ученики ( проработав текст учебника или из сообщений учащихся) , заполняют таблицу .
Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу ( не пользуясь учебником и тетрадью ) , посоветовавшись с соседом по парте
Примеры организмов
Приспособления к жизни в почве
Организмы , которые являются обитателями почвы , исходя из степени их подвижности и размера можно разделить на три группы.
1 . Микроскопические организмы (бактерии , зеленые водоросли , грибы , простейшие одноклеточные ) . Эти организмы нельзя увидеть невооруженным глазом , они существуют в порах грунта . Некоторые из них дышат кислородом , другие - бескислородная . Их особенностью является то , что они могут высыхать , а с восстановлением достаточной влажности вновь оживают . Микроорганизмы являются пищей для животных.
2 . Микроорганизмы , которые легко извлекаются из почвы и самостоятельно движутся (нематоды , клещи , мелкие личинки насекомых , ногохвостки т.п.). Они многочисленны, питаются микроорганизмами. Пользуются природными полостями в почве , сами не роют себе ходов. При снижении влажности идут в глубину. Имеют приспособления от высыхания : защитные чешуйки , сплошной толстый панцирь. При наводнения почвы эти организмы пережидают в пузырьках почвенного воздух. У таких организмов нет специальных приспособлений к рытью почвы. Они ползают по стенкам почвенных полостей при помощи конечностей или извиваясь . Насыщен водяными парами почвенный воздух позволяет дышать через покровы. Такие животные очень чувствительны к высыханию .
3 . Макроорганизмы - крупные насекомые , дождевые черви , подвижные членистоногие , живущих между слоем опавших листьев и грунтом , другие животные , роющие млекопитающие ( кроты , землеройки ) . Среди них преобладают дождевые черви.
По степени связи со средой обитания выделяются три группы:
- Постоянные обитатели почвы (дождевые черви , много насекомых , из млекопитающих - кроты , слепцы ) ;
- Животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде , а часть - в почве. К ним относятся большинство летающих насекомых ( саранча , жуки , комары , медведки , много бабочек ) . Одни в почве проходят фазу личинки , другие - фазу куколки ;
- Животные, иногда используют почву в качестве укрытия или убежище (все млекопитающие , живущие в норах , много насекомых , клопы , некоторые виды жуков ) .
Обычно животные почв имеют обтекаемую компактную форму тела , у них отсутствуют или почти отсутствуют органы зрения , нет пышного меха , хорошо развитые органы чувств , в роющих животных - лапы - лыжи с наростами , с волосяным покровом. Многим грунтовым организмам присуще кожное дыхание .
Некоторые растения приспособлены к росту в сыпучих песках пустынь ( саксаул , песчаная акация , овсяница песчаная и др.) . Они имеют придаточные корни , спящие почки на корнях , очень удлиненный главный корень , или образуют корневище. Первые начинают расти при засыпании песком , вторые - за сдувания песка. От заноса песком спасаются быстрым ростом , редукцией листьев.
2 . Физкультминутка .
• IV . Закрепление нового материала
1 . Обработка таблицы « Среды жизни организмов ». Работа в парах . ( Раздаточный материал. )
Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу ( не пользуясь учебником и тетрадью ) , посоветовавшись с соседом по парте.
Среда обитания организмов
Среда обитания
Организмы, обитающие в среде
Приспособления возникшие, в святи с обьтанием в среде
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Почвенная среда
2 . Дидактическая игра « Интервью » (работа в парах ) .
Учитель предлагает ученикам взять друг у друга интервью. Ключевой вопрос : «Что вам известно о приспособлении организмов к почве ? »
V. Домашнее задание , инструктаж по его выполнению
1 . Задания для всего класса.
Проработать в учебнике § _______
2 . Индивидуальное задание .
Подготовить сообщение об организмах - паразиты.
VI . Подведение итогов урока
1 . Слово учителя .
Почва является объединяющей частью живой и неживой природы , природным богатством планеты , домом для многих организмов , поэтому следует бережно относиться к почвам.
2 . Упражнение « Вспомним основное»