Руководство в помощь учителю

Предлагаемое пособие дает представление об адаптивной системе обучения. Обращаясь к учителям-предметникам,автор указывает на преимущества уроков в АСО, а также предлагает рекомендации по их разработке.    Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в. формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного п...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РУКОВОДСТВО

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Попова М.Ю.

Адаптивная система обучения (АСО)


г. Костанай - 2015г.












Аннотация

Предлагаемое пособие дает представление об адаптивной системе обучения. Обращаясь к учителям-предметникам, автор указывает на преимущества уроков в АСО, а также предлагает рекомендации по их разработке.

Содержание

Аннотация 2





Руководство в помощь учителю

Введение


Современная педагогическая наука рассматривает в качестве наиболее прогрессивной адаптивную образовательную систему, разработка которой предложена была Границкой А.С. в 1991 году. Автором обосновывалась такая образовательная система, которая была бы в состоянии облегчить оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, охватывала бы и продуктивную новаторскую практику, и передовую педагогическую мысль, и главное была бы понятной массовому учителю, и достаточно практичной, не отменяющей классно-урочную систему обучения.

Адаптивная технология обучения А.С. Границкой разработана и внедрена в учебный процесс. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор технологии выделяет следующие:
- при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;

- при проверке тетрадей - большая трата времени, а ученика интересует оценка;

- безделье учащихся на уроке, отвлекаются, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;

- регулярная самостоятельная работа не проводится;

- низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;

- плохая обратная связь;

- сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;

- нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;

- дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;

- эффективность индивидуальной работы сводится на нет;

- психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы;

- нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье……);

- ежедневные перегрузки учителя;

- не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные - слабые, сильные?..

Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в. формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Сущностные характеристики АСО

Сущность АСО необходимо рассматривать в аспекте организации урока.

«От урока тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, и взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутри школьной культуре, к формированию новых технологий обучения и воспитания и освоению передового опыта - словом, ко многим сторонам, звеньям и явлениям школьной жизни» [, c.133]

В концепции АСО лежит принципиально новая модель организации обучения в основе, которой - изменение структуры урока и роли учителя в управлении учебным процессом.

Рассмотрим структуру урока в АСО в сравнении с традиционным уроком. На обычном (типовом) уроке деятельность учащихся чаще всего носит рецептивный и репродуктивный характер, формы организации познавательной деятельности преобладают фронтальные (беседы, лекции, демонстрации). Опрос по очереди занимают большую часть урока и в общей сложности составляет приблизительно 25 - 30 минут. Возможность говорить учащемуся предоставляется редко, 2-3 минуты за несколько уроков, на большинстве уроков не отвечает ни разу, отвечают чаще всего сильные учащиеся. На уроке в АСО (типовом) деятельность учащихся носит, как правило, рецептивный и продуктивный характер, формы организации познавательной деятельности преобладают групповые и индивидуальные. И в общей сложности занимают до 25 -30 мин. Самостоятельная работа 5 + 10 + 12 + 25мин. Каждый ученик на каждом уроке говорит в среднем приблизительно 8 минут.

При переходе к АСО учителю необходимо научить учащихся работать в статической паре, что является первостепенной задачей, стоящей перед учителем, переходящим к работе в условиях АСО.

Статическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мысленной активности каждого обучающего. Каждый ученик получит возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их.

Половина учащихся говорят одновременно. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Успешно работают вместе и два сильных, и два слабых учащихся, и сильный со слабым при условии взаимного расположения друг к другу. Статическая пара является также школой перехода к использованию ТСО и индивидуальной работе с учителем.

После совместной работы в течение некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнеров, что и создает предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационной парах.

Новые организационные формы целесообразно осваивать постепенно. Если в каком - то классе не получается - отступить на время. Провести заново подготовку, уменьшить дозу учебных заданий, обратить внимание на овладение технологией устной самостоятельной работы в различных парах. Терпеливо начать со статической пары. Пусть зададут друг другу по одному вопросу. Потом добавить еще два вопроса и попробовать перейти к работе в динамической паре, затем в вариационной паре.

При работе в режиме «взаимоконтроль» можно проверить не только устные, но и письменные задания и задания по чтению с вычленением главного и фиксацией этого главного (план, опорная схема, конспект, реферат).

Особенности урока в АСО

1.Увеличение времени самостоятельной работы.

2.каждый ученик говорит несколько минут.

3.Задания с учетом познавательных способностей.

4.Взаимоконтроль, самоконтроль.

5.Работа в парах, группах.

6.Учет закономерностей ПВМ и их развитие.

7.Системная работа по овладению понятийным аппаратам по предмету (тезаурус) («КВ», тренировочные задания на I этапе урока).

8.Главное- организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке по овладению новым материалом (Якиманская).

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками - индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.

Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5-7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе. Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками.

Схематически это изображается так:

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности.

На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.

Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. Вот один из вариантов структуры урока: учитель работает со всеми (или всем классом), дает самостоятельную работу, в нее включен и контроль, работают индивидуально.

На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время, есть помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке и учету ошибок и т.п.
Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
В целях максимального использования времени на уроке для устной самостоятельной работы организуется работа в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим).
Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах: первый вариант - учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель начинает обход всех учащихся в классе (оказывает помощь, советует, отмечает успехи); но может быть и другой вариант- начинается включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.

Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

Третий этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитанные на определенный период времени (четверть). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным.

Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.

Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольные программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).

Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.

Индивидуальная работа учителя на уроке

Остановимся кратко на общих рекомендациях, предлагаемых А.С. Границкой, по организации индивидуальной работы учителя на уроке.
Независимо от того, каким образом осуществляется управление самостоятельной работой учащихся на уроке и дома дискретно или непрерывно, учитель должен овладеть приемами индивидуальной работы с учащимися на уроке.
АСО предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. Роль учителя состоит не только в подготовке заданий и организации коллективной и индивидуальной особенной работы, главное включиться в нее, стать полноправным членом ученического коллектива. Как и все учащиеся, учитель меняет партнеров, консультирует, оказывает помощь всем, нуждающимся в ней, используя свой высокий уровень компетентности.

Основной задачей в АСО и при индивидуальной работе остается овладение приемами самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности.

Какие операции следует вынести на индивидуальную работу?

Как совмещать индивидуальную и самостоятельную работу?

Как переходить от одного вида индивидуальной работы к другому?

Какие материалы необходимо готовить для индивидуальной работы?

Как планировать и учитывать индивидуальную работу, оценивать ее результаты?

На все эти вопросы невозможно дать однозначные ответы. Рассмотрим общие ориентиры, которые в условиях перехода к АСО помогут учителю творчески подойти к их реализации.

Какой вид индивидуальной работы наиболее приемлем на этапе вхождения учащихся в самостоятельную работу? Все зависит от того, какой характер носит самостоятельная работа учащихся, от специфически предмета и возрастных особенностей учащихся.

Часть времени индивидуальной работы учителя уделяется управлению, которое осуществляется в процессе обхода всех учащихся, когда каждому уделяется примерно одинаковое время.

В процессе обхода осуществляется настрой учащихся на плодотворное продолжение самостоятельной работы, дать ответ, подбодрить, похвалить, в это время учитель не выставляет ни каких отметок, не высказывает даже словесных оценок, только мажорный тон, только добро, только забота.

Обойдя всех и убедившись, что все работают, целесообразно перейти к выключенному контролю, в ходе которого учитель определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости. Все это и многое другое может стать объектом оценки за самостоятельную работу. Продолжая обход, учитель останавливается рядом с работающей парой или группой.
Учащимся неизвестно, кого он оценит. Возможно, всех, а может быть, только одного. Так выставляется несколько оценок в журнал и в дневник учащихся.
Постепенно надобность в регулярном управлении и включенном контроле отпадает, так как учащиеся научатся сразу включаться в самостоятельную работу после указания учителя. В этом случае учитель после обучения всех переходит к индивидуальной работе в режиме « отключенный контроль», который предполагает, но не обязывает работу учителя с учеником не по материалам самостоятельной работы (для этого используется включенный контроль), а по специальным дифференцированным материалам для индивидуальной работы учителя с каждым в отдельности.

Некоторый опыт такой индивидуальной работы есть у каждого учителя. Например, вызвав ученика для ответа к доске, учитель практически работает с ним индивидуально, хотя и делается вид, что ученик отвечает классу. Но в условиях АСО индивидуальная работа ведется учителем один на один с учеником, без привлечения внимания остальных учащихся.

В условиях АСО индивидуальная работа осуществляется по особым дифференцированным материалам, которые не навязываются ученику, а предлагаются для выбора. Можно вызвать ученика к столу учителя, а можно самому учителю сесть рядом с учеником (например, на последней парте). При вызове к столу необходимо подумать, как усадить ученика, чтобы весь класс оставался в поле зрения учителя.

На начальном этапе во время индивидуальной работы учитель может проверять то, что ученик должен был сделать самостоятельно, например, устное задание, которое еще раз выполняется под контролем учителя, или письменное, которое учитель проверяет вместе с учеником.

Необходимо перестроить свои представления о характере учебной деятельности учащегося. Не проверять, что он запомнил или получил это в результате решение, а учить его деятельности, направлять его усилия, учить на его индивидуальных ошибках, находить причину их возникновения.
Нет каких - то групп учащихся - есть каждый ученик с его особой индивидуальностью. Нельзя всех дотянуть до одинакового уровня, необходимо дать возможность каждому в мере своих сил и способностей идти от уровня к уровню. Для того чтобы соблюсти справедливость распределения индивидуального времени, необходимо вести строгий его учет (Вводится график учета.).

Главное для учителя - научиться работать в режиме отключенный контроль, т.е. научиться вести отключенную индивидуальную работу по особой материалам, по особым индивидуальным заданиям. Во время этой работы необходимо проводить индивидуальный тестовый контроль, который позволяет сопоставлять уровень обученности учащихся, развития мышления и речи. Тесты должны быть краткими и удобными, позволяющими оценить движение ученика от уровня к уровню.

Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы учащихся на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. На уроке учащиеся овладевают приемами самостоятельной работы, в том числе устной работы - для чего необходим партнер (партнеры) - ученик, учитель, ТСО. Модель урока - у каждого учителя может быть своя, главное после обучения всех, начинаются два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя (может быть и обратный порядок). Изменение педагогического мышления. Необходимо перестраивать свои представления, которые вошли в учителя еще в его бытность ученика. Надо найти в себе силы разорвать эту бесконечную цепь: учу так, как учили меня. Необходимо справиться с недоверием и учащимся, изменить весь стиль взаимоотношений с учениками. Изменить все представления о том, что должен делать ученик и как ему в этом должен помогать учитель. Что он может сделать сам, что с помощью товарища, что с помощью учителя. Придет время, когда все учебники по всем предметам будет самоучителями, иметь многоуровневый характер, являться средствами для организации и проведения самостоятельной работы. Каждый учитель сможет работать плодотворно, творчески используя современную компьютерную технику.

Планируя работу на урок, учитель должен уяснить для себя, чему следует обучать одновременно всех, а чему - индивидуально, помня при этом, что не нужно гнаться за обилием излагаемого материала; необходимо выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить, обратив внимание на подбор материала способствующего не только приобретению знаний, но и развитию памяти, логики, мышления, формированию общеучебных умений и навыков. Нужно спланировать самостоятельную работу учащихся в первую очередь задания, обычно даваемые на дом, задания, предусмотренные в тематическом планировании для самостоятельной работы в классе. Но, прежде всего, должен во всех этих заданиях разобраться учитель и не сразу, а шаг за шагом вычленить перечень всех возможных вариантов самостоятельной работы по предмету, составить их список. Например:

 чтение;

 решение задач;

 проведение опытов;

 выполнение упражнений;

 ответы на вопросы;

 и т.д.

Отметить те виды заданий, которые могут быть выполнены устно, учтя, что устное выполнение заданий повышает скорость выполнения заданий, позволяет в дальнейшем увеличить объем прорабатываемого материала.




Резервы повышения эффективности урока в АСО

Организация урока в АСО вскрывает дополнительные значительные резервы, это:

- переход от выдачи одинаковых заданий для всех учащихся класса к заданиям адаптациий, т.е. разноуровневым заданиям;

- повышение роли взаимоконтроля и самоконтроля в процессе выполнения самостоятельной работы. Работа в парах (статической, динамической и вариационной) позволяет надежно организовать взаимоконтроль на основе разделения общего задания на части для взаимоконтроля в динамической паре.

- наряду с работой в микроколлективах по 4 человека возможно использование так называемой большой динамической пары, когда каждый ученик класса получает отдельно задание что - то объяснить всем учащимся класса или что-то проверить у всех. Это могут быть и задачи повышенного уровня сложности, которые прорешает со всеми более сильный ученик, и отдельные практические задания, и некоторые разделы теории. Главное внимание должно быть уделено разъяснению характера этой работы как коллективной совместной деятельности. Работа в большой динамической паре продолжается в течение нескольких уроков, пока каждый не поработает с каждым.

- Для большинства предметов достаточно удобным и эффективным является комбинированный урок в АСО, включающий в качестве составной частей объяснения, инструктирования и совмещения индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.

На наш взгляд дополнительными резервами повышения эффективности урока являются и включение заданий на развитие основных познавательных способностей - памяти, внимания, мышления, а так же включения так называемых контрольных вопросов (КВ), позволяющих вести систематическую работу по формированию понятийного аппарата по предмету.


Преимущества АСО


Весь учебный процесс при переходе к АСО пронизан возможностями адаптации к индивидуальным особенностям обучающихся, возможностями ориентации на каждого ученика в отдельности в условиях коллективного обучения.
Переход к развивающему обучению без адаптации к индивидуальным особенностям учащихся практически невозможен. Некоторые приемы индивидуализации, используемые в традиционной системе обучения, могут быть значительно расширены в АСО.

Во-первых, учитель имеет возможность отойти от линейного представления об учебном процессе, когда он работает с классом как отдельной единицей, а не с каждым учащимся в отдельности. В АСО создаются условия для широкой адаптации к индивидуальным особенностям каждого ученика.

Во-вторых, совершенствование индивидуальной работы требует совершенствования самого подхода к решению вопроса о воспитании, обучении и развитии учащихся.

Именно во время индивидуального контакта учителя с отдельным учеником важно иметь инструмент для контрольного тестирования уровней обученности, воспитанности, развития. То есть необходимо знать, что ученику требуется все - таки заучить, усвоить, ввести в память путем произвольного запоминания. В каждом предмете должен быть очень тщательно выделен такой минимум, являющейся базовым. Остальной материал прорабатывается с использованием внешней памяти (таблиц, записей, схем) с ориентацией на непроизвольное запоминание, расширяющее возможности каждого ученика, занятого активной творческой деятельностью.

Для каждого предмета необходимо выделить превалирующие виды творческой деятельности, которая вначале будет осуществляться под руководством учителя, а затем, когда общий уровень развития учащихся значительно возрастет, постепенно перейдет в пары.

Учитель должен иметь возможность следить за состоянием продвижения учащихся в воспитанности, обученности и развитии в результате их самостоятельной работы на уроках и дома. Наряду с другими привычными функциями учителя в условиях АСО возникает необходимость овладеть диагностикой состояний учащихся.

Учитель отвечает за тот участок развития и продвижения учащегося средствами конкретного предмета, который начинается с исходного тестирования (например: скорости чтения, письма, вычислений и т.п.). (Напомним, что при обработке результатов тестирования берутся показатели в процентах, цифрах, но не в пятибалльной шкале).


Заключение


В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Умение самостоятельно работать- это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.







Список литературы


  1. Границкая, А.С. Особенности перехода к АСО в средней школе // Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М., 1991. - С. 92-96.

  2. Жукова, И. Г., Сипливая М. Б., Шабалина О. А. Концепция открытой адаптивной контрольно-обучающей системы на основе персонализации процесса обучения [Электронный ресурс] / И. Г.Жукова, М. Б. Сипливая, О. А. Шабалина //Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». - 2003, - № 1.

  3. Иванов А. В. Адаптивные системы обучения [Электронный ресурс]// Тезисы международной конференция «Информационные технологии в образовании» «ИTO-Москва-2010», М. - 2010.

  4. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО,1996.

  5. Селевко, Г.К. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) // Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко- М., 1998. - С. 220-224.






Руководство в помощь учителю


© 2010-2022