Экспедиция Ермака и присоединение Сибири

   «После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз». В.Г.Распутин Русскому народу издавна выпала судьба первопроходца, открывающего и обживающего новые земли. Нелишне вспомнить, что еще девять-десять столетий назад теперешний центр нашей страны был редконаселенной окраиной Древнерусского государства, что лишь в...
Раздел География
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экспедиция Ермака и присоединение СибириЭкспедиция Ермака и присоединение СибириМ0СШ№19

Реферат по истории ХМАО

На тему

«Экспедиция Ермака и присоединение Сибири»

Выполнила ученица 11 класса А Габдрахманова Ирина Проверила Чебыкина Нина Леонидовна

Нижневартовск 2010u

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вступление.

  2. Ермак, кто ты?

  3. Экспедиция Ермака.

  4. Присоединение Сибири.

  5. Гибель Ермака.

  6. Причины побед войска Ермака.

  7. Россия и Сибирь.

  8. Заключение.

1. ВСТУПЛЕНИЕ

«После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз».

В.Г.Распутин

Русскому народу издавна выпала судьба первопроходца, открывающего и обживающего новые земли. Нелишне вспомнить, что еще девять-десять столетий назад теперешний центр нашей страны был редконаселенной окраиной

Древнерусского государства, что лишь в XVI веке русские люди стали
расселяться по территории нынешнего Центрально-Черноземного района,
Среднего и Нижнего Поволжья.

Больше чем четыре столетия назад началось освоение Сибири, открывшее в
истории колонизации Руси одну из ее самых интересных и захватывающих
страниц. Присоединение и освоение Сибири - это, пожалуй, самый значимый
сюжет в истории русской колонизации. Перевернем страницы истории
немного назад... Занимая место на краю Европы, Русь очень часто
подвергалась нападениям кочевых орд с востока.

Пока Древнерусское государство сохраняло единство, оно успешно противостояло натиску кочевников. Однако, раздробленность и внутренние междоусобицы подорвали могущество Руси, и татаро-монгольские завоеватели на два с лишним века поработили страну. Но как только Русь вновь приобрела единство и покончила с внутренними усобицами и войнами, она тут же освободилась от угнетающего ига. И одну из главных ролей в этом событии играет тот самый казачий атаман, имя которого ЕРМАК. Бесспорно, наши ассоциации о начале русской Сибири связаны с именем

Ермака Тимофеевича. Четыре столетия назад его дружина перешла
«Каменный пояс» Урала и разгромила агрессивное Сибирское ханство - один
из последних осколков Золотой Орды. Произошло событие огромной
исторической важности: последний монгольский царь Кучум был разбит, и
этим была заложена основа

Азиатской России. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. За Урал двинулись казаки. Подвиг Ермака и его дружины навсегда был вписан в сибирские летописи. А что вообще означает название «Сибирь»? На этот счет существует много различных суждений. Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются две гипотезы. Некоторые исследователи считают, что слово «Сибирь» произошло от монгольского «Шибир», что дословно можно перевести как «лесная чаща»; другие ученые утверждают, что слово «Сибирь» произошло от самоназвания одной из этнических групп, так называемых «сабиров». Оба эти варианта имеют право на существование, но который из них действительно имеет место в истории, мне кажется, остается только догадываться.

Вспоминая слова Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью...», невольно задумываешься: как бы сложилась судьба России, если бы в ее состав не вошла Сибирь - эта огромная территория, богатая природными ресурсами, обеспечивающими практически всю страну?! В своей работе я попытаюсь посмотреть на время Ермака с объективной точки зрения, попробую описать жизнь Ермака, глядя через призму происходящих событий, а также попытаюсь проследить путь экспедиции Ермака и его дружины и само значение присоединения Сибири.

2. ЕРМАК, КТО ТЫ?

...Мы голову Кучуму отсечем! -Сказал Ермак. - Сибирь на меч подъемлю!-Он вынул меч. И боевым мечом Ударил в землю и разрыхлил землю...

Леонид Мартынов

Ермак характеризуется источниками как мужественный человек и мудрый
предводитель: в Ремезовской летописи сказано, что Ермак был "весьма
мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв,
возраст средний, и плоек и плечист".

К великому сожалению, источники не сохранили точных данных о месте и дате рождения Ермака. После смерти атамана различные волости и городки оспаривали честь именоваться его родиной. В северных деревнях население прилежно хранило предания об отважном покорителе Сибири. Одно из преданий гласит, что Ермак происходил из Потемского уезда Вологодской губернии.Другое предание свидетельствует, что родиной Ермака Тимофеевича были двинские волости.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам - по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк - человек, родом из Мещеры; Черкас - выходец из Украины; Пан - уроженец Польши.

А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо - человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком - «перекати-поле». Скорее всего, необычайно

ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый. Брязга - от воровского термина того времени - бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге. Карчига - прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Волдырь - так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске - от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п. Барбоша (от барабошить) - так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской - бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской - собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза - суровый, грозный человек.

Главная закавыка - с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой, ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно - Василий, а отчество - Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Известно и прозвище его - Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия - Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» - малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма - прорыв; ермак - канава, размытая водой; ермаклау - бороздить; ерту - рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл - прорыв, прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее - все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя - Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан - все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин - фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения. Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал - алый, розовый; ала - пегий; алакола - пятнистый; алама - дурной человек; алапай - неопрятный человек; алга - вперед. Как видим, вариантов сколько

угодно. И, наконец, аллах или алла - Бог, Божество. Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоек» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина - Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем? В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возвожно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич - атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак - символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией - утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя - «ерту»: рвать, ковырять, прорывать. «Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» - на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Таким образом, не существует достаточного количества достоверных данных, которые позволили бы нам составить правдивое жизнеописание Ермака

Тимофеевича. Поэтому мы не сможем узнать, как именно прожил Ермак первую половину своей жизни, откуда он был родом - эти вопросы остаются загадкой...

И все-таки, вот какой портрет может предстать перед нашим взором. Мало кто
может сравниться по известности в народе с победителем Сибирского ханства
казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. О нем сложены песни и сказанья,
написаны исторические романы, повести и пьесы. Описания сибирского
похода вошли во все учебники.

Ермак Тимофеевич, погибший в 1585 году, был профессиональным
воином и великолепным военачальником, подтверждение чему можно найти
на страницах любых летописей. Известно, что около двух десятков лет он
служил на южной границе России, возглавлял отряды, посылаемые в Дикое
Поле для отражения татарских набегов.

Данный факт подтверждается челобитной одного из соратников Ермака, казака

Гаврилы Ильина, в которой было написано, что «20 лет полевал с Ермаком в поле». Другой казак, Гаврила Иванов, сообщал, что был на государственной службе «в Сибири 42 года, а прежде того служил на поле 20 лет у Ермака в

станице с иными атаманами».

Во время Девонской войны Ермак Тимофеевич был одним из самых известных казацких воевод. Вот тому подтверждение: польский комендант города Могилева доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов - воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич - атаман казацкий».

Нрав Ермака, как свидетельствуют достоверные источники, был по-
настоящему твердым и суровым. Вот, что пишет о чертах характера Ермака
А.Н.Радищев в своем очерке «Слово о Ермаке»: «Ермак, избранный единожды
верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою
власть во всех противных и неприязненных ему случаях: ибо если нужно
всегда утвержденное и наследованное мнение, чтобы владычествовать над
множеством, то нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-
либо качества, чтобы уметь повелевать своею собратею. Ермак имел первое и
многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю
непорабощенных воинов».

Вообще вольные казаки в то время участвовали в самых значительных военных событиях, что во многом способствовало и их победе над Сибирским ханством, имели свою военную организацию и признанных военных руководителей.

Если вернуться к эпиграфу, который я привела в самом начале этой главы, им я хотела подчеркнуть то, как относятся к личности Ермака поэты и писатели. Написано немало поэм и исторических романов о нраве и подвигах атамана-Ермака, которые не дают нам повода сомневаться в стойкости и непоколебимости ермаковского характера, впрочем, данные черты свойственны и остальным казацким атаманам.

3. ЭКСПЕДИЦИЯ ЕРМАКА

...На крутом на красном бережочке Собрались люди, вольные казаки, Становились они во единый круг, Крепко думу думали единую. Говорил Ермак Тимофеевич: «Не пора ли убраться нам отсюдова: На Волге жить - ворами слыть, На Яик идти - переход велик, В Казань идти - грозен царь стоит, Грозен царь-государь Иван Васильевич. Не лучше ли нам во Сибирь идти, На Кучума, царя татарского?..»

Песня записана в селе Вознесенском Новосибирской обл. в 1955г.

Также как и вопрос о биографии, тема об экспедиции Ермака в Сибирь
остается открытой для дискуссий, так как источники сибирской экспедиции
недостаточно исчерпывающи и, в то же время, довольно противоречивы.
Историками даже не дан точный ответ на вопрос о дате начала похода: одни
утверждают, что он начался в 1579, другие - 1581г.
Тем не менее... начало экспедиции. События конца XVI века, как уже
говорилось выше, оказались переломными для исторических судеб Северной
Азии. Итак, в 1579 или 1581гг. Ермак начал поход в глубь Сибири. Тыловой
базой похода послужило владение купцов и промышленников Строгановых в
Приуралье, получивших от царя^ жалованную грамоту на «камские
изобильные места».

Когда началась Ливонская война, и главные силы государства были отвлечены

на запад, на отряды «охочих людей» легла основная тяжесть обороны
восточной границы. Самым опасным противником был Кучум - правитель
Сибирского ханства, которое подчинило себе коренные народности Западной
Сибири: вогулов и остяков. Именно против него и организовывалась
экспедиция Ермака.

Итак, 1 сентября 1581 года дружина Ермака выступила в поход. Маршрут похода довольно точно прослеживается историками. Сначала он плыл по реке Каме, потом вверх по реке Чусовой. Сильное встречное течение очень замедляло движение стругов. Затем их путь пролегал по реке Серебрянке к Тагильским перевалам, где было удобнее перебраться через «Камень». На перевале казаки построили земляное укрепление - Кокуй-городок, где зимовали до весны. Эта зимовка не была временем простой передышки: Ермак создавал тыловую базу похода уже на восточной стороне Уральских гор, вел разведку, привлекал на свою сторону местное население. По реке Тагил судовая рать Ермака спустилась в реку Туру, где начинались земли Сибирского ханства. Здесь произошли первые столкновения Ермака с сибирскими татарами. В ходе сражений казакам удалось занять Епанчин -городок, затем старую столицу Тюменского «царства» Чинги-Туру. Далее путь пролегал через «вражескую» территорию. В результате сибирским татарам ни разу не удалось напасть на судовый караван Ермака неожиданно. Опасность теперь угрожала непосредственно столице Сибирского ханства

городу Искеру.

Русское войско медленно, но верно приближалось...

Хан Кучум лихорадочно собирал воинов, требуя от мурз и князей, чтобы они
пришли к столице со своими отрядами. Сибирскому хану удалось создать
определенное численное преимущество над казаками Ермака. Сдаваться без
боя он не собирался.

Укреплялась столица ханства - город Искер, также были укреплены
близлежащие городки Атик и Карачин.

Первую серьезную попытку задержать русское войско хан Кучум

предпринял близ устья реки Туры. Сюда пришли главные силы сибирского
войска. Эта попытка была обречена на неудачу. Казаки, отстреливаясь из
пищалей, миновали засаду и вошли в реку Тобол. Но и дальше, вниз по
Тоболу, плыть было довольно тяжело. Казакам то и дело приходилось
высаживаться на берег, дабы отпугнуть противника. В этом очень важна была
та тактика, которой пользовался Ермак. Дело в том, что Ермак вел боевые
действия, четко следуя определенному плану. Чаще всего при сражении Ермак
атаковал в два «захода». Сначала в бой вступали пищали, при ударах которых
очень большое количество воинов противника гибло, затем шло молниеносное
наступление пехоты, отчаянно навязывая противнику рукопашный бой.
Татары не любили рукопашного боя и страшно его боялись. После ведения
порою довольно затяжных битв Ермак неожиданным ударом взял Карачин.
Укрепленный городок всего в шестидесяти километрах от Искера.
Отбить город попытался сам Кучум, но ему пришлось отступить и
вернуться в столицу. Затем воины Ермака захватили другой укрепленный
городок, прикрывавший сибирскую столицу, - Атик. Время сражения,
которому было суждено решить судьбу Сибирского ханства приближалось.
Силы Кучума были еще весьма значительными, город хорошо укреплен...
Первый приступ казаков не удался. Штурм повторился и снова за окопы
прорваться не удалось. Именно после этого Маметкул, оборонявший
Чувашский мыс, и совершил крупную военную ошибку. Ободренный
неудачами русских приступов и малочисленностью дружины Ермака, он
решился на большую вылазку.

Татары сами разобрали в трех местах засеки и вывели свою конницу в поле.
Казаки заняли круговую оборону, встали плотными рядами. Стрельба из
пищалей велась непрерывно: пищальники укрывались внутри каре,
перезаряжали оружие и снова выходили в первые ряды, чтобы встретить
залпом атакующую конницу.

Татары понесли крупные потери, но прорвать плотные слой казаков так и не сумели. В бою был ранен предводитель татарской конницы Маметкул.

Неудача в полевом сражении у Чувашского мыса оказалась гибельной для

хана

Кучума. Насильно собранное ханское войско начало разбегаться. Вогульские

и остяцкие отряды, составлявшие немалую часть его, также обратились в

бегство. Отборная ханская конница погибла в бесплодных атаках.

Ночью хан Кучум покинул свою столицу, и 26 октября 1582 года Ермак с
дружиной вошел в столицу Сибирского ханства.

В этих сложных условиях Ермак проявил себя не только дальновидным военачальником, но и дипломатом, политическим деятелем. Удержаться в крепости, удаленной от России на тысячи километров, можно было только при поддержке местного населения, и Ермак сразу же постарался установить дружеские связи с вогульскими и остяцкими «князьями». Ненависть жителей Западной Сибири к хану Кучуму способствовала этому.

Разгром большого татарского войска Ермак использовал для того, чтобы
поставить под свою власть соседние земли. Он разослал в разные стороны
казацкие отряды, которые «очищали» земли от остатков орды. Русские потери
в этих походах оказались минимальными.

Летом 1583 года казацкие войска на судах двинулись по Иртышу,
подчиняя местных князьков...

Итак, подводя некий итог, мы можем сделать некоторые выводы. Поход был тщательно подготовлен. Первоначально казаков насчитывалось около 540, затем их численность увеличилась до 1650 человек. Были построены большие лодки - струги, каждая из которых вмещала до 20 воинов с запасами оружия и продовольствия. Но если сравнивать силы Ермака с силами, которые мог привлечь хан Кучум, то становится непонятно, как Ермак смог выиграть сражения.

По данным тогдашнего Посольского приказа, Кучум мог вывести в поле около

10 тыс. воинов, причем большей частью конных. Также хан мог принудить себе в помощь вогульские и остяцкие войска плюс к этому добровольная

помощь ногаев, с которыми у хана Кучума были хорошие отношения. Таким образом, численное преимущество хана было более чем подавляющим.

Историки обычно объясняли блестящие победы Ермака превосходством в вооружении, прежде всего в огнестрельном оружии, которого татары, якобы, могли не знать и которое приводило их в ужас. Но на самом деле, это не совсем верная гипотеза. С огнестрельным оружием сибирские татары были знакомы, хотя и не имели его в достаточном количестве. Несомненно, рать Ермака имела хорошее по тем временам оружие. По словам летописца, ее снабдили «оружием огненным». Пушки были, но только легкие

(так как транспортировка больших, тяжелых орудий была более
проблематична) и при всем этом было их немного, всего несколько штук. Зато
имелось триста пищалей, дробовые ружья и даже испанские аркебузы. В
целом же ручным огнестрельным оружием владело не более одной третьей
части войска, остальные воины имели луки со стрелами, сабли, копья, топоры,
кинжалы, какое-то количество самострелов. Пушки стреляли на 200-300
метров, пищали - на 100, причем скорострельность была незначительной (2-3
минуты на перезарядку). Так что решающего преимущества Ермаку
огнестрельное оружие не давало.

Что же обеспечило успех Ермака?

Во-первых, умелое командование и четкая организация войска. Сам
Ермак обладал большим военным опытом. Признанными воеводами
считались и его ближайшие соратники: Иван Кольцо и Иван Гроза. Дружина
разделялась на пять полков во главе с выборными есаулами. Полки в свою
очередь делились на сотни, сотни - на полусотни и десятки со своими
сотниками, пятидесятниками и десятниками соответственно. В войске были
выделены полковые писари, трубачи, литаврщики и барабанщики, подававшие
сигналы во время сражений. В течение всего похода соблюдалась строжайшая
дисциплина. Казаки были искусными, мужественными бойцами, привычными
к дальним и трудным походам.

Во-вторых, успехам Ермака способствовала умело выбранная тактика -
быстрые маневры «судовой рати», недоступной для татарской конницы,
внезапные удары, сочетание «огненного» и рукопашного боя, использование
легких полевых укреплений.

В-третьих, Ермак выбрал для похода наиболее выгодное время, когда
силы Кучума оказались раздробленными. Как раз накануне похода Ермака хан
послал своего старшего сына и наследника Алея с лучшими отрядами на
Пермский край.

И, наконец, тыл хана Кучума был довольно непрочным. Вогульские и остяцкие «князья», данники хана, только по принуждению присоединились к его войску, на их верность нельзя было рассчитывать, а местные жители, рыболовы и охотники, вообще не желали воевать с русскими...

4. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ

Когда казаки овладели «царствующим градом» Сибирского ханства и
окончательно разгромили армию Кучума, им пришлось подумать над
вопросом, как организовать управление завоеванным краем.
Ничто не мешало Ермаку учредить в Сибири свой порядок... Вместо этого
казаки, став властью, стали управлять именем царя, привели местное
население к присяге на государево имя и обложили его государственным
налогом - ясаком.

Есть ли объяснение этому? - В первую очередь Ермак и его атаманы руководствовались, по видимому, военными соображениями. Они прекрасно понимали, что не могут удержать Сибирь без прямой поддержки со стороны вооруженных сил Русского государства. Приняв решения о присоединении Сибири, они немедленно запросили Москву о помощи. Обращение за помощью к Ивану IV определило все их последующие шаги. Ермак и его помощники многие годы несли службу в государевых полках. Решение как бы

вернуться на царскую службу казалось им лучшим выходом из создавшегося
положения. Однако едва ли не половину отряда Ермака составляли
«воровские» казаки, которые царским указом были поставлены вне закона.
Обращение к царю далось им непросто.

Дух социального протеста и бунта никогда не покидал вольное казачество, всех беглых людей, искавших прибежища на окраинах, недоступных власти царской администрации. Однако следует учитывать особенности создания и умонастроений угнетенных масс. Обездоленные винили во всех своих бедах лихих бояр, дворян и приказных, непосредственно притеснявших и угнетавших их, но не православного царя-батюшку, стоявшего на недоступной взору высоте. Иллюзии не покидали народ ни в пору успехов, ни в пору великих бедствий, обрушившихся на страну в конце Ливонской войны.

Царь Иван IV пролил немало крови своих подданных. Он навлек на свою голову проклятие знати. Но ни казни, ни поражения не могли уничтожить популярность, приобретенную им в годы «казанского взятия» и адашевских реформ.

Решение ермаковцев обратиться в Москву свидетельствовало о популярности
Ивана IV как среди служилых, так и в известной мере среди «воровских»
казаков. Некоторые из объявленных вне закона атаманов рассчитывали
покрыть
«сибирской войной» свои прошлые вины.

С наступлением весны 1583 года казачий круг направил в Москву гонцов с известием о покорении Сибири. Царь оценил важность известия и приказал отправить на помощь Ермаку воеводу Балховского с отрядом. Посольство было встречено милостиво, тут же принято решение о подготовке зимнего похода на помощь Ермаку. Однако зимой Уральские горы были неприступны для конной рати, и к Строгановым была послана грамота об иотсрочке похода. Зимовал Ермак не в Искере, где било мало домов, а на просторном острове Карачине, неподалеку от сибирской столицы. Зима оказалась особенно суровой: сорокаградусные морозы, ледяные ветры, большие снега. Охота

стала почти невозможной. На Карачине начался голод, который и погубил
стрелецкий отряд. А обстановка становилась все сложнее. После пленения
своего соперника

Маметкула Карача помирился с ханом Кучумом. Ермак не знал об этом и, согласившись помочь Караче в войне с Казахской Ордой, послал к нему атамана

Ивана Кольцо, «а с ним 40 человек товарищества». Все казаки были вероломно убиты татарами. Кроме этого, участились нападения на казацкие разъезды, добывавшие в отдаленных селениях продовольствие и ясак.

Весной 1584 года Карача со значительными силами окружил Искер, перерезав все дороги. Он надеялся погубить русских осадой и голодом.

Однако Ермак всегда находил выход, предпочитая решительные и неожиданные действия. Темной июньской ночью несколько десятков казаков во главе с атаманом Матвеем Мещеряком незаметно вышли из города, прокрались мимо татарских разъездов и внезапно напали на стан Карачи.

Всполошились все татарские станы. Утром татары начали штурм. Казаки отстреливались. К полудню Карача увел свое воинство. Осада Искера была снята, но опасность продолжала существовать, так как Карача договорился о совместных действиях с ханом Кучумом. Из Барабинской степи потянулись на север конные отряды ку чумовых татар. И Ермак отправился в свой последний поход...

5. ГИБЕЛЬ ЕРМАКА

Движение на юг, следом за отступившим Карачей, может показаться безрассудным, но это было не так. Ермак старался закрепить военный успех под Искером, нанести Караче еще один ощутимый удар, пока тот не опомнился от поражения. Победа могла предотвратить повторную осаду Искера, и Ермак решил рискнуть.

Кроме того, он получил известие, что татары готовятся перехватить бухарский караван, который будто бы направляется в бывшую столицу Сибирского ханства. Караван мог привезти много необходимых для казаков товаров, его следовало выручить. И Ермак «с невеликою своею дружиною» поспешил навстречу. Путь его лежал по реке Вагай, притоку Иртыша.

Сначала поход проходил удачно, казаки почти не встречали сопротивления. Но возле Бегичева городища произошел «бой великий», закончившийся победой Ермака. Еще один бой вспыхнул в устье Ишима, он тоже оказался удачным для казаков, хотя пятеро из них были убиты.

Татарские лазутчики неотступно следовали за караваном, хоронясь за деревьями и кустами. Когда стало известно место ночевки казаков - на острове, туда подтянулись отряды Кучума и Карачи. Татары остановились в

трех верстах от русского стана и ждали удобного момента для нападения.

Ночь с 5 на 6 августа 1584 года выдалась дождливой и ветреной. Шум леса и плеск волн скрадывали шаги, а темнота спустилась такая, что невозможно было разглядеть приближающегося врага. Видимо, именно этим, а не тем, что Ермак забыл выставить стражу, объясняется неожиданность нападения: осторожностью казаки никогда не пренебрегали, расплатой за неосторожность была смерть, это знали все...

Другое дело, что казаки, измученные тяжелым гребным переходом вверх по реке, спали, укрывшись от дождя в шалашах, и быстро собраться вместе для отражения нападения оказалось делом нелегким. Но на острове было не избиение сонных, а настоящий бой, который, если бы не гибель самого Ермака, нельзя назвать неудачным.

Силы Кучума явно превосходили силы Ермака, и казакам предстояло, прежде всего, позаботиться об отступлении. Единственная возможность спастись от гибели - пробиться к стругам и отплыть от берега. Русские воины сумели это сделать: из ста восьми казаков, приплывших на Вагай, девяносто спаслись!

Видимо, Ермак отступил одним из последних, задерживая рвавшихся к стругам татар, и погиб уже у самой реки или утонул, не сумев подняться на судно. Даже непосредственным участникам скоротечного ночного боя нелегко было увидеть, что именно произошло, и, возможно, те два десятка погибших на острове казаков как раз и бились рядом со своим атаманом, прикрывая отход остальных товарищей.

Сибирские казаки потеряли самого опытного и авторитетного вождя, силы их были на исходе. Уцелевшие воины вместе со своими последними предводителями атаманом Мещеряком и головой Глуховым решили покинуть Сибирское ханство. Покидая Искер, казаки не знали, что помощь уже близка: по Тоболу подплывала рать царского воеводы Мансурова, которая насчитывала

«семьсот человек служилых людей разных городов, казаков и стрельцов». Но к их приходу Искер уже заняло татарское войско, и воевода проплыл мимо, надеясь догнать отступавших казаков. Это ему не удалось. Тогда воевода решил зимовать в Сибири. Близ устья Иртыша служилые люди построили укрепленный Обский городок и остались там.

Смерть Ермака не привела к отходу Западной Сибири от России. Служилые
люди сидели в Обском городке и подчиняли местных «князей». В 1586 году в
Сибирь пришло новое войско под предводительством В. Сукина и И. Мясного.
На месте древней татарской столицы Чинги-Туры был построен Тюменский
острог. В

1587 году голова Данила Чулков основал на Иртыше русский город Тобольск, который надолго стал центром Сибири. Необходимо отметить, что во всех походах и сражениях участвовали «ермаковы казаки». Память о славном атамане Ермаке навсегда сохранилась в народе.

6. ПРИЧИНЫ ПОБЕД ВОЙСКА ЕРМАКА

Так что же все таки позволило казакам Ермака удержаться в Сибири при
небольших силах и ресурсах в течение столь длительного времени?
Ермак выстоял потому, что за плечами у вольных казаков были длительные
войны с кочевниками в «диком поле». Казаки основывали свои зимовья за
сотни верст от государственных границ России. Их станицы со всех сторон
окружали ордынцы. Казаки научились одолевать их, невзирая на численный
перевес татар. Важной причиной успеха экспедиции

Ермака явилась внутренняя непрочность

Сибирского ханства. С тех пор, как Кучум убил хана Эдигара и завладел его троном, прошло много лет, заполненных не прекращавшимися кровавыми войнами.

Где надо силой, где надо хитростью и коварством Кучум смирил непокорных
татарских мурз (князей) и обложил данью ханты-мансийские племена.
Окружив себя гвардией из ногайцев и киргизов, он упрочил свою власть. Но
военные неудачи немедленно привели к возобновлению междоусобной борьбы
среди татарской знати. Племянник убитого Эдигара Сеид-хан, скрывавшийся в
Бухаре, вернулся в Сибирь и стал угрожать Кучуму местью.
Ближний мурза Кучума Сеинбахта Тагин выдал Ермаку местопребывание
Маметкула, самого выдающегося из татарских военачальников. Пленение
Маметкула лишило Кучума надежного меча. Знать, боявшаяся Маметкула,
стала покидать ханский двор. Карача - главный сановник Кучума,
принадлежавший к могущественному татарскому роду, перестал повиноваться
хану и откочевал со своими воинами в верховья Иртыша. Сибирское царство
развивалось на глазах.

Власть Кучума перестали призйавать многие местные мансийские и хантские князьки и старейшины. Некоторые из них стали оказывать помощь Ермаку продовольствием. В числе союзников атамана были Алачей, князек

крупнейшего хантского княжества в Приобье, хантский князек Бояр, мансийские князьки Ишбердей и Суклем из Яскалбинских мест. Их помощь имела для казаков неоценимое значение.

7. РОССИЯ И СИБИРЬ

Зауралье и Сибирь не были для русских людей неведомой землей.
Новгородцы начали торговать с уральскими племенами с XI века. Путь за
Камень (Урал) был непроходим пропастями, снегом и лесом. Но жителей
Новгорода Великого не пугали ни пропасти, ни снег. На протяжении ХП-ХШ
веков они прочно освоили печорский путь на Урал.
Несомненно, присоединение Сибири к Русскому государству имело очень
большое историческое значение. После факта присоединения в Сибирь
двинулись переселенцы. Одной из первых забот переселенцев было
устройство на новом месте пашен: продовольственный вопрос в Сибири стоял
очень остро, и развитию местного хлебопашества русская администрация
уделяла неослабное внимание. В непривычных природных условиях самым
важным и ответственным шагом был выбор мест под пашню. Таким образом,
Сибирь начала развиваться и с аграрной точки зрения, училась обеспечивать
себя самостоятельно.

Благодаря присоединению Сибири, Россия смогла узнать о несметном
количестве сибирских полезных ископаемых, которые в дальнейшем стали
обеспечивать всю страну в целом. За Уралом были открыты месторождения
поваренной соли и т.д. Еще большую заинтересованность проявляло
московское правительство к нахождения в Сибири руд цветных металлов и
особенно серебра.

Надо отдать должное всем русским землепроходцам, которые так или

иначе участвовали в открытии Сибири, ведь благодаря им такая огромная территория примкнула к России, благодаря им весь мир узнал о Сибири. Около столетия западноевропейские географы черпали сведения о Северной Азии практически лишь из тех материалов, которые смогли получить в России, переносили на свои карты, взятые из русских чертежей, географические названия.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После смерти Ермака молва о взятии Сибири разошлась по всей Руси. В казачьей среде в Сибири родились первые песни об удалом атамане. Одни ермаковцы вернулись в родные станицы на Волгу, Дон, Яик и Терек. Другие, продолжая дело Ермака, ушли далеко на восток к неведомому океану. Но куда бы они ни шли, они несли с собой давние сказы

Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель. Опережая
правительственную колонизацию, они освоили «дикое поле» в Нижнем
Поволжье, на Тереке, Яике и Дону. Поход Ермака в Сибирь был прямым
продолжением этого народного движения. То, что первыми русскими
поселенцами здесь стали вольные люди, оказало большое влияние на
историческую судьбу Сибири.

Преобладание народной колонизации привело к тому, что феодально-
дворянское землевладение и крепостное право никогда не утвердились на
сибирской земле.

Казаки Ермака сделали первый шаг. Следом за ними на Восток двинулись
крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой
природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и
закладывали очаги земледельческой культуры.

Царизм нес угнетение коренному населению Сибири. Его гнет испытывали

на себе в равной мере как местные племена, так и русские переселенцы. Сближение русского трудового народа и сибирских племен благоприятствовало развитию производительных сил и преодолению вековой разобщенности сибирских народов, воплощая в себе будущее Сибири.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Экспедиция в Сибирь отряда Ермака», Р.Г.Скрынников, Ленинград, 1982

  2. «Русские землепроходцы в Сибири», Н.И.Никитин, Москва, 1988

  3. «Открытие Сибири», А.П.Окладников, Новосибирск, 1982

  4. «Ермак», Р.Г.Скрынников, Москва, 1986

  5. «Полководцы X-XVI вв.», В.В.Каргалов- М. - ДОСААФ. - 1989. - 334

  6. «Сибирская экспедиция Ермака», Новосибирск, 1986

  7. Ермак: Книга для учащихся старших классов Скрынников Р.Г.. - М. -Просвещение. - 1992. - 160 с.


© 2010-2022