Проблемное обучение на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Володар орта мектебі» КММ

КГУ «Володарская средняя школа»





Проблемное обучение на уроках географии.

Доклад на МО ЕМЦ





Учитель географии: Глоба А.В.


2013

Проблемное обучение на уроках географии.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Что подразумевается под проблемным обучением?

Проблемное обучение - организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В совместной деятельности с учителем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще не известного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию географии.

Теория проблемного обучения представлена в трудах Дж. Брунера, Ю.К. Бабанского, Д. Века, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, В. Оконя, Т. Новацкого и других учёных.

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Она предполагает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер личности школьника, развитие его индивидуальных способностей, т.е. в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и «проблемная ситуация».

Схема 1

Основные понятия проблемного обучения.

Проблемное обучение на уроках географии

Основой проблемного обучения являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Методы проблемного обсуждения.

Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

- семинары (индивидуальная работа);
- структурированные дискуссии (групповая работа);
- проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

- практические занятия (коллективная работа)
- исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами:

  • урок-лекция;

  • урок-семинар;

  • урок решения задач;

  • урок-конференция;

  • урок-экскурсия;

  • урок-консультация;

  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;

  • рок-пресс-конференция;

  • урок-защита диссертации;

  • урок-суд;

  • урок-посвящение;

Признаками проблемы являются: порождение проблемной ситуации, определенная готовность и определенный интерес решающего к поиску решения и возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска. Ю. К. Бабанский определил условия трансформации учебной задачи в познавательную проблему: наличие познавательной трудности для учащихся, познавательного интереса со стороны школьников и ранее усвоенных знаний.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Урок-исследование на тему: «Главные черты рельефа Казахстана».

Подобные уроки возможны не только в старших, но и в шестых, седьмых классах. Они отличаются большим объемом исследовательской работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делят на две группы. Каждая группа получает на карточках свое задание. Помимо этого ставится проблема.

Постановка проблемы, направление поиска исследования.

"Используя инструктивную карту, статистический материал, тематические карты, картины, литературные источники - изучите особенности рельефа Казахстана, выделите главные особенности.

Инструктивная карта (для групп учащихся).

Учебное исследование по теме "Рельеф Казахстана".

1. Посмотри внимательно на физическую карту Казахстана. Можно ли по ней определить особенности рельефа? Какие из них проявляются зримо, наглядно?

2. Какие же формы рельефа занимают наиболее обширные пространства? Какой облик они придают территории? Обозначьте их на контурной карте. (Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Туранская низменность, Северо-Казахстанская равнина, Сары-Арка, Алтай, Тянь-Шань)

3. Какие, менее крупные формы рельефа находятся на территории страны? Обозначьте их на контурной карте. (Торгайская ложбина, горы Мугоджары, горы Мангыстау, Эмбинское (Предуральское) плато, Зауральское плато, Бетпакдала, хребет Тарбагатай, хребет Жонгарский Алатау, хребет Кетмень, хребет Заилийский Алатау, Кыргызский Алатау, хребет Каратау, Общий Сырт)

4. Как же сочетаются равнины и плоскогорья с другими формами рельефа, например, горами? Они чередуются? Или разбросаны хаотично? Проявляется ли четко на карте какая либо особенность в их сочетании?

5. Как распределяются высоты на территории страны? Определите высшую и низшую точки Казахстана, нанесите их на контурную карту. Стрелкой обозначьте общий уклон территории Казахстана.

6. Сопоставьте физическую и тектоническую карты по основным формам рельефа. Сделайте вывод.

7. Поразмышляйте на тему: влияние рельефа на компоненты природного комплекса, жизнь и здоровье человека. Приведите примеры, подтверждающие ваши умозаключения.

Предлагается заполнить в тетради таблицу:

Характеристика

Главные черты рельефа Казахстана

Географическое расположение

Геологическое строение

Климатические условия





Как видно. Проблемные вопросы обсуждают все группы. Задания построены так, чтобы участие принимали все учащиеся. Будь то сильный или слабый учащийся. После отчетов формулируют общие выводы.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных схем, поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа - конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Суть работы учителя при реализации проблемного обучения состоит в формулировании проблемных заданий, определении методов и форм работы школьников, вариантов возможного решения проблемы учащимися, руководстве работой школьников, консультировании, организации общего обсуждения, исправлении ошибок.


© 2010-2022