Рабочая программа по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора директор школы

естественно- А.В. Водолазова О.М. Терновых

географического цикла

Н.М. Мартакова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


« ГЕОГРАФИЯ»


(8 класс)








Учитель: Зеленина В.И.















2015 - 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программой по географии основного общего образования, и учебным планом МБОУ СОШ № 54.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс «Географии России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе - ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Преобладающей формой текущего контроля является устный опрос и работа с картой. Письменный опрос и тестирование используются на уроках проверки и учета знаний.

Цели и задачи курса:

- сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли Росси в мире;

-сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

- воспитать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Место предмета в базисном учебном плане:

Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, 3часа - резервное время.



Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе

Кол-во практических работ

Кол-во контрольных работ

1

Географическое положение

4

4

2

1

2

Исследование территории России

3

3

3

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

5

5

1

4

Климат и погода

8

8

2

5

Моря и внутренние воды, водные ресурсы

7

7

2

6

Почва и почвенные ресурсы

3

3

7

Природные зоны

7

7

1

8

Крупные природные районы России

21

21

1

9

Природа и человек

2

2

1

10

География родного края

6

6

3

1

11

Резервное время

4

4

Итого

70

70

12

3

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.






Основное содержание учебного предмета:

Природа России

8 класс

Раздел 1. Общая физическая география России

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи Росси. Сухопутные, водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Контрольная работа по остаточным знаниям -1 час

Тема 2. Исследование территории России (3 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории Росси. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Практическая работа: Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (8 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.

2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (7 часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России, их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.

Тема 6. Почвы (3 часа)

Почва, ее состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные )типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Тема 7. Природные зоны (7 часов)

Природные и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Практическая работа: Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Раздел 2. Крупные природные районы России (23 час)

Тема 1. Островная Арктика (1 час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина (3 часа)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы - последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Тема 3. Кавказ (2 часа)

Кавказ - самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Крым ( 2 часа)

Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Крыма. Особенности климата региона. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Крыма.

Тема 4. Урал (2 часа)

Урал - каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал - водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (3 часа)

Западная Сибирь - край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина - одна из

крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудности освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Практическая работа: Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6 Средняя Сибирь (2 часа)

Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский(Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки - основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Практическая работа: Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (2 часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный поя». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Тема 8. Горы Южной Сибири (3 часа)

Южная Сибирь - рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Тема 9. Дальний Восток (3 часа)

Дальний Восток - край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Раздел 3. Природа и человек (3 часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

География родного края (7 часов)

Особенности физико-географического положения Воронежской области. Крайние точки. Геологическая история и геологическое строение территории. Полезные ископаемые. Особенности рельефа. Особенности климата. Разнообразие внутренних вод: реки, озера, болота, подземные воды. Закономерности распространения почв. Природные комплексы. Охрана и преобразование природы родного края.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;

специфику географического положения, особенности ее природы, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

анализа состояния окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ урока

Дата

Тема раздела

Тема урока

План

Факт


4

Тема 1. Географическое положение России


1



Россия на карте мира П/р № 1 Определение ГП России, географических координат крайних точек территории России.

2



Часовые пояса страны

3



Часовые пояса страны П/р № 2 Решение задач на определение поясного времени

4



Контрольная работа по остаточным знаниям.


3

Исследование территории России


5



Русские землепроходцы ХI- XVII вв.

6



Географические открытия в России ХVIII- XIX вв.

7



Географические исследования ХХ в.


5

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые


8



Геологическое летоисчисление и геологическая карта

9



Тектоническое строение

10



Общие черты рельефа

11



П/р № 3 Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

12



Человек и литосфера


8

Климат и погода


13



Факторы, определяющие особенности климата

14



Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

15



П/р № 4 Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток

16



Типы климатов России

17



Погода

18



Атмосферные вихри

19



П/р № 5 Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам

20



Атмосфера и человек


7

Моря и внутренние воды, водные ресурсы


21



Моря России

22



П/р№ 6: Характеристика одного из морей по плану

23



Характеристики реки

24



Реки РоссииП/р № 7 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки

25



Озера и болота

26



Природные льды

27



Гидросфера и человек


3

Почва и почвенные ресурсы


28



Формирование и свойства почвы

29



Зональные типы почв

30



Почвенные ресурсы России


7

Природные зоны


31



Природные комплексы России

32



Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики

33



Леса умеренного пояса

34



П/р № 8 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

35



Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность.

36



Ресурсы животного и растительного мира России

37



Обобщающий урок по теме «Компоненты природы»


21

Крупные природные районы России


38



Природа арктических островов

39



Восточно-Европейская (Русская) равнина Рельеф и геологическое строение

40



Климат, внутренние воды и природные зоны

41



Природно-территориальные комплексы Восточно-Европейской равнины

42



Кавказ Геологическая история и рельеф

43



Климат, внутренние воды и высотная поясность

44



Крым. Географическое положение, природные условия и ресурсы

45



Урал Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

46



Климат, гидрография Природно-территориальные комплексы

47



Западная Сибирь Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

48



Климат и внутренние воды Природно-территориальные комплексы

49



Средняя Сибирь Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

50



Климат, внутренние воды и природные зоны П/р № 9 Характеристика жизнедеятельности человека в суровых условиях

51



Северо-Восточная Сибирь Геологическое строение, рельеф и климат

52



Внутренние воды и природно-территориальные комплексы

53



Горы Южной Сибири Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

54



Климат и внутренние воды, высотная поясность

55


Озеро Байкал

56


Дальний Восток Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

57


Климат, внутренние воды и природные зоны

58


Природно-территориальные комплексы


2

Природа и человек


59


Природные ресурсы и природные условия Роль географии в современных условиях.

60


Обобщающий урок по теме «География: природа России»



География родного края


61


Географическое положение Воронежской области ..П/р №1 Определение по картам ГП Воронежской области

62



Рельеф и полезные ископаемые

63


Климат и внутренние воды. П/р№ 2

64



Почвы. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

65


Природные комплексы. Охрана природы Экологические проблемы П/р № 3 Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы

66


Обобщающий урок по теме «Природа Воронежской области»

67



Повторение

68

Повторение

69

Повторение

70

Повторение


Материально-техническое обеспечение:

1. Карты:

- физическая карта России

- тематические карты ( климатическая, почвенная, растительности, зоогеографическая)

- карты крупных природных районов

2. Таблицы и плакаты ( почвы, внутренние воды, климат, полезные ископаемые, природные зоны)

3. Стенные картины по природным объектам.

4. Технические средства обучения (компьютер, проектор)

5. Натуральные объекты (гербарий)

Учебно- методическое обеспечение:

1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

2.Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: метод. Пособие. Санкт- Петербург. «Паритет» 2001г.

3.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 класс.М., Просвещение,2007г.

4.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. М., 2009г.

5.Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы). М., АРКТИ. 2008г.







© 2010-2022