- Преподавателю
- География
- Обобщающий урок по географии Зарубежная Европа. 10-й класс
Обобщающий урок по географии Зарубежная Европа. 10-й класс
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чеглазова М.Е. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Филиал Добровского УВК
при КРУ «Противотуберкулезный диспансер №1» с. Пионерское
Обобщающий урок по географии "Зарубежная Европа". 10-й класс
Учитель географии: Чеглазова М.Е.
Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения: урок в форме игры «Биржа», работа в группах.
Время проведения: 45 минут.
Обучающие цели:
-
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Зарубежная Европа»;
-
создать условия для усвоения фундаментальных географических основ темы, в частности о ЭГП, население и экономике стран зарубежной Европы.
-
Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
-
создать условия для развития познавательного интереса и географического мышления;
-
развивать пространственное мышление, коммуникативные навыки при работе в группах;
Воспитательные цели:
-
содействовать развитию умения общаться между собой;
-
помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
-
компьютер,
-
визитки участников игры,
-
таблички на столах участников,
-
атласы,
-
карта зарубежной Европы,
I этап: Подготовительный.
За 2 недели класс делится на группы по 2 - 3 человека. Каждая группа выбирает объект изучения по зарубежной Европе: отрасли промышленности, транспорт, наука, туризм. Затем подбирает материал и готовит презентацию.
Состав участников и их роли: Класс разделен на 5 групп с учетом склонностей и желания учащихся.
II этап. Проведение урока.
В кабинете столы расставлены для работы в группах, каждый стол оформлен: название фирмы, дилеры, товарные знаки.
Этапы урока
-
Организация класса.
-
Блиц - турнир.
-
Презентация.
-
«Конкуренция»
-
Тестирование.
-
Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его в игровой форме. Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания по зарубежной Европе.
Игра называется «Биржа».
Класс у нас будет представлять биржу. А вас, ребята, попрошу исполнять роль дилеров. Перед представителями фирм будет стоять задача: заинтересоватьинвестора. В роли инвестора выступаю я. Я сегодня не учитель географии, а инвестор, и главная моя задача: провести инвестицию, т.е вложить свой капитал наиболее удачнее. Вложения составляют от 3-х до 5-ти млн. ЕВРО. Оценку «5» получают те, кто заработал - 5 млн. ЕВРО, «4» - 4 млн. ЕВРО, «3»- 3 млн. ЕВРО. Это очень большие деньги, деньги - необходимое средство обмена в условиях рыночной экономики. Послушайте правила игры:
Правило № 1.
Участники игры для подписания договора с инвестором должны пройти несколько этапов. Договор на определенную сумму будет подписываться после пройденных этапов. Главный документ у меня - это классный журнал, а у вас дневники. На каждом этапе участники должны показывать компетентность в вопросах по заданной теме и соблюдать регламент при выступлениях.
Правило № 2.
Каждая фирма должна показать сплоченность, умение сотрудничать друг с другом, правильность изложения материала, полноту и логичность ответов, наглядность проекта, уважение к другой фирме.
Мне сегодня будет помогать пресс-секретарь. Слово представляю пресс- секретарю. Представьтесь, пожалуйста.
Представление пресс-секретаря.
Пресс-секретарь: Сегодня я буду помогать инвестору, заполнять «Прайс-лист», где будут отмечаться критерии (правильные ответы в баллах).
- Каждый критерий оценивается в один балл
- Максимальное количество баллов, набранных командой - 5.
- Если количество баллов у двух фирм будет одинаковое, то будут заданы дополнительные вопросы.
На биржу я вижу, приехали несколько фирм;
-
Промышленная фирма.
-
Сельскохозяйственная фирма.
-
Транспортная фирма.
-
Финансовая фирма;
-
Туристическая фирма.
Все фирмы я приветствую и желаю удачно прорекламировать свой товар.
Учитель. Пресс-секретарю было дано индивидуальное задание, найти в словаре значение слов: биржа, инвестор, инвестиция, дилер.
Пресс-секретарь. Я нашел эти слова. (Определение на слайде)
-
биржа ( нем. «кошелек») - учреждение, в котором осуществляется купля - продажа ценных бумаг (фондовая биржа), валюты (валютная биржа) или массовых товаров, продающихся по стандартам или образцам (товарная биржа);
-
биржа - государственная или акционерная организация, представляющая помещение для сделок, получающая за это комиссионные.
-
дилер - физическое или юридическое лицо, деятельность которого сосредоточено на продаже товаров и услуг;
-
фирма - предприятие, компания, преследующая коммерческие цели. Может иметь фирменный знак - символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение, идентифицирующее продукт с его изготовителем и продавцом;
-
инвестиция - (нем. «облачать» - долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
-
прайс-лист - перечень товаров и услуг, с указанием цены (в игре - это оценка);
Прайс-лист
Представляемый объект
Фирма
Дилер
Что интересно
Цена ( оценки)
Содержание
Наглядность
Представление
-
деньги - необходимое средство обмена в условиях рыночной экономики;
Инвестор. Итак, начинаем работать.
Этапы:
Первый этап. Блиц - турнир.
Пресс-секретарь. Каждой фирме будет задано по два вопроса, причем отвечать необходимо без предварительного обсуждения.
-
Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя чертами. Какими?
-
Политическая карта Зарубежной Европы на протяжении 20 века претерпевала большие изменения трижды. Назовите эти изменения?
-
Политической консолидации региона способствует деятельность, какой организации?
-
В каком году был создан Совет Европы, и для каких целей?
-
Самая большая страна зарубежной Европе.
-
Назовите 6 микрогосударств зарубежной Европы.
-
Назовите однонациональные страны.
-
По своему административно-территориальному устройству большинство стран зарубежной Европы принадлежит:
1) к унитарным государствам; 2) к федеративным государствам; -
Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция)
-
Государство - теократическая монархия в Европе. (Ватикан)
-
В какой стране Рурский каменноугольный бассейн ( ФРГ).
-
В какой стране Верхнесилезский каменноугольный бассейн (Польша).
-
Лотарингский железорудный бассейн (Франция).
-
Железорудный бассейн Кируна (Швеция).
-
Для стран зарубежной Европы характерно суженный или расширенный тип воспроизводства населения.
-
Закончите предложение. Зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг ( трудовой ) иммиграции.
-
По национальному составу население зарубежной Европы относится, к какой семье?
-
Господствующая религия в Южной Европе.
Второй этап «Презентация»
Каждая фирма показывает презентацию своей продукции.
Фирмам представиться и при выступлении соблюдать регламент. (4 мин.)
Выступление с презентацией товарной фирмы. Промышленность: главные отрасли. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «рено» (Франция), «фольскваген» и «мерседес» (ФРГ), ФИАТ («Фабрика итальяна аутомобиле Торино»), «вольво» (Швеция). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании «Форд-мотор». Ашиностроение ориентируется, прежде всего, на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру. Химическая промышленность занимает 2 место после машиностроения. Самая химизировання страна - ФРГ. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение, прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Например, крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Европу. В топливно-энергетическом хозяйстве большинство стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Черная металлургия получила развитие, прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом или сырьем - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Запасы бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция). Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность смещается в Южную Европу. Так, Португалия превратилась едва ли в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.
Пресс-секретарь: У меня вопрос? Чем славятся такие государства как Бельгия, Австрия, Лихтенштейн?
Дилер. Бельгия славится производством охотничьих ружей (браунинг», обработкой алмазов (Антверпен - мировой центр бриллиантами), Австрия - горных лыж, а в Лихтенштейн находится крупнейшее в мире предприятие по производству искусственных зубов, продукция которого поставляется более чем в сто стран.
Просим инвестора вложить свой капитал в отрасли промышленности.
Инвестор. Спасибо. У меня вопрос. Скажите мне, пожалуйста, какие страны располагают запасами бокситов, бокситы - это сырье для алюминиевой промышленности. (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция).
Выступление с презентацией сельскохозяйственной фирмы. Сельское хозяйство: три главных типа. По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства.
Североевропейский
Среднеевропейский
Южноевропейский
Молочное животноводство.
Выращивание кормовых культур и серых хлебов.
Финляндия. Великобритания.
Молочное и молочно-мясное животноводство, свиноводство, птицеводство.
Дания.
Производство фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур.
Побережье Средиземного моря.
Пресс-секретарь. Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос? Что является национальным символом Греции? ( Ответ. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь- знак мира.)
Дилер. Просим инвестора вложить свой капитал в сельское хозяйство зарубежной Европы.
Инвестор. Спасибо, я подумаю. У меня к вам такой вопрос. Сколько сортов сыра известно во Франции?
Выступление транспортной фирмы. Главные магистрали и узлы. Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта. Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. Мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр).
Пресс-секретарь. В каком году и где построен самый большой мост в Европе?
Ответ. Автодорожный мост через пролив Босфор в Стамбуле был открыт в 1973г. Это самый большой мост в Европе и четвертый в мире. Его пролет имеет длину 1 км. Благодаря шестирядному движению пропускная способность моста составляет более 20тыс. машин в сутки. Просим инвестора обратить внимание на нашу фирму.
Инвестор. Я подумаю. Спасибо. Сколько км составляет общая длина евротоннеля под Ла-Маншем и за какое время занимает поездка из Парижа до Лондона.
Ответ. Общая длина тоннеля составляет - 50 км, из которых 37 км. Проходят под дном пролива (на глубине 40 м), время - 3 часа.
Выступление финансовой и научной фирмы. Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры. По примеру «Силиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, технополисов. Самые крупные из них Кембриджский (Великобритания), Мюнхен (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, сформировалась так называемая «Дорога высокой технологии». В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира.
Пресс-секретарь. Как называется самый крупный банк в ФРГ?
Дилер. В Германии 8 крупнейших банков, самый большой называется «Дойче банк». Просим инвестора вложить свой капитал в финансовые и банковские услуги.
Инвестор. Спасибо, думаю, это будет престижно.
Выступление туристической фирмы «Ривьера». Отдых и туризм: главный регион международного туризма. Зарубежная Европа была и остается главным регионом международного туризма. Здесь получили все виды туризма, очень высокого уровня достигла «индустрия туризма». В качестве стран-лидеров международного туризма выступают Франция, Испания, Италия. Главный район приморского туризма - Средиземноморье. (Показ слайдов).
Пресс-секретарь. У меня вопрос. Чем знаменита французская Ривьера?
Дилер. Французская Ривьера еще в XІX в. стала излюбленным местом отдыха таких знаменитых французских писателей, как Бальзак, Флобер, Мопассан. Здесь жили и работали русские писатели и артисты Н.В.Гоголь, Ф.И. Тютчев, А.И. Куприн, А.П. Чехов, И.А.Бунин, В.В.Маяковский, Ф.И.Шаляпин, С.П. Дягилев. Уже в яркие описание Ривьеры оставили американские писатели Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд.
Уважаемый инвестор, вложив, свой капитал в туризм зарубежной Европы выиграете.
Инвестор. Спасибо я подумаю. Назовите несколько достопримечательностей Монако. Ответ. Игорный дом, открытый еще 1861г. Здесь находится также широко известный океанографический музей. У побережья создана заповедная зона для аквалангистов.
Пресс-секретарь. Итак, переходим к третьему этапу.
Третий этап. «Конкуренция».
Каждая фирма задает вопрос конкурирующей фирме по теме «Географический рисунок расселения и хозяйства». Вопросы должны были подготовить дома. После заданного вопроса идет обсуждение (1 минута). Если ответ дан неверный, то правильный ответ должны дать задавшие этот вопрос.
Вопрос на обсуждение.
-
В границах этой «оси» живет 120 млн. человек при плотности 300 человек на 1 кв. км. И сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные районы. Как называется эта «ось». Ответ. «Центральная ось».
-
На гербе какого города изображен серебристый кораблик с надписью: « Его качает, но он не тонет»? Париж.
-
В 70-е годы 20 века после бурного роста городов и агломерации в зарубежной Европе начался отток населения из центров в пригороды. Какое наименование получил этот процесс? Ответ. Субурбанизация.
-
Назовите страну. Парламентская республика с двух палатным парламентом и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно - территориального устройства - федеративное государство, состоящее из 16 исторических земель. ФРГ.
-
Назовите город. Этот город один из древних городов, в 1989 году отметил свое 2000-летие, был основан как крепость на Рейне, здесь родился Бетховен, столица страны.
После обсуждения переходят на четвертый этап. Во время тестирования инвестор и пресс-секретарь заполняют прайс-лист.
Четвертый этап. Тестирование.
-
По административному - территориальному устройству большинство стран зарубежной Европы:
1) федеративные;
2) унитарные; -
Промышленность стран западной Европы в основном базируется:
1) собственных;
2) привозных; -
Темпы роста численности населения в странах Европы:
1) выше, чем в Северной и Латинской Америке;
2) ниже, чем в Латинской, но выше, чем Северной;
3) ниже, чем, в Латинской и Северной Америке. -
Зарубежная Европа имеет высокий уровень развития:
1) промышленности;
2) промышленности и транспорта;
3) промышленности, транспорта, непроизводственной сферы; -
Крупнейший по грузообороту порт западной Европы располагается на территории:
1) Германии;
2) Нидерландов;
3) Франции; -
Северная Европа относится к районам:
1) с миграционным приростом населения;
2) с миграционной убылью; -
Уровень урбанизации в зарубежной Европе:
1) средний;
2) высокий;
3) один из самых высоких; -
Из отраслей непроизводственной сферы высокий процент развития имеют:
1) международный туризм;
2) международный туризм и банковское дело; -
В крупных портах западной Европы из отраслей промышленности развиты:
1) нефтепереработка;
2) нефтепереработка и металлургия; -
Как изменилась население Лондона, Парижа, Гамбурга в результате субурбанизации?
1) увеличилось;
2) уменьшилось;
3) удвоилось;
4) сократилось;
Ключ: 1-2, 2-2, 3-3, 4-3, 5- 2, 6-2, 7-3. 8-2, 9-2, 10-2
4 этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Вывод. Зарубежная Европа - самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. В последнее время на политической и экономической картах происходят большие изменения. Зарубежная Европа была и остается одним из главных центров мировой политики и экономики;
-
Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.
-
Зарубежная Европа - экспортер масла, молока, сыра, свинины, яиц, фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, эфиромасличных культур.
-
По обеспеченности транспортной сети стоит на первом месте в мире.
-
Зарубежная Европа является крупнейшими научным и финансовым центром.
-
Зарубежная Европа была и остается главным регионом международного туризма.
Пресс-секретарь объявляет конечный результат.
Ребята! Все этапы пройдены. Все фирмы достойно защищали свою продукцию. Но при рыночных условиях выигрывают сильные и конкурентоспособные фирмы. Инвестор пожелал вложить свой капитал следующим образом.
-
5 миллионов ЕВРО получают - фирмы:
-
4 миллиона ЕВРО -
Урок завершается рефлексией учащихся:
Учитель:
- Понравился Вам урок?
- Что понравилось больше?
- Какие испытания понравились больше?
- Исполнение ролей или подготовка презентаций?
Учитель. Мы дальше будем работать с презентациями, а пока домашнее задание творческого характера. « Страны зарубежной Азии на современном этапе», попробуйте себя в роли журналистов. Узнайте, пожалуйста, из СМИ о новостях в странах Азии. Надеюсь, вы с этой работой справитесь без труда.
Спасибо за урок. Все работали хорошо.