- Преподавателю
- География
- Разработка урока Европейский Север. Освоение территории Ненецкого автономного округа»
Разработка урока Европейский Север. Освоение территории Ненецкого автономного округа»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Загудалова Т.В. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Тельвиска»
Пояснительная записка.
Класс: 9
Учитель: Загудалова Т.В.
Предмет: География
Тема урока: Европейский Север. Освоение территории Ненецкого автономного округа.
Цели урока:
1. Формирование целостных знаний о родном крае, населении и экономике края
2. Познакомить с историей освоения НАО, административной картой России
3. Развивать интерес к природе НАО, познавательную активность
4. Воспитывать любовь к своему краю, уважение к историческому наследию
5. Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.
6. Формировать экологическое мировоззрение, представления о неразрывной связи человечества и природы планеты
Задачи:
*Продолжить формирование умений анализировать карты атласа, различные источники географической информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать «малые географические открытия» на уроке географии.
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами, опережающее задание
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска
На доске:
1. тема урока
2. план урока
3. иллюстрации
4. карта НАО, административная карта России
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса, а также для учащихся других классов при использовании во внеурочной деятельности по использованию регионального компонента.
На уроке использовались физическая карта и климатическая карта округа, мультимедийная презентация «Край мой Северный любимый…» ".
Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.
В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме "Европейский Север " (вопросы на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей). В процессе эвристической беседы учащиеся подготовлены к восприятию нового материала.
Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии - мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя позволяет усвоить материал урока.
С опорой на ранее полученные знания составляется характеристика территории округа, освещаются проблемы, пути их преодоления и разрешения.
Намеченный план урока был реализован, цели достигнуты. Повысился интерес учащихся к предметам географии и краеведения. Обучающиеся получили дополнительные знания.
Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально - психологический настрой учащихся
Урок географии по теме:
«Европейский Север.
Освоение территории Ненецкого автономного округа».
Учитель: Загудалова Т.В.
Цели урока:
-
Формирование целостных знаний о родном крае, населении и экономике края
-
Познакомить с историей освоения НАО, административной картой России
-
Развивать интерес к природе НАО, познавательную активность
-
Воспитывать любовь к своему краю, уважение к историческому наследию
-
Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.
-
Формировать экологическое мировоззрение, представления о неразрывной связи человечества и природы планеты.
Оборудование:
-
Административная карта России,
-
Карта Ненецкого автономного округа
-
Интерактивная доска
Тип урока: комбинированный урок
Организационная информация об уроке
Тема урока
Европейский Север. Освоение территории Ненецкого автономного округа
Предмет
География
Класс
9
Ф.И.О. учителя, должность
Загудалова Татьяна Владимировна, учитель географии
Образовательное учреждение
МБОУ «СОШ с.Тельвиска»
Подробный конспект урока
Тип урока
Комбинированный
Технология урока
Технология учебного исследования.
Формы организации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся
Индивидуальная.
Оборудование
Политико-административная карта России, атласы, презентация «Край мой Северный
любимый…»
Цели урока
Учащиеся должны знать: в ходе работы, обучающиеся должны сформулировать целостное представление о современном хозяйстве НАО, проблемах и перспективах развития региона.
Учащиеся должны уметь: составлять общую экономико-географическую характеристику района по типовому плану; подбирать нужную информацию; уметь излагать и приводить доводы по теме; вести диалог, работать в группах и индивидуально, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие: продолжить обучение самостоятельному решению проблем в процессе открывания новых знаний. Формировать коммуникативные компетенции обучающихся, способности применять полученные знания для решения творческих заданий. Формировать экологическое мировоззрение, представления о неразрывной связи человечества и природы планеты.
Задачи урока
Продолжить формирование умений анализировать карты атласа, различные источники географической информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать «малые географические открытия» на уроке географии.
План урока
I
Организационный момент
1 мин
II
Актуализация ранее изученного материала
1. ЭГП, состав Европейского Севера
2.Природные условия
3 Влияние морей на жизнь района
4.Население
10 мин
II I
Создание проблемной ситуации.
4мин
III
Работа над основным материалом
* Освоение территории НАО
* Прошлое и настоящее с. Тельвиска
22мин
* Перспективы развития
I V
Итог урока
2 мин
V
Домашнее задание
1 мин
Ход урока
Этап урока
Работа учителя
Работа учащихся
I. Организационный момент.
Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок, учтем же сотни ваших мнений - мы начинаем наш урок.
На партах разложены учебники, тетради, атлас, контурные карты.
II. Актуализация ранее изученного материала.
- На прошлом уроке вы узнали много нового и интересного об одном из значимых регионов России: Европейский Север. (Демонстрируется карта «экономическое районирование».)
Какое «малое географическое открытие» вы совершили, изучая эту тему?
Итог: - В чем специфика хозяйственного развития Европейского Севера России?
-Проверка домашнего задания проводится устно в форме «калейдоскопа» знаний по экономическому району. Начиная со слов «Я знаю …», вовлечены все учащиеся, оценка носит накопительный характер (кто повторяется, баллы снимаются).
Обучающиеся формулируют выводы, сотрудничая с учителем.
III. Создание проблемной ситуации.
- Велика наша Родина и разнообразна. Продолжаем изучение экономического района. Сформулируйте тему сегодняшнего урока на основании просмотра первых слайдов презентации «"Край мой Северный любимый,,,».
- О каком экономическом районе пойдет речь?
- Что вы уже знаете о регионе?
- Что вы хотите узнать об этом удивительном крае?
Обучающиеся рассматривают слайды, по особенностям природы, по картосхеме они определяют, что это Ненецкий автономный округ, который входит в состав Европейского Севера
Создание проблемной ситуации побуждает учащихся к творческому поиску ее решения
IV. Работа над основным материалом.
Объявление темы и цели урока.
- Мы начинаем изучение нового материала "Край мой Северный любимый… "
- Какой он наш край? Что окружает нас? Вот об этом мы будем говорить.
* Освоение территории НАО
* Прошлое и настоящее с. Тельвиска
* Перспективы развития
Демонстрация слайдов презентации 1-6
Родина как много в этом слове для каждого из нас звучит! Малая родина-место, где ты родился и вырос. Для каждого она своя, неповторимая и любимая, самая прекрасная на земле.
Слайд №7 ученица читает сочинение Тарасовой Татьяны, написанное в 2005 году
Ученик рассказывает о географическом положении территории Тельвисочного совета, природные условия малой родины
Слайд 8-25 История развития села
Ученица читает стихотворение Нургалиевой Оксаны, написанное в 2005 году
Слайд 26-32 Тельвиска сегодня
Слайд 33-39 Люди нашего села
Вывод: - Оцените ЭГП малой территории Европейского Севера
- В каких природных условиях находится регион: а) климат
б) рельеф (геологическое строение)
Вывод:- как природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность
- Определите главные перспективы развития НАО, входящего в состав Европейского Севера.
Запись в тетради темы урока.
Учащиеся записывают в тетрадь
-площадь территории
- состав и плотность населения
Нанесите на контурную карту границу округа, подпишите название города-центра и прилегающих населенных пунктов.
Приложение 1
Приложение 2
Читает учитель
Приложение 3
Читает учитель
Чтобы составить полную характеристику НАО, нам необходимо провести исследование различных источников: карт, диаграмм, таблиц. Установить особенности ЭГП, природных ресурсов, населения, хозяйственного развития региона; определить отрасли специализации.
Учащиеся анализируют особенности ЭГП НАО
Работа с тетрадью
Учащиеся записывают в тетрадь площадь территории, особенности климата, рельефа
Самостоятельно записывают вывод
Работа с тематическими картами атласа.
Запись в тетрадь.
Климат:субарктический, Средняя температура января: -180С до -200С;
июля: +120С до +160С; количество осадков: 400 мм в год.
Рельеф: включает в себя Балтийский щит (магматические полезные ископаемые). Север Русской равнины - Печорская низменность и Тиманский кряж (осадочные полезные ископаемые).
Для района характерен суровый климат (большая часть территории лежит за полярным кругом), влияние арктических морей, высокая влажность воздуха, заболоченность ведет к усложнению и удорожанию хозяйственного развития
Запись в тетрадь.
Перспективы развития:
- углубление сложившейся специализации;
- в перспективе округ, входящий в состав Европейского Севера, будет оставаться единственным для Центральной России выходом в открытый океан, поэтому будет развиваться торговый флот, портовое хозяйство, рыбная промышленность. А так как округ богат горючими полезными ископаемыми, то эта отрасль будет и дальше ведущей.
V.Итог урока.
Итог подводят учащиеся вместе с учителем.
VI.Рефлексия.
УУД регулятивные и личностные:развивать способность обучающихся к саморазвитию и к самосовершенствованию путем активного приобретения нового социального опыта.
- Как изученный материал может пригодиться вам в жизни и деятельности?
- Что вам показалось наиболее сложным для понимания?
-О чем бы вы хотели узнать более подробно по пройденной теме?
VII.Домашнее задание.
Дополнительный материал: сообщение «Народные промыслы Европейского Севера» (по желанию).
Запись в дневник.
Использованная литература:
1. Учебник География России. Хозяйство и географические районы.
А.И.Алексеев и др.
2. Материалы школьного музея.
3. Интернетресурсы.
Приложение 1
Приложение 2
Географическое положение территории Тельвисочного совета, природные условия малой родины.
Село Тельвиска находится в 5 км. западнее города Нарьян-Мара, на берегу Городецкого шара. Основан как промысловая жира в 1-ой половине 16 века. 23 января 1930 года образован был колхоз «Тельвисочный», в марте 1932г. Ёкушанско-Тельвисочный колхоз, 26 января 1940г. переименован в колхоз имени Кирова.
Почти вся территория округа, в том числе и нашего села, находится за полярным кругом, что, естественно, сказывается на его природно-климатических условиях и создаёт специфические сложности для социально-экономического развития регитна.
Рельеф на территории совета равнинный с неровной поверхностью. Климат формируется под влиянием арктических и в меньшей степени атлантических воздушных масс.
Среднегодовые температуры:
Январь - -18ᵒ, -20ᵒ
Июль - +12ᵒ,+16ᵒ
Осадков в год выпадает до 400мм. Преобладающее время года - зима, но бывают оттепели. В ноябре может образоваться гололёд. Наибольшая толщина снежного покрова 40 - 50 см.
Территория совета расположена в предтундровом редколесье: редкостойная ель, сосна. Берёза, лиственница, кустарники ивы, красной рябины, черёмухи.Дары леса население используют не только для солений и варенья, но и как лекарственные. Лайды - низины по побережью в зоне заливания, пойменные луга - это ценные кормовые угодья. В наших лесных массивах и зарослях кустарников можно встретить зайца-беляка, белую куропатку, рыжую лисицу, редко бурого медведя. Летом животный мир более разнообразен и богаче. Возвращаются из тёплых стран водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди.
Приложение 3
Европейский Север
Площадь 1466,3 тыс. км² (9% РФ)
Состав района:
-
Мурманская область
-
Архангельская область
-
Ненецкий автономный округ
-
Вологодская область
-
Республика Карелия
-
Республика Коми
Европейский Север:
история освоения.
« История - это география во времени.
География - это история в пространстве»
В. Лисниченко
Европейский Север
-
Население - 5,7 млн. чел. (4% РФ)
-
Уровень урбанизации - 75,7%
-
Плотность населения - 4 чел./км²
-
Ненецкий автономный округ - 0,2 чел./км²
-
Вологодская область - 9,2 чел./км²
-
Население
Европейского Севера
Индоевропейская семья Уральская семья
Славянская группа Самодийская Финская
Восточные славяне Ненцы Коми Саамы Карелы Русские (НАО) (респ. Коми) (Кольский п-ов) (респ. Карелия)
Этапы освоения Европейского севера
Освоения Европейского севера можно разделить на следующие семь этапов:
Первый этап:
*Особенности хозяйственного освоения: самый длительный (с момента появления здесь русских до XVI века). Отмечен вначале новгородской, а затем московской колонизацией. Эта территория поставляла в другие районы Московского государства пушнину, соль и рыбу. Шло активное сельскохозяйственное освоение района (Северной Двины, Печоры, Вычегды).
Второй этап:
-
Особенности хозяйственного освоения: длился с 1553 года и до момента основания Санкт - Петербурга. В это время начинается торговля России с Западной Европой через порт Архангельск. На протяжении 150 лет Архангельск оставался главным экспортным портом России.
Третий этап:
-
Особенности хозяйственного освоения: длился с момента основания Санкт - Петербурга и до конца XIX века. Происходило снижение масштабов землевладельческой колонизации. Вёлся промысел рыбы, морского зверя в прибрежных водах, а также Баренцевом и Норвежском морях. Продолжали развиваться и другие промыслы.
Четвёртый этап:
Особенности хозяйственного освоения: начинается с конца XIX века. В это время наблюдалось развитие лесопиления. Достраивалась Ж/Д до Архангельска. Строится дорога Вятка - Котлас. Также была построена в короткие строки Ж/Д до побережья Баренцева моря. Был основан порт Мурманск.
Пятый этап:
-
происходит во время предвоенных пятилеток. Экспорт сырья очень сильно увеличился. Увеличилось также и изготовление лесозаготовок. С 1930 года начинается разработка хибинских апатитов, а с 1942 - печорских углей.
Шестой этап:
-
Разработка различных ископаемых богатств: железных руд Кольского полуострова и Карелии, медно - никелевых руд близ границы с Норвегией, апатитонефелиновых руд в Хибинах, каменного угля, нефти и газа месторождений республики Коми. Начинается производство бумаги, целлюлозы, картона. Милитаризация Европейского севера. С 1950 годов стали производиться наземные испытания ядерного оружия.
Седьмой этап:
* Начался с момента распада СССР. Возросла нагрузка на северные порты (Мурманск и Архангельск). Резко возрастает значение космодрома в Плесецке. В сельском хозяйстве района ориентируются в основном на животноводстве. Производимые зерновые культуры идут только на фураж. На Мурманском комбинате вылавливается и перерабатывается 1/3 всего российского улова.
О муниципальном образовании
Полное официальное наименование муниципального образования - Муниципальное образование «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа. Сокращенное наименование - МО «Тельвисочный сельсовет» НАО.
Административным центром муниципального образования является село Тельвиска.
МО «Тельвисочный сельсовет» НАО имеет свой Устав, муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенного пункта, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Площадь территории муниципального образования - 1901, 76 га.
В состав территории муниципального образования входит территория д. Макарово и д. Устье. Численность населения на 2001 г. составила:
МО «Тельвисочный сельсовет» - 955 человек;
с.Тельвиска - 592 человек;
д. Макарово - 321 человек;
д. Устье - 42 человек.
В 2006 году в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 24.02.2005 № 557-ОЗ «О статусе, административных центрах и границах муниципальных образований Ненецкого автономного округа» муниципальное образование «Тельвисочный сельсовет» НАО наделено статусом сельского поселения. Территория поселения входит в состав территории муниципального района «Заполярный район». Данные изменения отражены в новой редакции Устава муниципального образования.
23 мая 2006 года вступил в силу Устав муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа в новой редакции, принятый на основании решения 13 сессии Совета депутатов МО «Тельвисочный сельсовет» НАО от 17.05.2006 г. Со дня вступления в силу нового Устава - Устав муниципального образования «Тельвисочный сельсовет», утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа от 16 августа 2005 года, признан утратившим силу.
Символика муниципального образования.
В течение 2002-2004 годов шла напряженная работа по утверждению флага и герба МО «Тельвисочный сельсовет» НАО. На обсуждение жителей было вынесено шесть вариантов символики муниципального образования. Работа шла в тесном сотрудничестве с Союзом геральдистов России.
23 декабря 2004 года решением 16 сессии 24-го созыва Совета депутатов МО «Тельвисочный сельсовет» НАО были утверждены флаг и герб муниципального образования, разработанные авторской группой в составе К. Моченова, К. Переходенко, Г. Русанованой, О. Фефеловой.
«В лазоревом поле вверху шесть восьмиконечных звезд, положенных выгнуто-дугообразно (сообразно щиту); внизу - две противообращенные форели, плывущие вниз, с хвостами, отклоненными к краям; все фигуры золотые».
Рыбы символизируют природные богатства Севера: реки и моря богаты рыбой.
Звезды символизируют развитие муниципального образования с древнейших времен и направленность этого развития в будущее, а также то, что Совет создавался с целью объединения коренных жителей, небольшие поселения которых изображены звездами.
Герб Тельвисочного сельсовета
Дата принятия: 23.12.2004
Номер в Геральдическом регистре РФ: 1791
Описание:
В лазоревом поле вверху шесть восьмиконечных звезд, положенных выгнуто-дугообразно (сообразно щиту); внизу - две форели, плывущие вниз, с хвостами отклонёнными к краям; все фигуры золотые.
Обоснование символики:
Золотые рыбы символизируют природные богатства севера: реки и моря богаты рыбой, здесь сохранились редкие виды животных - песец и горностай; птиц - тундряные и белые куропатки.
Звезда в геральдике - символ путеводности и единения. В гербе Тельвисочного сельсовета звёзды символизируют развитие региона с древнейших времён и направленность этого развития в будущее, а также то, что сельсовет создавался с целью объединения коренных жителей, небольшие поселения которого изображены звёздами.
В условиях Крайнего Севера вода для человека всегда была важным жизненным ресурсом. Практически все населённые пункты расположены на морском побережье или по берегам рек и озёр, позволяя населению заниматься рыбной ловлей. Основные транспортные артерии также связаны с водой - они проходят по рекам и морским прибрежным водам. В гербе это отражено синим цветом.
Лазурь (синий, голубой) - символ истины, чести и добродетели, чистого неба и водных просторов.
Золото - символ уважения, почёта, стабильности, интеллекта, богатства.
Авторская группа:
идея герба: Константин Мочёнов (Химки);
обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково);
художник: Оксана Фефелова (Балашиха);
компьютерный дизайн: Галина Русанова (Москва).
Утвержден решением Совета депутатов Тельвисочного сельсовета от 23 декабря 2004 года.
Источники: Heraldicum/Геральдикум
История развития села Тельвиска
Село Тельвиска расположено в 5 километрах западнее г. Нарьян-Мара, на берегу Городетского шара. Основано, как промысловая жира в 1-й половине 16 века.
В 1574 году в жире Тельвиска было построено 3 промысловых сарая, принадлежащих пустозерцам.
В 1678 году было 4 двора, 18 жителей. В 1861 году - 23 двора, 149 жителей, в 1903 году - 35 дворов, 106 жителей. Их главные занятия - рыболовство, извоз, охота, животноводство.
В 1862 году в Тельвиске возведена Богоявленская церковь. Образован Тельвисочный приход (выделен из Пустозерска с дер. Макарово, Екуша и ненцами, жившими в деревнях и кочевавшими в Большеземельской тундре, на о. Колгуев, за Уралом).
В Тельвиске было зарегистрировано в 1992 году - 35 дворов, 139 жителей, в 1993 году - 176 хозяйств, 539 жителей.
В настоящее время в с. Тельвиска расположены: животноводческое отделение Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Ненецкая агропромышленная компания», цех космической связи «Орбита», средняя школа, детский сад, отделение связи, амбулатория, автоматическая телефонная станция, 2 магазина, жилищно-коммунальный участок «Тельвиска», Дом культуры, библиотека.
По статистическим данным в Тельвиске проживали:
- в 1999 году - 528 человек, в т.ч. - 30 ненцев;
- в 2008 году - 539 человек, в т.ч. ненцев - 27;
- в 2010 году - 592 челове, в т.ч. ненцев - 49.
Становление и развитие Советской власти.
О древнейших временах Северного края сохранились только рассказы и легенды.
В письменных источниках XII-XIV вв. содержится упоминание о «Печорской стороне», как промысловом регионе со времен Ивана Калиты.
Новгородцы часто совершали набеги к берегам «Студеного озера», облагали местное население данью, главным образом мехом (1193-1364).
В 1478 году Московское княжество окрепло и произошло окончательное присоединение к нему Двинской земли и Печорского края. С этого времени начинается новая страница в развитии Северного края, далекой Печоры, «мест тундряных, безлесных и плачевных».
История поселений муниципального образования «Тельвиосочный сельсовет» с деревнями Макарово, Тельвиска, Устье тесно связана с г. Пустозерском.
Пустозерск - первый русский город за полярным кругом «зарублен» осенью 1499году. Московскими воеводами по указу Московского царя Ивана III, на одном из рукавов Печоры, в 100км. от ее устья, а берегу озера Пустое.
Пустозерск - Пустозерский посад - Пустозерский острог - Пустозерская волость - Пустозерский уезд - Пустозерский район) с 1931 года - Нижнее-Печорский) - вехи развитие первого города на Севере.
Старейшие поселения на Нижней Печере вокруг Пустозерска: Тельвиска, Устье, Макарово, с. Великовисочное, д. Никитцы, д. Нарыга, д. Куя и др.
Эти селения Иван III пожаловал пустозерцам из числа пермяков (т.е коми) за участие в Московских походах в Печорский край. Великий князь пожаловал пустозерцам рыбные тони за участие в рудоискательных экспедициях 1491-1492гг. на р. Цильму, а также за военный поход в Югру в 1499-1580гг.
Найденные руды позволили впервые в Московском государстве выплавку меди, серебра, даже золота, из которых на монетном дворе в Москве чеканили монеты и медали.
В 1502 году учреждена Пустозерская волость, состоящая из 3-х сельских обществ: Великовисочного, Пустозерского, Куйского. Во главе каждого стоял выбранный сельский староста, а делами ведал сельский писарь.
Селение Тельвисочное наряду с деревнями: Никицынская, Андегская, Норыгинская, Мокаровская, Екушенская, выселками: Просундуйским, Волочек, поселком Белая Шкелья (территория рыбинспекции в г. Нарьян-Маре) входило в состав Куйского сельского общества. Устье входило в состав Пустозерского общества.
За каждым сельским обществом и селением были закреплены рыбные тони и озера, сенокосные угодья, которые, как и полученные по разделу промысловые тони, можно было сдавать в аренду за сотую плату. Малоимущие хозяйства в аренду таким образом получали средства для уплаты налогов.
Число сельских Советов в волости не было постоянным, границы основных сельсоветов изменялись, т.к. некоторые селения (Тельвиска, Пылемец) передались из одного селения в другое.
В начале XVII в. Волость преобразована в Пустозерский уезд с центром в Пустозерске. Уезд упразднен в 1780 году, территорию включили в Мезенский уезд.
С 1908 года в Тельвиске появилось отделение связи, начальником его был Лукошков.
С 1913 года в Тельвиске работает врачебный пункт, в котором работал доктор Сидоркин и акушер.
В 1918 году в Пустозерске состоялся 1-й и 2-й властные съезды Советов, провозгласившие Советскую власть в низовьях Печоры.
В 20-х годах прошлого века началось формирование национальных советов.
В мае 1920 года в Пустозерске организован волостной исполком самоедов Большеземельской тундры. Его деятельность распространялась на кочующих ненцев Малоземельской тундры и на северную часть Большеземельской. С августа 1920 года его местонахождение в с. Тельвисочное.
Первым председателем исполкома Пустозерского волостного совета крестьянских депутатов 20 апреля 1918 г. был избран Петр Александрович Ревин.
Исполнительный комитет Тельвисочной самоедской волости был образован 27 апреля 1920 года. В состав вошли Иван Степанович Хатанзейский (председатель), Алексей Григорьевич Выучейский и Автоном Вылка. К этому времени в Пустозерской волости насчитывалось около 8 тысяч человек, а в Тельвиске около 200 человек.
С 1920 года село Тельвиска становится центром всех советских учреждений округа.
В 1920 году делопроизводителем и переводчиком для работы с ненецким населением назначен Выучейский Иван Павлович - педагог, государственный и общественный деятель Ненецкого автономного округа и СССР.
В 1921 году он становится Председателем Тельвисочного самоедского исполкома.
В Тельвиске тайно был создан белогвардейский отряд в октябре 1918 года, который противостоял укреплению Советской власти и вел активные боевые действия. Через 3 месяца, в январе 1919 года в Печорском уезде Советская власть была восстановлена. После изгнания белогвардейцев из волостей власть перешла в руки уездных революционных комитетов и волостных ревкомов - Пустозерского и Несского, а позже - к Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, избравшим уездные и волостные комитеты.
В 1922 году в Тельвиске приступил к работе кооператив «Кочевник» - первый на Севере.
В 1923 году на средства этого кооператива в Тельвиске открыта первая ненецкая школа. До этого здесь существовала церковно - приходская школа.
В декабре 1923 года съезд кочевников вынес такую резолюцию: «Самоеды, собравшиеся на съезд, постановили, что надо всем самоедам объединиться под один самоедский исполком…». Решение вопроса об объединении ненцев завершилось в 1929 году, когда 16 января 1929 года IX съезд Советов Малой и Большой Земли Пустозерского уезда постановил: «просить Большой исполком (видимо в Архангельске) и особенно Главный исполком объединить нас ненцев вместе в один округ с подчинением в Архангельске и включая Пустозерские волости. Просим не называть нас самоедами, а округ назвать Ненецким с установлением окружного центра в селе Тельвиска».
В 1924-1926 годах Тельвисочному и Канинскому райисполкому подчинялись 4 тундровых совета (Канин, Тимман, Малоземельский, Большеземельский).
На самоедском съезде в декабре 1925 года волисполком был упразднен, а вместо него организован Тельвисочный самоедский райисполком.
15 июля 1929 года Президиум ВЦИК образовал Ненецкий национальный округ - первый на крайнем севере, второй после Коми-Пермятского в стране.
В конце 1929 года в составе округа был создан 3-й район - Пустозерский (с 1931 года - Нижнее-Печорский) и центром округа утверждено с. Тельвисочное.
К 7 ноября 1929 года в Тельвиске вышел 1 номер окружной газеты «Нарьяна вындер» («Красный тундровик»).
15-17 января 1930 года в Тельвиске состоялся первый ненецкий окружной съезд советов. Первый его председатель И.А. Корионов. В его работе приняло участие 35 делегатов и более 100 гостей. Съезд выразил полную уверенность, что ненецкий народ и притундровое русское и ижемское население, объединенное в округ приложат все силы для того, чтобы с помощью центра и края развернуть богатейшие хозяйственные возможности края.
Первый съезд завершил организационную работу по созданию Ненецкого национального округа.
23 ноября 1930 года был образован Тельвисочный сельсовет с населенными пунктами: село Тельвисочное, Пустозерск, Устье, Екуша, Макарово, Просундуй.
10 марта 1931 г. на заседании Президиума Ненецкого окрисполкома был создан Президиум Тельвисочного сельского совета.
С октября 1931 года Тельвиска становится центром сельсовета. До октября 1932 года Тельвиска являлась административным центром Ненецкого национального округа.
1 января 1933 года хозяйства объединились в сельхозартель «Усть-Городецкая».
На 1 января 1935 года на территории Тельвисочного сельсовета образовано 3 колхоза: «Северная звезда», «Новая Заря» и «Екушано- Тельвисочный» (в 1938 году переименован в колхоз имени Микояна, а в 1940 году - в колхоз имени Кирова).
После 40-х годов ХХ века Пустозерск стал окончательно замирать, т.к. в эти годы усилилась работа по перевозу кочевого населения на оседлость, и многие поселенные пункты были объявлены «неперспективными». Упразднение г. Пустозерск произошло в 1954 году. Все строения были перенесены в д. Устье. Жители Пустозерска переселились в Устье, Тельвиску, Оксино, в г. Нарьян-Мар.
В 1962 году в Устье перевезен последний дом.
В 1964 году на месте г. Пустозерск установлен памятник - каменный обелиск: автор - В.М. Кибирев, сооружен ленинградским мастером С.Т. Устиновым при участии студентов Нарьян-Марского стройучилища.
В с. Тельвиска и д. Устье свято хранят память о городке (Пустозерске), о родных о своих предках.
18 июля 1958 года решением Нарьян-Марского горисполкома (протокол № 38) Тельвисочный сельсовет упразднен, территория передана в состав Пустозерского сельского совета, а д. Тельвиска - в Куйский сельсовет.
14 апреля 1960 года решением Ненецкого окрисполкома населенный пункт Тельвиска исключили из административного деления Куйского сельского совета и включили в Пустозерский сельский совет.
20 ноября 1968 года на основании решений Архангельской области (протокол № 35) и Ненецкого окрисполкома № 299 от 25 декабря 1968 года вновь образован Тельвисочный сельсовет с населенными пунктами: Тельвиска, Устье, Макарово, Сопка.
Председателями Тельвисочного сельского совета были:
-
Ларионов Н.С. (1933 год);
-
Прялухина А.И.;
-
Корепанова А.Ф.;
-
Хозяинова Е.И. (1973-1993 гг.);
-
Елсаков В.Р. (1994-1996 г.г.), с 1995 по 1997 гг. - глава МО «Тельвисочный сельсовет».
В 1995 году Тельвисочный сельский совет реорганизован в Муниципальное образование «Тельвисочный сельсовет» НАО - с дер. Макарово, Устье, с центром в с. Тельвиска.
В дальнейшем главами МО «Тельвисочный сельсовет» были:
-
1997-2001 гг. - Кренц Надежда Николаевна;
-
2002-2006 гг. - Протасов Валерий Николаевич;
-
16 октября 2006 г. по 17 октября 2010 г. - Семяшкина Ирина Александровна;
-
С 18 октября 2010 г. - Кожевин Владимир Сергеевич.