Использование ЭОР в обучении географии

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Cобалева. С.А

ГОБУ СПО ВО «Воронежский юридический техникум»

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно - коммуникационных в сфере образования

В современном информационном обществе информатизация идет ускоренными темпами. Информатизация образования влечет за собой изменения содержания образования, возникновение новых методов и организационных форм образовательного процесса. Одним из ключевых компонентов современной информационно - образовательной среды являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

ИКТ в образовательной деятельности способствует достижению новых образовательных результатов, формированию новых видов учебной деятельности, нового содержания образования. Достижение планируемых образовательных результатов возможно лишь при реализации следующих дидактических функций (ЭОР):

  • формирование навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы творческих групп;

  • формирование умения добывать необходимую информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий;

  • организация совместных учебных исследовательских работ студентов и педагогов;

  • формирование у студентов коммуникативных навыков и культуры общения при осуществлении работы в группах;

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования: улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.

В арсенале преподавателя имеется современный инструментарий: интерактивная доска, электронные учебные пособия, ЭОР, способствующие выстраиванию студентами системы своего самообразования, помогающие в поисковой, творческой, познавательной деятельности учащихся.

При разработке и использовании электронных образовательных ресурсов, необходимо руководствоваться новыми целями образования (воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России).

Этому должна способствовать новая образовательная система, как основной инструмент социокультурной модернизации общества.

Педагог нового поколения должен владеть информационной культурой, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества и профессиональную компетентность.

Педагог-предметник должен уметь квалифицированно выбирать и применять именно те информационные технологии, которые в полной мере отражают содержание и цели изучаемой дисциплины (или конкретной темы), помочь студентам правильно ориентироваться в огромном потоке информации.

Организация работы с систематическим использованием ИКТ является определяющим средством в повышении результативности учебного процесса, которая проявляется в реализации следующих задач:

  • развитие познавательных навыков и умений самостоятельно добывать знания;

  • умение применять полученные знания для решения практико-познавательных задач и проблем;

  • совершенствование уровня ориентирования в информационной сети Интернет (отбор нужной информации);

  • формирование у студентов навыков исследовательской и творческой деятельности;

  • повышение общей мотивации к изучению предмета.

Новая информационно-образовательная среда (ИОС) должна обеспечивать комфортные условия для образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетентности, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала студентов, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информационном пространстве.

При этом важную роль играют современные средства обучения, которые лежат в основе формирования ИОС.

ИКТ позволяют существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, расширяя возможность самостоятельной работы студентов на уроке. Создают условия, при которых студент активно участвует в процессе работы с мультимедиа-продуктами.

При изучении нового материала использование ИКТ дает возможность увеличить объём объясняемой информации; использовать схемы, статистические данные, таблицы, слайды, видеоматериалы.

Применение интерактивного оборудования на уроке и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использовать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся (личностно - ориентированные технологии: проектная деятельность, коллективное взаимообучение)

.В процессе осуществления своей педагогической деятельности предпочтение отдаю технологии личностно - ориентированного обучения, которая позволяет достичь индивидуализации и дифференциации образовательного процесса

При изучении нового материала широко применяю метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания.

Научить студентов самостоятельно добывать знания - одна из основных задач преподавателя.

Организация проектной работы предполагает включение проектной методики в тематический план дисциплин, подбор тем проектов. Небольшие проекты выполняются на уроках (информационно - поисковые, учебно - исследовательские, творческие). Работа над проектом предполагает поиск и систематизацию информации об изучаемом объекте, предоставление данной информации в виде рефератов, докладов, буклетов. При работе над проектом студенты активно используют ЭОР: сайты, интерактивные презентации, наглядные демонстрационные материалы и т.д.

Проектная деятельность предполагает выполнение конкретных заданий, которые состоят из изучения теоретического материала, создания какого-либо продукта и его демонстрации.

В начале урока создаю эмоционально - положительный настрой на работу всех студентов, определяя цели, задачи и план организации учебной деятельности. Класс делится на группы каждая из которых получает свое индивидуальное задание.

1-я группа - «Составление характеристики экономико-географического положения страны и региона»;

2-я группа - « Выявление особенностей природно-ресурсного потенциала страны и региона»;

3-я группа - «Хозяйственно-экономический анализ структуры хозяйства страны, региона: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и инфраструктура»;

4-я группа - «Обзор международных экономических связей».

Метод проектов предполагает развитие познавательных, творческих интересов студентов, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Предлагаю темы проектов в курсе «Региональный обзор мира»:

«Особенности географического положения страны», «Культурно - историческое наследие», «Природно-ресурсный потенциал страны, региона», «Хозяйственно - экономическая характеристика региона» «Причины и пути решения современных глобальных проблем человечества»;

Педагог, широко использующий в преподавании метод проектов:

  • реализует деятельностный подход;

  • обеспечивает личностно-ориентированное профессиональное обучения;

  • реализует требования принципа проблемного обучения;

  • содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и творческое саморазвитие;

При выполнении этапов работы студенты в рабочих группах активно используют ИКТ.

Проектная деятельность на всех этапах работы гарантирует:

  • высокую степень свободы поиска и работы в информационно среде;

  • выравнивание получаемых знаний по предмету;

  • повышение творческой активности студента при выполнении самостоятельной работы в группе.

Хочу особо отметить значимость использования интерактивной доски как одного из обучающих средств.

Она позволяет показывать слайды, видеоматериалы, делать пометки, чертить схемы, составлять графики. Любой студент в процессе работы над проектом может воспользоваться данным средством.

Благодаря использованию ИКТ на уроках студенты способны применять знания, для решения практико-познавательных задач и проблем, владеют практическими навыками анализа информации, навыками самостоятельной работы, навыками самоорганизации, становятся активными участниками образовательного процесса.

Литература:

1.Бесекерский В.А. Теория систем автоматического управления. СПб: Профессия ,2007.

2.Организационно - педагогические модели использования средств ИКТ и ЭОР в школе. Электронные образовательные ресурсы.eor-np.ru/hode/1642

3.Г.М Холод, Использование ЭОР в обучении географии. Научно -методический журнал «География и Экология» в школе XXI века.2013№10

4. Т.А Квасова «Использование элементов компьютерных технологий на занятиях» Ежемесячный теоретический и научно - методический журнал «Специалист» №4 2013г.

5. Т.Н. Евдокишена «Проектно-познавательная технология в обучении»; Ежемесячный теоретический и научно - методический журнал «Специалист» №8 2013г.


© 2010-2022