Проблемно-диалоговый урок Погода. Климат 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ»Основная общеобразовательная школа»
















Разработка

проблемно- диалогового урока

по географии

по теме «Климат»

в 6 классе






Выполнила :учитель

географии

МОУ»ООШ» г Дубовки

Ершова Светлана Теодоровна





г.Дубовка

2011г.

Тема: Климат

Тип урока :проблемно-диалоговый

Оснащённость урока

1. Климатическая карта мира

2 .Атлас Волгоградской области

3. Тексты с дополнительной информацией

4 .Бланки с заданиями для практической работы

Цели урока:

1.Учащиеся должны знать:

В ходе работы обучающиеся смогут дать определение»Климат»;

назвать основные характеристики климата , отличающие, его от погоды;

смогут перечислить и охарактеризовать климатообразующие факторы.

Обучающиеся смогут дать определение «адаптация» и понимать выражение

«адаптация человека к климатическим условиям».

2. Учащиеся должны уметь:

Обучающиеся смогут описывать свойства климата ;

излагать и приводить доводы о влиянии географической широты на климат;

определять по климатической карте распределение типов (видов) климата на

планете;

Обучающиеся смогут находить на климатической карте территории, находящиеся

под влиянием наиболее холодного , жаркого климата.

Обучающиеся смогут определить по карте климатический пояс местности, в

котором мы проживаем.Обучающиеся смогут подобрать нужную информацию и

составить характеристику климата своей местности

3. Воспитывающие

Вырабатывать у детей учащихся усидчивость ,умение работать в парах, группах и

коллективом. Воспитывать в ребёнка качества: терпение, трудолюбие,

самостоятельность,

Развивающие:

развивать зрительную память, логическое мышление устную и письменную речь

творчество, наблюдательность, воображение,

проблемный вопрос

1.Организация класса

- На прошлом уроке вы узнали много нового о погоде.

- Давайте вспомним, что такое погода?

- От чего зависит формирование погоды?

- Какие параметры характеризуют погоду?

2.Практическая работа

  • Работа в группах

- Перед вами лежат календари погоды , в которых фиксировались наблюдения за последние 3 года. Найдите второй месяц осеннего периода. Проследите внимательно за изменениями параметров погоды и заполните таблицу

Задание № 1

Дата

Температу- ра воздуха

Давление воздуха

Направление ветра

Сила ветра

Облач-

ность

осадки

2009

октябрь

01







15







31







2010

октябрь

01

15







31







2011

октябрь

01







15







30







Среднесуточная температура октября =

- Одинаковы ли показатели температуры воздуха в такие дни каждого года (1,15, 31)

- Какие выпадали осадки 1,15,30

- Каково давление воздуха в эти дни?

- Рассчитайте среднесуточную температуру октября

- А можно ли с точностью утверждать какая будет погода например , 15 октября через 5 лет?(нет)

- Почему? ( погода переменчива)

3.Создание проблемной ситуации

- А теперь давайте подумаем, что такое климат?

(варианты ответов детей фиксируются на левой стороне доски)

- Какой сезон года сейчас на улице? (осень)

- В чём проявление осени?

- Какой сезон за этим последует?

- Чем характерна зима?

- Чем радует нас весна? Чем она может огорчить?

- Какую погоду нам приносит лето?

- А откуда вы знаете , какой сезон года будет на дворе через 5 лет 15 октября ? ( из многолетних наблюдений)

  • Работа с учебником

- Откройте параграф…. Найдите в учебнике абзац, в котором даётся определение климата. Прочитайте его внимательно Найдите определение Климата

- Итак, что такое климат? ( Климат - это многолетний режим погоды (запись на правой стороне доски))

- Какую самую главную отличительную черту между погодой и климатом мы сейчас выделили ( Погода переменчива а, климат неизменен (запись на правой стороне доски))

- Как вы думаете, на всей ли территории земного шара происходит смена сезонов года? Ученик1:

Климат Антарктиды очень суров…, В самой жаркой пустыне Сахара…..

- Отчего зависит климат? (варианты ответов записываются на доске с левой стороны)

- Чтобы точно ответить на этот вопрос нам необходимо сделать небольшое исследование

  • Работа со словарями

- Перед вами лежат словари, найдите в них определение « климат»(с греческого- наклон)

- Как вы думаете что может быть общего между понятиями климат и наклон?(варианты фиксируются на левой стороне доски)

Ученик 3 :

Слово «климат» произошло от греческого слова klima (klimatos) - наклон. Древние греки считали, что главное, от чего зависит климат, - это наклон сол­нечных лучей к поверхности Земли. Как мы теперь знаем, они были правы: этот наклон (разный на разных широтах) - главная причина различий в температуре, а они, в свою очередь, во многом определяют значения других элементов погоды.

  • Работа с демонстрационным пособием «Теллурий»

- Так какая главная причина влияет на формирование климата? ( запись на доске с правой стороны (географическая широта места)

- Географическая широта является единственной причиной формирования климата? (варианты ответов записываются на левой стороне доски)

  • Работа с учебником

- Найдите в учебнике информацию , что ещё влияет на климат. Кроме географической широты ( высота над уровнем моря, близость океана, особенности рельефа, ,движение воздушных масс - запись на правой стороне доски)

- Как может влиять океан на климат?

Ученик 4

:расположение любой местности близко к океану или далеко от него и расположение данной местности на путях переноса воздушных масс очень сильно влияет на климат Например, метеоро­логам известно, что погода над Европейской Россией а значит и погода Волгоградской области «делается» в Атлантике: общее гос­подствующее направление движения воздуш­ных масс в умеренном поясе - с запада на восток. Поэтому, чем дальше на восток, тем более холодные зимы, более жаркое лето, более сухой климат. Другими словами, климат более континентальный.

- Что может влиять на климат кроме географической широты и океана?

Ученик 5 :

Переменчивая погода харак­терна и для приморских районов. Например, в самой западной об­ласти России, Калининградской, в ходу выражение: «Если вам не нравится погода, подождите 10 минут». Действительно, погода там очень часто меняется. Бывает и по-другому: на экваторе дождь идет каждый день, почти по часам. Здесь погода очень устой­чива.

Ученик 6:

На климат побережий существенно влияют и морские течения. Там, где про­ходят теплые течения, климат теплее и более влажный (воздух поднимается вверх и дает осадки). Холодные течения способствуют охлаждению и иссушению климата.

- Как влияет высота над уровнем моря?

Ученик 7

Как вы уже знаете, чем выше в горы, тем холоднее. А для влажности воздуха и осадков еще важнее, на каком склоне расположена местность. Если на наветренном склоне, то осадков много, если на подветрен­ном - мало.

- Как называются все эти причины формирования климата?( запись на доске термина Климатообразующие факторы)


  • Работа с текстом и словарём

- Вы уже слушали сообщения о климате самого холодного материка (Какого?) И самой жаркой и засушливой территории (какой?)

- Как люди переживают такие суровые особенности климата на данных территориях? Что они предпринимают для этого?

- Как называется такое привыкание ? (Запись на доске адаптация)

- Найдите этот термин в словарях

- Подумайте что означает адаптация человека к климатическим условиям?

- Как люди приспосабливаются к условиям самого холодного климата?

- Как человек выживает в условиях самого жаркого и засушливого климата?

- Как люди нашей (области) приспосабливаетесь к условиям климата

4.Первичная проверка понимания


  • Работа в парах

- Перед вами лежат бланки «Сравнительная таблица характеристик погоды и климата».Заполните её.





Задание № 2

Сравнительная характеристика погоды и климата

Сходство погоды и климата

Отличия погоды и климата

1

1

2

2

3…

3…

- Что общего между погодой и климатом?

- В чём отличие?

- Подумайте, можно ли наблюдая за погодой (в неизвестной вам местности) около 1-2 недель определить в каком климатическом поясе вы находитесь?

(варианты ответов)

Ученик 8

- Погода всегда полна «сюрпризов». Даже в период суровой зимы может неожиданно на 2 недели прийти оттепель, и снег под лучами солнца может в считанные часы растаять. А в Северной Африке, где люди знали о снеге только из книг и фильмов, в 2002 году выпал снег, который привёл к весьма тяжёлым последствиям. Люди совершенно не знали как себя вести в таких условиях,5 человек погибло а многие получили обморожение частей тела различной степени тяжести.

- Отчего может произойти такая резкая перемена погоды?

5.Физическая пауза

-Подойдите к окну, понаблюдайте за погодой : посмотрите какого цвета небо, есть ли облака, то какие. Посмотрите на деревья .Колышутся ли ветви под действием ветра, если да, то в какую сторону они клонятся. Понаблюдайте за людьми, проходящими мимо, как они одеты….

- Составьте устную характеристику погоды на сегодняшний день. по плану(общий план характеристики погоды даётся в календарях)

- Объясните причины такого состояния погоды

- Как люди приспособились к изменениям погоды?

6. Закрепление знаний и способов действий

- Давайте рассмотрим климат Волгоградской области.

- Как называется климатический пояс, в котором мы с вами проживаем?

- Почему он называется умеренно-континентальный?

- Какова главная особенность умеренного пояса? (Чётко выраженная смена времён года )

  • Работа по атласам Волгоградской области в группах

- Используя те знания, которые вы получили сегодня на уроке составьте характеристику климата Волгоградской области .Запишите эту характеристику в таблицу

- В вашей работе вам помогут:

1. Климатическая карта Волгоградской области

Задание № 3

План характеристики климата

- Средняя температура января минимум

- Средняя температура июля ,максимум

- Ср.годовое количество осадков

- Ср.годовое количество осадков

Предложите варианты адаптации человека к условиям изменчивости климата

2. План характеристики климата (запись на доске)

- Зачитайте характеристику

8.Обобщение и систематизация знаний

- Давайте повторим:

- Что такое климат

- От чего зависит климат

- Что прибавилось в нашем списке

- Что такое климатообразующие факторы

- Какие факторы вы запомнили

- Какой из перечисленных вы считаете основным

- Что общего между понятиями погода и климат

- Чем отличаются друг от друга погода и климат

- Что такое адаптация

8.Контроль и самопроверка знаний

  • Работа в парах

- Перед вами лежат карточки с заданиями . Подпишите фамилии

- Прочитайте внимательно задание и приступайте к выполнению

Задание

(На контурной карте контуром изображён один из климатических поясов

1. .Определите какой климатический пояс изображён на к/к

2. В каком климатическом поясе находится точка А

3. Выделите цветом ….климатический пояс

4. К какому термину «Погода» или «Климат» подходит данное описание. Обведите основные слова, которые наиболее удачно подчёркивают характеристику данного термина:

С утра светило солнце. Я вышел на прогулку Как вдруг резко подул ветер, налетели серые тучи и заморосил мелкий холодный дождь. .На улице стало сыро и неуютно Осень полна сюрпризов.

Солнце в этих местах находится низко над горизонтом в течение всего года. Средние годовые температуры даже в июле не поднимаются выше 5 градусов Резкий и холодный ветер пронизывает всё вокруг весь год.

Работы сдать

9.Оценка знаний

- Сегодня на уроке хорошо работали:…

- Были первыми помощники в изучении нового материала….

- Отметки за сегодняшний урок получили…

10.Рефлексия

- Давайте сравним ваши знания о климате. вначале урока и в конце. (Сравнивается запись на доске).

- Что нового узнали на уроке

- Что вам показалось наиболее сложным для понимания.

- С каким из заданий не справились в карточке. Почему.

11. Информация о домашнем задании

Запишите в дневники дом.задание

(Задание записано на доске)


© 2010-2022